Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Здоровое питание младших школьников
Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». Питание детей тесно связано со здоровьем. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Мы решили проанализировать примерный рацион питания школьников, их меню в школе и дома, количество употребляемых ими фруктов и овощей.
По современным представлениям, здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Данная работа поможет разобраться, что такое здоровое питание и раскроет, какие факторы являются необходимыми для нормального роста и развития организма.
В работе раскрываются смысл и значение правильного питания для организма человека. Проведен опрос одноклассников по проблеме питания. По его результатам построены графики, и сделаны выводы. Предлагается меню на неделю в соответствии с требованиями здорового питания.
Здоровое питание младших школьников
Карагандинская область, Абайский район, п. Топар, СОШ им. Б. Момышулы, 4 «А» класс, Аксанова Томирис и Бойко Александра
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......... 1
I глава. ……………………………………………..........................................................2
II глава. ………………… .................................................................................................3
Физиологические особенности детей школьного возраста........................................... 3
Основные принципы здорового питания школьников………………………............... 4
Необходимые продукты для полноценного питания школьников…….......................4
Правильное питание…………………………………………………………................. 6
Правильный режим питания………………………………………………………........ 7
Как питаются младшие школьники………………………………………………......... 7
Анализ результатов и выводы………………………………………………….......... 8
Приложения
Таблица 2. Оценка самими школьниками о здоровом режиме и рационе питания……..9
Таблица 3. Результаты анкетирования младших школьников............................................ 9
Литература………………………………………………................................................ 9

Здоровое питание младших школьников
Питание является обязательным условием существования человека. Продолжительное голодание несовместимо с жизнью, а неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.
Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно, даже не задумываемся о пользе тех или иных вкусноты, об их влиянии на здоровье. Так уж сложилась, что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены потреблять. Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям. Проблема сегодняшнего дня - дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня. Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.
Целями нашей работы было:
- сформировать у моих ровесников правильное отношение к своему здоровью через понятие здорового питания.
- исследовать, полноценно ли организовано питание младших школьников дома, как часто они питаются в школьной столовой и какие продукты они хотели бы увидеть в меню столовой.
Задачи:
Изучить, как питаются мои одноклассники.
Изучить необходимые компоненты рациона младшего школьника и сравнить с полученными данными анкет детей.
Дать необходимые советы по составлению и соблюдению правильного режима питания.
Обратить внимание на умение выбирать полезные продукты питания.
Развивать чувство ответственности за здоровье своего организма.
Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы, анкетирование
Глава 1
Для проведения исследовательской работы мы определили круг вопросов, на которые должны искать ответы:
Физиологические особенности детей школьного возраста;
Основные принципы здорового питания школьников;
Необходимые продукты для полноценного питания школьников;
Правильный режим питания;
Как питаются младшие школьники.
Сравнить полученные данные и сделать выводы.

Ответы на эти вопросы мы искали в Интернете, в библиотеке. Составили анкету для опроса младших школьников, исследовали результаты анкеты. Обработав все данные, составили таблицы.
Глава 2
Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие этой сложной системы, находящейся под постоянным воздействием внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играют такие факторы как правильное (здоровое) питание и ритм питания.
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам. Важным аспектом питания является качество и режим питания. Человек по своей биологии приспособлен к тому, чтобы питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом – существенное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже – ее высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек – существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в течение дня.
Физиологические особенности детей школьного возраста
В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно - сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты. Для детей школьного возраста питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. С пищей кроме энергии, детский организм должен получать определенное количество веществ, из которых строятся клетки и ткани. Именно от этих веществ зависят физическая и умственная работоспособность, иммунитет. Для бесперебойной работы тканей и органов необходимо, чтобы вещества в полном объеме поступали в организм.
Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни. Поэтому, чтобы последующие поколения были более здоровыми, начинать формировать правильные и рациональные привычки надо с детства.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников
Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами.
Белки – главный строительный материал, они частично идут на энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
молоко или кисломолочные напитки;
творог;
сыр ;
рыба ;
мясные продукты ;
яйца .

Жиры – главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше калорий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
сливочное масло;
растительное масло;
сметану.

Углеводы - также являются поставщиком энергии. Их способность откладываться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повышают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы.

Необходимые продукты в меню школьника:

хлеб;
крупы;
картофель;
мед;
сухофрукты;
сахар.


Витамины и минералы. Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:

морковь;
сладкий перец;
зеленый лук;
щавель;
шпинат;
зелень;

плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:

зелень петрушки и укропа;
помидоры;
черная и красная смородина;
красный болгарский перец;
цитрусовые;
картофель .

Витамин Е содержится в следующих продуктах:
печень;
яйца;
овсяная и гречневая крупы .
Продукты, богатые витаминами группы В:

хлеб грубого помола;
молоко ;
творог ;
печень ;
сыр ;
яйца ;
капуста;
яблоки;
миндаль ;
помидоры ;
бобовые .


В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Клетчатка – содержится только в растительной пище, в основном – в хлебе, макаронных изделиях и других продуктах. Изготовленных из муки грубого помола, а также во многих свежих фруктах и овощах. В организме клетчатка не переваривается и не всасывается, но помогает пищеварительной системе эффективно работать и оставаться здоровой. Она увеличивает объем пищи, что облегчает работу желудка и кишечника.
Главное правило рационального питания для младших школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества (нутриенты) в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты, витаминов, дополняемых иногда чистыми (эссенциальными) компонентами. В связи с усилением энергетического обмена в организме младшего школьника увеличивается потребность в пищевых веществах — это обуславливает необходимость увеличения таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Кулинарная обработка продуктов для младших школьников приближается к кулинарии для взрослых. Но надо учитывать, что острое, жареное, сладкое для ребенка все еще слишком вредно. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Не рекомендуется давать ребенку много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой — полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде — 1,5 л. Обязательное условие рационального питания детей — разнообразие рациона за счет, как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. В весенне-летний период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.
Правильное питание
Правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь, то есть приобретение правильных привычек, становящихся второй натурой.
Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:
Заповеди правильного питания
Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое - четырехразовое питание
Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров.
Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.
Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием).
Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды.
Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.
Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться
Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Избегай этих продуктов

Избегай использовать рафинированный сахар – он не поставляет организму ничего кроме «пустых калорий». Его избыток является доминирующим фактором в развитии болезни зубов и потери аппетита на естественные виды пищи.
Избегай белой муки – она не содержит наиболее ценных компонентов зерна.
Избегай использовать продукты с различными химическими добавками, такими как консерванты, стабилизаторы вкуса и цвета, подсластители и т.д.
Избегай мяса животных и птицы, в пищу которых добавлялись гормоны, стимулирующие их рост и вес.
Избегай использовать гидрогенизированные жиры и масла, которые в результате содержат много кислот (к ним относится маргарин).
По возможности, избегай овощей и фруктов, выращенных с помощью химических удобрений, а особенно – обработанных пестицидами.
Избегай употреблять острые приправы и стимуляторы (горчица, томатный соус, чай, кофе, табак, спиртные напитки).
Правильный режим питания
Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в течение суток и через определённые, строго установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пищу на каждый из приёмов (как по объёму и калорийности, так и по составу пищевых веществ). Оптимальным промежутком времени приема пищи является интервал 4-5 часов. Только во время ночного отдыха он удлиняется до 10 часов. Между “легкими” приемами пищи интервал может быть сокращен до 3 часов. Важным принципом правильного режима питания является регулярность питания, т.е. прием пищи в одно и то же время суток, что имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приему и перевариванию пищи.
Распределение калорийности питания в течение суток рекомендуется следующее: завтрак – 25 %, обед – 35-40 %, школьный завтрак (или полдник) – 10-15%, ужин – 25%.
В первую половину дня в рационы питания лучше включать продукты, более богатые белком, а на ужин, в основном, предлагать молочно-растительные блюда.
Наиболее распространено трехразовое питание, однако 4-5-разовое питание следует считать физиологически более правильным, так как оно позволяет создать равномерную нагрузку на органы пищеварения.
В нашей школьной столовой для младших школьников установлен следующий график приема пищи «Горячий завтрак» - 9.05 – 9.20, после первого урока. Анализируя, мы прихожу к мысли, что существующий график питания в нашей школе существенно отличается от рекомендуемого режима питания школьников.

Как питаются младшие школьники

Мы провели анкетирование младших школьников 2, 3 и 4 классов СОШ им. Б. Момышулы Анализ опроса показал, что не все школьники получают полноценное рациональное питание:
- только 2/3 одноклассников употребляют молоко и кисломолочные продукты в необходимом количестве;
- из 15 опрошенных только 7 школьников едят сыр и творог, 8 школьников употребляют эти продукты очень редко;
- из 15 опрошенных, 4 школьника очень редко едят мясо;
- в пищу яйца употребляют очень редко 6 школьников;
- из опрошенных 44 школьников, 26 школьников очень редко едят блюда из рыбы;
- 100% опрошенных школьников употребляют хлеб и хлебобулочные изделия;
- из 15 опрошенных только 8 школьников употребляют в пищу мёд и сухофрукты;
- свежие овощи и фрукты употребляют пищу 20 школьников в необходимом количестве, 18 школьников недостаточно, а 6 школьников 1 раз в неделю;
- из 44 опрошенных, 7 школьников ежедневно употребляют в пищу шоколад и торты с кремом;
- из 15 опрошенных , 2 школьника употребляют в пищу колбасные изделия каждый день.
Из 15 школьников 10 детей соблюдают питьевой режим (6 и более стаканов жидкости), 5 школьников пьют жидкости меньше рекомендованного.
На вопрос как часто питаются в школьной столовой, наши одноклассники ответили:
- каждый день питаются 7 школьников
- 2-3 раза в неделю питаются 4 школьника
- не питаются 4 школьника.
На вопрос какую пищу ты хотел бы увидеть в школьной столовой, школьники дали следующие ответы:
- половина опрошенных придерживаться здоровому питанию и хотят увидеть в меню: каши, молоко, творог, мясо, овощи и соки;
- вторая половина опрошенных желают увидеть в меню: картофель фри, шашлык, курицу гриль, пиццу, чипсы, газировка, мороженное, шоколад и конфеты.
Анализ результатов и выводы
В этой работе мы исследовали, полноценно ли организовано питание младших школьников, как хорошо осведомлены сами школьники о здоровом питании. Во время исследования изучила режим и рацион питания младших школьников. Сравнивая таблицы 2 и 3 мы увидели переоценку младшими школьниками своего режима и рациона питания, при самостоятельной оценке младших школьников средний бал составляет 4,05, а по результатам анкетирования 3,37 балла. Из этих двух таблиц мы делаем вывод, что не все опрошенные школьники понимают, что такое здоровое питание. Так же наше исследование показало, что существующий график питания в нашей школе существенно отличается от рекомендуемого режима питания школьников. Из опроса следует, что из 44 опрошенных школьников предпочитают 2-х разовое питание 6 детей и 12 школьников ежедневно не завтракают по утрам. Анализ питания младших школьников показал, что и с подбором необходимых продуктов для полноценного питания проблемы тоже существуют, в рационе не достаточно используется такие продукты как мясо, рыба, свежие овощи и фрукты. Некоторые школьники чрезмерно употребляют колбасные изделия и сладости. А некоторые школьники мало употребляют жидкости, в связи с чем нарушается водный обмен в организме.
Выводы
Мы пришли к выводу, что не у всех младших школьников режим и рацион питания правильный. А так же по результатам анкетирования выяснила, что многие школьники до конца ещё не понимают, как нужно правильно питаться, т.е. организовать свой здоровый режим питания и употреблять необходимые для растущего организма продукты питания. Мы думаем, что в нашей школе необходимо дополнительно просвещать младших школьников о том, как правильно питаться и каким продуктам отдавать предпочтение. А администрация школы могла бы приглашать в школу специалистов-диетологов для бесед с родителями.

Литература
Иллюстрированная энциклопедия школьника – М.:АСТ: Астрель, 2008.
Справочник школьника. 1-4 Природоведение. –М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Директор школы – научно-методический журнал, 5/2008.
Полный справочник диетолога. –М.: Эксмо, 2007.
Детское питание – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Наташа64 (2014-12-24) | Автор: Корунец Наталья Анатольевна E
Просмотров: 1564 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru