Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

УМК "Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК «Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ» включает в себя:
 Учебное пособие для учащихся;
 Методическое пособие для учителя;
 Компакт-диск с коллекцией творческих проектов учащихся «Я познаю мир» и методические рекомендации для учителя и классного руководителя по организации учебного процесса и внеклассной деятельности с ЦОР.
Методическое пособие предназначено для учителей, которые планируют проводить занятия по курсу «Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ». Курс разработан для гимназических и прогимназических классов школы-гимназии, классов с углубленным изучением математики и информатики, и ориентирован на учащихся 5-10 классов, которые владеют основами работы с ПК и периферийными устройствами, базовыми функциями работы с файлами и принципами работы в операционной системе.
Основу курса составляют четыре проекта, каждый из которых достаточно полноценно разработан и готов к реализации в рамках учебного процесса или в дополнительном образовании. Методическое пособие содержит информацию по теории проектно-ориентированного обучения, созданию VCT- проектов и рекомендации по проведению в классе четырех разработанных проектных идей:
1. VCT-проект «Создание Информационно-познавательно-развлекательной газеты «Школьный вестник»;
2. VCT-проект: «Внедрение компьютерных технологий в сферу малого бизнеса города»;
3. Проектная идея: Создание «виртуального музея» Вычислительной техники;
4. VCT-проект «Искусство Казахстана: между Азией и Европой. Театр в жизни или жизнь в театре»
Эти четыре основных проекта могут быть выполнены и на уроках информатики, и на тех предметных уроках, расширением содержания которых они являются. Кроме того, учителю предлагается ознакомиться с тематикой дополнительных проектов по различным предметам (проектными идеями). Они могут быть выполнены как самостоятельные проекты, в рамках данного курса, и как логическое продолжение развития проектно-ориентированного обучения в рамках совершенствования полученных навыков. Все проекты основаны на стратегии интеграции предметов обучения и внедрении информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс.
Информационные и Интернет технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.
Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает обучаемым адаптироваться к будущей взрослой жизни. Курс включает в себя творческое освоение и использование ППО (прикладного программного обеспечения); предлагаемый подход позволяет увидеть, изучаемые в школе, программы Microsoft Office и языки программирования «в действии», т. е. не как отвлеченный раздел из школьной программы, а как практически-ориентированную и полезную систему.
Рекомендуется проводить данный курс совместно учителям информатики с учителями-предметниками. Интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения; передают результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; используют технические средства для облегчения работы с аудиторией.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА И ЕГО МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Возрастание роли социальных и экономических ценностей образования, задач его развития в XXI веке, вхождение в мировое образовательное пространство выдвигают высокие требования к общей культуре и специальным знаниям учителя, делают постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня.
Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире, и в мире будущего, в котором предстоит жить и работать его ученику. Понимать, что его ученик - не просто объект обучения, это субъект сотрудничества и партнерства в достижении качественного результата, следствием чего является увеличение научно-интеллектуального потенциала страны, а значит и процветание государства.
«Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно», констатирует американский педагог Филипп С. Шлехти в книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования». Действительно, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя и самостоятельно, как искать и находить необходимую информацию, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, развивая одновременно свои интеллектуальные способности. Содействие развитию интеллектуальных способностей учащихся было и остается в современной школе актуальной задачей.
Исследования показывают, что проектно-ориентированное обучение это самый лучший способ преподавания не только технологических навыков, но и понимания использования этих навыков в различных предметных областях. Это технология, позволяющая индивидуально развивать творческую личность, навыки самостоятельного движения в информационном пространстве, формировать у учащегося универсального умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Метод проектов возник в течение короткого времени и превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, разработанный философом и педагогом Джоном Дьюи и используется в настоящее время во многих образовательных учреждениях мира. Проектно-ориентированное обучение переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации. Результатом с позиций педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение проектов предполагает создание продукта, представляющего собой различные формы, например, документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, календарь, журнал, справочник, резюме, каталог, брошюра, альбом, словарь, статья, стенгазета или целая выставка. Проекты могут иметь различные формы, например: дискуссия, просмотр, выставка, демонстрация, обсуждения, ролевая игра, диспут, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация и др.
Проектная идея (VCT-проекты) – требует вовлечения учеников для проведения самостоятельной поисково-исследовательской работы с использованием информационных коммуникационных технологий. Проект, возможно, реализовать как во время уроков, так и вне урока. Учитель описывает проект по заданному шаблону (план прослеживается в проектах курса). Описание обязательно должно содержать примеры ученических работ (результаты или образцы выполнения проектов вы найдете в учебном пособии для учащихся).
Основу учебного пособия составляют четыре проекта, задачи которых кратко описаны ниже:
1. VCT-проект: Создание информационно-познавательно-развлекательной газеты «Школьный вестник», где:
- отражаются местные события, новости, интересы;
- изучаются вопросы по темам некоторых предметов;
- изучаются этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат и цензура;
- изучаются рекомендации по написанию статей и журнальные стили;
- создается структура и оформление информационного бюллетеня.
2. VCT-проект: «Внедрение компьютерных технологий в сферу малого бизнеса города», где:
- изучается развитие малого и среднего бизнеса города, основы маркетинга;
- анализируется система работы предприятий и выполнение оказываемых услуг, указываются характеристики используемой техники, процедуры работы по выполнению различных функций персоналом рассматриваемых предприятий;
- создается план маркетинга для выбранного учащимися товара или услуги;
- выдвигается и описывается идея создания общегородского центра Интернет - технологий и электронного ведения бизнеса для малых предприятий через всемирную компьютерную сеть Internet, являющуюся одним из ведущих направлений развития компьютерных технологий.
3. Проектная идея: Создание «виртуального музея» Вычислительной техники, в которой:
- изучаются новые понятия темы «Вычислительная техника».
- формируются общие представления об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- расширяются представления учащихся о вычислительной технике.
- развиваются деятельностные компетенции учащихся при работе с информацией, такие как: выделение ключевых понятий и терминологических высказываний, контекстный поиск информации, ее анализ, формулирование и корректировка выводов, сопоставление выводов с результатами других исследователей или фактами, выделение следствий из них.
4. VCT-проект «Искусство Казахстана: между Азией и Европой. Театр в жизни или жизнь в театре». Задачами проекта являются:
 ознакомление с искусством Европы и Азии, выявление общих закономерностей театрального искусства.
 изучение истории создания и развития национального театра.
 проведение социальных исследований в различных аспектах (географическом, историческом) в целях ознакомления характерных особенностей национальной культуры.
 подведение исследователей к тому, что самобытная культура делает любое общество уникальным.
 проведение анализа наблюдаемых изменений в обновлении форм театрального искусства в Казахстане, а также выявление наиболее актуальных решений подачи материала на театральной сцене.
 привлечение внимания к проблеме отсутствия профессионального театра в городе и получение помощи в ее решении у городской администрации.
 обобщение знаний обучаемых по темам «Формирование казахского театра», «Творческий поиск казахского театра», «На сцене – тема современности», «Театральное искусство после приобретения независимости», «Прикладное программное обеспечение», «Применение информатики и компьютерной техники».
 развитие навыков познавательного интереса, логического мышления, умения применять информационные технологии для обработки аналитической информации проекта, его оформления, мультимедийного сопровождения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Курс «Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ» проводится в приемлемый для педагога период учебного времени. Например, в школе-гимназии, в гимназических 9 и 10 классах - это четвертая четверть. Продолжение проектной деятельности в 10 и (или) 11 классе с занятиями по 40-45 минут два раза в неделю в компьютерном кабинете с выходом в Интернет и мультимедийным презентационным оборудованием.
Помимо работы в компьютерном кабинете каждый проект предусматривает 1 час в неделю учебно-исследовательской работы под руководством учителя-предметника.
При проведении курса в 5-6 классах предложенное время может быть сокращено до 1 часа в неделю, а более детальное изучение отдельных тем и расширение некоторых практических заданий можно вынести на факультативный курс по предмету «Информатика». Если необходимо уменьшить продолжительность курса, то можно сократить некоторые упражнения и время поиска информации, используя различные формы работы, или дискуссии.
Цель и примерное время проведения каждого из предложенных в данном УМК проектных идей:
1. VCT-проект «Создание Информационно-познавательно-развлекательной газеты «Школьный вестник»:
Цель проекта: развивать творческие способности и деятельностные компетенции обучаемых при работе с информацией; практически освоить газетно-публицистические жанры; воспитывать информационную культуру школьников и осуществлять становление человека как субъекта социальной жизни.
На создание проекта (одного выпуска газеты) отводится 9 аудиторных часов (из расчета 1 час в неделю и 4 газеты в год – 34-36 часов).
2. VCT-проект: «Внедрение компьютерных технологий в сферу малого бизнеса города»;
Цель проекта: выяснить особенности применения компьютерных технологий на предприятиях малого бизнеса, проанализировать новейшие разработки в данной области, а также выявить возможные недостатки и пути их решения.
Всего – 32-36 часов (включая анкетирование, интервьюирование, расчеты и оформление материала)
Реализация проекта возможна в 10-11 классах, после изучения разделов «Электронные таблицы», «Базы данных».
3. Проектная идея: Создание «виртуального музея» Вычислительной техники;
Учащиеся, владея навыками создания компьютерной презентации, Web-страницы, имея список возможных источников информации (электронные учебники, поисковые системы, готовые ссылки) и план работы изучают или повторяют историю вычислительной техники и создают свой виртуальный музей.
4 занятия по 40-45 минут в 10 классе. В 5-8 классах предложенное время может быть увеличено в 1,5-2 раза
4. VCT-проект «Искусство Казахстана: между Азией и Европой. Театр в жизни или жизнь в театре»
Цель проекта: изучение особенностей национального искусства казахского народа, его наследия, формирование духовных исканий людей, живущих в современном Казахстане.
Всего – 32-36 часов (включая анкетирование, интервьюирование, аналитическое оформление материала)
Реализация проекта возможна в 9-11 классах за счет вариативной части предпрофильного и базисной части профильного обучения общешкольного учебного плана.
Сознательно не предлагаю жесткой расчасовки на каждый проект, поскольку она зависит от уровня подготовленности и возраста учащихся. Учитель также может творчески перерабатывать проекты, что скажется на продолжительности и частоте занятий. Кроме того, учитель может выполнять данные проекты в интеграции с другими учителями-предметниками.
Курс «Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ» содержит ряд тем программы по информатике и ИКТ, относящихся к работе с информацией и изучению информационных и коммуникационных технологий, в частности Web-дизайн и Web-конструирование.
Курс может быть включен в качестве отдельного модуля в программу информатики соответствующего класса, т. е. проводиться на уроках информатики, либо выделен самостоятельно в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса и проводиться за счет часов школьного компонента.
Часть часов, относящихся к решению и изучению вопросов, связанных с другими образовательными областями, может быть внесена в программу и часы соответствующего предмета, т. е. проводиться на уроках либо выделяться в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса и проводиться за счет часов школьного компонента.
Темы и разделы каждого проекта учитывают программы других образовательных областей и расширяют предметные знания учащихся.
Итоговые работы учащихся высокого качества могут стать учебным пособием по соответствующему предмету. Их вы можете найти в прилагаемом компакт-диске. Для 9 и 11 классов итоговые работы могут быть засчитаны в качестве экзаменационных после согласования данной формы экзамена с методической службой отдела образования города.
Кроме того, результат курса представляется очень полезным для внеклассной работы и может служить прекрасным материалом для классного руководителя.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: superklass (2011-12-28) E
Просмотров: 3112 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru