Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Научный проект
Средняя общеобразовательная школа № 1



Ахтанов Тамерлан

Класс: 4

Направление: краеведение
Тема: «История нашего села
в названиях улиц».

Руководитель:
Амергалиева Рапия Мухангалиевна,
учитель начальных классов.
Жанибек
ЗКО

Отзыв об исследовательской работе «История нашего села в названиях улиц» ученика 4 класса СОШ № 1 с. Жанибек Жанибекского района Западно-Казахстанской области

У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края.
Знакомство с историей села позволяет формированию образного мышления, эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего села, к людям.
Автор проживает в селе с богатейшей историей. Поэтому была выдвинута гипотеза: Большинство улиц нашего села имеют историческое название.

ЗАДАЧИ: 1. Изучить название улиц села.
2. Выяснить, откуда произошло их
название.
3. Создать фотоальбом с названиями улиц.




В школе под руководством педагога-ветерана Кдыргалиевой В.Х. создан музей в здании школы с обширной краеведческой базой. Учащиеся школы собирают и сами изготавливают экспонаты, пополняя фонды музея.
1. Автор заинтересовался, как произошло название нашего села.
2. Автор выяснил, почему улицы села получили такие
названия.
3. Следующим этапом исследовательской работы
было изучение биографии и деятельности людей,
чьими именами были названы улицы.
4. Подводя итоги, можно сказать, что гипотеза
подтвердилась.

Содержание.

Введение
Историческая справка
Мое село
1.Название села и его происхождение
2. Улицы с историческими названиями
3. Улицы, имеющие другое значение
Заключение
Список литературы

I. Введение.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны её реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходимы глухие леса. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
Поклонись той земле, где родился и вырос,
Пусть тебя согревает её доброта.
Спой ей тихую песню, что в сердце сложилась,
С ней – ты сын, без неё – сирота.
Большинство людей нашего села в силу своей занятости и суетности жизни мало задумывается над названиями улиц, по которым мы передвигаемся ежедневно: ездим, прогуливаемся, спешим по делам. А между тем, практически каждое название хранит удивительную историю – историю
возникновения тех самых улиц.
Проведя свое исследование, я узнал, что раньше названия улиц указывали на их предназначение или имена, образованные от названий объектов. А современные названия этих улиц получили имена совершенно иной направленности.
Мы проживаем в селе с богатейшей историей. Поэтому была выдвинута гипотеза: большинство улиц нашего села имеют исторические названия.
Задачи: 1. Изучить название улиц села.
2. Выяснить, откуда произошло их название.
3. Создать фотоальбом с названиями улиц.

II. Историческая справка.
Село Жанибек располагается на территории республики Казахстан, находясь почти в трех тысячах километрах от Астаны. Вместе с тем, станция Джаныбек является подразделением Астраханского отделения Приволжской железной дороги. Если удивляются, что в Америке, вырастают города среди бывших пустынь, то должно быть не менее удивительным, что здесь, в этом крае, которому уже дали название "края без будущего", возник в какие-нибудь четыре года такой крупный населенный и торгово-промышленный пункт. В окрестностях станции много курганов, но самый известный из них (в 15 верстах к северу от станции и в 2 верстах от полотна дороги), курган, носящий имя Жанибека - могущественного хана Золотой Орды. При этом хане находилась в наиболее цветущем состоянии столица Золотой Орды - Сарай. В это время Золотая Орда была сильна внутри и грозна извне, тогда через земли её лежал "индийский путь" в Европу, а порядок и благоустройство обеспечивали безопасность торговых караванов. Тогда Сарай знаком был Западу и славился на Востоке. Торговля в нем кипела.

III. Мое село…
Улицы с историческими названиями.
У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края. Знакомство с историей села позволяет формированию образного мышления эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего села, к людям. Всё, что нас окружает, имеет своё название, своё имя: город, село, в котором мы родились и живём; знакомая улица, по которой мы сделали свой первый робкий шаг в большой мир; река, дарящая нам прохладу в знойный полдень. Часто мы не задумываемся над тем, почему то или иное место так названо, по каким признакам произошло называние объекта, как связан топоним (название) с историей и географией.



Я проживаю в селе Жанибек Жанибекского района Западно-Казахстанской области. Каждый день я хожу по тихим улочкам родного Жанибека. А ведь у улиц, как у людей, свои лица, судьбы, истории. Чем старше улица, тем глубже ее корни уходят в прошлое. Названия улиц, как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В них, как в зеркале, отражаются не только быт и нравы людей, но и история села и района. Каждому жителю села знакома каждая его улица, каждый дом, но не всем известна их история. Не каждый житель знает, откуда появились названия улиц, на которых они живут и по которым ходят. Меня заинтересовал вопрос, по каким принципам давались названия улицам моего родного села, и как в этих названиях отразилась история самого Жанибека. Объектом моего изучения является история развития села. Предметом исследования стала история названий улиц и переулков с. Жанибек. Для исследования мною были определены несколько улиц села (улицы имени М.Маметовой, Г.Караш, А.Иманова, К.Азербаева, А.Уразбаевой, Т.Масина, Ш. Мажитова, Победы, Мира и Наурыз) и переулок М.Утемисова. Выбор данных улиц обусловлен тем, что именно на этих улицах проживает большая часть ребят нашей школы, а также они связаны с историей моей семьи. Цель моей работы заключалась в изучении истории происхождения названия улиц с. Жанибек и определении принципа получения их названия. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Собрать сведения об истории названия улиц.
2. Выявить принцип, по которому улицы села получали свои названия.
3. Определить основной принцип, положенный в основу называния улиц. Также в начале исследования мною была выдвинута гипотеза, что большинство улиц села получили свое название в честь исторических личностей.
Есть улицы центральные, высокие и важные
С витринами зеркальными, с гирляндами огней. А мне милей нешумные, милей одноэтажные,
От их названий ласковых становится светлей.
Вот так поет москвич Юрий Антонов о московских улицах. А у нас в Жанибеке улицы по - своему особы. У улиц, как у людей, свои лица, судьбы, истории. Чем старше улица, тем глубже ее корни уходят в прошлое. Названия улиц, как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В них, как в зеркале, отражаются не только быт и нравы людей, но и история села и района. Каждому жителю села знакома каждая его улица, каждый дом, но не всем известна их история. Не каждый житель знает, откуда появились названия улиц, на которых они живут и по которым ходят. Название любого географического объекта, будь то название села или города, улицы или переулка изучает наука топонимика. В настоящее время выделяют четыре принципа, по которым в настоящее время улицы городов и сёл получают свои названия: 1) по именам (фамилиям) выдающихся людей, 2) по объектам, расположенным на улице или поблизости от неё, 3) по внешним особенностям улицы, 4) по историческому прошлому. Меня заинтересовал вопрос, по каким принципам давались названия улицам моего родного села, и как в этих названиях отразилась история самого Жанибека. В начале исследования мною был проведен опрос 125 обучающихся нашей школы, проживающих на территории села, по вопросу происхождения названия улиц, на которых они проживают. Результаты опроса показали, что лишь 5 % ребят знают историю названия своей улицы.

Улица имени Маншук Маметовой.

Маметова Маншук – пулеметчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии (3-я ударная армия, Калининский фронт) гвардии старший сержант. Родилась 23 октября 1922 года в ауле Жаскус Урдинского района Уральской области Казахстана. Казашка. 15 октября 1943 года войска Калининского фронта, в составе которых воевала Маншук Маметова, вели бои за освобождение города Невель. Фашисты яростно сопротивлялись, цепляясь за каждую высоту. Они непрерывно переходили в контратаки, стремясь задержать наступление наших подразделений. Закрепившись на выгодной позиции, расчет отважной пулеметчицы срывал контратаки врага на своем участке.
Перед нашим стрелковым подразделением стояла задача захватить высоту, господствовавшую над местностью. Это решало исход боя. Противник перед высотой создал завесу огня. Маншук первой пошла в атаку. За ней ринулись и остальные бойцы. Отважная комсомолка была смертельно ранена, но до последнего дыхания продолжала уничтожать фашистов.
Звание Героя Советского Союза Маншук Маметовой присвоено посмертно 1 марта 1944 года.
Похоронена в Невеле. В селе Жанибек установлен обелиск и мемориальная доска в школе, где училась М.Маметова.
Улица имени Гумара Караш.
Гумар Караш родился в 1876 году в Жанибекском районе Западно –Казахстанской области. Обучался сначала в местном медресе, затем получил высшее духовное образование в медресе города Уфы по некоторым сведениям продолжал учебу в Стамбуле. Гумар Караш является первым казахским казием (членом) Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи.
Получив мусульманское образование, Г. Караш некоторое время стремится к духовной карьере. Однако вскоре Г. Караш начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектеба и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем он с полной отдачей сил занимается литературным трудом, собиранием и изданием памятников казахской поэзии.
Гумар Караш – поэт, фольклорист общественный деятель, журналист с чьим именем связано появление газеты «Казахстан» и ряд острых полемических статей в газетах «Фикер» и «Казах», «Дурыстык жолы», журнал «Шура».
Литературную деятельность начал в 1915 г. Прежде всего, следует отметить его поэтические сборники - «Карлыгаш» (Ласточка), «Бала тулпар» (Скакунок), «Турымтай» (Буревестник) и другие.
Караш- наиболее колоритная фигура в истории Приуралья – поэт, сочетавший в своем творчестве мужественный гражданский пафос с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым моральными категориями восточной теологии.
Творческая и политическая деятельность поэта была прервана 12 апреля 1921 года, он был зверски убит.
Улица имени Амангельды Иманова.
Амангельды Иманов родился в 1873 году в ауле № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда, ныне Амангельдинский район Тургайской области. Амангельды — типичный представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных дехкан) начала XX века. В октябре 1917 — январе 1918 Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды большевиков под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918), в июле 1918 во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане национальные красноармейские части, помогал партизанам в тылу войск Колчака. В ноябре 1918 отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина освободил от белогвардейцев г. Тургай. С переходом армии Колчака в наступление на Восточном фронте (весной 1919) алаш-ордынцы подняли антисоветский мятеж. Амангельды Иманов был арестован представителями «Алаш-Орды» и 18 мая расстрелян.
Улица имени Кенена Азербаева.
Кенен Азербаев (8 мая 1884— 12 апреля 1976) — казахский акын и жырау, певец и композитор.
Член Союза писателей и композиторов СССР.
Родился и вырос в местности Матыбулак (ныне аул имени Кенена Азербаева) Кордайского района Жамбылской области.
Отец Азербай и мать Улдар, хорошие певцы и домбристы, заложили в него любовь к музыке и народной песне. С 11 лет Кенен сочинял стихи в сопровожде¬нии домбры.
Улица имени Мустахима Ихсанова.
Ихсанов Мустахим Белялович – известный государственный и общественный деятель Казахстана. Родился он в 1926 году 30 марта в селе Борсы Жанибекского района Западно-Казахстанской области. Уже, признанный организатор-строитель М. Б. Ихсанов в 1975 г. Стал первым руководителем Западно-Казахстанской области. За 11 лет своей созидательной работы он преобразовал облик старинного Уральска. Этот пыльный степной городок, единственным украшением которого был небольшой отрезок главный улицы – где были расположены купеческие домики дореволюционного происхождения. За 11 лет его руководства неузнаваемо стал современным городом – с высотными домами и добротными зданиями общественного назначения. В области за это время было построено 88 типовых школ, 94 детских дошкольных учреждений, во всех райцентрах, центральных усадьбах колхозов и совхозов были построены современные дома культуры.
Энергичный, нередко жесткий, руководитель области создал слаженную команду из местных кадров, способных выполнять большие строительные и социально-культурные задачи.
Улица имени Алмы Уразбаевой.
Уразбаева Алма – известный государственный и общественный деятель первой половины ХХ века. Была ярой последовательницей женского движения за равноправие. Воодушевленная идеями революции, участвовала в организации аулсоветов и формировании первого казахского кавалерийского полка, избиралась секретарем казахской секции Оренбургского губкома, членом бюро и заведующей женским отделом Киргизского обкома РКП(б). Она одна из авторов Декрета об отмене калыма и многоженства у казахов.
ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Организация была создана по инициативе Владимира Ульянова [Ленина]. Официальной датой появления ВЛКСМ считается 29 октября 1918 года – в этот день открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи, в котором приняли участие 194 делегата. Организация просуществовала до 1991 года. Первая в Казахстане комсомольская ячейка появилась в Урде. Имя первой комсомолки – Алма Уразбаева.
Переулок имени Махамбета Утемисова.
Казахский поэт и батыр Махамбет(1803 – 1846) является один из организаторов и идеологов антиколониального, народно-освободительного восстания казахского народа. Он родился местности Бекетай в Букеевской орде. Рано начал увлекатся устным поэтическим творчеством, его талант поэт-импровизатора нашел много поклонников в народном массе. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью, эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Он в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на процессы, происходящие с простым народом, на справедливость и обман, на доброту и зло.
Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Почуствовавший опасность со стороны популярности поэта, хан Жангир попытался склонить его на свою сторону, и запретить ему сочинять стихи направленные против господ и правителей. Однако гордость и совесть поэта не позволили подчинятся приказа и убеждениям хана. В ответ Жангир предпринял шаг в стороны насилия и гонения, добился его ареста. 1829 – 1831 гг. Махамбет находился в заключении в тюрьме при Калмыковской крепости, освободившись, он присоединился к Исатаю Тайманову.
Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу произволом ханов царской власти. Идеология Утемисова строилась на базе его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, они были глубоко патриотичными.
В 1838 г. после гибели Исатая, Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска русских и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую орду, начал работу по агитации крестьян против хана и царя, однако, его опять арестовали и отправили в Оренбург. В Оренбурге его освободили, предупредив о недопущении c его стороны участия мятежах.
Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение. Результатом таких действии стала смерть Махамбета, его злодейски убили ханские приспешники.
Улицы, имеющие другое значение.
Улица Победы.
Получила своё название в честь победы советских воинов в Великой Отечественной войне.
В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.
Великая Отечественная война (1941-1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84
тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили колоссальный материальный ущерб.
Улица Мира.
Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой. В нашем селе в мире и согласии живут люди разных национальностей. Рука об руку в различных сферах деятельности трудятся казахи и русские, татары и немцы, корейцы и уйгуры, украинцы и турки. А в школах за общими партами сидят их дети. Жанибекская земля стала колыбелью всех народов, здесь говорят на разных языках. Прекрасна выразительность и образность казахского, богатство и красота русского, мелодичность корейского, напевность украинского, твердость немецкого. Наш народ – это прочный союз, мы сильны дружбой в одной семье.
Улица Наурыз.
Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным - и у восточных славян. По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
VI. Заключение.
Вступающий в жизнь человек должен получить от старшего поколения все достаточное духовное наследие, включая добрые традиции, укорененные на малой родине. Научиться следовать законам совести, чести, лучшим чертам национального характера. В этом помогут нам старожилы села, с которыми предстоит еще большая работа. Чтобы принадлежать Родине – надо любить ее. Чтобы принадлежать Родине – надо жить ее жизнью, отвечая персонально за быт села, двора, улицы, за здоровье наших речек и лесов. Быть вместе в горе и радости как единая семья. Село нуждается в нашей помощи. И мы – молодое поколение всегда будем готовы помочь решить его проблемы.
В ходе нашей исследовательской работы, встречаясь со многими людьми, работая с документами, мы пришли к выводу, что названия географических объектов не случайны, они всегда обоснованы. Тот, кто дает имя месту, всегда может объяснить, почему он назвал именно так. Еще много поколений местных жителей будут передавать друг другу названия святых и ритуальных мест, вспоминая тех людей, которые обживали эти места, любили свой край и сберегли его для нас.
Подводя итоги по проделанной работе можно сказать, что поставленные задачи выполнены:
1. Установили, что название каждой улицы выбрано не случайно и имеет подробное, развернутое объяснение.
2. Названия каждой из улиц очень много значат для всех жителей нашего села, так как в них продолжает жить память о близких и великих людях, о дорогих сердцу местах, о величии малой Родины.
3. В определении названий улицам принимали участие все жители села.
4. Гипотеза, которая была выдвинута, подтвердилась, так как большее количество улиц с историческим названием.
5. Появление и определение названий улицам не случайно, а закреплено документально.


Дальнейшее развитие.
Составить фотоальбом по улицам села.

Список литературы
1.Архивные документы о жизни:
Маншук Маметовой;
Шакира Мажитова;
Гумара Караш;
Амангельды Иманова;
Кенена Азербаева;
Мустахима Ихсанова;
Алмы Уразбаевой
2.Википедия (интернет) : статьи о Победе; Наурыз;
Мире.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Zulfiya63 (2012-03-25) | Автор: Научная работа
Просмотров: 7270 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru