Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Государственное учреждение «Гимназии№2» Научно – исследовательский проект по теме: «Профилактика заболеваний глаз или как сохранить зрение» Направление: Экология и медицина Исполнители: Кузьмина Анна ГУ «Гимназия №2», 5«А» класс Юрина Ангелина ГУ «Гимназия №2 « 5 «А» класс Руководитель: Кузьмина Л.В. преподаватель ГУ «Гимназии №2» г. Рудный 2012г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир? 4 1.1 Глаза – органы зрения 1.2 Как устроен глаз? 1.3. Как видит глаз? 1.4 Виды зрения 1.5 Общее понятие о травмах глаз 4 5 6 7 ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЗРЕНИЯ 2.1Реализация исследовательской работы по определению формирования знаний по сбережению зрения 2.2 Беседа с медицинским работником Нарушение зрения у учащихся 2012-2013 учебном году 2.3 Как сохранить зрение 7 12 13 14 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 19 АННОТАЦИЯ По данным Всесоюзной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. В Казахстане каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Более миллиона казахстанских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. В классе, где обучаются авторы проекта 15% детей с нарушением зрения. Проблема Что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир? Цель проекта Сформировать знания по сбережению зрения. Задачи проекта 1. Изучить строение глаза и его основные свойства . 2. Описать факторы, влияющие на ухудшение зрения и предложить способы решения этой проблемы. 3. Показать значимость проблемы сохранения зрения. 4. Обсудить вопросы бережного отношения к здоровью. 5. Ознакомить учеников с рекомендациями специалистов по сохранению зрения. Гипотеза Зная причины нарушения зрения, можно сохранить своё зрение. Исследовательская работа включает в себя: • Анкетирование учащихся 5 –х класса • Тестирование учащихся 5-х классов • Беседу с врачом офтальмологом • Беседу и сбор информации у врача школы • Математические подсчёты Мы узнали, к чему приводит плохое зрение: • Плохая успеваемость в школе • У детей могут возникать психологические комплексы • Ограничение в выборе профессии Изучив данную тему, мы сделали выводы: - Состояния глаз можно улучшить, выполняя гимнастику для глаз. - Витоминотерапия поможет улучшить зрение и укрепить мышцы глаз. Тем самым подтверждая гипотезу, выдвинутую в начале исследования, чтобы уберечь зрение школьников, необходимо познакомить их с рекомендациями по профилактике нарушений зрения. Никто не позаботится о нашем здоровье, кроме нас самих! ВВЕДЕНИЕ По данным ВОЗ в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. В Казахстане каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Более миллиона казахстанских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. В классе, где обучаются авторы проекта 15% детей с нарушением зрения. У нас возник вопрос: Что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир? В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Профилактика заболеваний глаз или как сохранить зрение» Цель исследования: Сформировать знания по сбережению зрения. Объект исследования: глаза. Предмет исследования: учащиеся 5 «А» класса ГУ «Гимназии №2» Гипотеза: Мы предположили: если учащиеся будут знать причины нарушения зрения, то можно помочь им сохранить своё зрение. Задачи исследования: 1. Изучить строение глаза и его основные свойства; 2. Описать факторы, влияющие на ухудшение зрения и предложить способы решения этой проблемы; 3.Показать значимость проблемы сохранения зрения; 4. Обсудить вопрос бережного отношения к здоровью. 5.Ознакомить учеников с рекомендациями специалистов по сохранению зрения. 6. Составили план исследовательской работы. Методы исследования: - изучение литературы по теме исследования; - изучение деятельности по теме исследования; - анализ; - анкетирование; - беседа; - метод математических подсчётов. База проведения исследования: Исследования проводились на базе ГУ «Гимназии №2» Практическая значимость исследования: Состоит в возможности использования материалов исследования одноклассниками, и как пропаганда здорового образа жизни. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: выступления на классном часе; выступление на школьной конференции. Структура: исследование состоит из введения, и двух глав, заключения, списка используемой литературы и предложений. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир? Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на завтра. Понимание ценности здоровья, принятие здорового образа жизни не возникают сами по себе, их нужно воспитывать с детства. Наиболее эффективно разъяснительную работу вести с малых лет и серьезно к этому вопросу подойти в школе, поскольку именно в школьные годы дети на всю жизнь вырабатывают отношение ко многим жизненным ценностям. Наши дети большую часть времени проводят в стенах школы. Особенно много времени находятся в школе учащиеся гимназий, так как это связано с дополнительными предметами, которые проводятся в учебных учреждениях. Поэтому очень важно, чтобы это пребывание было для школьников комфортным и не наносило вред здоровью. Школа должна создать все условия для умственного и физического развития ребенка. Немаловажна и внешняя атмосфера, в которой находятся учащиеся. Можно ли предупредить нарушения зрения? – этот вопрос занимает всякого, кто хоть раз задумывался над тем, каково это – носить очки или контактные линзы, подслеповато всматриваться в любой не слишком крупный текст, замечать все более сильное ухудшение зрения. Можно. Но для этого необходимо внести в свой образ жизни некоторые коррективы. Если речь идет о наследственности (наличие близорукости у родителей значительно повышает вероятность развития миопии и у детей) или о возрасте (с возрастом зрение ухудшается независимо от предпринимаемых мер), то вы, разумеется, бессильны: такие факторы риска можно только учитывать и контролировать. Но когда речь идет об устранимых факторах риска ваши усилия, напротив, выходят на первый план. Итак, какие факторы риска вы можете нейтрализовать, тем самым значительно снизив вероятность ухудшения зрения? 1.1 Глаза - органы зрения Глаза у Вари - карие У Васи с Верой - серые У маленькой Аленки Зелёные глазенки Для чего нужны глаза Чтоб текла из них слеза Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко: Сразу сделалось темно, Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом Править быстрым самолётом, Все моря на белом свете Переплыть желает Петя, Будет Николай шофёром, Павлик электромонтёром И охотником Илья… Но для этого, друзья Кроме знанья и уменья Всем необходимо зренье! Чтоб рука была крепка За работой у станка, Чтоб не дрогнула рука У охотника-стрелка. Чтоб отправился в полёт Реактивный самолёт, Чтобы смело корабли По морям студёным шли — Нужно помнить каждый час, Как важны глаза для нас! Очень много неизвестного, Очень много интересного Разузнаешь ты из книг, Вот представь себе на миг О восстаниях народа, О свержении царя, Как боролись за свободу В день заветный Октябрят Ты прочтешь про всё на свете: Как летают на ракете, Сколько есть на небе звёзд, Как устроен длинный мост, Кто живёт на дне морском, Как построен школьный дом, Как железо добывают, Как микробы изучают, Как Америку открыли, Как на льдине люди жили, О животных и о птицах, И о пчёлах-мастерицах. Но, чтоб книгу прочитать, Нужно зреньем обладать. Если ходишь ты в кино — Тоже зрение нужно, Да и в цирке представление Посмотреть нельзя без зрения. ЗНАЧИТ КАЖДОМУ ИЗ НАС НУЖНО ПАРУ ЗОРКИХ ГЛАЗ 1.2 Как устроен глаз Глаз - волшебный теремок, Круглый маленький домок, Хитро он устроен — Без гвоздей построен. Круглый дом со всех сторон Белой стенкой окружён, Стенку эту белую Называют склерою. Обойдём же дом скорей — Ни крылечка, ни дверей, Впереди кружочек тонкий — Роговица, словно пленка, Вся прозрачна, как стекло,— В мир чудесное окно, Через круглое оконце В глаз проходит свет от солнца. Глаз бывает синий, серый: Впереди, пред белой склерой, Яркой радужки кружок Украшает глаз-домок В центре радужки — зрачок, Чёрный маленький кружок. Лишь стемнеет — наш зрачок Станет сразу же широк, Коль светло — зрачок поуже Чтобы видел глаз не хуже. А за радужкой лежит Маленький хрусталик, Он такой имеет вид, Как стеклянный шарик Изнутри весь этот дом Выстлан, будто бы ковром, Оболочкой гладкой — Тоненькой сетчаткой. Что же в домике внутри? На картинку не смотри - В домике невидное Тело стекловидное, Оно прозрачно, как алмаз... Ну, а как же видит глаз? 1.3 КАК ВИДИТ ГЛАЗ Отразится лучик света От какого-то предмета, Упадёт на роговицу, Миг — и дальше устремится, И сквозь дырочку-зрачок Проберётся в глаз-домок, Дальше, следуя порядку, Попадает на сетчатку Круглый дом с одним окном, Плотно он закрыт кругом, Ни крыльца, ни двери нету, Дальше не пробиться свету? Нет, от глаза нерв идёт, В мозг сигнал передаёт, После этого тотчас Всё вокруг увидит глаз. Очень хрупок круглый дом! Тонки, нежны стенки в нём, А прозрачное окно Ставней не защищено Если тронешь роговицу Глаз сейчас же разболится, Если ранится хрусталик — Помутнеет чудный шарик, Станет тёмным дом навек И ослепнет человек. 1.4 Виды зрения: Если речь идет о наследственности (наличие близорукости у родителей значительно повышает вероятность развития миопии и у детей) или о возрасте (с возрастом зрение ухудшается независимо от предпринимаемых мер), то вы, разумеется, бессильны: такие факторы риска можно только учитывать и контролировать. Но когда речь идет об устранении факторов риска, ваши усилия, напротив, выходят на первый план. Итак, какие факторы риска вы можете нейтрализовать, тем самым значительно снизив вероятность ухудшения зрения? • Неправильный режим работы, нагрузки зрения (работа, чтение, учеба при слишком тусклом свете, длительная работа за компьютером, отсутствие полноценного отдыха глаз). Чтобы устранить этот фактор риска, постарайтесь перестроить свой режим дня: делайте перерывы в работе каждые 30-45 минут, отвлекайтесь, больше гуляйте на свежем воздухе, читайте при хорошем освещении. • Вредные привычки (курение, алкоголь). • Избыточный вес и неправильное питание. Чтобы восстановить баланс микроэлементов и витаминов в организме, а также избавиться от избыточного веса, ответственного за развитие возрастной макулярной дистрофии, измените свой подход к рациону и режиму питания. • Нормальное (эмметропическое) зрение. • Дальнозоркий (гиперметрический) глаз. • Близорукий (миопатический) глаз. 1.5 Общее понятие о травмах глаз Относитесь к себе и своему здоровью бережно! Не поддавайтесь стрессу, правильно отдыхайте и высыпайтесь, следите за динамикой своих хронических заболеваний и не позволяйте им развиваться бесконтрольно, регулярно проходите обследования у офтальмолога (не реже одного раза в 2 года). При работе над проектом, посетили врача афтальмолога высшей квалификации: Кенжигалиеву Жанну Кубжасаровну, которая провела на нас диагностику зрения и рассказала о современных аппаратах компьютерной коррекция глаза. Визометрия Диоммикроскопия Рефрактометрия Кератометрия Бесконтактная фонометрия Офтальмоскопи Нарушение рефракции глаза Возрастная группа % лиц с недостатком зрения по Казахстану Новорожденные 0,5 Ученики школы начальных классов 20 Ученики школы среднего звена 28 Ученики школы старшего звена 32 Студенты 40 ОТЧЕГО ПОРТЯТСЯ ГЛАЗА В небе солнышка затмение - Поскорей за наблюдение! И решили два подростка, Бросив прочие дела, Посмотреть на солнце просто - Без защитного стекла. -Нам стекло,- сказали дружно- Закопченное не нужно, Мы и так на небе ясном Видим солнышко прекрасно, А на солнце нам видна Тень, что бросила луна... Но ребята зря хвалились - Их глаза потом слезились, Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята, Как на солнце без стекла-то Закопченного смотреть!.. ВО ДВОРЕ Две подружки рано встали, Во дворе песком играли: Стали строить городок, Стряпать вместе пирожок. Надоело им играть, Стали вверх песок бросать, Но промчался ветерок И занес в глаза песок. Тёрли девочки глаза Набегала в них слеза, Веки вспухли, покраснели, Открывались еле-еле, Словом, очень страшный вид. Врач сказал: «Конъюнктивит», И назначил промыванья, Капли, мази, прижиганья. ОСТОРОЖНЫМ НАДО БЫТЬ, ЧТОБ ГЛАЗА НЕ ЗАСОРИТЬ. СОРИНКА Мне соринка в глаз влетела, Заболел, не смотрит глаз. Я иду в больницу смело — Там помогут мне сейчас. Нежен глади от соринки, От песчинки и пылинки — Если сразу не убрать — Может сильно пострадать. Медсестра сняла соринку Быстрой, ласковой рукой, Вижу каждую былинку, Глаз здоров, иду домой. В СУМЕРКАХ Наша Нина с увлеченьем Вечерком сидит за чтеньем: Очень любит сказку Нина Про мальчишку Буратино. В уголке она читала, Было света очень мало; Почитала час-другой, А потом сказала: «Ой! - Все плывёт перед глазами, Налились они слезами, Расплылись у книжки строчка Буквы стали — словно точки, Не прочтешь и половину- Строк про девочку Мальвину Знают взрослые и дети, Что читают лишь при свете, В ТЕМНОТЕ ЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ БУДУТ УСТАВАТЬ ГЛАЗА ПРО АЛЛУ Получила двойку Алла - Оглушила рёвом класс! Рукавом слезу стирала — Разболелся к ночи глаз. Ты запомни, Алла, сразу: В глаз легко внести заразу! Глаз не трогай рукавом — Только чистеньким платком! ТЕЛЕВИЗОР Ребятишки нынче рано Сели около экрана. Смотрят сводку новостей, Передачу для детей, Выступления артистов, Встречу тележурналистов, Длинный фильм документальный И хоккейный матч финальный... Скоро ночь, Друзья не спят — Смотрят, смотрят всё подряд А после удивляются: «Как это получается — У самого экрана Уселись мы удобно... Все видели подробно... Но это ж очень странно — Теперь в глазах мерцание, Теперь в глазах рябит, Все кружится, качается И голова болит!..» ПОМНИ: ВРЕДЕН ТЕЛЕВИЗОР, ЕСЛИ ГЛАЗ К ЭКРАНУ БЛИЗОК, И, КОНЕЧНО, ВРЕДНО ГЛАЗУ, ЕСЛИ СМОТРИШЬ МНОГО СРАЗУ. КОСОГЛАЗИЕ Вдруг у маленького Славы глазки начали косить, к носу стал смещаться правый, что тут делать? как тут быть? доктор Славу осмотрел и очки носить велел; «Такое косоглазие Чтоб вас не безобразило, Вот наше заключение: Очки — одно лечение» Идут в аптеку смело, Очки купила мама, На Славу их надела, И стали глазки прямо! ПРОШИЛО Мальчик Вовка быстро, ловко Развязать хотел верёвку. Чтобы узел развязать, Начал шилом поддевать. Шило с силой отскочило — Глаз Володе повредило... Только очень осторожно Обращаться с шилом можно. Шило, ножницы, ножи Ты в игрушках не держи, Ведь поранить очень просто Можно глаз предметом острым. О РОГАТКЕ Как-то летом мальчик Петя Воробьёв в саду пугал И, забыв про всё насвете, Из рогатки в них стрелял. Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз- Чуть не выбил глаз у брата!.. Не стреляйте из рогаток! ПРО ОЧКИ С плохим, ребята, зрением Жить без очков — мучение! Ты по улице родной Ходишь робко, как чужой. Не поймешь — плакат? Афиша? Кто идет — Илюша? Гриша? Трудно встречного узнать, Даже в мяч не поиграть... Врач очки назначил Майе И при этом ей сказал: — Ты носи их не снимая, Чтоб не портились глаза. Стала Майя говорить: — Я не буду их носить, Дети в школе будут часто Называть меня очкастой И задразнят первачки: «Зачем очки? Сними очки!» Но когда очки надела, Жалко стало их снимать, Сквозь очки на свете белом Можно много увидать! Рассмотрела вещи в спальне: Абажур, ковёр, цветок, А в окне — крылатый лайнер Словно белый голубок. И по улице идёт — Всех знакомых узнаёт; А в лесу, на речке, в поле — Настоящее раздолье: Видишь лодку на реке, Лес и горы вдалеке; Видишь бабочку и птицу, Воробьишку и синицу, Видишь каждый лист и шишку, Червяка и муравьишку, И грибы искать легко, Если видишь далеко. На деревьях видно гнёзда, Ночью в небе - спутник, звёзды, Самолётов огоньки... Значит, не снимай очки! В очках ходить не стыдно И вовсе не обидно. Хоть вы не старички, Но коль плохое зрение, Носите безстеснения Хорошие очки! ПРО ГАЛОЧКУ Наша Галя подросла, В первый класс она пошла. Маленькая Галочка начала учиться, Девочка хорошая, не должна лениться — Маленькая Галочка от души старалась, Над тетрадкой новою низко наклонялась. Выводила палочки Маленькая Галочка. Наклонялася бочком, Помогала язычком. Изгибалась, как вопрос,— Словно пишет даже нос Мама Гале говорит: — Кто же, Галя, так сидит? Прямо сядь, ровней дыши, Носом книгу не паши. Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!.. Галя с мамой не согласна; — Я же вижу всё прекрасно, Если сесть иначе, ...Пробежал за годом год — Галя в пятый класс идёт. Тут родные увидали — Близорукой стала Галя: Наклонясь над книжкой низко, Видит только то, что близко. Вдалеке же все неясно, Галя щурится напрасно И, на первой парте сидя, Даже доску плохо видит: Что там пишут — не понять, Слов никак не разобрать. Все смешалось, мельтешит... — Жалко доктор говорит,— В этом ты сама повинна, Вот беды твоей причина: Ты держала книгу близко, Ты к письму склонялась низко, Над тетрадкой за столом Изгибалась ты крючком, Вот и стала близорука... Всем другим вперёд наука! ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЗРЕНИЯ. 2.1 Реализация исследовательской работы по определению формирования знаний по сбережению зрения. Ученикам 5 «А» класса была дана анкета, которая включала в себя следующие вопросы: 1 Обращались ли Вы когда-нибудь к офтальмологу? 2 Наблюдается ли у Вас нарушение зрения? 3 Известны ли Вам причины нарушения зрения? 4 Известны ли Вам упражнения для глаз, которые способствуют сохранению зрения? 5 Знакомы ли Вы с правилами гигиены глаз? Рис.1 Анкетирование. Таким образом, выглядит диаграмма ответов на анкету в процентном отношении. Тестирование учащихся авторами проекта и медицинским работником школы Кубжасаровой Рахимой Ермагамбетовной Рис.2 Тест на остроту зрения По 1-ой диаграмме видно, что в 1 тесте у 22 учащихся зрение в норме, а у 4-х имеются нарушения. По 2-ой диаграмме видно, что у 3-х отклонения, а у остальных нет. 2.2 Беседа с медицинским работником. Рахима Ермагамбетовна Кубжасарова поведала нам: Глаза — это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение — это подарок природы, который надо беречь. Однако в век компьютеров, человек стал все больше и больше времени проводить перед экраном. От напряжения и усталости глаз у людей начали слезиться глаза, а в отдельных случаях некоторые стали обращать внимание на то, что их зрение стало хуже. Так что же делать в такой ситуации? Как сохранить свое зрение и не допустить появления серьезных заболеваний глаз. Вот Вам несколько простых советов о том, как сохранить свое зрение. 1 Кушайте чернику. Черника увеличивают остроту зрения, снижает усталость глаз и помогает предотвратить некоторые глазные заболевания. Чернику можно заморозить и кушать круглый год. Это намного лучше, чем черника в таблетках. 2 Принимайте мультивитамины Статистика показывает, что люди, употребляющие витамины, менее подвержены заболеваниям глаз. 3 Почаще гуляйте Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на весь организм, в том числе и на зрение. Ведь на природе мы расслабляемся и расслабляем свои глаза. 4 Защищайте свои глаза от яркого солнечного света В солнечную погоду всегда надевайте качественные солнцезащитные очки. Не экономьте на своем зрении, покупая дешевые очки, которые не только не защищают глаза от солнечного излучения, а еще и вредят. 5 Побольше ешьте зелени Зеленого лука, петрушки, укропа, салата, сельдерея и т.д. Зелень очень полезна для зрения. Также включайте в ваш рацион свеклу и блюда из нее — она содержит цинк, необходимый для поддержания остроты зрения, и, железо, которое способствует образованию красных кровяных телец, что нужно для зрения и организма в цело 2.2 Нарушения зрения у учащихся (2012-2013 уч.году) Классы Нарушения зрения 1-4 классы 17 5-8 классы 13 9-11 классы 21 Всего по школе 51 К чему приводит плохое зрение. • ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ; • У ДЕТЕЙ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ; • ОГРАНИЧЕНИЕ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ; • МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ОСЛОЖНЕНИЯ: ОТСЛОЕНИЕ СЕТЧАТКИ, ГЛАУКОМА, КАТАРАКТА. 2.3 КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ? Большинство глазных болезней вызывается перенапряжением. Если вы делаете работу, которая неизбежно влечет за собою постоянное фокусирование на близких предметах, то это приводит к появлению перенапряжения. Именно поэтому очень важно для предохранения зрения не смотреть подолгу на предмет, находящийся от нас на одном и том же расстоянии, а почаще, хотя бы на несколько секунд, отрываться от работы и смотреть вдаль - это очень ценная жизненная привычка. Когда вы выполняете работу, требующую внимания (чтение, письмо, работа за компьютером) - не забывайте время от времени делать короткий перерыв, то есть перевести взгляд на удаленный предмет, меняя тем самым фокусировку глаз. Затем несколько мгновений потрите ладони друг о друга и легко, без усилий, на минуту приложите их к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света. Отраженный, рассеянный или тонированный свет вреден для глаз. Если вы не можете по тем или иным причинам устроить хорошее освещение у себя в квартире, то хотя бы компенсируйте недостаток света оздоравливающими и успокаивающими солнечными ваннами. Нельзя злоупотреблять темными, так называемыми солнечными, очками. Темные очки можно носить единственно для того, чтобы предохранить глаза от чрезмерно сильного света. Надо стараться избегать плохо напечатанных текстов, потому что чтение нечетких, смазанных букв вызывает напряжение глаз и психики. Плохая осанка в положении сидя оказывает негативное влияние на шейный отдел и служит причиной смещения шейных позвонков. Смещения позвонков могут вызвать ущемление или раздражение нервов, что приводит к осложнениям в некоторых системах организма (так, например, второй шейный позвонок отвечает за зрение). Среди прочего, смещение позвонков служит причиной заболеваний глаз и проблем со зрением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя исследование, изучив научно-познавательные статьи, побеседовав с врачом офтальмологом высшей квалификации, Кенжигалиевой Жанной Кубжасаровной, с врачом школы Кубжасаровой Рахимой Ермагамбетовной, проведя анкетирование, тестирование, математические подсчёты, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушения зрения у детей школьного возраста. Между органами зрения и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Неправ тот, кто думает, что всё дается человеку от природы. Глаза необходимо беречь. Здоровьесберегающие технологии, которые учителя используют на уроках, положительно влияют на органы зрения. Но и ученики должны знать и следить за своими глазами. Чтобы уберечь зрение школьников, необходимо познакомить их с рекомендациями по профилактике нарушений зрения: - Состояние глаз можно улучшить выполняя гимнастику для глаз - Витаминотерапия поможет улучшить зрение и укрепить мышцы глаз - Соблюдай режим дня, труда, отдыха НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ О НАШЕМ ЗДОРОВЬЕ КРОМЕ НАС САМИХ! СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Разумовская, В.С. Игры и соревнования, занятия по организации физической культуры . – М.: Издат. Центр 2010.- 169с.; 2. Жексенбаева, У.Б. Организация научно-исследовательской деятельности школьников.- Алматы, РАДиАЛ,2005.-36с; 3. Иксер, Т. П. Исследование основ здорового образа жизни: Методическое пособие для педагогов и школьников.- Тула,2001.-42с.; 4. Глаза – органы зрения //Детская энциклопедия, 2008. -248 с.; 5. Методы физиологических исследований: сборник методических материалов - М.: Журнал, 2009.-76с.; 6. Журнал «Физкультура в школе» за 2010 №11, статья: «Мы и наше здоровье», -22с. Правила для поддержания тонуса мышц глаз (приложение1) Зрительная гигиена 1. Ограничить время просмотра телепередач • До 7 лет – не более 30 – 40 минут в день; • До 10 лет – не более 1 часа в день; • После 11 лет (средняя школа) – не более 1,5 часов в день. 2. Ограничить время нахождения у монитора компьютера • 7 – 9 лет – около 15 минут в день; • Старше 10 лет – не более 1,5 часов в день. Необходимо делать 15 минутные перерывы для гимнастики для глаз 3. Режим труда. • Организовать рабочее место ребенка так, чтобы оно было хорошо освещено сверху и слева. • При чтении расстояние от глаз до книги должно составлять не менее 30 – 33 см. Режим отдыха • Малоподвижные виды деятельности должны сменять активные двигательные упражнения на свежем воздухе; • Время прогулки должно составлять 2 – 3 часа в день; • Сон должен составлять не менее 10 часов; • Из занятий спортом предпочтительны плавание и настольный теннис. Комплексы упражнений для снятия усталости глаз и различных профилактических целей. Комплекс 1. Упражнений для улучшения зрения Горизонтальные движения глаз: направо-налево. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко “соединятся”. Частое моргание глазами. Работа глаз “на расстояние”. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении. Комплекс 2. Для профилактики близорукости полезны Исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз: Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут. Комплекс 3. Упражнений для глаз – снимаем усталость глаз Для этого нам пригодятся следующие упражнения: Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами “восьмерку” в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем – в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем – в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом – в обратном порядке. Комплекс 4. Гимнастика для усталых глаз Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Напоследок можно вспомнить про так называемый массаж глаз. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами – указательным и средним – в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза – над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз. В принципе, ничего сложного в этом нет, нужно только выработать правильную привычку и найти когда эти упражнения для глаз делать. По времени это должно занимать не более 5-ти минут, зато пользу принесет немалую. Даже простая зарядка для глаз даст ощутимый эффект. Комплекс упражнений по Бейтсу Первый набор, указанный выше, похож на комплекс упражнений по Бейтсу, которые я нашел в этой статье. Там есть только базовые понятия, более подробно следует, конечно, изучать самостоятельно. Итак, во-первых, усилить приток крови к голове – проделываем повороты головы вправо-влево, наклоны головы вниз, влево и вправо, можно сделать массаж ушей. Во-вторых, тренировать мышцы глаз нужно регулярно – три раза в день, проделывать от двух до 10 упражнений специального комплекса. В-третьих, делать упражнения, направленные на расслабление. Из упражнений Бейтса выделяется «палминг» – (от слова pulm – ладонь). Нужно прогреть руки, потерев ладони, и прикрыть ими глаза так, чтобы центр ладони оказался над глазом. Для упора поставить локти на стол или стул. И так посидеть, расслабиться. Итак, комплекс упражнений по Бейтсу: К гимнастике приступать без очков и без линз, легко моргать после каждого упражнения. Начинать заниматься с двукратного повторения упражнения (со временем количество повторов увеличивать). Поворачивая шею вправо-влево, наклоняем голову. Водим глазами вверх-вниз. Водим глазами вправо-влево. Описываем глазами круг, сначала по часовой стрелке, потом поморгав, – обратно. Рисуем взглядом диагонали: вправо – вверх и влево – вниз, потом влево – вверх и вправо – вниз. Смотрим на палец, приставленный к носу, потом отдаляем его и приближаем. Взгляд на ладони, потом – на какой-то объект подальше и совсем вдаль, затем путь обратно – на горизонт, объект поближе и свои ладони прямо под носом. Раскачиваем тело вправо-влево, отрывая только пятки. Повороты тела вправо-влево, отрывая только пятки. Пальминг (делать в любое свободное время). Профилактика нарушения зрения ОТЗЫВ Кузьминой Анной и Юриной Ангелиной, тема научного проекта «Профилактика заболеваний глаз или как сохранить зрение», выбрана не случайно. По данным Всесоюзной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. В Казахстане каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Более миллиона казахстанских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. В классе, где обучаются авторы проекта 15% детей с нарушением зрения. Медицинское обследование учащихся нашей гимназии выявило большой процент детей с отклонением зрения от нормы. Так как Аня и Ангелина девочки физически развитые и думая о своём здоровье и здоровье своих одноклассников, озадачились этой проблемой. Собрав информацию и проведя анкетирование, тестирование , сделав математические расчёты, они довели до сведения своих одноклассников комплексы по укреплению не только органов зрения но и всего организма в целом. Считаю, что Аня и Ангелина достойно представила данный проект. Положительным моментом в работе считаю, что авторы не только задались вопросами, а что самое главное нашли на них правильные ответы. При работе над проектом авторы проявили самостоятельность и инициативу, все принятые решения обоснованы. Научный руководитель: Кузьмина Л.В. Преподаватель Гимназии №2 Источник: http://СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Разумовская, В.С. Игры и соревнования, занятия по организации физической культуры . – | |
Просмотров: 7309 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|