Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Молодежь-это носитель огромных интеллектуальных ценностей, в молодости человек наиболее способен к творчеству, открытиям, свидетельством чего являются успехи каждого из вас. Н.А.Назарбаев на встрече с одаренными детьми. 30 октября 2003г. Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Потребность в поддержке "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" – объективно необходимая социальная потребность: развитие талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, значит, сохранить существование самого общества. Участие в исследовательской деятельности - это удел не только ученых–новаторов, но и всех творческих людей. Особенно важно заниматься творческой, научной, поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идет активное формирование познавательных процессов детей и их личностное и социальное становление. Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить", - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.: В настоящее время важным показателем качества образования становится наличие у учащихся опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, умения использовать знания на практике, осуществлять исследовательскую деятельность, т.е. сформированность ключевых компетенций. В настоящий момент существуют различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. 1 По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к результатам Вместе с тем любые ее виды предполагают овладение учащимися технологиями творчества, приемами творческой исследовательской работы. Например, умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Все перечисленные приемы формируются в результате исследовательской деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся – это обновленная и усовершенствованная, расширенная форма поисково-краеведческой деятельности учащихся, направленная на формирование адекватного представления об изучаемом объекте, осуществляемая в соответствии с требованиями научного исследования и сопровождается овладением необходимыми знаниями и умениями, а значит, и формирование компетенций. Организация исследовательской деятельности школьников нацелена на развитие у них самостоятельности, логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, относится эксперимент. В процессе учебного исследования у учащегося формируется внутренняя потребность проходить к любой возникающей перед ним проблеме системно и творчески, появляется возможность преодолеть фрагментарность, разрозненность знаний, развить экспериментальные умения и критическое осмысление информации, получить предоставление о научных принципах исследования. Итак, собственно исследовательский компонент сводится к развитию умений находить причинно-следственные связи, прогнозировать результаты эксперимента, и, конечно же, учащиеся осваивают технику практических работ. Исследовательские умения учащихся характеризуются более низким начальным уровнем, которые возрастают по мере прохождение практикума Сегодня, когда «ученик выступает в роли заказчика на образование, а учитель в роли исполнителя заказа», обучение как передача некоторого багажа знаний от учителя к ученику не может быть востребовано. Поэтому на первое место выступает принцип: научить учиться. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. Особо следует выделить 2 учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. На современном этапе цели образования определяют общее направление всей системы образования. Они направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью. Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектную часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Считаю, что наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий. После прохождения 3 уровневых курсов переподготовки в 2012 году, стояла проблема применения модулей программы в своей педагогической деятельности. Модуль «Талантливые и одаренные учащиеся» у меня вызывал вопрос, как его использовать не только на уроках , но и внеурочной деятельности. Вопрос решился сам собой когда один из моих учеников, подошел ко мне с вопросом о использовании синтетических моющихся средств. Как приобщиться к науке? Где научиться пользоваться ее методами и приемами? Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация и деятельность НОУ - одна из главных ступеней этого 3 процесса. Выявлению и развитию одаренных детей способствуют научные общества учащихся (НОУ). В последние годы оно значительно активизировало свою деятельность в нашей школе. Один из крупнейших специалистов в области исследовательского обучения Джон Дьюи, описывая «полный акт мышления», выделял пять его этапов, или «ступеней»: - ощущение трудности; - ее обнаружение и определение; - выдвижение возможного замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); - формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы); - последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение. Эта последовательность вполне способна служить алгоритмом исследовательского поиска ребенка в общеобразовательном процессе. Данная концепция получила дальнейшее развитие в трудах Э. Фентона выделившего семь этапов: 1.осознание проблемы на основе наблюдения определенных предметов, явлений, событий или процессов; 2.формулировка гипотез, связанных с разрешением этих проблем, особенно постановка вопросов аналитического характера, а также предварительной, «доопытной», проверки выдвинутых гипотез; 3.установка логических следствий из этих гипотез; 4.решение вопроса о том, какие данные будут необходимы дл проверки сформулированной гипотезы, а также проведение отбора источников с точки зрения их пригодности для проверки этой гипотезы; 5.анализ, интерпретация и оценка этих данных с точки зрения их соответствия разрешаемой проблемы; 6.оценка истинности гипотезы в свете собранных данных; 7.проведение в соответствии с гипотезой, признанной за истинную в свете действий. Особо важно помнить, что на всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, преобретение новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первый, естественно, самый важный, педагогический. Второй – это тот, что создает ребенок «свой головой» и руками. Для достижения данного результата применима следующая более тонко детализированная последовательность: 1.Актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направлений будущего исследовании). 2.«Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). 3.Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы 4 исследования). 4.Выработка гипотезы (разработать гипотезу, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи). 5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). 6.Разработка методики проведения исследования. 7.Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8.Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 9.Подготовка отчета (дать определения основным понятия, подготовить сообщение по результатам исследования). 10.Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 11.Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость приобретает проектная деятельность с элементами исследования. Выбрана тема работы «синтетические моющие средства -вред или польза?» неслучайно. При изучении предмета химии в школе Владислав проявлял интерес к материалу за рамками школьной программы. Проживая в сельской местности, в доме без центрального водопровода, у него возникли вопросы о применении различных средств для мытья посуды, о их пользе или вреде. Я ему предложила изучить этот вопрос более подробно, поставив перед ним Он с интересом начал работу сначала приобретал для дома различные средства и он их использовал для уборки квартиры Была поставлена цель исследовать состав моющих средств используемых в быту, их влияние на здоровье человека, дать оценку экологическим последствиям в результате попадания СМС в водоем. Предположение о том, что в состав СМС входят вещества, оказывающие вредное воздействие на человека и другие биологические объекты, рН СМС не соответствуют рН кожи человека, стало причиной изучения данной темы Были поставлены и решены следующие задачи: • Выяснить из различных источников информации состав СМС, влияние их на различные биологические объекты. Выявить их плюсы и минусы. • Исследовать рынок по продаже СМС. • Сравнить состав СМС с Гостом. • Опытным путём определить физико–химические характеристики СМС, поверхностное натяжение воды в присутствии СМС различных торговых марок, рН растворов, влияние СМС на биологические объекты. Изучив большой теоретический материал по данному вопросу в интернете, Владислав сам определил какие практические опыты ему необходимо было провести: растворимость в разной температуре воды, вспенивание, р Н, действие различных СМС на следы загрязнения. Начал искать альтернативные способы стирки и уборки, без использования СМС. По итогам работы мы выступили на школьной научной конференции , где заняли первое место. И нас направили на районную научную конференцию, где мы заняли призовое место и выступили со своей работой на кустовой конференции в Бишкуле. Вернувшись с конференции Влад понял , что необходимо продолжить работу. Продолжил исследовательскую работу, на следующий год. Исследовали влияние 5 стирального порошка, моющего средства и хозяйственного мыла на действие живых объектов: растения на примере традесканции, животных дождевых червей. Уже расширив круг участников привлекли одноклассника которому тоже были интерестны эксперементы. При изучении в прошлом году темы «Синтетические вещества вред и польза» мы в заключении работы поставили целью изучить действие синтетических средств конкретно на живые объекты. В это году мы провели работу и сделали вывод о влиянии разного рода СМС на одни и те же объекты. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: на примере экспериментальных опытов доказать влияние синтетических свойств на живые организмы. Были поставлены и решены следующие задачи . изучить характеристики изучаемых объектов •исследовать воздействие синтетических моющих средств на живые организмы •отчет о проделанной работе Вывод для растения и животных 10 % раствор «Фери» по логотипом «лучшая формула» соответствующий госту, не оказывает отрицательного действия, он содержит рН среду равную 7, это норма для данных организмов. От действия хозяйственного мыла и стирального порошка, произошли изменения организмов. Это связанно с их растворимостью, способностью обволакивать почву своими растворами. Закрывается доступ кислорода в почву и не происходит процесс газообмена, проникновения воды, что отрицательно сказалось на корневой системе растений и дыхании животных. Поэтому человек при использовании этих средств должен помнить, что необходимо после стирки воду сливать в отведенные места, где не используется земля для посадки растений. Создавать необходимые условия для обогащения почвы дождевыми червями, для улучшения ее плодородия. Выступив на школьном научном обществе получили 2 место , и по своему направлению были направлены на районный тур, где наша работа заслужила хороших отзывов , но так как нами не был представлен при проведении работы экземпляр который не подвергался воздействию синтетических средств место наша работа была не оценена. На следующий учебный год 2014-15, ребята занимающиеся в научном обществе обучались в 11 классе и было принято решение их оставить членами нашего общества, они давали рекомендации и советы новым учащимся при работе. После окончания школы Мякишев Владислав осуществив свою мечту поступил в медицинский колледж на фельдшера, где успешно обучается. Капезов Ихлас выбрав профессию технолога пищевой промышленности не смог поступить в университет, но отдично обучается в колледже по это специальности. Но желание получить высшее образование осталось, поэтому будем надеяться, что его желание осуществиться. Следующая группа учащихся 7 класса, выбрала тему для своей работы «Влияние сотовых телефонов на здоровье детей» Цель Выяснить, как сотовый телефон влияет на здоровье человека, в том числе на детский организм и на сколько это опасно. Дать рекомендации по правильному использованию телефона. 6 Задачи: 1. Познакомиться с воздействием сотового телефона на организм человека; 2. Проанализировать степень влияния сотового телефона на здоровье взрослого человека и подростка. 3. Рассмотреть возможности снижения отрицательного воздействия сотового телефона за счет соблюдения правил пользования телефоном. Проведя определенную работу группа учащихся состоящая из 3 человек сделала вывод. Телефон заменил нам часы и будильник, плейер и фотокамеру. И нам уже не кажется невероятным, что такая маленькая коробочка способна выполнять столько функций, ведь можно не только позвонить и отправить сообщение, но и просмотреть видеоролики, послушать музыку, поиграть в любимую игру. А утром телефон разбудит вместо будильника. Мобильные телефоны являются настоящим прорывом в телекоммуникационной сфере, ведь благодаря им, современный человек может беспрепятственно общаться с друзьями и близкими в любое время дня и ночи, вести деловые переговоры и просто весело проводить свой досуг. Однако следует учесть влияние мобильного телефона на организм человека, ведь чем мощнее аппарат, тем больше вреда он может принести здоровью. Многочисленные научные исследования показали, что люди, постоянно общающиеся по мобильному телефону, чаще подвергаются таким побочным эффектам, как головные боли, головокружения, повышенная утомляемость и забывчивость. Также доказано, что использование сотовых оказывает негативное влияние на слуховые органы, зрение и опорно-двигательный аппарат, поэтому специалисты рекомендуют пользоваться ими только по мере необходимости, лучше отдать предпочтение стационарному телефону. Как обезопасить себя от воздействия вредных излучений Чтобы сотовый телефон не нанёс вред вашему здоровью, не нужно вести долгих разговоров, многочасовых выяснений отношений. Да и многие по сотовому телефону слишком долго и не общаются, долгая болтовня — вылетает в копеечку. Используйте для разговоров гарнитуру, это способствует меньшему воздействию электромагнитных волн на голову. Советуют пользоваться наушниками или включать громкую связь Телефон не должен лежать на вашем рабочем столе, на кровати или возле кровати, он так же оказывает вредное воздействие своим излучением на нервную систему, нарушает фазы сна. Не следует носить телефон на поясе, на груди, в карманах брюк и пиджаков. Не рекомендуется подносить телефон к уху во время вызова, так как впервые секунды вызова телефон увеличивает мощность, чтобы обнаружить и соединить вас с вызываемым аппаратом. И если человек желает быть здоровым, то обязательно прислушается к рекомендациям врачей и учёных, и ограничит время своих разговоров по сотовому телефону, и будет держать его на безопасном расстояние. Также со своей работой выступали на школьном туре научной конференции, дге заняли 2 место. К сожалению эти ребята не захотели продолжать работу. Их больше 7 привлек предмет физика, чем биология. Поэтому в 2015-16 учебном году я набрала новую группу учащихся из 6 класса, чтоб увлечь изучением растении, строение и жизнедеятельность которых мы изучаем в 6 классе. Выбрали тему нашей работы «Уход за комнатными растениями» Растения – это часть живой природы, которой так не хватает современному человеку. Цветы – это лучший способ привнести красоту и тепло, создать то пространство, в котором человек будет чувствовать себя гораздо комфортней и уютней. Поэтому это особенно важно в условиях школьной жизни – не смотря на серьезность атмосферы учебной деятельности, хочется чувствовать уют и тепло классной комнаты. А помочь создать это могут комнатные растения. Но для того чтобы растения радовали нас нужно знать, что земные питомцы, также как и домашние животные, требуют правильного ухода, на что необходимо время и определенные знания. Цель данной работы - знания видов комнатных растений и правильность ухода за ними очень важны при разведении цветов. Основные задачи исследования: Исследовать знания учащихся о видах комнатных растений, о факторах, влияющих на развитие растений, о правилах ухода за ними; Определить количественный и качественный состав растений в кабинетах, определить направление окон, выходящих на улицу; Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы; Изучить некоторые виды комнатных растений, составить их картотеку; Исследовать особенности ухода за комнатными растениями в зависимости от природных факторов развития; По итогам года выступив на научной конференции школьном этапе заняли 2 место. Я как научный руководитель в течении 4 лет своей работы получаю сертификаты, благодарности с занесением в трудовую книжку за организацию работы научного общества учащихся. Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что, во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. При выполнении совместного проекта деятельность учащихся направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую. Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитание и развитие личности ученика 8 | |
Просмотров: 1527 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|