Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

исследовательская работа о художнике- земляке
КГУ «Первомайская школа – детский сад им. Д.М. Карбышева» <br /><br /> «Родные сердцу места» в картинах художника - земляка П.Е. Семенова <br /><br /> Региональное искусствоведение
Петреня Олеся,
ученица 9 «В» класса
Руководитель Селиванова Г.В.
учитель рисования, черчения, трудового обучения, высшей категории <br /><br /> Актуальность исследования обосновывается не только личным интересом учащихся к творчеству художника-земляка П.Е. Семенова, но и тем, что сегодня возникла необходимость обратить пристальное внимание современников на общечеловеческие ценности: доброту, чувство любви к родному краю, красоту Земли, к ее необъятным просторам, на умение понимать прекрасное и видеть его рядом как в природе, так и в художественном творчестве. <br /><br /> Цель. Знакомство с художественным миром нашего современника через освоение замысла произведений художника-земляка П.Е. Семенова <br /><br /> Задачи: <br /><br /> 1.Познакомиться с творческой биографией художника-земляка П.Е. Семенова. Выявить истоки основной тематики его художественных полотен. <br /><br /> 2. Анализ произведений пейзажной живописи П.Е. Семенова: исследование техник, методов и приемов средств художественной выразительности, использованных автором для раскрытия творческого замысла полотен. <br /><br /> 3. Создать видеофильм и слайдовую презентацию о творчестве художника- земляка для пополнения школьного музея. <br /><br /> Гипотеза.
Природа и красота в художественном мире нашего современника, живописца- земляка П.Е. Семенова, неотделимы. <br /><br /> Оглавление <br /><br /> 1. Видеофильм «Жизнь и творчество художника - земляка П.Е. Семёнова»
2. Исследовательская работа Петреня О. темы «Родные сердцу места» в картинах художника - земляка П.Е. Семенова <br /><br /> 3. Рецензия на работу <br /><br /> Аннотация <br /><br /> Работа ученицы Петреня О представляет собой попытку изучения и осмысления темы родного края в картинах П.Е. Семёнова. Изучение данной темы вызвано личным интересом ученицы к изучении. Творчества художника – земляка. <br /><br /> Практическая направленность работы состоит в следующем:
1. Пропаганда творчества талантливого человека посёлка.
2. Пополнение материалов школьного музея по региональному компоненту.
3. Организация работы «творческой мастерской» кружка «Акварелька»
<br /> На одной из улочек посёлка Первомайский стоит домик, не домик, а теремок… Резные оконца, небольшой балкончик, ажурная арка над крыльцом, кто живет в этом необычном домике? Мы проходим по двору, пёс приветливо виляет хвостом, встречая гостей. А вот и сам хозяин: Семёнов Пётр Ефимович – один из старожилов нашего поселка, живет здесь с 1954 года.
Пётр Ефимович наш местный художник. Родился он селе Верх – Уба, в простой крестьянской семье. Мать учила его читать и писать, отец передал навыки резьбы по дереву, родители сумели воспитать в своем сыне любовь к Родине, природе, людям, жизни.
О, край родной, как ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ…
Ржаное солнце, и от песен
Землей и рожью отдает…
За всю свою жизнь Петру Ефимовичу пришлось сменить много профессий. За его плечами 7 лет службы в советской армии, обучение в Подольском артиллерийском училище, устранение последствий землетрясения в Ашхабаде. Но где бы ни был Пётр Ефимович, чем бы ни занимался, он всегда испытывал жгучее желание рисовать. Живопись стала неотъемлемой частью его жизни. В армии рисовал стенгазеты, затем в поселке был художником при завкоме ИХМЗ.
Пётр Ефимович понимал, что это занятие все больше и больше завораживает его. Он осознавал, что должен начать с азов, нисколько не уповал на талант, а только на упорство и бесконечный труд. Он окончил заочно Московский университет имени Н. К. Крупской, отделение рисунка и живописи.
В связи с его огромной любовью к природе родного края, основной тематикой картин Пётра Ефимовича стало изображение красоты родного края, той красоты, которой мы порой не замечаем. Где же берет Пётр Ефимович темы для своих картин? Он часто ездит по Убе, Иртышу, на восходе, на закате наблюдает за природой. И все, что встречает на своем пути художник, становится предметом его изображения. И действительно, глядя на его картины, мы с легкостью можем узнать те места, где мы и сами не раз бывали. И невольно удивляешься: как это можно было раньше не замечать такой красоты.
Природа и красота – часто трудно отделить эти два слова друг от друга. И неслучайно, многие художники посвящали природе свои восторженные произведения. Вот что писал в своем дневнике великий русский писатель Л. Толстой: « Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней, я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда эти самые сочные листья, травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов. Когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют линию далекого леса. Когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокой голубизну бесконечного неба: когда вы не один ликуете и радуетесь природой; когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись, ползут коровки, кругом заливаются птицы…»
Удивительно точны в своих деталях, и поэтичны пейзажи, исполненные художником нашего поселка П. Е. Семёновым. Его работы выполнены разнообразными художественными материалами: акварелью, маслом, карандашом, углем. Пётр Ефимович работает изобразительными приемами такими как: линия, штрих, мазок, пятно, силуэт. Художник практически никогда не работает открытым цветом, он умело использует смешивание красок, растяжку и размывку. Глядя на его полотна, мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где, кажется все случайно и беспорядочно. Каждой линией, каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша художник бережно и точно выявляет натуру. Особенно поражает изящество, гибкость коротких штрихов, определяющих направление, фактуру, объемную форму листвы, стволов и веток. Вместе с тем все его работы выполнены свободно и легко, что возможно только в момент вдохновения.
«Сколько себя помню, всё рисую,…» - говорит художник, рисовал всегда, и практически везде у него с собой был карандаш и блокнот. Он любит рисовать с натуры, и самая большая его страсть – это картины родных мест. «В Верх-Убе природа не хуже, чем в Швейцарии»- говорит Пётр Ефимович. Но любой рисунок нужно начинать с выбора композиции, колорита. Свои наброски использует для изучения формы, строения предметов, а также в качестве подсобного и подготовительного материала для конкретного произведения искусства. Чтобы показать просторы родного края, художник использует вытянутые по горизонтали форматы, например, картины: «Закат», «Ручей в лесу», «Седой Иртыш», «Уба», «Жатва» и т.д. Затем на бумаге художник проводит линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба. На земле рисует основные элементы пейзажа, начинает с самых важных и больших, а затем отмечает их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовывали четкие пространственные планы. Всё ранее намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Здесь учитываются законы воздушной и линейной перспектив. Затем передаются характерные индивидуальные признаки отдельных предметов, после чего обобщается всё изображенное.
Одним из самых впечатляющих пейзажей является картина «На берегу Иртыша». Композиция пейзажа построена на противопоставлении замкнутого в берега Иртыша и царящего над ним одинокого дерева. Ярко передана красота и мощь дерева, расположенное почти в центре картины, оно организует пространство. Тени от облаков отражаются в воде. Устремляясь вперед, дорога уводит зрителя к светлой реке, а затем к смыкающемуся с горизонтом небу. Все это создает величавый образ родной природы. Свои работы писал не только в мастерской, но и на открытом воздухе, поэтому источником обогащения красочной палитры, стали цвета самой природы. «Где не удается остановиться – приходится фотографировать. На фотографии природа уже не такая», - жалеет Пётр Ефимович.
Рассмотрим его картину «Закат». Гармония и красота цветовых сочетаний, богатство оттенков, разнообразен колорит. Все притихло, словно отдыхая, после жаркого дня. Наступили таинственные минуты, то короткое состояние природы, когда день угас, а вечер еще не настал. В картине настолько верно передана грандиозность и многообразие пейзажа, уловлены тончайшие оттенки цвета в предвечернем освещении, что создается впечатление естественной, живой, вечно изменчивой природы. Природа как бы засыпает. Настроение картины передается не только изображенным сюжетом – озеро в окружении скал и лесов, и закатом солнца, - но и прежде всего теплым колоритом, преобладанием красновато – лиловых и коричневых цветов. Это полотно насыщено цветовой гаммой, палитра художника звучит яркостью и многозвучием красок. Овладев мастерством в передаче пространства воздуха, света, цвета, объемности и выразительности, художник создает полотна, которые можно отнести к высоким образцам искусства.
Пётр Ефимович мастерски владеет приемами использования пятна, силуэта, светового и цветового контраста. Примером служит его картина «Седой Иртыш». Иллюзия света, огромные возможности силуэта в выразительной передаче действительности, исполненной масляными красками. На картине художник изображает вечер, когда после яркого солнечного дня наступают морозные сумерки. Зернистый, плотный снег отливает холодным сине – сиреневыми тенями, а небо уже не столь сильно полыхает желто – оранжевым цветом заходящего солнца. В картине точно угадан и передан контраст противостояния теплого солнечного света холодной синеве наступающих сумерек. Весь пейзаж приникнут тревогой и вместе с тем ожиданием чего-то нового, необыкновенного.
Этюд «Верховье Убы» полон непосредственности и очарования. Синеет и ленточкой вьется река на фоне зеленого лесного массива. Детальная проработка камней, травы, поваленных деревьев на переднем плане, и обобщенная живопись второго и заднего планов удивительно передают ощущения воздуха, пространства небольшого уголка природы. Здесь воздушная перспектива передается удивительной наглядностью.
Есть художники, диапазон творчества которых очень многообразен по своим жанрам и сюжетам, а вот Пётр Ефимович пишет природу только родного края. За многие годы своего творчества художник написал более 500 картин. Его картины можно встретить в нашей школе, а также в домах жителей нашего поселка и вне его. «Мои картины разъехались с родственниками и друзьями по всему бывшему союзу и за рубеж. Там картины напоминают им наши родные места», - говорит Пётр Ефимович. Все отмечают, как мастерски выполнены эти работы. Смотришь и слышишь шум воды, ветра и листьев. Всю любовь к родному краю, свою страсть поэтической души, весь жар сердец, весь огромный талант художник вкладывает в одну тему, которую с полным правом можно назвать «Песнью о Родине». И эта песня звучит громко и торжественно на весь край, пробуждая в людях с новой силой трепетное чувство любви к Родине, родному краю. И это не означает, что картины Пётра Ефимовича однообразны, напротив, его творчество показывает, что внутри одной темы можно найти бесконечное богатство содержания.
И хочется завершить свой рассказ о нашем земляке – художнике Семёнове П.Е. словами известного педагога В. Сухомлинского «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев, и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал, и затаив дыхание, слушает чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой родного края, береги её»
Пётр Ефимович человек, который своим талантом озаряет души людей. Мы очень горды, что в нашем поселке есть такой замечательный человек.
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!» <br /><br /> Рецензия <br /><br /> При выполнении исследовательской работы учащейся проявлен высокий уровень творчества и самостоятельности. Это свидетельствует о глубоком художественном восприятии ученицы жизни через полотна автора. Опираясь на картины художника и свой опыт, школьница глубоко и полно прониклась чувствами любви и красоты к пейзажам родного края, идущим из сердца живописца. Ученица прослеживает истоки творчества, пытается понять причину обращения Семёнова П.Е. к теме родного края, осмысливает художественный мир автора полотен, дает глубокий анализ ряду картин, прослеживает какими методами и приемами, в какой технике они выполнены.
Работе свойственна логичность и эмоциональность. Очевидно, что ученицу взволновали картины Семёнова Петра Ефимовича, его богатый внутренний мир, бескорыстная любовь к родному краю. <br /><br /> Руководитель работы Селиванова Г.В.,
учитель ИЗО, высшей категории
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: leif (2014-01-28) | Автор: Селиванова Галина Викторовна E
Просмотров: 4779 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru