Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Проектная деятельность – как фактор систематизации материала
Проектная деятельность – как фактор систематизации материала
(Иргалиева Светлана Мидхатовна – учитель географии и информатики, педагог дополнительного образования СОШ им.С.Жаксыгулова Таскалинского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан)

Учитель всегда находится в состоянии творческого поиска: новых методик и технологий, форм работы с детьми. У каждого учителя с годами накапливается «творческая лаборатория», которая должна совершенствоваться и пополняться, а самое главное – реализовываться.
Сегодня я могу поделиться с вами опытом, как привести в систему информацию, которая накапливается у любого учителя, порою уже не вмещаясь ни в школьные, ни в домашние стеллажи. Примером такой систематизации может явиться создание школьного проекта.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Я практикую в своей педагогической работе использование проектного метода обучения с 2002 года. В моей методической копилке уже много разработанных авторских, школьных и ученических проектов. Остановлюсь на примере некоторых из них с целью демонстрации множества целей и задач, которые достигаются и решаются в проектной деятельности.
Представляю экологический проект на тему «Проблемы твердых бытовых отходов» и этапы создания и работы над данным проектом.
Тема проекта «Проблемы твердых бытовых отходов» включена в систему моей работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.
В рамках проекта «Проблемы твердых бытовых отходов» эффективно интегрируются предметы естественного, математического и технологического циклов. Разнообразие целей и методик достижения целей проекта позволяет адаптировать его задания к разновозрастным особенностям ребенка (от младшего до старшего школьного возраста), обладает большим воспитательным эффектом, создавая условия для развития всесторонне развитой личности.
Возможность изучать и анализировать мировой опыт решения проблем в Интернете повышает познавательный интерес к предмету исследования, формирует эмоционально-ценностное отношение к миру, к природе, к своей творческой деятельности. Сбор информации об отношении населения к проблемам ТБО путём социологических опросов и интервью делают проблему ТБО ближе и значимее.
Итогом работы учащихся по проекту стала школьная научная конференция, где ребята представляли свои работы через презентации, исследовательские работы, рефераты.
Проект позволяет усилить практическую направленность в развитии всесторонне развитой личности. Нам потребовалось некоторое время, фантазия и хорошее настроение, а также некоторые усилия, чтобы вовлечь в этот процесс (на первый взгляд – не очень привлекательный) других ребят и взрослых - была организована своеобразная выставка из того, что можно самим использовать вновь. Назвали выставку «Идеи из «мусорного ведра». Работа над проектом дает возможность не только расширить знания учащихся, но и создать условия для творческих способностей.
В 2009 году авторский проект «Проблемы ТБО» в электронном формате победил на Республиканском конкурсе VCT-проектов, а в марте 2010 года я представляла его на 7-ом Европейском форуме инновационных учителей в г.Берлине (Германия).
В течении нескольких лет мои воспитанники – школьники старших классов собирали материал о сайгаках. Для достижения цели исследовательской работы были следующие задачи:
• Поиск и изучение материалов из библиотечных фондов, Интернет-ресурсов о сайгаках, о проблемах сохранения этого вида животных.
• Сбор информации о географии распространения сайгаков по территории Таскалинского района.
• Исследование природных особенностей территорий Таскалинского района, через которые проходит миграционный путь сайгаков.
В процессе работы над темой мною были использованы методы исследования:
• Метод картографирования.
• Метод устной истории (интервью).
• Определение характера геоботанической области, включая:
- элементы фитоценотического описания исследуемого участка;
- характеристику видового состава растительности;
- определение количественных характеристик проективного покрытия;
- определение обилия видового состава по шкале Друде.
В 2012 году ученица 10 класса Калиева Анель, создав видеофильм «Боль сайгака», систематизировала весь собранный материал о сайгаках в электронный формат школьного проекта «Судьба сайгаков – в руках человечества» и стала лауреатом Международного конкурса социально-значимых исследовательских работ в рамках экологического форума «Зеленая планета – 2012» в г.Москве (Россия).
Являясь педагогом дополнительного образования в школе, я разработала программу кружка «Компьютер – мой инструмент!» для учащихся 4-7 классов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников в целях обеспечения всеобщей компьютерной грамотности. Программа кружка выполняет функции подготовительного этапа, т.к. предмет «Информатика» вводится лишь с 7-го класса. Кружок «Мой инструмент-компьютер» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных технологий. Актуальность программы кружка повышается в связи с невысоким показателем наличия личных персональных компьютеров у учащихся сельской местности.
Достижения моих кружковцев – ежегодные первые места на районных экологических конференциях, призовые места рисунков компьютерной графики, 1 место ученицы 5 класса Муратовой Дианы на районном этапе научных соревнований школьников в секции «Информатика» - являются результатам грамотной методической работы. И я систематизировала материал по созданию кружка (программа, тематическое планирование, разработки занятий, примеры работ учащихся в разных компьютерных программах) в формате электронного пособия по организации работы школьного кружка. Проект был представлен на областном конкурсе «Лучший учебно-методический комплекс -2012».
Проектная деятельность предоставляет возможность реализовать свои способности не только не только одаренным детям или детям-ораторам, но и открывает перспективы для развития всех учащихся. Впервые выступали перед аудиторией учащиеся 10 класса Б.Павел и К.Оксана в рамках районного конкурса мультимедийных проектов и стали его призерами (2012 г). Ж. Сабина (4 класс) – участница районной экологической конференции в рамках творческого проекта «О пеликане – в сказках» (2010 г).
Моей гордостью являются проекты по расширению информационного поля нашей школы. Это создание информационной газеты «Достижения школы» и администрирование школьных сайтов на образовательных порталах nsportal.ru и proshkolu.ru. Появилась реальная возможность регулярного информирования мирового Интернет-сообщества о жизни школы. Значение школьного сайта в создании единого информационного образовательного пространства школы неоценимо. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависят не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. Так как школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, она должна быть интересна для внешних посетителей.
Страница нашей школы на образовательном портале proshkolu.ru – призер областного конкурса «Лучший интернет-ресурс - 2012».
11-12 апреля 2013 года на региональной научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализация личности ребенка» (с.Большая Черниговка, Самарская область) был обобщен опыт моей работы по теме «Проектная деятельность – как фактор систематизации материала».
Рекомендуя мой опыт работы по систематизации работы при создании проекта по любому направлению, я утверждаю, что каждый учитель может вложить в него и свой методический смысл, и свои цели по воспитанию и обучению.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: SvetlaSv3545 (2014-09-05) | Автор: Иргалиева Светлана Мидхатовна E
Просмотров: 917 | Комментарии: 2 | Теги: результаты, школьный проект | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru