Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В связи с изменением парадигмы образования происходит изменение оценки результата образования. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса ориентирует современного учителя на смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение. Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы Использование метода проектов способствует всестороннему развитию ребенка: развитию коммуникативных компетенций, углублению знаний по предмету, созданию условий для развития творческих способностей, воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, развитию информационной компетенции. Начиная с 5-го класса, я организую проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Чаще всего учащиеся работают над проектами средней продолжительности и краткосрочными, работают они индивидуально, в группах или по парам. Долгосрочный парный или индивидуальный проект обычно презентуется на научно- практических конференциях - школьных или городских. Например, в 5 классе перед изучением темы «Лексика» я в доступной форме рассказываю ребятам о методе проектов. Затем учащиеся разбиваются на пары и в течение часов, отведенных на изучение темы «Лексика», в урочное и внеурочное время работают над созданием и оформлением своего проекта, тему которого предлагает учитель. Работа в парах создает благоприятные условия для развития творческого потенциала учеников. Каждая пара учащихся выполняет работу, состоящую из нескольких этапов : 1. Поисковый (определение темы, поиск проблемы, постановка цели проекта). 2. Аналитический (сбор и изучение информации, составление плана проекта). 3. Практический ( выполнение запланированного, внесение изменений). 4. Презентационный ( подготовка к презентации). 5. Контрольный ( анализ результатов, оценка качества). Результатом проектной работы учащихся по теме « Лексика» являются парные творческие проекты - лингвистические исследования слов русского языка (например, «Лингвистическое исследование слова СОЛНЦЕ», «Лингвистическое исследование слова БЕРЁЗА» и др.). В процессе работы учащиеся обращаются к этимологическому, толковому, фразеологическому словарям, словарю синонимов и антонимов, а также подбирают пословицы, поговорки и загадки, в которых есть заданное для лингвистического анализа слово. В оформление работы ребята вкладывают частичку своей души, свое видение мира, проявляют большую фантазию, развивают творческие способности. Проектная деятельность осуществляется также на уроках литературы. В моей практике результатом такой работы стали, например, сборники загадок и индивидуальные проекты «Книжка - сказка». В 6-7 классах я планирую переход от информационно - творческих проектов к практико - ориентированным (например, по темам «Неологизмы», «Мифы народов мира»), в старших классах буду предлагать работу над проектами- исследованиями. При использовании метода проектов происходит превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. В проекте оцениваются и знания, и усилия учащихся. Цель достигнута, если даже слабый школьник в состоянии изложить результаты совместной работы, ответить на вопросы одноклассников. Коллективное сотрудничество и дух соревнования побуждают к активной деятельности всех учеников. На разных этапах проектирования моя роль различна : мне приходится быть помощником, координатором, источником информации, наблюдателем. Сам процесс работы так же важен, как и результат. По моему мнению, проектная деятельность - это один из лучших способов для совмещения личностно - ориентированного обучения, современных информационных технологий и самостоятельной работы учащихся. Проектная деятельность может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. | |
Просмотров: 4207 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|