Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Изучение и сравнение обычаев и традиций в казахско-русских семьях.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Департамент образования Северо-Казахстанской области
КГУ «Пресновская средняя школа – гимназия имени И.П.Шухова»

.



Изучение и сравнение обычаев и традиций в
казахско-русских семьях.

секция: психология

Исполнитель : Итекеева Айлана ученица 7 класса, Пресновской
средней школы- гимназии
имени И.П.Шухова, Жамбылский
район, Северо-Казахстанская область.
Руководитель работы: Малыгина Ирина Владимировна
педагог – психолог, Пресновской
средней школы- гимназии
имени И.П.Шухова

2016 г.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………..4
2. Практическая часть ………………………………………………..16
3. Заключение ………………………………………………………..20
4. Список используемой литературы………………………………….25

Аннотация


В данном проекте, изучая жанры устного народного творчества, обычаи и традиции казахско - русских семей, можно утверждать, что многие из них похожи не только по содержанию, но и по смыслу и цели их создания. Причиной изучения этой проблемы явилось, то, что наше поколение теряет смысл традиций и обычаев в семьях, передаваемые нашими предками. Сложившийся образ жизни и взаимодействие народных культур, одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами, для защиты своей земли. Позволяет сохранить комфорт, заботу и близость семьи.
Единство обычаев и традиций народа, сближает людей, делает их терпимее, заставляет уважать индивидуальность и этнические особенности народа.


1. Введение
Данный проект направлен на изучение и сравнение семейных ценностей через обычаи и традиции в казахско – русской семье. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Совместные праздники, а так же изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи. Проект предполагает работу с семейными обычаями и традициями. В рамках проекта планируется провести совместно с родителями и детьми.
Тип проекта: творческо-информационный
Цель:
- способствовать закреплению интереса к своей семье,
- формировать и развивать личность, через укрепление семейных ценностей.
Задачи:
- актуализировать семейные ценности,
- дать представление о том, что такое “традиции”,
- изучить и сравнить семейные традиции и обычаи,
- развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки.
Гипотеза: Чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сохранить культурное общество.
Актуальность проекта
Актуальностью проекта является то, что в настоящее время, во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но рассматривать семью важно, как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта традиций и обычаев. Создание благоприятных условий в семье для ребенка это становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных особенностей. Воспитание ребенка - это не только воспитание любви к окружающему, но и к родному дому, семье, а также и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций и обычаев. Мы живем в многонациональном государстве и каждому человеку должны предоставить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Этнонациональная культура помогает сформировать у людей эмоционально положительное отношение к развитию языков и культур.
Когда в семье по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то их совместная жизнь многогранна и интересна. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дня рождения, именин, юбилеев. В каждой семье и у каждого народа свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют отношения между разными поколениями. Уклад в таких семьях постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Одни традиции перешли к ним от родителей, другие они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Не смотря на то, что в нашем современном обществе становятся популярным смешанные браки.
Казахстан — полиэтничное государство. Земля Казахстана издавна стала домом для представителей более 130 этносов. Этому способствовали разные причины: исторические, политические, социальные. Еще несколько веков назад в казахских степях стали появляться вольные люди. На казахстанской земле оседали крестьяне, пришедшие в поисках свободных земель, казаки, призванные для охраны границ. В XIX веке на территорию современного Казахстана переселилось множество уйгуров и дунган, бежавших из Китая в поисках спокойной и безопас¬ной жизни. Большая волна русских, украинских, белорусских, поль¬ских, болгарских переселенцев со своими семьями переселились в казахские степи и предгорья в ходе осуществления столыпинских реформ. В статьях Конституции Республики Казахстан говорится о предоставлении одинаковых прав и свобод всем гражданам независимо от национальной религиозной или иной принадлежности (ст. 10-22 раздел 2) Законом защищены развитие культуры и самобытность разных народов. Согласно Конституции, в Казахстане государственным является казахский язык. При этом в госорганизациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. В настоящее время русские являются второй по численности этнической группой страны. На начало 2013 года составляли 21,89 % населения Казахстана (3 701 713) В Казахстане русские являются потомками переселенцев XVIII-XIX века и потомками трудовых мигрантов периода СССР, проживают в Казахстане уже сотни лет и стали очень близки казахам, образуя вместе с ними основу народа Казахстана. В настоящее время русские являются самой многочисленной диаспорой в Казахстане.
В 30-40-ые гг. XX в. в Казахстан были насильственно пере¬селены корейцы, немцы из Поволжья и Кавказа, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы, представители многих других народов. В послевоенное время в Казахстан устремились десятки тысяч людей из всех уголков наше Родины.
Казахстан — основа политической стабильности — это межэтническое согласие. В Казахстане создана и действует правовая база обеспечивающая равен¬ство прав и свобод всех граждан, независимо от их этнической принадлежности. Этот принцип лежит в основе межэтнической политики государства.
Правовую основу этнонациональной политики в Казахс¬тане составляет прежде всего Конституция РК, согласно которой неконститу¬ционными признаются любые действия, которые способны нарушить межэтническое согласие. В целом этнонациональная политика страны базируется на принципах закона в сочетании коллективных прав, разных этносов и индивидуальных прав человека.
В Казахстане создан уникальный и эффективный механизм по реализации национального и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана, образованной в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. как консультативно-совещательный орган при Главе государства, а позже ставшей конституционным органом. Затем Ассамблея была переименована в Ассамблею народа Казахстана.
Благодаря ее деятельности, идет процесс культурного возрождения многонациональности, и Ассамблея обеспечивает их всеобъемлющий диалог. Сегодня этот опыт перенимается некоторыми соседними странами. Проводится сбалансированная языковая политика, и Казахстан, один из немногих, разрешил эти проблемы без острых конфликтов. Идет естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны, особенно молодежью. Языковое богатство Казахстана обогащает обще казахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана.
В Послание Главы государства - Лидера нации Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» для всех граждан Казахстана стало новой эпохой 5 в развитии нашей страны, новым этапом становления гражданского общества и нового казахстанского патриотизма. Все это является основой успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.
Одним из аспектов, на которые обращено внимание в Послании, является развитие культуры, традиций и самобытности. И такое внимание развитию духовности очень значимо. Ведь именно духовное начало – это сила, которая сплачивает нацию в единое целое. Чем выше дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это главный двигатель истории и судьбы народа. Дух нации опирается на тысячелетние традиции, ценности и культуру, на язык, как часть самопознания народа.
Сегодня время предъявляет все более жесткие требования к странам и нациям. Это – веление времени, и мы должны соответствовать ему. Надежду на самостоятельное будущее имеют только те из них, кто не растеряв свои традиции и ценности, нацелены на постоянное обновление. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь, мы обеспечим единство нации и укрепление национального духа.
У каждого народа есть своя неповторимость, своя самобытность, с помощью которой он выделяется среди других, и неповторимость эта не только в языке, но и в традициях, в ценностях, и в своей жизнедеятельности.
Складываясь веками, и передавая свои обычаи и традиции от поколения к поколению, от старшего к младшим, многие традиционные праздники, обряды, духовные ценности, служили эталоном, по которому люди оценивали, свое поведение, свою деятельность и свои поступки.
Культурная самобытность народов расширяет возможности человечества для всестороннего развития. Таким образом, ориентируя вести, поиск нового, усваивая элементы других культур, что помогает пробуждать и сохранять процесс самореализации и самосозидания.
Чтобы сохранить и укрепить межэтническое согласие, для этого призваны способствовать меры, направленные на приобщение граждан к единым духовно-культурным ценностям и традициям казахстанского общества при условии сохранения культурной самобытности всех этносов. Для этого необходимо создать условия для укрепления института казахстанской семьи, ее воспитательной роли. В том числе в сфере сохранения и развития национальных традиций и укоренение в молодежной среде толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане. Осуществление этих мер позволит обеспечить сохранение и развитие этнокультурного многообразия.
Традиции отнюдь не включают в себя все, что делали предки. В основном, это все самое ценное и важное из деятельности, привычек и обычаев народа, то, что непременно нужно передать потомкам. Хранить традиции нужно начинать с собственных семей, изучая свою историю. И перед всеми нами, гражданами любой национальности, проживающими в нашей многонациональной стране, стоит эта глобальная задача по сохранению национальных традиций и самобытности народов, проживающих в Республике Казахстан.
Если в стране нет своих традиций, то люди будут принимать культуру и устои чужих стран. В большинстве таких случаев это не приводит к хорошим результатам, теряется самобытность народа. Из-за такого бездумного перенимания чужих норм, люди стали терять индивидуальность, из-за этого и возникли многие современные проблемы общества.
В последнее время о ценностях традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это народные песни, шумная Масленица с душистыми блинами, и Наурыз, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза, встреча гостей и многие другие традиции, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно такие традиции, принято называть семейными ценностями, и мы почему-то забываем. Традиции представляются нам такие глобальные, такие далекие. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей затруднялись ответить и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Психологи уверяют, что ребенку семейные традиции необычайно важны. Таким образом, сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину, такую как проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, но и отношения между супругами. Но, то еще и особый дух, неповторимый уют и теплая, дружеская атмосфера, характерная только для одной семьи.
Традиции и обычаи в семье функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Каждое поколение, воспринимая ряд тех или иных традиций, должны выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Приступая к составлению проекта, я, задумалась, как построить свою работу, для того чтобы дети стали продолжателями семейных традиций и обычай своих родителей и были настоящими патриотами своей Родины.
В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы условия, определяющие уровень нравственной воспитанности. Но мы все знаем, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.
Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».
Итак, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций и обычаев в казахско-русских семьях.
Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение. Которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу. Чтобы наше поколение в будущем, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет. Для создания атмосферы уюта, укрепления родственных уз, в таких семьях, где разные культурные ценности, религии, традиции и обычаи необходимы свои семейные традиции. Что это такое? Говоря на языке словарей, это определенные нормы, правила, манеры поведения, обычаи, принятые в семье, которые передаются из поколения в поколение. А простыми словами, это что-то, присущее лишь вашему семейному кругу имеющее для вас особенное значение, большую ценность, и не зависимо какая семья казахско-русская, русско-татарская, казахско-армянская и многие другие. Главное когда в семье царит гармония.
Семейные традиции в семье оживляют быт, делают его интереснее, создают приятные воспоминания. Обычаи и традиции способствуют активному взаимодействию между членами семьи, и их постоянному общению, сплочению. Для семьи они полезны тем, что придают уверенность, позволяют ощутить некую стабильность жизненного уклада, учат позитивнее оценивать окружающий мир.
Однако для того, чтобы обычаи и традиции не угасали, нужно прилагать немало усилий. Постоянство - дело не простое, но если каждый член семьи понимает глубокое значение, тогда поддерживать соблюдение традиций будет легче.
Берегите старые традиции, придумывайте новые обычаи и традиции, которые органично вписались бы в облик вашей семьи.
Чаще всего, когда речь заходит о семейных традициях, люди говорят о больших праздничных на Дни рождения, Айт, Наурыз, Новый год, Пасху и т.д., дружных походах в кино или в парк. Какими традициями можно обогатить семейный очаг?
Например, можно внести совместное занятие спортом. Можно начинать день с совместной зарядки, и проводить ее по очереди. И полезно, и весело!
Когда-то семейные традиции и обычаи были неизменным условием для дружной и сплоченной семьи, и люди не представляли, как можно жить без них.
Так из поколения в поколение передавались традиции от отца к сыну, от матери к дочери, и казалось, так будет всегда. Но, к сожалению, в современном обществе семейные традиции и обычаи являются редкостью, и очень немногие могут похвастаться ими. Чаще всего современные родители заняты, а возможно у них просто нет желания, они считают, что это не нужно ни им, ни их ребенку. Но на самом деле все это не верно.
Так как, по мнению психологов, семейные традиции и обычаи необходимы, они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка.
Во-первых, они дают ребенку существенную стабильность в жизни. Что бы ни случилось, он будет уверен в завтрашнем дне, где будут решены все проблемы. И вы любите время от времени приятно провести время в своей семье.
Во - вторых, семейные традиции и обычаи помогают ребенку понять, что он – личность, и вы уважаете его мнение. Так, и при очередном семейном совете, когда необходимо принять важное решение, касающегося каждого члена семьи, его голос учитывается и может стать решающим, что, конечно, положительно отразится на самооценке ребенка.
Вспомните свое детство, что было для вас самое важное – это может сказка, прочтенная перед сном, или празднование Нового года, елка, наряженная всей семьей, и другие моменты, которые оставили в вашей жизни самые светлые воспоминания – это были традиции вашей семьи.
Это может быть, совместный выезд на природу, путешествие по разным городам или лепить снеговика из первого выпавшего снега?
Семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, что помогают, ощутить близость и сплоченность всех членов семьи. Не забывайте о том - как сложится жизнь вашего ребенка, ведь многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете вложить в него все прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью и передать своим детям.
Семейные ценности — это не дорогие костюмы и платья, украшения. А это альбом старых фотографий, что позволяет окунуться в прошлое семьи, которое передается из поколения в поколение, — всё это относится к семейным ценностям.
Семейная ценность — отличает одну семью от другой, и это служит достоянием для потомков. Семейные ценности нужно воспитывать с раннего возраста через воспоминания и рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запёчатлённой в бережно хранимом семейном альбоме.
Это клад исторической памяти. Людям дороги фотографии из семейного альбома. Это возвращение к историческим корням семьи и возможность узнать её прошлое. По рассказам бабушек и дедушек, и по опросам своих родственников можно построить родословное древо семьи. Это очень увлекательное и интереснейшее занятие, что позволяет сблизить всю семью в поисках данных. В дополнение к этому сейчас принято составлять семейное портфолио, составлять семейные гербы, в которых находят главные отличительные особенности или характеристики семьи.
Многие взрослые, вспоминают и рассказывают о традициях из своего детства, которые были приняты в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти на всю жизнь, и, создав свою семью, уже повзрослевшие они переносят в свой дом традиции, которые были принятые в родительском доме, и затем создают собственные. Традиции есть в каждой семье. Основное их назначение — показывать нам, как вести себя в той или иной ситуации.
Семейные традиции — принятые в семье, манеры поведения,
нормы, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции сближают всех, делают семью крепкой и дружной. Общие праздники собирают всех по случаю семейных торжеств.
В некоторых семьях принято, прислушиваться совета более старшего, а в других семьях слушать хозяина дома. У одних вместе с взрослыми за семейный стол обязательно сажают детей, а у других — нет. Семейные традиции воспитывают уважительное отношение к ним, и служит средством сплочения. Но есть и семьи где не соблюдаются, ни традиции, и не обычаи. В таких семьях можно наблюдать конфликтные ситуации, нет семейного благополучия, нет в доме уюта и тепла. Поэтому следует что традиции и обычаи нам нужны, чтобы сохранить то семейное тепло, уют и комфорт. Ведь не зря они нам передаются из поколения в поколение. В некоторых осталась хорошая традиция играть в настольные игры, например в «Лото», или устраивать семейные состязания на природе, катание на лыжах, велосипедах и т.д.. А другие регулярно ездят на машине по старинным городам, выезжают на шашлыки или просто фотографировать пейзажи, посещают памятные места. Важно, что это всё создает тёплую атмосферу уюта, стабильности и взаимной поддержки. И важно это сохранить.
Семейной традицией могут стать, первый снеговик зимой, еженедельные прогулки в лес и изготовление скворечника для зимующих птиц.
Семейные праздники — это история семьи, некое священнодействие, которое сохраняет тепло семейного очага. Это всегда ожидание волшебства, при упоминании — Нового года, Пасхи, Рождества, Курбанайта, Наурыз или дня рождения, как уже веет предвкушением чего-то радостного и светлого.
К индивидуальным семейным праздникам относятся также крещение, первый зубок у младенца, как в русской, так и в казахской семье.
Дети — это главное звено в процессе формирования и передачи семейных традиций.
Семейные традиции, обычаи и праздники это основа культуры каждого народа. Именно на них воспитывается новое поколение. Именно в трудный период жизни это позволяет сохранить семью.
Передача семейных ценностей, и соблюдение традиций — это путь к единению семьи, к её укреплению и сплочённости. Именно в семье, состоящей из нескольких поколений, сохраняются свои семейные традиции и создаются новые, и таким образом осуществляется воспитание и забота.
Если в семье не сложились традиции и обычаи их обязательно надо начинать создавать.
Хорошо строить семейные традиции вокруг праздников. Многие семьи, в торжественной обстановке, отмечают памятные семейные даты.
Другие – украшают дом к празднику, где могут быть задействованы все взрослые и дети. Дети с помощью родителей могут нарисовать весёлую стенгазету, готовятся рисунки и смешные конкурсы, и многое другое.
Изучив традиции и обычаи народа. Мне стало интересно сравнить, а как проходят обычаи и традиции в казахско-русских семьях по их содержанию, по жанру. Ведь сейчас, очень много смешанных браков, и как они сохраняют то тепло, тот уют, который казалось бы очень разный. И вот что у меня получилось
2. Практическая часть
Культура каждого народа неповторима и самобытна, так как складывалась веками. Не менее важна проблема выявления общих начал.
В нашем современном обществе, встречаются смешанные браки, из разных национальностей и религий. По статистическим данным по Жамбылскому району Северо-Казахстанской области ежегодно регистрируются 7-15 пар.
Определение и знание общности, взаимных отношений двух народов учат нас уважать другие народы, сближает их и роднит. Это необходимо для мирного сосуществования народов на земле. Что и помогает в зарождении таких семей. Можно найти множество примеров, в семьях, где наблюдается смешивание культур двух народов, учат нас уважать и ценить то, что передавалось от поколения к поколению.
И я решила изучить и сравнить обычаи и традиции в казахско-русских семьях, так как я сама принадлежу к такой семье. Изучая, устное народное творчество в таких семьях можно сделать следующий вывод.
Коляда и Жарапазан
На празднике встречи Весны и новой жизни «Наурыз» и в месяц Рамазан казахи поют жарапазан, а на «Рождество» русские поют коляды. В этих песнях дети желают благополучия и благоденствия каждому дому, а хозяева выносят им угощения.
При изучении и сравнении можно отметить удивительные сходства значения и содержания Колядок и Жарапазана.
Урожая воз большой!
Счастья будет вам горой!
Уродись пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Легких вам везде дорог!
Жить Вам, хозяева, вместе лет двести! Жарамазан айта келдім есігіңе
Қошқардай қос ұл берсін бесігіңе,
Осы үйдің шаңырағы шап-шақ қана.
Осы үйде жеңешем бар аппақ қана.
Тиын берсең, түйіп бер,
Ақша берсең, үйіп бер

Айтыс и Частушки .
Казахский айтыс и забавные веселые русские частушки своеобразны по-своему, но и в том, и в другом жанре народ ведет импровизированный спор, молодежь исполняет состязательные песни, темы которых самые разные: общественные, бытовые.
Сказки – еще одно творение искусства. Человек вступает в мир сказок, как только начинает говорить. Сказки бытовые, волшебные, о животных есть у каждого народа. И в казахских, и в русских сказках есть очень похожие персонажи. В сказках злую силу олицетворяли Айдахар и Змей Горыныч. На защиту своей земли вставали могучие и справедливые богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, Алпамыс-батыр, Кобланды батыр, Ер-Тостик. Мы находим сходство и удивляемся уму и находчивости Василисы Премудрой и красавицы Карашаш, они спасают своих любимых (суженных) от врага. Веселые персонажи шуточных сказок проделки Алдара Косе и Иванушки, которые оказались совсем не «глупыми», а наоборот хитрые, и им удавалось обманывать, так что и им верили и сочувствовали. Издавна народ с любовью относится к чудесным коням богатырей и батыров. Покровители героев сказок – волшебные птицы Самрук и Жар-птица. Так же и в тех, и в других сказках одной из персонажей является Баба Яга или Мыстан-кемпір. Сивка Бурка, Конек-Горбунок или Тайбурыл, Тарлан, Байшубар.
У этих двух народов в их творчестве, цифры 3, 7, 9 считаются волшебными, магическими. Прочитав множество казахских и русских сказок, я пришла к выводу, что числа 3,7,9 были счастливыми, все сказки оканчиваются счастливо и благополучно, благодаря этим числам добро побеждает зло. Некоторые сказки начинаются так.… Было у старухи три сына. Три дня и три ночи. Три хлеба. Трёхдевятиголовый змей. Тридевять земель. Семь чудес света, семь дней и ночей, семь верст, седьмое чудо света, семь аятов-молитв, семь святынь. Выбор чисел в сказках не случаен и основан на народном представлении о значении числа, и их придерживались наши предки. В сказках много выдумки, фантазии, но они не отходят от жизненной правды. Я думаю, что через сказку к нам пришли наши обычаи и традиции так, как они связаны с жизнью, бытом, трудом, искусством наших далеких предков, живших по соседству.
Пословицы и поговорки. Я изучила, множество пословиц и поговорок, принадлежащих казахскому и русскому народу и имеющих общий смысл. Несколько пословиц и поговорок можно привести в пример, которые соответствуют по содержанию и идеи:
1.Білімдіге дүние жарық, білімсіздің күні кәріп.
2. Сырты бүтін, іші түтін.
3. Көз қорқақ, қол батыр.
4. Шебердің аты өлмейді.
5. Қорқақ өз көлеңкесінен қорқады.
6. Барымен базар. 1.Ученье свет, а неученье тьма.

2. Снаружи мило, внутри гнило.
3. Глаза боятся, руки делают.
4. Имя мастера живет вечно.
5. Трус своей тени боится.
6. Чем богаты, тем и рады.

Ещё хочется отметить единство традиций и обычаев. Человек зависит от природы. Он ищет средства защиты в борьбе со стихией природы и другими бедами. Этим средством явились обряды. Для того, чтобы защитить себя, свое жилище, люди пользовались предметами, которые были наделены чудесными свойствами. В число этих предметов у восточных славян и у народов Междуречья входили кольцо, топор, хлеб, огонь, вода, трава (адраспан, лунник), свинец. Эти предметы входили в обряд особенно часто. Медные, серебряные, золотые кольца защищали носителя от зла. Творила чудеса вода. Она возвращала зрение, молодость исцеляла от болезней, оживляла и лишала силы (вода святых источников). Есть много других обычаев. От старших мы слышим слова «так принято», «у нас такая традиция». Например, родившегося ребенка называют в честь родственников, собираются дома для встречи Нового года, встречают Наурыз 22 марта и празднуют масленицу. Я уважаю тех людей, которые сохраняют свои обычаи и традиции, относятся бережно к прошлому своего народа. Так же, сохраняются этнические мотивы в одежде, мебели, оружии, предметах прикладного искусства (ковры, текеметы, тускииз, панно, коржын). Такие духовные ценности как гостеприимство, уважение к старшим, стремление уступать им место, почитание родных, приветствие их детьми, уважение к женщине, недопустимость сидения спиной к другому человеку можно встретить и у многих других народов. В любом восточном доме считают священным «шанырак» - домашний свод (дословный перевод), «ошак» - очаг. Славяне тоже всегда хранят «тепло очага». При семейном ужине, у казахов первым отведывает кушанье гость или хозяин дома. У русских непослушный ребенок, попробовавший еду раньше отца, был наказан, слышал такое выражение «Вперед батьки в пекло не лезь!».
Изучая обычаи и традиции , я сравнила значения слов «Пост» и «Ораза», и вот чем была удивлена.
Ораза
Соблюдение Ораза в месяц Рамадан – выполнение воли Всевышнего с покорностью и повиновением, воспитание духа и тела, процесс физического и духовного очищения.
Пост
Целью соблюдения Великого поста является покаяние. А отказ от скоромной пищи, алкоголя и развлечений — испытание силы и воли человека. Великий пост — период для духовного и физического очищения.
Больше всего в моей семье ценят такие праздники, как Рождение детей, Свадьбы, Масленица, Наурыз.
Масленица - это шумное, озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление и обновления в природе и солнечное тепло. Сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Испеченные в эти дни блины символизировали Солнце. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на Солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.
Во время празднования устраивают веселые игры, состязания «Петушиные бои», «Богатыри», перетягивание каната, конкурс частушек, «Карусель»… Ну и, конечно же, какой праздник без народных песен и плясок.… Заранее изготавливалась из соломы кукла «Масленица». И напоследок народ вел - дружный хоровод вокруг Масленицы со словами - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
22 марта казахи отмечают Наурыз – начало года по восточному календарю. «Нау»-новый, «ырыз»-день. В этот день люди надевают свои лучшие наряды, ходят, друг к другу в гости, прощают обиды и выражают свои лучшие пожелания. В каждом доме накрывают богатый дастархан, раздают «жеті күлше» - семь круглых солнечных лепешек, угощают наурыз-коже из семи компонентов. Пробуждается природа, этот день казахи называют днём улыса. Он самый любимый и длинный в году - продолжается целый месяц.
Свадьба. Есть сходства в свадебном обряде. По древнему поверью, чтобы отогнать злых духов, окружающих невесту, при вхождении ее в дом жениха создают шум (поют песни, смеются, играют в шумные игры, на музыкальных инструментах). Отсюда к нам пришла свадьба – той, смотрины - беташар, прощание невесты с родителями, шашу – угощения для детей, көрімдік – плата за смотрины. Мы удивляемся схожести родительского благословения с казахским «бата».
Рождение ребенка. Рождение ребенка в каждой нации это большое событие. Как и в казахской, и в русской семье, есть схожие обычаи и традиции: во-первых, нельзя показывать ребенка до 40 дней отроду, на 40 день подстригают ногти, стригут волосы. Так же прослеживается сходство в традиции народа, когда ребенок делает первые шаги, перерезание пут и появление первого зубика.
Таким образом, можно сделать вывод, что при создании казахско-русских семей, нет никакой сложности, передавать традиции и обычаи своим детям. Так как, в них мы видим, есть много общего.
Перед нами раскрывается тысячелетняя история жизни народа, его характер. Сходства в устном народном творчестве, в обычаях, традициях зависят от единства исторических путей, от взаимодействия народных культов.

Я правила опрос среди учащихся с 7-11 классы и взрослых и получила следующие результаты:
Сохранилась, ли в вашей семье такая традиция, как празднование национальных обычаев и традиций (Масленица, Рождество, Айт, Наурыз и т.д.)?

Да – 76% Нет – 24 %

На вопрос, как вы относитесь к казахско – русским семьям?
против - ответили 15%, безразлично - 3%, национальность не имеет значение - 82%


Среди взрослых:
Как вы отреагируете, если Ваш сын (дочь) женится (выйдет замуж) за представителя другой национальности?
Безразлично - 5%, положительно - 73%, отрицательно - 17%, затрудняюсь ответить - 0%.


Из данного опроса можно сделать следующие выводы:
Соблюдая семейные ценности, традиций и обычаи — семья приходит к единению, к укреплению и сплочённости. Именно в таких семьях сохраняется тепло семейного очага, благополучие, при этом, не смотря на разные вероисповедания. Создавая семью, человек пытается сохранить те традиции и обычаи, которые переходят из поколения в поколение. И мы видим это по результатам опроса. И для каждого родителя важно чтобы, их дети жили в мире и согласии. И в этом нам помогают наши предки, наши бабушки и дедушки, которые из века в век передавали свои традиции и обычаи.
И я считаю, что гипотеза нашего проекта доказана. Чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сохранить культурное общество.

3. Заключение.

Мы, живем на земле многонационального Казахстана, в мире и согласии. Помня свою историю, мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, строим свое будущее вместе.
Таким образом, изучая жанры устного народного творчества, обычаи и традиции казахско - русских семей, мы можем утверждать, что многие из них схожи по содержанию, смыслу и цели их создания. Причиной этой общности явилось единство исторических путей развития, сложившийся образ жизни простого народа, взаимодействие народных культур, одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами для защиты своей земли.
Общность обычаев и традиций сближает людей, делает их терпимее, заставляет уважать индивидуальность, этнические особенности, отличия в культуре другого народа.
Сегодня я с радостью говорю, что казахи, русские, татары, армяне, немцы, уйгуры и представители других национальностей на казахстанской земле живут одной семьей в мире и согласии. Образцом является наше старшее поколение, которое годами выстраивало эти дружеские взаимоотношения.
Благодаря дальновидной политике Нурсултана Назарбаева, который подает молодым пример патриотизма и служения Родине, у нас есть все условия для достижения своих самых заветных целей. Впитав в себя все лучшие традиции нашего многонационального народа, мы, представители этнокультурных объединений, хотим жить в мире и вместе с нашим Лидером созидать сильный Независимый Казахстан. И сегодня я горжусь тем, что я живу в такой многонациональной стране Республика Казахстана.
На просторах Казахстана. Много разных народов живет. Все народы, как братья равны, Всем народам — любовь и почет. Мир — солнышку и детям, Мир — природе, мир — весне! Мир — былинке, мир — планете! Мир — всем людям на Земле!
Приложение к данной работе прилагается диск, с презентацией «Изучение и сравнение обычаев и традиций в казахско-русских семьях».
Список используемой литературы и интернет ресурсы:
1.Конституция Республики Казахстан
2. Послание Президента Республики Казахстан
3. «Батырлар жыры» сборник изд. «Просвещение» 1996 г.
4. Г. Канакина. Язык русских пословиц. 2006 г.
5. «Казахские сказки», Алма-Ата 2000 г.
6. «Казахские народные сказки», Гос.лит.издат, М. 1992 г.
7. Б. Каирбеков «Национальные обычаи и традиции. Казахский этикет»,
Алматы. 2012 г.
8. «Казахские народные сказки» изд. «Жазушы» 1995 г.
9. Л. Макеев «Сорок небылиц», Алма-Ата 1995 г.
10. А. Созонова. Русские народные сказки. 1997 г .
11. «Сказки народов мира» изд. «Просвещение » 1996 г.
12. В.Фирсов. Тайная жизнь чисел. 2004 г.
13. http://www.rayon.azov-info.ru/sobitiy - a_2013.html?20130609
14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/270250
15. http://kz.ethnology.ru/win/rus-now.html
16.http://ru.wikipedia.org/wiki.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: malyina (2016-12-21) | Автор: Малыгина Ирина Владимировна E
Просмотров: 6226 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru