Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Газиева Майгуль Медихатовна Учитель русского языка и литературы Алматинская область Уйгурский район с Чарын СШ им М Хамраева с ДМЦ Тема урока: Формирование и развитие исследовательских способностей на уроке русской словесности (на примере пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка») Островский – глубоко национальный, народный поэт, прекрасно чувствующий природу, народ, его культуру и умеющий открывать, чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном. Цель: Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности Задачи: 1) Формирование навыков выдвижения гипотезы, сбора материала, его анализа. Приобщить учеников к процессу выработки новых знаний. 2) Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, умение лингвистического анализа текста, устную речь учащихся, технику выразительного чтения, память. Научить пользоваться учебной справочной литературой, практическими материалами, Интернетом. 3) Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя, интерес к исследовательской работе, предоставить возможность выступать публично. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-исследование Методы обучения: практический, творческий, словесный, поисковый Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная Оборудование урока: опорная схема, диаграмма Венна, карточки для групп, иллюстрации, портреты А.Н.Островского, Н.А.Римского-Корсакова (музыка к пьесе), В.М.Васнецова Ход урока I фаза урока «Пробуждение интереса» I. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он должен помочь нам постичь красоту слова, песни, народных обрядов. Мы продолжим изучение пьесы А.Н.Островского Эта весенняя сказка построена на фольклорном и этнографическом материале. Как вы понимаете смысл эпиграфа, и как он связан с темой урока? II. Мозговой штурм (самоизучение) – Где происходит действие пьесы? – Кто герои пьесы? – Как встречает Весну земля берендеев? – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? II фаза урока «Реализация» (самовоспитание) 1 задание. Групповая работа 1 группа Раскрыть основные законы Берендеева царства законы Берендеева царства - правда - доброта - совесть - гармония с природой - служение красоте человеческих чувств 2 группа А знаете ли вы значения этих имен? Ярило – бог весеннего солнца и плодородия. Покровитель любви. В его имени есть и яркость и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из полевых цветов, в левой руке – горсть ржаных колосьев, в правой светящаяся голова человечья. Лель (Леля) – олицетворение весны, весенней зелени, расцвета обновленной природы. Двуполое существо, позже – в образах отдельных существ – мужского и женского. Мужское олицетворяло свет, женское – воду. Одно из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с купидоном (Амуром). Мизгирь — «земляной, злой паук, тарантул» (В.И.Даль) Купава, купавка - «водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль) 3 группа Показать противоречие, конфликт между героями (самоутверждение) Противоречие, конфликт Мороз Весна Мороз Ярило Снегурочка Лель Мизгирь Купава Соприкосновение противоположных сил Два начала: фольклор и литература Два мира: мир природы и мир человека Две стихии: холода и тепла Два взгляда на любовь: мороза и весны 4 группа Чья лексика более народна, а чья литературная? (поиск, самовыражение) Лель: Радость души моей, Купава, сиротника. Свою гульбу-свободу отгулял, победная головка докачалась. До милых рук, долюбовались очи. До милых глаз, домаялось сердечко Купава: … Насилу я нашла тебя, желанный, сердечный друг, голубчик сизокрылый! Не в глазки, нет, не в щечки целовать, у ног лежать, голубчик сизокрылый. У ног лежать должна Купава. Мзгирь: Дитя! Любовь твоя – спасение Изгнаннику. На солнечном восходе Мзгирь тебя супругою покажет. И царский гнев правдивый укротится, и, милостью богатый, Берендей Младой чете свою окажет ласку. Снегурочка: Мзгирь! Какая прелесть в речах твоих! Какая смелость взора! Высокого чела отважный вид. И гордая осанка привлекает, манит к тебе. Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь твоих очей вглядеться! 2 задание. Коллективная Выявить характерные качества героев и сравнить их Диаграмма Венна Характерные качества Характерные качества Снегурочки Что общего? Купавы Мизгиря Леля 3 задание. Работа по развитию речи. (самопознание) Беседа по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» в сопровождении музыки Римского-Корсакова к пьесе 4 задание. Работа с текстом. Найдите эпизоды описания фольклорных обрядов Обряд Пример из текста 1. Масленица Проводы Зимы Вдали крики: «Честная Масленица!» 2. Свадебный обряд Девичник Действ.1 явл.6 (зачитать) 3. Ярилино празднество Победа Лета «На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило…» III фаза «Рефлексия» Контроль и самоконтроль Найдите верные утверждения: 1. Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка • Зимняя сказка. • Весенняя сказка. 2. Какие персонажи в пьесе «Снегурочка»? • Сказочные. • Реальные. • Полумифические. 3. В кого превращается Снегурочка? • В холодное существо. • В любящую девушку. 4. На что опирался автор, сочиняя своё произведение? • На народный фольклор. • На жизненный опыт. 5. Финал пьесы «Снегурочка» - это • Гимн Солнцу. • Гимн любви. 6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев? • Любовь. • Добро. • Верность законам природы. Проверь себя! 1. «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, благоуханием» - А.П. Бородин. 2. Все из перечисленных. 3. В любящую девушку – в произведениях передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека. 4. На народный фольклор – стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка их творчеству. 5. Гимн Солнцу. 6. Все из перечисленных – в произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым. Б) Авторский стул «я» (Обобщение) - О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? Домашнее задание: Написать эссе на тему 1. Жизнь без любви невозможна 2. Что больше всего затронуло тебя в этой сказке? | |
Просмотров: 6634 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|