РОСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ Научно-исследовательская работа Выполнила: ученица 7 «б» класса Тишибаева Толкын Руководители: учитель математики Барташевич Л.Ю., психолог Бнятова О.В. РОСТОВКА 2010 год Оглавление: Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………6 Глава 2. Анализ заболеваемости учащихся 5-11 классов за 5 лет…………8 Глава 3. Экспериментальная часть работы 1. Выявление причин вызывающих усталость школьников………………..10 2. Затраты времени на подготовку д/з………………………………………..12 3. Объем д/з по предметам……………………………………………………13 Заключение……………………………………………………………………..18 Литература……………………………………………………………………...19 Приложение …………………………………………………………………...23 Анкета «Выявление причин, вызывающих усталость школьника» Введение. "Здоровье – утверждал академик И.П.Павлов – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек". В приведенном выше определении речь о здоровье отдельного индивидуума, которое формируется на основе его наследственности, образа жизни, определенных социально-экономических условий. Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное. Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе, и ухудшается здоровье. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: нарушение осанки, близорукость, простудные заболевания, кариес и др. Количество здоровых детей в школе в 2010 по сравнению с 2005 годом уменьшилось в 1,2 раза. Поэтому я решила изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе. Цель и задачи работы: Цель работы: изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы и их отношение к учебе. Задачи работы: 1. По литературным источникам описать влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся. 2. Проанализировать заболеваемость учащихся 5-10 классов за 5 лет. 3. Выявить причины вызывающие усталость школьников, изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы. 4. Изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам. Предмет: влияние учебной нагрузки на учащихся 5-11классов Ростовской СШ Объект: образовательный процесс в 5-10классах Ростовской СШ Гипотеза исследования: правильно организованное обучение будет способствовать благоприятному развитию учащихся, укреплению их здоровья, если: • проанализирована заболеваемость учащихся 5-10 классов; • изучены литературные источники о влиянии учебной нагрузки на здоровье учащихся; • выявлены причины, вызывающие усталость школьников; • изучено отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам. Способы и методы исследования. Исследования проводились по трем направлениям. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Статистический опрос. 2. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм. 3. Анализ и сравнение полученных результатов. Глава 1. Литературный обзор. Обучающимся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных возможностей детей и подростков. Содержание, методы и темпы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге – нарушений состояния их здоровья. Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15% относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности и 50-52% к образу жизни (С.В.Алексеев. 1991 год). За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, укрепление их здоровья. Умственная деятельность детей, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статистического напряжения. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. В.В.Розенблат считает утомлением временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Стоит только добавить, что утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность и воздушно-тепловой режим помещения, организация рабочего места школьника и др.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий. Глава 2. Анализ заболеваемости учащихся 5-10 классов Ростовской СШ Прежде чем изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, я решила сделать анализ заболеваемости учащихся школы (5-10 классы) за последние 5 лет, выбрав наиболее распространенные заболевания: нарушение зрения (близорукость), кариес, простудные заболевания. Вывод: Заболевание кариес возросло в 1,2 раза и составляет 39%. Самый низкий уровень заболеваемости близорукости наблюдается в 2005г., самый высокий – в 2010г. За последние три года уровень не снижается , а повышается, в среднем составляет 15 % Наибольший уровень простудных заболеваний наблюдается в 2007г. – 81%, самый низкий – в 2005г. – 42 %. На сегодняшний день 45 % школьников болеют простудными заболеваниями. Для нашей школы характерен спад количества школьников, которые часто болеют простудными заболеваниями: ОРЗ, грипп, ангина. Это 81% от общего числа обучающихся в 2007-2008 учебном годах, что в 2 раза меньше, чем в 2010 году. Группы здоровья. Вывод: Самый низкий уровень заболеваемости близорукости наблюдается в 2005г., самый высокий – в 2010г. За последние три года уровень не снижается , а повышается, в среднем составляет 15 % Наибольший уровень простудных заболеваний наблюдается в 2007г. – 81%, самый низкий – в 2005г. – 42 %. На сегодняшний день 45 % школьников болеют простудными заболеваниями. Заболевание кариес возросло в 1,2 раза и составляет 39%. Для нашей школы характерен спад количества школьников, которые часто болеют простудными заболеваниями: ОРЗ, грипп, ангина. Это 81% от общего числа обучающихся в 2007-2008 учебном годах, что в 2 раза меньше, чем в 2010 году. Глава 3. Экспериментальная часть работы. 1 Выявление причин вызывающих усталость школьников. Для начала я составила и сформулировала в форме вопросника возможные основные причины, вызывающие усталость у учащихся, сколько времени учащиеся тратят на подготовку домашнего задания. Затем провела опрос по данному вопроснику. Используя методы математической статистики, обработала полученные данные, для построения графиков и диаграмм использовала компьютер. В результате были получены следующие результаты. Причины: 5 класс % 6 класс % 7 класс % 8 класс % 9 класс % 110 класс % 111 класс % объем информации 47 % 94% 53 % 27 % 57 % 67 % 12% состояние здоровья 67% 71% 27 % 47% 38 % 33 % 6% объем д/з 40% 71% 60 % 60 % 81 % 78 % 24% время года 13% - 47% 33 % 57 % 33 % 3% количество уроков 67 % 71% 13 % 60 % 100 % 78 % 32% письменные работы 53 % 35% 60 % 20% 82 % - % 24% Анализ графика. По графику видно, что для учащихся 5 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является: количество уроков в один день; Состояние здоровья; Письменные уроки. По графику видно, что для учащихся 6 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является: большой объем домашнего задания; количество уроков в один день; Объем информации. По графику видно, что для учащихся 7 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является: Письменные работы; большой объем домашнего задания; большой объем информации на уроках. По графику видно, что для учащихся 8 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках является: количество уроков в один день; большой объем домашнего задания; Состояние здоровья. По графику видно, что для учащихся 9 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является: количество уроков в один день; большой объем домашнего задания; совпадение письменных работ. По графику видно, что для учащихся 10 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является; Объем домашнего задания; Количество уроков; Объем информации. По графику видно, что для учащихся 11 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является; количество уроков в один день; большой объем домашнего задания; большой объем информации на уроках Вывод: Сравнивая данные учащихся 5-11 классов, можно увидеть следующие результаты: по характеристике показателей заметно, что усталость учеников зависит от большого объема домашнего задания, количества уроков в один день, совпадения письменных работ. Чувство усталости в школе испытывают ученики как 5 классов, так и старших классов, что доказывает нецелесообразность проведения контрольных работ и проверочных работ в один день. Многие дети не удовлетворены объемом домашнего задания. 2 Затраты времени на подготовку домашнего задания. Время: 5 класс % 6 класс % 7 класс % 8 класс % 9 класс % 10 класс % 11 класс % менее 1 часа 53% - 20 % - 14 % - 33% от 1-2 часов 40% 65 % 20 % 53 % 14 % 11 % 33% от 2-3 часов 7% 35 % 47 % 47% 38 % - 8,5% от 3-4 часов - - 13 % - 34 % 88 % 17% более 4 часов - - - - - - 8,5% По графику видно, что: 5 классы на подготовку д/з. затрачивают 1-2 часа. 6 классы на подготовку д/з. затрачивают менее 2-3 часа. 7 классы на подготовку д/з. затрачивают менее 2-3 часа. 8 класс на подготовку д/з. затрачивает от 2-3 часа. 9 класс на подготовку д/з. затрачивает до 3-4 часа. 10 класс на подготовку д/з. затрачивает 3-4 часа. 11 класс на подготовку д/з. затрачивает более 4 часов. Вывод: Подводя итоги по этому графику, хочу отметить, что в среднем на выполнение домашнего задания уходит 2 часа. Основная часть детей садится за выполнение домашнего задания без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания практически все приступают вечером. В среднем дети ложатся спать в 23-24часа. 3 Объем домашнего задания по предметам Предметы: 5 класс % 6 класс % 7 класс % 8 класс % 9 класс % 10 класс % 11 класс % Казахский язык 30 % 29% 30% 18 % 20% 22% 11% русский язык 20 % 15 % 8 % 7% 10 % 11,5 % 33% математика 40 % 16 % 13 % 13 % 53 % 12 % 33% литература 2 % 15 % 4% 7 % 13, 5% 11 % 0% биология 0% 10% 7 % 10 % 1% 5% 11% ин.яз 5% 2 % 13 % 17 % 1% 9 % 17% физика 0% 0% 7 % 13 % 1% 7,5% 0% история 2% 3 % 6 % 7% 1% 15% 6% другие предметы 1% 10% 12 % 8 % 0 % 7% 0% Из этого графика видно, что: учащимся 5-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, русский язык. учащимся 6-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, русский язык, иностранный язык. учащимся 7-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, английский язык. учащимся 8-ых класса большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, физика. учащимся 9-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: литература, математика, русский. Учащимся 10-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: русский язык, математика . Учащимся 11-ых классов большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, русский язык, иностранный язык. Вывод: Анализируя этот график, можно отметить, что завышение объема домашнего задания учащиеся отметили по математике, физике, русскому языку, литературе, иностранному языку. С тем, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но мало эффективные домашние задания согласилась большая часть учеников 5-10классов. Обобщение результатов исследования. Утомлением считается временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Однако следует добавить что, утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность, воздушно-тепловой режим, организация рабочего места школьника и т.д.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления и отношение к учебе, мотивация волевых условий, учебная нагрузка, объем домашнего задания, здоровье учащихся. За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали увеличению количества уроков, большому объему информации на уроках, большому объему домашнего задания и совпадению письменных и контрольных работ в один день. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребенка. Эти факторы влияют на утомление учащихся. Я считаю, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить количество уроков в один день и объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни. "Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто". (Сократ) Литература 1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под ред. Д.В. Колесова. 2. "Вопросы возрастной психологии". М, "Просвещение", 1974. 3. "Общие основы педагогики". Краевский В.В. М., "Академия", 2005. 4. Сведения о заболеваемости учащихся 5-9 классов Ростовской СШ. 5. "Словарь – справочник по психодиагностике". Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Москва-Харьков-Минск, 1999. 6. "Справочник классного руководителя 5-11 классов". Дереклеева Н.И. М.,, "Вако", 2003. Приложение Анкета «Выявление причин, вызывающих усталость школьника» Дорогие ребята! Обращаемся к вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Нам необходимо знать ваше мнение о причинах, вызывающих усталость ученика в школе, ваше отношение к затратам времени на подготовку д/з и объем д/з по предметам. Внимательно прочитайте вопросы. Если ни один ответ не соответствует вашему мнению, напишите свой вариант ответа. Анкета анонимная, поэтому свои данные указывать не обязательно. Благодарим за помощь! Что у вас вызывает усталость в школе? 1. Количество уроков в один день. 2. Совпадение письменных работ в 1 день. 3.Большой объем информации 4. Большой объем д/з. 5. Состояние здоровья. 6. Время года. С каким желанием вы садитесь за выполнение д/з? а) с желанием б) без желания в) с чувством долга В какое время суток вы выполняете д/з? а) сразу после уроков б) вечером в) ночью г) никогда Во сколько вы ложитесь спать? _____________________________ Сколько времени вы тратите на выполнение д/з? ______________________________________ На какой предмет уходит больше времени на выполнение д/з ___________________________________________________ Завышается ли объем д/з по предметам. Если да, то по каким. ________________________________________________________ Задают ли вам трудоемкие, но малоэффективные д/з? ______________________________________________ Устаете ли вы после выполнения д/з?
|