Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Лечебные свойства различных видов рукоделия.
Лечебные свойства различных видов рукоделия

Аңдапта

Берілген жоба әр түрлі қолөнердің ағзаға әсер ететін емдік ықпалын зерттейді.
Кіріспе бөлімінде берілген тақырыптың өзеттілігі қарастырылады. Мақсаты – күзеуді алдын алу және сақтандыру, түрлі қолөнермен айналысу барысында оқушылардың ынталарын арттыру.
Жобада қолөнер туралы материалдар көрсетіледі Қолөнер барлық ағза жүйесінің жұмысын жақсартады және күзеусіздің, жабығусыздың қуралы болып табылады.
Жоба үш бөлімнен тұрады: «Қолөнердің пайдасы», «Түрлі қолөнердің емдік қасиеттері», «Мумкіндігі шектеулі балалардың моторикасын дамытудағы қолөнердің әсері».
Автор өз жұмысында қолөнермен айналысу барысында біз ағзамыздың барлық жұмысын ынталандыратыны – мызды белгіледі.

Аннотация

Данный проект – исследование лечебного влияния, которое оказывают на организм различные виды рукоделия. В введении освещена актуальность данной темы. Цель – профилактика и предотвращение стрессов, снятие напряжения при занятии различными видами декоративно- прикладного искусства.
В проекте представлены материалы о рукоделии, как антистрессовом и антидепрессантном средстве, которое может нормализовать работу практически всех систем организма.
Проект состоит их трех разделов: «О пользе рукоделия», «Лечебные свойства различных видов рукоделия», «Влияние рукоделия на развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями».
В своей работе автор отметил, что занимаясь рукоделием, мы, стимулируем работу нашего организма.

Annotation

This project work the investigation of the influence which hand working has on the organism.
The importance of this theme is given in the introduction. The aim of the work is prevention of stresses, to show the ways how to avoid the stress when people are interested in decorative art.
In the project an author retells about needlework as antistressful method and the method against depression. The needlework helps and normalize the activity of our organism.
The project has three parts:
1. “About benefit of needlework”.
2. “Treatment effects of different kinds of the needlework”.
3. “The influence of the needlework on the development of motorical activity among the children with limited potential”.

In the work the author gives the idea that when we are engaged in needlework we encourage the activity of our organism.

Введение

А вы умеете вязать, шить, вышивать, в общем, делать что-либо своими руками? Если нет, то вам обязательно стоит этому научиться, особенно если у вас есть дети. Оказывается, в домашнем рукоделии есть много пользы не только для хозяйства, но и для здоровья!
Начнем с того, что в любом виде домашнего творчества и рукоделия вообще, можно самовыражаться, воплощать свои идеи и замыслы. В наше время мода очень свободна, она не диктует, а предлагает, она всегда готова стать союзником, помочь создать свой стиль. Так вот, вещи, созданные своими руками, будут выражать и подчеркивать вашу индивидуальность. К тому же дети, в семьях которых принято заниматься рукоделием, отличаются спокойным характером и умением сосредоточиться.
А как приятно детям носить вещи, сделанные заботливыми мамиными руками. Надо ли говорить, что теплые носочки, вышитая шапочка или свитерок греют не только тело, но и душу, того, кто эти вещи носит. Говорят, что сшитая или связанная родным человеком одежда может защитить от сглаза и порчи того, кто ее носит, окружая его ореолом любви и заботы. А в некоторых случаях, возможно, ваше мастерство поможет сэкономить на покупке готовых вещей.
Уже давно замечено, что все виды домашнего творчества успокаивают нервную систему, предотвращают стрессы. Более того, домашнее рукоделие еще и лечит. Оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Как это происходит? А ведь на поверхности наших ладоней находятся активные точки, которые отвечают за различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы все действия производим руками, а значит сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание бесплатно нас лечит!
Коренные изменения, происходящие на современном этапе развития общего и среднего образования, связаны с реорганизацией деятельности общеобразовательных учреждений разных типов и видов. Эти изменения находят свое отражение в работе с детьми с ограниченными возможностями, активном поиске инновационных подходов. Одним из эффективных педагогических средств является обучение таких детей прикладному творчеству. Главной целью этих занятий является успешная адаптация детей с ограниченными возможностями вливания в социум, помощь осознания учеником полезности своего труда, обретения веры в свои силы.
Люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только дольше живут, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби – отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс не только сохранить здоровье, но и быть в хорошей форме и приподнятом настроении.
Детские психологи отмечают, что малыши, с раннего возраста знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные. Развитие художественного вкуса, чувства цвета увеличивают точность выполнения действий, воспитывают активность, трудолюбие, аккуратность, интерес и наблюдательное воображение.

1. О пользе рукоделия.

Не зря на протяжении нескольких столетий рукоделие было обязательной частью женского образования наравне с танцами и хорошими манерами. Как ни странно современные эмансипированные барышни вновь увлеклись ручной работой. А медицина доказала, что рукоделие – это не просто приятное, но и полезное времяпрепровождение.

Вязание‚ вышивание‚ рисование помогают снять стресс‚ восстанавливают биоритмы организма‚ развивают оба полушария головного мозга и мелкую моторику рук.
Интересно, что во время творческого процесса активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции. Как мышцы атрофируются без работы, так способности правого полушария ослабевают, если их не использовать. Таким образом, человек добровольно отказывается от данного ему природой инструмента. Но восстановить работоспособность творческого правого полушария никогда не поздно, надо только взяться за кисть или спицы. Не зря президент Эйзенхауэр и сэр Уинстон Черчилль, несмотря на занятость, всегда находили время для рисования. Они не стремились создавать шедевры, зато хорошо понимали, что напряженная умственная деятельность требует переключения.
Удивительно, но польза рукоделия была известна людям с самой древности. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии движений рук на развитие головного мозга. Древние утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. И это правда. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, с этими точками связанные. Рукоделие в этом случае выполняет функцию всестороннего массажа, ведь в современном мире мы все меньше и меньше работаем непосредственно руками, разве что на клавиатуре и мышкой…
Все мы знаем, что любые однообразные действия и рукоделие в том числе хорошо успокаивают нервы. Но в отличие от мытья посуды или глажения еще и повышает настроение. Особенно эффективна в этом случае спицетерапия — проще говоря, вязание. Ученым даже удалось разгадать механизм ее позитивного воздействия. Увлеченность работой создает в головном мозге положительный очаг возбуждения, а приятные эмоции усиливают его потенциал. Возбуждение, исходящее из этого участка, подавляет механизм возникновения стресса.
Оказывается, в современной психотерапии есть специальный метод лечения и психокоррекции — арт-терапия. Творческие занятия не только снимают стрессы, но и помогают при лечении депрессий. Какая связь между нашим душевным состоянием и здоровьем? Оказывается, нервной системе человека свойственны естественные электрические импульсы, возникающие в нервных клетках, мышцах и соединяющих их нервных волокнах. Раздражительность и плохое настроение тормозят деятельность этих импульсов, меняют их характер, что и становится причиной нервного перенапряжения и стресса.
В нашей стране почти каждая женщина умеет шить, вязать или вышивать. Некоторые мастерицы своими руками могут создать весь мягкий интерьер в доме: сшить шторы, покрывала, постельное белье, соткать ковры, связать дорожки. И члены семьи (особенно дети) часто носят одежду, сшитую или связанную руками жены, мамы или бабушки.
Но женщины любят заниматься рукоделием не только из соображений экономии. Давно замечено, что все виды домашнего творчества успокаивают нервы, способствуют снятию напряжения, предотвращают стрессы. И не только у тех, кто этим занимается. Весь дом наполняется спокойствием и умиротворением, когда женщина берется за спицы или иголку, а мужчины начинают мастерить. В доме, где много вещей собственного изготовления, сделанных с любовью и удовольствием, реже вспыхивают ссоры, чаще звучит смех.
Но мало кто знает, что домашнее творчество еще и лечит. Как антидепрессантное и антистрессовое средство рукоделие пользуется заслуженной любовью женщин. Кроме того, оно может нормализовать работу практически всех систем организма.
Рукоделие названо так потому, что почти все действия производятся руками. Поверхность ладоней представляет собой зону, на которую спроецированы различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы, стимулируем работу нашего организма.
2. Лечебные свойства различных видов рукоделия
Известно, что на теле человека есть различные точки, при воздействии на которые можно причинить вред либо пользу определенным частям тела и органам, а так же вызвать недуг, либо помочь в излечении некоторых болезней. Очень подробно этим занимаются мануальные терапевты. Но и рукоделие тоже является невольным врачом. Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на определенные точки - нервные окончания на наших золотых ручках и это, конечно, не может не сказывать на нас. Так что же происходит с нами, когда мы шьем, вяжем, вышиваем?

Ручное вышивание: Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, воспалительные заболевания половых органов, растяжения связок, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства, болезни мочевой системы, кровеносной и лимфатической систем. Снимает порчу и сглаз, защищает от внешних негативных воздействий.

Машинное вышивание: Лечит заболевания органов слуха, травмы черепа и последствия от сотрясения мозга. Помогает восстановить интуицию.

Макраме: Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, желудочные боли, облегчает спазматические боли мышц, боли в костях из-за старых травм, снимает раздражение, волнение, голодные спазмы, сонливость, гормональные нарушения.
Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей и плохой свертываемостью крови.

Бисероплетение: Лечит бессонницу, рассеянное внимание, головные и зубные боли, нарушения обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги. Является одним из самых действенных средств для снятия порчи, сглаза, наговора, проклятия, гипновнушения и прочих направленных негативных воздействий.

Выжигание по дереву: Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, язвы, болезней желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы, ускоряет лечение при растяжении связок, уменьшает болевые ощущения во время судорог, нормализует давление.
Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется. Также не следует приносить домой работу по выжиганию, выполненную в другом месте.

Резьба и роспись по дереву: Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, способствует заживлению язвы двенадцатиперстной кишки, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, травмы печени, блуждающую почку, сонливость, гипотонию, нервный кашель, различные фобии.

Шитье: Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, уменьшается склонность к запорам и вздутию живота, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера: Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, болезни печени, селезенки, почек, снимает, нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев, стимулирует деятельность желудка и обменные процессы в организме.

Шитье мягких игрушек, думок: Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, болезни пищеварительного тракта, вялость, сонливость, болезни рук, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата, при ненаследственных болезнях крови, нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Вязание на спицах: Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубные и головные боли, воспаление почек, болезни нервной системы, помогает при травмах позвоночника, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.

Вязание крючком: Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов, болезни печени и почек, остеохондрозы, повышенную утомляемость и боли из-за старых травм.

Вязание на вилке: Снимает нервные головные боли, боли из-за старых травм, отеки ног, сухость кожи, помогает восстановить силы при истощении организма, улучшает состояние волос и ногтей, тормозит старение организма, лечит нарушения в работе вестибулярного аппарата, плохую свертываемость крови, носовые кровотечения, различные страхи.

Вязание на машинах: Лечебным действием не обладает, но способствует очищению организма от накопленной негативной энергии.

Игольное кружево: Помогает при дисбактериозе, опущении внутренних органов, аллергии на продукты и ткани, судорогах мышц лица и шеи, ослаблении зрения из-за нервных потрясении, снижает раздражительность, лечит нарушения координации, болезни дыхательных путей, воспаления лимфосистемы, высокое внутричерепное давление.

Вышитое кружево: Лечит сердечно-сосудистые заболевания, хронические болезни без обострения, судороги, послестрессовые заболевания, фобии, аномальные изменения голоса, раздражительность, бессонницу, упадок сил, нарушения вестибулярного аппарата, полноту, вызванную нарушениями в работе нервной системы, воспаления пищеварительного тракта.
Пэчворк (лоскутная техника шитья) лечит головные боли, боли и судороги в ногах, простудные и легочные заболевания, болезни голосовых связок, носовые кровотечения, повышает свертываемость крови, уменьшает заторможенность.
Фриволите помогает при головных болях, гипертонии, судорогах ног, растяжении связок, болях в суставах, полиартритах, носовом кровотечении, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата, поражениях центральной нервной системы.
Кружевоплетение на коклюшках снимает головные боли воспалительного характера, зубные и ушные боли, помогает при экземе, судорогах ног, болезнях кишечника, воспалениях в мочевой системе, воспалительных заболеваниях носа, стенокардии, снимает испуг, общую раздражительность, лечит внутренние язвы и раны, замедляет старение органов слуха и общее старение организма..
Плетением из лозы полезно заниматься при полиартрите, нервных тиках, гипотонии, депрессии, умственной усталости, упадке сил. Этот вид рукоделия облегчает головные боли из-за перегрузок, снимает агрессивность, укрепляет память.

3. Влияние рукоделия на развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями. Рукоделие как средство социализации детей с ограниченными возможностями

Коренные изменения, происходящие на современном этапе развития общего и среднего образования, связаны с реорганизацией деятельности общеобразовательных учреждений разных типов и видов. Эти изменения находят свое отражение в работе с детьми с ограниченными возможностями, активном поиске инновационных подходов.
Изучение данной темы началось с привлечения детей с ограниченными возможностями к творческому труду. Двое сестер – Киселева Анастасия и Киселева Наталья, дети, диагнозом болезни которых является элективный мутизм. В процессе освоения учебного материала выявилось, что особое предпочтение девочки отдают предметам творческого характера. Они очень любят рисовать, вырезать, клеить, вышивать. Так как двигательные функции организма не нарушены, девочки свободно владеют руками. Они находятся в постоянном творческом поиске: смотрят творческие развивающие программы, приобретают дополнительную литературу, журналы, самостоятельно развивают свою творческую фантазию.
Элективный мутизм (избирательный отказ от речи) встречается чаще у девочек, как одна из форм истерического невроза. Проявляется в том, что с чужими людьми (воспитателем, учителем, врачом и т.д.) ребенок отказывается вступать в речевой контакт. Никакие уговоры сказать хотя бы одно слово – не действуют. Так как данный диагноз предполагает для девочек ограниченный круг общения, они общаются с окружающими их людьми через свои работы, которые они с радостью и гордостью демонстрируют.
На первых порах, когда Настя и Наташа только начинали заниматься рукоделием, они испытывали определенные трудности: ограниченную фантазию, нежелание продолжать работу, когда что-то не получалось, неумение пользоваться инструментами и приспособлениями для работы. В данный момент девочки с огромной радостью используют весь арсенал, который у них имеется, находят новые темы для работы и с удовольствием демонстрируют всем, кто их посещает, работы, выполненные своими руками. Это и аппликации из природного материала, ткани, ниток, полуфабрикатов, это вышивки, выполненные в разных техниках, вязание крючком и спицами, рисунки и коллажи.
Одним из эффективных педагогических средств является обучение таких детей прикладному творчеству. Главной целью этих занятий является успешная адаптация детей с ограниченными возможностями вливания в социум, помощь осознания учеником полезности своего труда, обретения веры в свои силы. При реализации данной цели определились следующие задачи:
1. Познакомить детей с народным искусством;
2. Привить интерес к декоративно- прикладному творчеству;
3. Воспитывать умение работать самостоятельно;
4. Учить выбирать изделия нужные и полезные;
5. Содействовать профессиональной ориентации и подготовке к самостоятельной жизни.

В программу работы с детьми включены основные виды рукодельного творчества – это работа с бумагой, шитье, вышивание, плетение, аппликация.
Выполнив и увидев результат своего труда, девочки испытывают чувство радости, удовлетворения, успеха. Эти маленькие победы помогают им поверить в себя, в свои силы.
Занятия рукоделием помогают детям снимать напряжение, дают положительные эмоции, способствуют развитию:
• Мелкой моторики;
• Глазомера;
• Координации движения;
• Логического мышления;
• Творческого воображения;
• Художественных способностей;
• Эстетического вкуса;
• Волевых качеств – усидчивости, терпения, последовательности в работе.

Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому
Благодаря работе с детьми, обогащаются их чувства, а их эмоциональные переживания становятся разнообразными и устойчивыми. Кроме того, девочки овладевают элементами декоративно-прикладного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивые вещи.
Опыт работы по данному направлению показал, что с детьми нужно творить, фантазировать, придумывать что-то новое. Это помогает в привитии интереса и любви к труду.

Выводы:

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что занятие рукоделием не только способствует формированию у учащихся новых профессиональных знаний и умений, развитию художественного вкуса, чувства цвета, воспитывает активность, трудолюбие, аккуратность, интерес, но и развивают моторику рук, точность выполнения действий, развивают наблюдательное воображение.
Но и это не все.
Опыт показывает и рассказывает о «целебных» свойствах старинных приемах рукоделия. Ремесло – лишь часть традиционной культуры, и оно невидимыми, но прочными нитями связано с песней, сказкой, природой.
А для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятия рукоделием необходимы, как воздух, как свет!
Они расширяют связь с миром, оборванные болезнью, тренируют эмоции, мышление, глаз и руку, мелкую моторику.
Но, главное, приносят радость! А радость жизни – мощный стимул к выздоровлению!
Изделия и техники, описанные в работе, опираются на народные ремесла, имеющие тысячелетнюю традицию.
Способы работы с материалом ограничены и удобны человеку. Это первое. А во-вторых, приемы труда в традиционной культуре основаны на точнейшем знании природных свойств материала. Причем, изделие, изготовленной с помощью традиционных приемов, получается сразу красивым, и удобным, и работоспособным.
И в этом суть дела! Целебные свойства народных рукоделий именно в том, что в малой частичке отражается весь мир.

Мнение руководителя

Автором данной работы проведено исследование о пользе занятий рукоделием. Изучены факторы, влияющие на формирование профессиональных знаний и умений, воспитание художественного вкуса, активности, трудолюбия, аккуратности, наблюдательного воображения.
Также было обращено внимание на приемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями через занятия рукоделием. Развитие у них мелкой моторики, точности выполнения действий, воображения, наблюдательности.
Заслуживает внимания и тот факт, что рукоделие рассматривается не только как способ изготовления поделок, но и как увлечение, приносящее реальную пользу нашему организму. «Занимаясь рукоделием, мы все действия производим руками, а значит, сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание бесплатно нас лечит!»
Учитывая сложность темы, продолжительность работы над ней, объем охваченного материала работа заслуживает положительной оценки.

Список литературы

1. Якимова М. В. Ремесло «Рукоделие» как средство социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья/ Карпинск, 2005 г.

2. Грефф А. Пособие «Мастерская у кровати»/ Москва, 2007 г.

3. Материалы интернетпортала современной молодежи Казахстана YOUTH.KZ.

4. Материала интернетсайта www. baby. ru.

5. Щелкова О. Е. К гармонии через рукоделие/ Усть – Каменогорск, 2008 г.

6. Mатериалы интернетсайта www. luka-lukich. ru, http\\www.art-r.ru.

7. Андреева И. А., Грекулова А. Л. , Загребаева А. А., Кондратьева Н. П. Популярная энциклопедия «Рукоделие»/ Москва, 1993 г.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Liliya-70 (2012-03-26) | Автор: Егорова Лилия Михайловна E
Просмотров: 4729 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru