Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Пьеса-сказка А.Н.Островского "Снегурочка"
Газиева Майгуль Медихатовна
Учитель русского языка и литературы
Алматинская область
Уйгурский район с Чарын
СШ им М Хамраева с ДМЦ

Тема урока: Формирование и развитие исследовательских способностей на уроке русской словесности (на примере пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»)
Островский – глубоко национальный, народный поэт, прекрасно чувствующий природу, народ, его культуру и умеющий открывать, чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.
Цель: Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности
Задачи:
1) Формирование навыков выдвижения гипотезы, сбора материала, его анализа. Приобщить учеников к процессу выработки новых знаний.
2) Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, умение
лингвистического анализа текста, устную речь учащихся, технику
выразительного чтения, память. Научить пользоваться учебной справочной
литературой, практическими материалами, Интернетом.
3) Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя, интерес к исследовательской работе, предоставить возможность выступать публично.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Методы обучения: практический, творческий, словесный, поисковый

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: опорная схема, диаграмма Венна, карточки для групп, иллюстрации, портреты А.Н.Островского, Н.А.Римского-Корсакова (музыка к пьесе), В.М.Васнецова

Ход урока
I фаза урока «Пробуждение интереса»
I. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он должен помочь нам постичь красоту слова, песни, народных обрядов. Мы продолжим изучение пьесы А.Н.Островского Эта весенняя сказка построена на фольклорном и этнографическом материале. Как вы понимаете смысл эпиграфа, и как он связан с темой урока?
II. Мозговой штурм (самоизучение)
– Где происходит действие пьесы?
– Кто герои пьесы?
– Как встречает Весну земля берендеев?
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает
Снегурочку?
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?


II фаза урока «Реализация» (самовоспитание)
1 задание. Групповая работа
1 группа
Раскрыть основные законы Берендеева царства
законы Берендеева царства

- правда
- доброта
- совесть
- гармония с природой
- служение красоте человеческих чувств


2 группа
А знаете ли вы значения этих имен?
 Ярило – бог весеннего солнца и плодородия. Покровитель любви. В его имени есть и яркость и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из полевых цветов, в левой руке – горсть ржаных колосьев, в правой светящаяся голова человечья.
 Лель (Леля) – олицетворение весны, весенней зелени, расцвета обновленной природы.
 Двуполое существо, позже – в образах отдельных существ – мужского и женского. Мужское олицетворяло свет, женское – воду.
 Одно из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с купидоном (Амуром).
 Мизгирь — «земляной, злой паук, тарантул» (В.И.Даль)
 Купава, купавка - «водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)

3 группа
Показать противоречие, конфликт между героями (самоутверждение)
Противоречие, конфликт
Мороз Весна
Мороз Ярило
Снегурочка Лель
Мизгирь Купава

Соприкосновение противоположных сил
Два начала: фольклор и литература
Два мира: мир природы и мир человека
Две стихии: холода и тепла
Два взгляда на любовь: мороза и весны

4 группа
Чья лексика более народна, а чья литературная?
(поиск, самовыражение)
 Лель: Радость души моей, Купава, сиротника. Свою гульбу-свободу отгулял, победная головка докачалась. До милых рук, долюбовались очи. До милых глаз, домаялось сердечко
 Купава: … Насилу я нашла тебя, желанный, сердечный друг, голубчик сизокрылый! Не в глазки, нет, не в щечки целовать, у ног лежать, голубчик сизокрылый. У ног лежать должна Купава.
 Мзгирь: Дитя! Любовь твоя – спасение Изгнаннику. На солнечном восходе Мзгирь тебя супругою покажет. И царский гнев правдивый укротится, и, милостью богатый, Берендей Младой чете свою окажет ласку.
 Снегурочка: Мзгирь! Какая прелесть в речах твоих! Какая смелость взора! Высокого чела отважный вид. И гордая осанка привлекает, манит к тебе. Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь твоих очей вглядеться!

2 задание. Коллективная
Выявить характерные качества героев и сравнить их

Диаграмма Венна
Характерные качества Характерные качества
Снегурочки Что общего? Купавы
Мизгиря Леля

3 задание. Работа по развитию речи. (самопознание)
Беседа по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» в сопровождении музыки Римского-Корсакова к пьесе


4 задание. Работа с текстом.
Найдите эпизоды описания фольклорных обрядов
Обряд Пример из текста
1. Масленица Проводы Зимы Вдали крики: «Честная Масленица!»
2. Свадебный обряд Девичник Действ.1 явл.6 (зачитать)
3. Ярилино празднество Победа Лета «На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило…»

III фаза «Рефлексия» Контроль и самоконтроль

Найдите верные утверждения:

1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка
• Зимняя сказка.
• Весенняя сказка.
2. Какие персонажи в пьесе «Снегурочка»?
• Сказочные.
• Реальные.
• Полумифические.
3. В кого превращается Снегурочка?
• В холодное существо.
• В любящую девушку.
4. На что опирался автор, сочиняя своё произведение?
• На народный фольклор.
• На жизненный опыт.
5. Финал пьесы «Снегурочка» - это
• Гимн Солнцу.
• Гимн любви.
6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?
• Любовь.
• Добро.
• Верность законам природы.


Проверь себя!
 1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин.
 2. Все из перечисленных.
 3. В любящую девушку – в произведениях передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.
 4. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка их творчеству.
 5. Гимн Солнцу.
 6. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым.
Б) Авторский стул «я» (Обобщение)
- О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского?

Домашнее задание:
Написать эссе на тему
1. Жизнь без любви невозможна
2. Что больше всего затронуло тебя в этой сказке?
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Dilnaz (2014-08-14) | Автор: А.Н.Островский "Снегурочка" E
Просмотров: 6634 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru