Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Любовь моя, поэзия…

Круглый стол, посвященный поэзии

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Иммануил Кант

***

Ирина Арсененко, студентка 3 курса факультета журналистики КазНУ им.аль-Фараби

Не любовь, а нечто иное. Ты просто не нашел своё

То, что я ощущаю по отношению к стихам, не назовешь любовью. Я не из тех, кто окрылен рифмой и красотой слова. Но бывают моменты, когда я нахожу себя в строках, как бы высокопарно это не звучало. Я вижу себя в смысле и содержании, а не в чувствах и эмоциях. Хотя нет, есть темы, которые задевают за живое, вызывают трепет и дрожь в голосе. Это тема семьи, а точнее - стихи о маме. К счастью, моя мать жива и здорова. Ну это я к тому, что такие чувства вызваны не потерей, а наоборот, присутствием человека в моей жизни. "Мне уже не 16, мама" все чаще повторяю я, но вместе с тем, ужасно боюсь взрослеть без нее.

Еще один этап, когда все-таки чувства к поэзии взяли вверх над содержанием, случился в классе девятом. Тогда одна из одноклассниц на уроке русского языка и литературы проявила инициативу прочесть письмо Татьяны Онегину. Стоит сказать любимой Решиде Исмаиловне Жоговой, учителю русского языка и литературы в НИШ г.Караганды, спасибо за то, что она не пожалела учебного времени и поддержала порывы ученицы. А одноклассница была из наших - ну, из тех, кто не был по уши влюблен в поэзию. Но вы бы видели, как она прочла письмо. Вы бы видели ее горящие глаза в этот момент. Нет, не прочла, а прожила, прочувствовала его. Мы слушали ее, и, возможно, по-другому воспринимали все то, что там происходит. Удивительным было то, насколько человек может поменяться, надеть невидимую маску, перевоплотиться. К чему я это все? К тому, что произведения не все для тебя одного. То есть если ты не чувствуешь сердца в поэзии, то, возможно, ты просто еще не нашел свой стих, свою историю.

Продолжая об историях. Удивительным образом на меня произвел впечатление стих Р.Киплинга "Четыре цвета глаз" в переводе К.Симонова . А точнее он в исполнении актера А. Петрова. Он(стих) был таким живым и настоящим в относительно бессмысленном и глупом сериале "Полицейский с Рублевки". Занимательно то, что сейчас даже в таком, на первый взгляд, незаурядном сериале находят отражение строки авторов с глубоким смыслом.

Подводя итог, я еще раз скажу: если ты не любишь поэзию, то ты просто не нашел свое. Не прикоснулся еще к своей душе через строки известных или никому не знакомых поэтов. Но это обязательно случится, и ты узнаешь то, на что отзывается твое сердце. Вот именно это и береги в себе. Именно это есть настоящий ТЫ.

***

Диляра Яхьярова, студентка 1-го курса факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби

О «яблочном городе» так интересно и живо читать.

В программе «Рухани жангыру» говорится о том, что мы должны уделять внимание родной земле, окружающей природе,  земным ресурсам.

Лично мне очень  нравятся произведения, связанные с Алма-Атой, моим родным городом, каждое из которых делится таким священным теплом, которое греет потом весь день и даже недели. Вот, например, как пишет Ольга Шиленко  о любимом городе:

«Когда-то здесь жили поэты

И, верно, поныне живут.

Вхожу в море тени и света

И хочется жить только тут».

А вот строки тоже алматинского поэта  Сагина-Гирея Байменова:

«Что ж, по воле времен и людей

Ты великим становишься городом.

И взметнул в упоении гордом

К небу клети своих этажей».

Сколько любви в этих словах!  Сколько тоски и восхищения? Город должен быть с поэтом на одной волне, он должен его вдохновлять, делать краски ярче, показывать новые и новые закоулки, влюблять в себя всё крепче. Алматы это прекрасно знает. Алматы сам по себе романтик до мозга костей, такой искренний и настоящий, до безумства красивый. И для всех разный. Каждый поэт видит город у гор по-своему: кто-то скучает по апортам, кто-то размышляет о Колпаковском, кто-то решает алма-атинских девушек самыми красивыми. И это замечательно, ведь их глазами можно увидеть что-то новое, понять что-то важное и почувствовать что-то необходимое.

Алматинские поэты основательно влюблены в город, именно поэтому их стихи о «яблочном городе» так интересно и живо читать.

Именно поэтому поэзию читать стоит вообще, мысль – она ведь как рыбка, если за хвост не поймаешь, на руках только и останутся редкие чешуйки. К счастью, у казахстанских поэтов стихи очень и очень душевные, часто гневные, потому что им есть что сказать, но и признания в любви ко всему миру порой горит у них настоящим огнём. Нам очень повезло: у нас есть уникальная возможность учиться. Ведь в Казахстане можно читать Пушкина, перелистывать и начинать Абая, желательно, в оригинале. Это стоит ценить и пользоваться. Поэты и пользуются. И это только одна из множества причин хорошего уровня казахстанской поэзии.

***

Амина Усенова, студентка 3 курса журфака КазНУ им.аль-Фараби

Почему я люблю читать стихи?

Со стихами я впервые познакомилась в начальном классе, но любовь к ним появилась лишь в старших классах.

Любовь к ним привила моя Мама, каждый раз говорила, что читать всегда надо.

Ее поддержка и хвала раскрыли мою любовь к стихам. Каждый раз, когда я читала очередное произведение, родители откладывали все свои дела и с вниманием слушали меня. Мама и Папа садились на диван словно зрители, а я забиралась на стол и во весь голос с эмоциями рассказывала очередной свой стих. Аплодисменты, «Браво! Золотце моё!» - выкрикивал Папа. Складывалось ощущение, будто я выступаю на сцене. Иногда он даже дарил специально подготовленные цветочки. Помню, как в детстве, когда Мама ругала меня, я лежала в комнате, плакала и придумывала на ходу стихи. А родители стояли за дверью и тихонько слушали меня. Родительское сердце не выдерживало слез ребенка, а мои придуманные стихи просто поражали их на повал, и они сразу ложились рядом со мной, обнимали, целовали и баловали.

Мама сама любила читать стихи и прозы казахских поэтов. Она читала братьям стихи Абая Кунанбаева, Мукагали Макатаева, Мыржакып Дулатова, Олжаса Сулейманова и многих других авторов.

Детская любовь утихла, появились другие заботы, экзамены, учёба, домашние хлопоты. Но иногда лежа на диване и листая ленту Инстаграмма, я любила замечать интересные стихи или прозу и сохранять их в закладках. Однако, есть у меня один недостаток я плохо запоминаю авторов. Я не знаю почему, но плоха память у меня на тех, с кем лично не знакома.

Вторая встреча со стихами случилась на втором курсе. Мы с группой решили уделять один час в неделю стихам. На самом деле это было очень круто. Наблюдать над тем, как все готовятся, читают. Ведь стихи - это эмоции, это чувства.

Каждый выбирал стих, который ближе его душе, стихи описывали внутренне состояние каждого из нас.

Для меня стихи - это переживания. Читая стихотворение, прозу, рассказ, да что угодно я сразу представляю в голове картину. То ли воображение у меня слишком бурное, то ли это влияние прочтённого.

Я помню, как мой старший брат любил читать стихи Роберта Рождественского. Он сидел на диване, читал и словно уходил в другой мир. Он читал с таким выражением, с такими эмоциями и переживаниями, что, когда я слушала его, у меня мурашки по коже бегали. С тех пор я полюбила этого автора. Я люблю читать его стихи, они бывают короткие, длинные, но все написаны с душой. Чувство будто он знает, что я переживаю в ту или иную минуту.

Рождественский - не единственный полюбивший мне автор, я так же люблю читать стихи М.Цветаевой, С.Есенина, А.Пушкина... Мне очень нравятся то, как пишут современные поэты. Любители, конечно, но тоже все с душой.

Сейчас в социальных сетях все больше видео, где молодые девушки и парни под легкую классическую музыку читают стихотворения великих поэтов, и это на самом деле завораживает. Хочется слушать и слушать их.

У меня все просто, стихи - для души. Люблю читать, когда грустно, когда весело и радостно. Замечала интересную закономерность: каждый раз, когда мне грустно, я натыкалась именно на такие стихи, что описывали моё состояние, а если счастлива, то и стихи о любви все больше появлялись в моей ленте.

Я считаю, что стихи, прозы никогда не утратят свою популярность среди молодежи. Для меня, что музыка, которую я слушаю везде, что стихи, на которые я натыкаюсь в социальных сетях или в книгах – вечны. Благодаря им люди могут выражать свои чувства, эмоции, взгляды и свое мнение. Не каждый умеет говорить о том, что думает. А музыка и стихи – это наверно некий способ подачи внутренних переживаний, это способ выражения бури эмоции, которые человек не всегда может выплеснуть наружу.

***

Милина Вавулиди, студентка 3 курса журфака КазНУ им.аль-Фараби.

То, что нужно сердцу и душе.
Мне было 8 лет. Я тянулась за любимой книгой, которая лежала на самой верхней полке. Это был сборник стихотворений Роберта Рождественского. Подумать только, ребёнок, который совсем недавно научился читать - любит творчество талантливого советского поэта.

Меня удивляла, порой, его косая рифма, в которой таился глубокий и важный смысл.

Одно из самых любимых стихотворений, написанных Робертом Рождественским, «Красивая женщина».

Сколько уважения и любви к женщинам в словах автора. Сколько трепета в каждой строчке. По мнению поэта, красивая женщина - это профессия, это тяжёлый труд, который требует недюжинных усилий. Но сейчас не об этом. После этого сборника, у маленькой Милины появилась настоящая аддикция, которая заключалась в жажде поиска новых, душевных поэтический шедевров. Я читала стихи каждый день, искала в них нечто похожее на моё внутренне воображение, античная поэзия стала моей настольной книгой, а том Эдуарда Асадова лежал рядом с моей кроватью, который я читала перед сном.

Несмотря на такое трепетное и уважительное отношение к поэзии, долгие годы я относилась к ней безразлично. Я не могла найти, то, что нужно сердцу и душе.

И только спустя 8 лет на просторах интернета я познакомилась с творчеством современной поэтессы - Ах Астаховой. В её поэзии есть любовь, которая переплетается с болью человеческих страданий.
Я так полюбила её стихи, что они, словно по наитию стали частью меня. Я покупала заранее Билеты в первом ряду, где она давала концерты, я ходила на них с её книгами и знала большую часть стихотворений наизусть.
Это - поэзия, которой хочется болеть в самом хорошем смысле слова. Стихи могут творить чудеса, в этом я убедилась, они способны помочь в трудные минуты и направить на путь истинный, если в этом нуждается его читатель.

***

Шынара Мурат, студентка 3 курса журфака КазНУ им. аль-Фараби

О стихах.

Стихи нужны для души,

Стихи нужны для себя.

Не каждый поймёт стих,

Если в жизни не происходило ничего никогда.

Если не терял близких ты,

Если не чувствовал боль в душе,

Но главное, читай стихи, если плохо тебе.

Я читаю стихи по ночам,

Когда дети ложатся спать.

Когда одиноко мне,

Но разве мама может быть одинокой сейчас?

У тебя есть дети, семья.

Что ещё нужно тебе?

Но иногда мне просто хочется сесть и прочесть стихи для себя.

До замужества я читала стихи о безответной любви. В силу подросткового возраста все стихи были связаны с темой о любви. Больше всех мне нравились стихи Анны Ахматовой.

А сейчас, после рождения детей, что изменилось?

Вроде как бы нечего, кроме того, что времени нет думать о любви. Все стихотворения превратились в «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает в сумочку кладёт...» или «идёт бычок качается вздыхает на ходу, ах досочка качается сейчас я упаду».

Когда-то я не могла выучить одно стихотворение, а сейчас я наизусть выучила многие стихи Агнии Барто. Так получается, что каждый жанр стихов - это некий период в твоей жизни. Когда-то я любила лирику, а сейчас в моей жизни детские стихи.

И теперь моя жизнь - не как стихи Ахматовой, а как стихи Барто.

***
Фатима Ревазова, студентка 3 курса журфака КазНУ имени аль-Фараби

Рассуждения о стихотворениях

Впервые мир литературы открыли для меня мои Бабушка и Дедушка. Сказать, что они как-то намеренно пытались привить мне любовь к светилам поэзии будет неправдой, потому как сесть и зачитаться книжкой в нашем доме, было делом неотъемлемым, свойственным каждому члену семьи.

Прошло много лет с тех, как их не стало. Квартиру, в которой я родилась и выросла, к моему великому несчастью, давно продали, но до сих пор, возвращаясь в наш старый двор, я по инерции захожу в пропитанный алкоголем подъезд, и начинаю долго топтать порог, выжидая момента, когда мне, наконец, хватит смелости попросить у новых жильцов пройтись по МОЕМУ дому. Моему, где половину спальни занимала книжная полка, произведениями из которой мы с Бабу и Деду зачитывались до одури, моему, в каждой из комнат которого мы заучивали строчку за строчкой очередного шедевра.

Картинка. Я сижу на кровати, мы с Бабу заучиваем очередное стихотворение Лермонтова, смакуя и выделяя особой интонацией каждое слово классика:

«Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...».

Она была моей второй Мамой, гуру, учителем – всем. Я никогда не прислушивалась к тому, как читают те или иные стихотворения мои школьные педагоги, потому что знала, что лучше моей Бабу зачитать не сможет никто. Когда мы расставались с ней на некоторое время, а в школе, вдруг, задавали выучить очередное произведение, то я сразу звонила Бабу и, затаив дыхание, слушала, как она пропускает четверостишья через себя, а потом точь-в-точь пыталась повторить за ней. Дома в такие моменты царила девственная тишина. Родители молча наблюдали за тем, как я с трубкой телефона в одной руке, и с книгой в другой, расхаживаю по комнатам, повторяя за ней строчку за строчкой, учитывая каждый выдох и вдох, самую незначительную интонацию.

Снова картинка. Меня, еще пешком ходившую под стол, пригласили в школу, на линейку, где я зачитала одно из произведений классиков – какого не скажу, не помню. Потом меня приглашали выступать перед старшеклассниками снова, и снова, и снова, а в один из дней завуч школы и вовсе пришла к нам домой и настояла на том, чтобы я пополнила ряды их учащихся. Так в свои пять я стала ученицей 0 класса 9 школы г. Атырау, и все благодаря моей далеко не детской любви к поэзии, умению чувствовать и доносить посыл стихотворений до окружающих меня людей.

Я росла, но моя любовь к литературе не угасала ни на секунду. В более или менее осознанном возрасте Бабу и Деду познакомили меня с творчеством наших, осетинских авторов, и я по сей день бережно ношу в сердце отрывки из произведений величайшего Коста Хетагурова:

«Гино, гино, гис! «Киска, киска, кис!

  • гаеды наем ис, Где ты, отзовись!..

Хъарм фаелмаен каерц дары, В теплой шубке ходит,

Къонайыл хуыссы, У огня лежит,

Аргъаеуттае мысы, Сказки говорит,

  • заердаейае зары...». Песенки заводит».

Однако у меня никогда и в мыслях не возникало того, чтобы сесть и написать собственное стихотворение: произведения величайших авторов казались мне недосягаемыми, и если иногда я допускала малейшую возможность того, что когда-нибудь мне удастся познать чувство вдохновения, то я точно не предполагала того, что плата за него будет настолько горькой...

...В тот день не стало моего Деду. Я смутно помню, как меня посадили в машину, не помню и того, как в состоянии шока я открыла заметки, а пальцы на совершенно неподвластном мне уровне за считанные минуты отобразили состояние моей души на экране... Что это было? Вырвавшийся наружу талант или секундный выброс адреналина, ударившего мне в голову? Судите сами:

«...Ты помнишь, как всему учил,

Ты помнишь, как любовь привил

К поэзии, и вот плоды ученья твоего –

Тебе пишу я...».

Потом, конечно, я еще не раз сяду за блокнот с ручкой. Не спорю, легче было бить пальцами о клавиши клавиатуры, но я была слишком сильно влюблена в процесс создания, в то таинство, окунуться в которое выпадает шанс лишь единицам. Помню, как я часами не выходила из комнаты, как выводила слова в буквы, буквы в предложения. Помню, как снова и снова я вырывала и безжалостно комкала исписанные листы, и я по сей день помню чувство гордости, что подступало ко мне, когда у меня получалось отобразить на листе бумаги все то, о чем хотелось кричать этому бренному миру.

Я писала про любовь – чистую, искреннюю, до гроба. В ту, которую верю каждой клеточкой своего тела, и ту, в которую призывала верить всех остальных:

«И сияли их глаза с такою силой,

Свет которых охватил б весь мир,

И стояли... Сердце колотило –

В предвкушении счастья на всю жизнь...».

И я писала про желчь, которая, не переставая льется из людей, что в погоне за грязными купюрами растеряли в себе все человеческое, тем самым призывая прекратить классовое неравенство. Я понимала, что при всем моем желании мне не хватит сил достучаться до каждого в отдельности, поэтому мне ничего не оставалось, как снова садиться за листок бумаги и писать о том, что гложет душу, в надежде, что когда-нибудь меня услышат:

«Люди оглянитесь, я прошу

Оторвитесь на секундочку от дел,

Посмотрите просто так, вокруг –

Правда, мир наш очерствел?

Правда, что купюры груда,

В наш жестокий двадцать первый век,

Ценнее жизни человека,

И только с ней он, человек?...».

И я писала про человеческие грехи и пороки, защищая женщин и девушек, оказавшихся отвергнутыми своими родителями и брошенными любимыми людьми в самый ответственный период их жизни, показывая обратную сторону медали, в надежде, что после прочтения моего стихотворения девушки поймут, что ребенок – есть дар, посланный Богом от которого нельзя отказываться:

«...Так уснула бедная в раздумьях:

– Мамочка, Мамуля, посмотри,

Это я, ты видишь, твой сыночек

Милая, в глаза мне загляни,

Как твои в две капли между прочим.

Расскажи, о чем душа болит?

Думаешь, я мал, не понимаю

Ты прости, не вовремя, я знаю

Я ведь думал, счастье принесу...

Думал, Папа так обрадуется вести,

Что я скоро появлюсь на свет,

Думал, будем всей семьей, все вместе

Собираться дружно на обед

Оказалось, у судьбы другие планы,

На нас всех – у нас другой удел

Мамочка не плачь, прошу, родная

Горечь слез подушка всю изъела...

Да я здесь, пускай меня не видно,

Но зато способен видеть я,

И прошу, поверь, этот мужчина

Он не стоит твоих слез, меня

Он не стоит называться Папой

Он не стоит в принципе иметь дитя...

Мамочка, прошу, сожги конверт

Содержимое его убьет меня

Этот трус и в этот раз решил

Деньгами решить последствия...».

И это были не просто стихотворения, а целые истории, чужие жизни, которые вместе с моими героями проживал каждый, кому удавалось соприкоснуться с моим творчеством, уговорив меня зачитать то или иное стихотворение томным вечером, за кружкой терпкого чая:

«...С этих пор лет пять утечь успело,

Все забылось, ненависть прошла

Завтра годовщина их разлуки –

Завтра от него уйдет его жена,

Завтра день тот прОклятый настанет,

День, что слово в слово помнит до сих пор

И когда конверт несчастный тот с дЕньгами

Всунул ей небрежно, помнит он.

Он тогда ведь даже не пытался

Все забыть, исправить, иль узнать,

Стал ли Папой, все ли там в порядке?

Ни к чему былое вспоминать...».

А потом я перегорела. Хотя нет, не так, у меня банально не осталось времени и возможности уединяться и творить. Для этого, как минимум, должна стоять гробовая тишина, а в общежитии, где мне пока приходится жить, увы, другие правила. Года два? Да, по-моему, столько я не садилась за листок бумаги. От одной мысли, что написанные мной стихотворения превратятся в пыль, а ненаписанные так и не застынут чернилами на бумаге, будоражит кровь, пульсирует в висках.

Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь помогать людям, открывать им глаза, наставлять на правильный путь через свои строки, но одно я знаю наверняка – мои Бабу и Деду там, на небесах, непременно гордятся мной... И если не через произведения, то я знаю точно, что любыми другими способами мне когда-нибудь непременно удастся достучаться до людских сердец, давно потерявших людское обличие. 

Подготовила ст.преподаватель КАЗНУ им. аль-Фараби Лариса Нода.

Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: collegy (2019-05-15)
Просмотров: 675 | Комментарии: 1 | Теги: Лариса Нода | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-11-17, 11:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru