Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Министерство образования и науки Республики Казахстан Областная специализированная школа-интернат имени Н.Нурмакова Секция: Литература Тема: Яблоко в литературе, как важнейший культурологический образ Автор: Шариязданов Алишер, ученик 6”C” класса Руководитель: Цемох С. М., учитель русского языка и литературы Караганда 2015 АННОТАЦИЯ Данная исследовательская работа посвящена теме <<Яблоко в литературе, как важнейший культурологический образ>>Целью данной работы является найти аналоги образа яблока в сказках разных народов. Соотнесение русских сказок с другими сказками. Эта работа состоит из введения, исследовательской части, заключения и приложения. ANNOTATION This research work is devoted to the topic <<Apple in the literature as the most important cultural image of>> the Aim of this work is to find analogues of the image of the apple in the fairy tales of different peoples. The correlation of russian fairy tales with other fairy tales at all the world. This work consists of an introduction, the research, conclusions, and applications. АННОТАЦИЯ Бұлжұмыстыңмақсаты>>еңмаңыздымәденисуретретіндеәдебиеттетақырыбында<< Apple арналғанБұлғылыми-зерттеужұмыстарыәртүрліхалықтардыңертегігеалмаимиджінтеңдесітабуболыптабылады. Әлемніңбасқадаертегілерорысертегілерініңкорреляция.Бұлжұмыскіріспеден, ғылыми-зерттеу, қорытындыларменбағдарламалартұрады СОДЕРЖАНИЕ Введение 3-4 1.Образ яблока в мифологии 4-5 1.1Образ яблока в сказках 5-7 2.Образ яблока в литературе 8 Заключение 9 Список использованной литературы 10 Приложение 11-12 ВВЕДЕНИЕ Кто из нас не любит или не читал сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и др.) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина». Настолько ярок, выразителем, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну. Цель моей работы-найти аналоги образа яблока в сказках разных народов. Соотнесение русских сказок с другими сказками и мифами. Структура работы. Эта работа состоит из введения, исследовательской части, заключения и приложения. Задачи: 1. Выявить наиболее яркие сказки с описанием яблока. 2. Найти при помощи дополнительной литературы информацию о яблоке. 3. Узнать, как менялось отношение разных народов к яблоку. 4. Разобраться в причинах появления образа-яблока. Я решил заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть. Мое исследование посвящено малоизученному сказочному образу – яблоку. Яблочко «наливное, молодое, золотое…», молодильные яблоки: «…съест человек яблочко – вмиг помолодеет…», «кто поймает яблочко, тот жених принцессе будет», «… покати яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…». Но иногда это яблочко другое: «…сорвал яблоко, съел, и в тот же миг выросли на голове рога…», «…надкусила царевна яблоко и тут же умерла…» Почему именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается в сказках? Что кроется за этим символом? Случаен или нет этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев? Где его корни? Есть ли продолжение? Я думаю, что мое исследование интересно не только мне, оно имеет определенную значимость. o Так как образ яблока изучен недостаточно, то данное исследование поможет определить его смысл и значение. o Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении сказок и мифов. o Кроме того, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений. Новизна исследования. Как относятся к яблоку люди в сказках и в современном мире. Отправной точкой исследования могут служить мифы, сказки Анализу были подвергнуты мифы (5), сказки (35), произведения классиков, в которых упоминается этот образ (В. А. Жуковский «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Гипотеза. Еслияблоко может и должно использоваться людьми, то оно является определенным символом в сказках и мифах. Материалы, использованные в процессе исследования: o Словари o Журнал «Химия и жизнь» o Тексты мифов, сказок, произведений классиков. o Репродукции картин o Соловей Т. Г. Молодильные яблоки из тридевятого царства. // Уроки литературы. 1.Образ яблока в мифологии Свое исследование я начал с чтения мифов. Яблоко издавна вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека. Древние люди, действительно, вкладывали в этот образ определенный смысл. Почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая атласная кожица, которая скрывает сочный плод – с тайной и богатством; сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов - это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной… Именно здесь, под мировым древом решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием, здесь ищут бессмертие и здоровье. И таким деревом в мифах чаще всего была яблоня. И даже если это не яблоня, то плоды древа мира – всегда яблоки. «…На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере. Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их охранять дракону Ладону и сестрам-нимфам Гесперидам. Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки – это был его двенадцатый подвиг. И хотя Эврисфей подарил яблоко герою, а Геракл, в свою очередь, Афине, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду. Вечность и бессмертие – удел богов». (Геракл на службе у Эврисфея.Подвиг 12 – «Яблоки Гесперид») Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая. Скромная и тихая скандинавская богиня Идунн – владелица волшебной корзины, наполненной яблоками юности. Ими она потчует богов и те полны сил и цветущей красоты. Никогда не пустеет корзина. Яблоки молодости – предмет зависти великанов, и однажды они похитили корзину. Но яблоки все равно пришлось вернуть (скандинавские мифы). Яблоня, яблоко во многих мифах связаны с раем или райским садом. Старое название яблони «серебряный сук» происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия. Кроме того, считают, что яблоками могут питаться души умерших. В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества, и оно изображается в руках Адама или Евы. Яблоко было запретным плодом, но Ева не только сорвала яблоко и попробовала сама, но и передала Адаму. Следствием стало изгнание из рая на Землю и весь долгий и тяжкий путь человечества. Таким образом, яблоко здесь сыграло роковую роль. Вспомним еще яблоко раздора из античных мифов. Богиня раздора Эрида, обидевшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (дающих бессмертие). И с надписью «Прекраснейшей» подкинула на свадебный пир. Гера, Афина и Афродита стали спорить, каждая претендовала на это яблоко. Разгорелась ссора о том, кому же яблоко принадлежит. Спор этот решил пастух – царевич Парис, присудив яблоко Афродите, что послужило впоследствии причиной долгой, кровопролитной Троянской войны, в которой погибло много славных воинов. (Троянский цикл.«Пелий и Фетида») Таким образом, можно выделить следующие значения образа яблока в мифах: яблоко – символ вечной молодости и бессмертия; яблоко – символ раздора, грехопадения, или символ, определяющий жизнь героя; яблоня – древо жизни, познания. Подтверждение данным выводам можно найти и в произведениях живописи. На полотнах и фресках художники часто изображали райские яблоневые сады (В. Тициан «Адам и Ева», П. Рубенс «Адам и Ева в райском саду» и др.), яблоко на многих полотнах – символ грехопадения (Я. Госсарт «Грехопадение»), часто яблоко рядом с младенцем Христом (Ф. Беллини «Мадонна с младенцем» и др.). Изучение живописных произведений может стать продолжением исследования о смысле данного образа. 2. Образ яблока в сказках Следующий огромный пласт литературного наследия народа – сказки. Именно в сказках отражены все чаяния и надежды, именно по сказкам можно судить о культуре. Исследованию были подвергнуты не только русские народные сказки, но и сказки народов мира. И совершенно очевидно, что оптимистическая и светлая природа яблока, заложенная мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), нашла продолжение в народных сказках, где яблоко выступает в первую очередь как плод жизни и бессмертия. Часто у многих народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка благодаря съеденному яблоку, как например, в итальянской сказке «Яблоко и Кожура». … В семье вельможи долгое время не было детей. Однажды он встретил на улице волшебника. «- Синьор волшебник, как нам быть? Уж мы так хотим сына. Волшебник протянул ему яблоко и сказал: - Дай это яблоко своей жене, и ровно через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик». Предсказание исполнилось, но появилось два мальчика:«один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, а другой – у служанки, съевшей кожуру. У служанки – румяный, как яблочная кожура, а у дамы – бледнолицый, как очищенное яблоко». В грузинской сказке «Иван-Заря» яблоки в дар бездетной семье приносит река: «Только наполнила кувшин доверху, как видит – несет река три яблока. Понравились ей яблоки, потянулась она за ними, достала и понесла домой. Одно мужу дала, другое сама съела, третье с мужем поровну поделила». И родились у нее затем три сына. Очень часто в сказках яблоко не только символ начала жизни, но и здоровья, юности. В русских народных сказках интересен сюжет о молодильных яблоках: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой…» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Молодильные яблоки, помогающие помолодеть, избавиться от хвори, мы встречаем и в других сказках.«Отпустила (Солнцева сестра) его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочно – вмиг помолодеет»(русская народная сказка «Ведьма и Солнцева сестра»). «…Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела и спрыгнула с постели» (Немецкая сказка «Гриф-птица»). «Взяли дети глазные яблоки, принесли их к матери, приложили к глазницам, мать и прозрела»(грузинская сказка «Пять братьев и сестра»). Сюжет об оздоровляющих свойствах яблок очень популярен в сказках. А вот в немецкой сказке «Белая змея» золотое яблоко с древа жизни дарует еще и любовь: «Они поделили яблоко жизни и съели его вдвоем: и исполнилось ее сердце к нему любовью, дожили они в безмятежном счастье до самой глубокой старости». Способность яблока вызывать любовь нашла отражение и в народной традиции украшать невест цветами яблони. С древним обычаем бросания яблок, как символа и знака любви друг к другу, мы встречаемся в сказках многих народов мира. «Поскакал дурак и взлетел на гору. Бросил принцессе алмазное яблоко на колени…»(латышская сказка «Принцесса на Стеклянной горе»).«Вышла королевна и бросила рыцарям золотое яблоко…» (немецкая сказка «Железный Ганс»).«Принесла принцесса в корзине золотые яблоки: «Кто поймает, тот жених будет!» – сказал она»(французская сказка «Волшебный свисток и Золотые яблоки»). В некоторых сказках яблоко не бросают, его надо вырвать силой у суженой. «Тому, кто на вершину Хрустальной горы трижды верхом на коне въедет и трижды золотое яблоко из рук королевской дочери вырвет, король отдает ее в жены…»В славянских сказках сюжет также немного меняется: яблоко не бросают и не вырывают, а тожественно подносят суженому. «Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: «Девушки, красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» А в трогательной русской сказке «Безручка»несчастная героиня, отведав золотого яблока, стала невестой хозяина. Интересна деталь, связанная с садами, где растут золотые яблочки. В мифах чудесные яблони растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам (вспомним: «…на краю мира, у берегов реки Океан…», охраняют сад дракон Ладон и Геспериды…). В сказках же яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари, которые выступают как хранители волшебного, священного дерева. Сами цари даже иногда и не едят яблок, Это символ богатства. «Царь дорожил яблоней, как своими глазами, и сам не рвал яблок, и другим не давал»(грузинская сказка «Пашкунджи»). «Росло в том саду дерево, на котором были золотые яблоки. Когда яблоки поспевали, им вели счет…» (немецкая сказка «Золотая птица»). А поскольку богатство и благополучие связано с сокровенными мечтами и чаяниями народа, то описание яблок всегда ярко и поэтично: «А яблонька та была не простая: утром листья распускались, в полдень ветви цветом покрывались, через день плоды наливались, да такими они были сладкими, вкусными и сочными – язык проглотишь» (молдавская сказка «Лейся, свет, впереди, тьма, стелись позади») Поэтому-то нередко яблоки похищают. Этот мотив также популярен в народных сказках. Чаще всего таинственными похитителями яблок становятся птицы. «…Он (царевич) видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки»(русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк»).Иногда похитителями яблок становятся чудовища или змеи, как в румынской сказке «Богатырь Прысля и золотые яблоки». Иногда птицы, прилетающие на яблоню, - это заколдованные принцессы. И часто, одна из них становится невестой царевича, в залог чего оставляет ему яблоко (болгарская сказка «Золотые яблоки и девять пав»). Иногда перо, утерянное у яблони Жар-птицей, открывает мир удивительных приключений, где герою удается добыть все блага жизни: коня, богатство, красавицу и т. д. (русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк», немецкая сказка «Золотая птица»). Таким образом, яблоня с золотыми плодами вновь выступает как древо судьбы (древо жизни – в мифах), от которого зависит благополучие, любовь, рождение людей, жизнь, а может быть и наказание. Интересен в сказках и образ яблони и ее плода, как предсказательницы судьбы. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» (русская сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»). Эта способность яблока опять напоминает о его связи и с древом познания, и с древом жизни. Яблоко может вывести в нужное место: «Дала ему жена яблоко и сказала: «Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…» (грузинская сказка «Дочь Солнца»); яблоко может накормить и развеселить, как в украинской сказке «Иван-царевич и Красная девица», может стать волшебным талисманом, оживляющим сокровище (болгарская сказка «Смерть судьбичкам»). Но яблоко и яблоня могут принести и неприятности: горе, болезнь, смерть (в мифах это яблоко раздора, плод древа познания добра и зла). «Сорвал Иванушка яблоко, и в тот же миг выросли у него на голове рога…» Таким образам, если попытаться обобщить те значения, которые несут яблоня и яблоки в сказках, то можно выделить два основных: жизнь и молодость; соблазн, несущий опасность. Эти значения мы выделяли и в мифах. 3.Образ яблока в литературе «Яблоневый» образ неизбежно отражается и в литературных сказках, так как ее корни в фольклоре, мифологии. Все это отражения одного – миропонимания. Помните, у А. С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: «И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит… Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видно семечки насквозь…» Как сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать, что и сделала доверчивая царевна – и умерла. Почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления злых замыслов мачехи? Безусловно, Пушкин знал, что яблоко – образ философский, символ соблазна. Яблоко в его сказке – традиционно фольклорное, это плод древа познания. Образ яблока встречается и в творчестве В. А. Жуковского («Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»). «…Сев на яблоню, Жар-птица За дело принялась и нарвала С десяток яблок…» Опять перед нами образ яблока и пера, потерянного у яблони Жар-птицей, который открывает герою мир приключений, помогая добыть блага жизни: богатство, невесту-красавицу. Яблоня снова здесь выступает как дерево судьбы, от которого зависит благополучие, любовь. Русские народные традиции, связанные с яблоней и яблоками, находят широкое отражение в русской литературе (Н. А. Некрасов.Поэма «Кому на Руси жить хорошо»): «Уж двадцать лет, как Демушка Дерновым одеялечком Прикрыт, - все жаль сердечного! Молюсь о нем, в рот яблока До Спаса не беру». Автор вспоминает обряд, связанный с яблочным Спасом, который начинается с середины августа. Именно со дня Спаса разрешалось есть садовые яблоки. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблочко в раю. В этот день вокруг церквей ставили столы с плодами, которые после благословления священником, жертвовались в пользу нищих. Отсюда возникла поговорка: «На второй Спас и нищий яблочко съест». Все сказанное выше показывает, что популярность образа яблока в литературе в России не случайна. А может, популярность яблока зависит от его полезных свойств. Считают, что яблоко – символ здоровья, восстановления жизненных сил. Объяснение этому мы находим в энциклопедическом словаре.«Яблоко – (ботан.) – сочный, обычно многосемянный, нераскрывающийся плод растений». «В яблочной кожице до 30% восков, а воск содержит урсоловую кислоту. Это вещество отличается активным биологическим действием, стимулирует работу сердца, проявляет противовирусные и противовоспалительные свойства» (журнал «Химия и жизнь», 1981 , № 12). Заключение Таким образом, в большинстве мифов, сказок, яблоко обладает такими свойствами, которые ценились людьми, поэтому: яблоко – символ вечной молодости и бессмертия (молодильные свойства); яблоко – плод древа жизни, древа познания (влияет на судьбы героев, символ начала жизни, символ процветания). Но оно бывает и таким: яблоко – символ соблазна, грехопадения; яблоко – предвещает опасность; яблоко – плод древа судьбы. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что частая встречаемость этого образа в мифах, народных сказках и даже литературных сказках – не случайна. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, наполнен глубочайшим философским и человеческим смыслом, он – отражение мировоззрения и культуры народа, его мудрости. Не случайно образ яблока сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня. «По яблоку в день – и врач не нужен» (английская пословица). «Яблоневый куст не живет пуст» (русская пословица) «Яблочное семя знает свое время» (русская пословица). Чудесное наливное яблочко из тридевятого царства, которое сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе, продолжает поить нас живительными соками, пробуждающими фантазию, любознательность. Что ж, на то оно и молодильное, на то оно и плод древа познания. Список литературы 1. Аленький цветочек. Сказки русских писателей. – Л.: Детская литература, 1989. 2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Барнаул: День, 2002. 3. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987. 4. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 1973. 5. Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988. 6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь: Реноме, 1999. 7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1987. 8. Некрасов Н. А. Избранное. - М.: Художественная литература, 1975. 9. Персидские народные сказки. – М.: Наука, 1987. 10. Пушкин А. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 1963. 11. Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994. 12. Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка, 1993. 13. Светланова Ю. Г. Скандинавские сказания. – М.: Детская литература, 1988. 14. Соловей Т. Г. Молодильные яблоки из тридевятого царства. Приложение к журналу «Уроки литературы в школе», № 5, 2001. 15. Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004. 16. Химия и жизнь. – М.: Наука, № 1, 1985. Приложение Список сказок, использованных в исследовании: Русские народные сказки Итальянские народные сказки Грузинские народные сказки Немецкие народные сказки Молдавские народные сказки Польская народная сказка «О прекрасной Елене» Латышская народная сказка «Принцесса на Стеклянной горе» Французская народная сказка «Волшебный свисток и Золотые яблоки» Норвежская народная сказка «Принцесса с Хрустальной горы» Датская народная сказка «Золотое яблочко» Болгарские народные сказки Украинские народные сказки Сирийская народная сказка «О плачущих и смеющихся облаках» Персидская народная сказка «Юсуф-шах» Албанская народная сказка «Краса Земли» Румынская народная сказка «Лекарь Тодераш» «Богатырь Прысля и золотые яблоки» «Золотые яблоки и девять пав» «Смерть судьбичкам» «Дедова дочка и золотая яблонька» «Иван-царевич и Красная девица – Ясная Звездочка» «Лейся, свет, впереди, тьма, стелись позади» «Базилик зеленый и царская дочь» «Гриф-птица» «Железный Ганс» «Золотая птица» «Белая змея» «Иван-Заря» «Пять братьев и сестра» «Пашкунджи» «Дочь Солнца» «Земля возьмет свое» (философский смысл) «Яблоко и Кожура» «Пастушок – малый росток» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» «Гуси-лебеди» «Ведьма и Солнцева сестра» «Наказанная царевна» «Иван-царевич и Серый волк» «Хаврошечка» «Безручка» «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» (русская сказка «Наказанная царевна»). «Достал мальчик яблоко, подал ему (юноше), надкусил он его и тут же умер…» (грузинская сказка «Земля возьмет свое»). (русская сказка «Хаврюшечка»). «Сорвала она яблочко, подала ему» (украинская сказка «Дедова дочка и золотая яблонька»). (норвежская сказка «Принцесса с Хрустальной горы»). o Изучение образа яблока в мифологии и Библии. o Работа с энциклопедическим словарем. o Изучение особенностей образа в сказках (русские народные, зарубежные). o Изучение ботанических особенностей яблока. o Изучение отдельных произведений классической литературы. o Обзорное исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока. o Уточнение гипотезы и выводов. o Оформление результатов исследования. : яблоко в литературе - это важнейший культурологический образ, который несет в себе особый глубочайший философский и человеческий смысл. – определить роль и смысл образа яблока и яблони в литературе. стала работа Соловей Татьяны Григорьевны «Молодильные яблоки из тридевятогоцарства».заключается в том, что анализу подвергнется второстепенный образ, а не главные герои. Хотя, как оказалось, роль его далеко не второстепенна. К. Д. Ушинский | |
Просмотров: 2255 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|