Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
«Что такое научный проект?» Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Полат) Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Этапы работы над проектом 1 этап. Подготовка Проведение вводной беседы с целью: – формирования первичного представления об изучаемом объекте; – формирования интереса к данной теме; – создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности 2 этап. Организация проектной и исследовательской работы Актуализация знаний 1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.). 2. Определение количества участников проекта, состава группы Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей Плановые работы 1. Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: – отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); – фильм, макет, сборник и др.; – конференция, праздник и т.п. 4. Выработка критериев оценки результатов работы. 5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?). • Определение основных методов: – прочитать в книге; – понаблюдать; – посмотреть в компьютере; – задать вопросы родителям, специалистам; – подумать самостоятельно; – посмотреть в книгах; – посмотреть по телевизору и т.п. • Формулировка задач Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно) Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Наблюдение, советы 3 этап. Представление готового продукта (презентация) Представление результата работы в разнообразных формах Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника 4 этап. Оценка процессов и результатов работы Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению Возможная тематика научных проектов в начальной школе При прохождении курса «Познание мира» в начальной школе предполагается проектная деятельность по следующим темам: проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?». I. Выбор темы исследования (актуальность проблемы) II. Цель исследования (Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим.) III. Задачи исследования (см ниже) IV. Объект, предмет и участники исследования V. Гипотеза исследования (Мы предполагаем, что…) VI. Методы исследования (методы исследования: анализ; анкетирование; эксперимент; наблюдение; сравнение; обобщение.) VII. Исследовательская деятельность VIII. Результаты исследования. Пути решения проблемы IX. Используемая литература Защита исследования Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Задачи проектной и исследовательской деятельности Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы. Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. Краткий образец проекта: ТЕМА ПРОЕКТА («КУРЕНИЕ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ!») «Курение – плохая привычка!», «Курение – медленное самоубийство!» Вот такие фразы мне не раз приходилось слышать от взрослых и по телевизору. В газетах я видел рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табакокурения. «Неужели действительно все так серьезно?» – подумал я. Возникают вопросы: что будет с людьми, которые курят? Как курение влияет на здоровье человека? II. Цель исследования Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью. III. Задачи исследования – Проанализировать научную информацию по теме; – описать, как табак влияет на организм окружающих; – определить, к каким последствиям ведет курение; – установить, что курение вредит здоровью; – выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме. IV. Объект исследования, предмет исследования и база исследования Объект исследования: человек. Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения. База исследования: учащиеся, их родители, независимые участники. V. Гипотеза исследования Могу предположить, что курение вредит здоровью. VI. Методы исследования – Анализ научной литературы; – наблюдение; – анкетирование; – интервью; – эксперимент (классный час, разработанный учеником); – сравнение полученных результатов. VII. Исследовательская деятельность VIII. Результаты исследования IХ. Презентация продукта. | |
Просмотров: 4960 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|