Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся |
Акмолинская область Целиноградский район СШ №5 а. Акмол Дневник научных исследований Гончаренко Кристина 9 класс Казахский орнамент в архитектурном ансамбле г. Астаны Направление: исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты Секция: этнокультуроведение Руководитель: Абдигапарова Назима Закирьяновна, учитель технологии Кокшетау ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Глава I. Теоретический материал по изучению архитектуры Астаны. 1. История развития архитектуры Казахстана, история Астаны; 2. Отношение казахстанцев и гостей столицы к облику города; 3. Язык орнамента в архитектурном ансамбле; 4. Символика цветов в орнаменте; 5. Заключение; 6. Список использованной литературы; АБСТРАКТ Цель исследования заключается в изучении казахского орнамента и как он отражается в архитектуре города Астаны. Задачами данной работы являются: 1. Обзор литературы по этой теме; 2. Выбор предмета и объекта исследования; 3. Изучение взаимосвязи национального колорита с современной архитектурой; 4. Формирование у учащихся патриотических чувств через эстетику внешнего созерцания зданий; Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение научного проекта подтолкнула меня к тому, что я стала изучать национальный орнамент, увидела красоту в гармонии, равновесии, многокрасочности орнаментальных рядов, их практическое применение в архитектуре. Процедура исследования состоит из следующих этапов: I – этап: сбор, изучение и обобщение научной литературы; II – этап: изучение национального орнамента, применение его в архитектуре; III – этап: анкетирование жителей и гостей столицы, составление мониторинга; IV – этап: посещение музеев и выставок декоративно – прикладного искусства; встречи с архитекторами города Астаны; В качестве методов исследования применялись поисково – аналитические. Открывались исторические материалы, охватывающие историю развития архитектуры и орнаментальное искусство казахского народа. Методы опроса, анкетирования и наблюдения. Предметом исследования является связь орнамента и архитектуры. Объектом исследования национальный орнамент. Новизна исследования заключается в изучении связи орнаментального искусства с архитектурой. На основании изученных данных о национальном орнаменте, я пришла к следующим выводам: что архитектура города Астаны должна быть самобытной и должна выражать принадлежность к народу, развивать эстетический вкус и патриотические чувства. Результаты работы и выводы: надо вернуться к своим истокам, подчеркнуть свою принадлежность к государству и народу. Архитектурные ансамбли должны быть красивыми и самобытными. К тому же облик столицы должен быть индивидуальным. Область практического применения результатов данной работы – это архитектурное искусство. Создание условий для авторских проектов. ABSTRACT The aim of research work consists of studying the role of fabric in decorative applied art of modern Kazakhstan especially in cloth. The tasks of this work are: 1) Review of literature by this theme 2) Selection of object 3) Studying of variety of fabric 4) To form at young people aesthetic taste and love to native national art. Hypothesis of this work is to do this scientific project I began to learn historic national costume of Kazakh people and to see beauty of nomad cloth and dream that young people arrive to native sources by their tastes and begin to wear comfortable, light warm cloth, which has beautiful design and made by quality fabric. The process of methods research consists of following steps: 1. Stage: collection, to study and generalization of scientific literature. 2. Stage: to study production of fabric. 3. Stage: questionnaire. 4. Stage: creative part of project: sic etches and images. As quality of methods research are used search for-analytic. Opened historic information’s, which is joined the history of national costume. The methods of questionnaire and observe. The subject of research is national costume. The object of research is fabric. The new one of research is to study the role of fabric in decorative – applied art of modern Kazakhstan. On basis of studying this fabric I have such results. Cloth is from fabric must be not beautiful and fashionable also it must be to carry the elements of national one, to bring up patriotic feeling at young people. The results of work: Need to teach people to choose cloth not only fashionable, practical, but and beautiful, it has remarkable bright national elements. The region of practical using of results of design cloth, sewing workshops. ВВЕДЕНИЕ Своды ультрасовременных зданий под небеса и грандиозные невиданные доселе строения нашего города таят в себе много загадок. Не то, чтобы в них кроется мистерия, но некая завеса все же присутствует. Чиканаев Аманжол Шаймерденович главный зодчий Астаны, член Архитектурного совета при Президенте РК ответил на вопрос «Есть ли самобытность в облики Астаны?» таким образом: - «Если под самобытным духом понимается национальный колорит, то об этом и говорить не стоит. Да, когда – то, будучи номадами, мы строили что – то в своем стиле, обжигая кирпич из самана. Но сегодня, в условиях прорывных технологий, нам нечего предложить взору гостей и жителей города. А то, что пару домов облепили национальным орнаментом, еще не говорит о нашей архитектурной стилистике. Некоторые мои коллеги доказывают, что у нас есть своя особая технология строительства, но я лишь смеюсь над такими словами, потому как они беспочвенны. Дух Астаны сокрыт не в стремлении сделать все по – казахски, а в том, чтобы Астана стала мостом делового и экономического сотрудничества между Европой и Азией, как это было еще при Шелковом пути. Особенно это актуально сегодня, когда военная мощь стран стала настолько разрушительной, что грозит гибелью всей планете, и без мирных переговоров мы просто не выживем. И наш город должен выполнять в этом особую роль, как площадка для диалога наций. А говорить про свою передовую архитектуру мы пока не можем». На вопрос: – «А когда сможем?» он ответил так: – «Тогда, когда появится казахстанский гений и талант с большой буквы. Отдельные течения и стили в архитектуре формируют отдельные личности, индивидуальности. И я уверен, в ближайшие двадцать лет у нас появится такой гений. И тогда мир заговорит о казахском феномене в архитектуре, как когда – то заговорили о бразильском феномене Оскаре Нимейере или японском гении Кисе Курокаве». Меня зовут – Кристина, и я думаю, что эти сказанные слова предназначаются нам, подрастающему поколению, это среди нас растет талантливый гений, который преобразит нашу столицу и превратит её в самый лучший город мира. Я тоже люблю рисовать, вносить в каждый предмет, и в каждую вещь свой стиль, свой облик, что – то новое, сочетать несочитаемое. Мы живем в Казахстане, в Великой стране, и наша столица действительно должна иметь неповторимый индивидуальный облик. Цель исследования: • Раскрыть вопрос, о роли казахского орнамента в облики архитектурных зданий; • Рассмотреть связь орнаментального искусства с архитектурой; • Эстетическое воздействие архитектурных зданий на людей; Задачи исследования: • Изучить и обобщить теоретический материал о национальном орнаменте; • Опросить как жители и гости столицы относятся к облику города; • Способствовать пропаганде строительства самобытных зданий; • Внести посильный вклад в разработку некоторых зданий; Новизна исследования: раскрыть вопрос о роли казахского орнамента в архитектуре. В качестве методов применялись опросы, анкетирование, рисование, обращалась к историческим данным. Область практического применения результатов данной работы – это архитектурное искусство. Создание условий для авторских проектов. Прежде чем изучить связь орнаментального искусства с архитектурой, я открыла исторические справки истории развития архитектуры Казахстана, усвоила интересный и познавательный материал. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА С.И. Руденко, изучавший в первой четверти XX века особенности народной архитектуры казахов в бассейнах рек Уила и Сагыза, обратил внимание на непосредственную связь жилого дома с помещениями для скота, весьма совершенное устройство крыши, практичность конструкций печей, разделяющих жильё на две половины – жилую и хозяйственную, наличие в жилых комнатах невысоких нар. Это – бесспорное свидетельство того, что отцы и деды более всего проявляли умеренность, практичность и простоту в строительном деле. Принимая во внимание своеобразные конструктивные приемы жилых домов казахов, ученый пришел к выводу, что они вовсе не являются заимствованными, а были известны казахам и их предкам с глубокой древности. [2, с.18] Одним из крупных торгово – ремесленных и культурных центров, возникших на древнем «Шелковом пути», был великий Отрар с его не менее знаменитыми пригородами Кокмардан, Кедер (Куйрык тобе), Оксыз (Васидж), Караконсы (Каракунчук), Бузук, прославившимися как центры торгово – ремесленных дел, науки и культуры и давших миру таких выдающихся ученых – энциклопедистов, как Абу Наср аль – Фараби (870 – 950), Габбас Саид аль - жаухари, Исхак аль – жаухари, Ахмет аль – Отрари. Отрар имел четкую планировку улиц, кварталов, площадей, куда можно было попасть через ров. Наличие в городе монетного чекана, ремесленных кварталов, водопровода, канализации свидетельствует о развитой в раннем средневековье городской жизни. [2, с.193] В многослойной толще гигантского холма на площади 20 гектаров, археологами выявлены остатки материальной культуры с первых веков вплоть до первой четверти XVIII столетия, когда последние жители покинули этот запустевший город. Но город продолжал жить вплоть до XVIII века. [2, с.195] Примечательно, что архитектурно – конструктивные приемы отрарского жилища, предметы материальной культуры, найденные в этом некогда цветущем оазисе, находят аналоги в казахском домостроении, традиционной культуре казахского народа, подчеркивая взаимосвязь культур, поколений. [2, с.195] Население юга Казахстана, как известно, с незапамятных времен владело секретами изготовления сырцового кирпича – кесека, глиняных блоков – жумбаз, умело сооружать из них мощные по тем временам крепостные стены, архитектурные ансамбли. Об одном из них – Баба – Ате очень подробные и интересные данные выявили исследования археолога Е.И. Агеевой. [6, с.22] На стыке древних скотопрогонных дорог и караванных путей возник другой крупный, густозаселенный с давних времен город Сайрам (Исфиджаб), открывшийся перед взором арабского путешественника XIII века одним «из процветающих и приятнейших», с обилием зелени, проточных вод, прекрасных садов. Одним из крупнейших на древнем караванном пути был Тараз – «город купцов», предтеча современного города Джамбула, о котором сохранилось немало интересных сведений восточных авторов, в том числе византийского посла Земарха, побывавшего в 568 году в ставке западнотюркского кагана Дизабула. По данным арабского путешественника X века аль – Максиди, он был густозастроенным, с многолюдным предместьем, обнесенным крепостными стенами, со рвом и четырьмя воротами городом. Тараз был столицей тюрок – караханидов. [7, с.215] Развитие местной строительной культуры можно проследить и по архитектурному облику, выявленному археологами, не только таких городов, как Сыгнак, Йасы, Кулан, Тальхир (Талгар), Койлык, но и по конструкциям культовых сооружений типа Домбаул, мавзолеев Аяккамыр, Алаша – хана, Жошы – хана в Центральном Казахстане, Бабажди – хатун (Бабаша қатын), Айша – Биби близ Джамбула, башни Сарман – косы, мавзолея Сырлы – тамна Сырдарье, подземной мечети Шакпак – Ата на Мангышлаке, относящихся к VIII – XVI векам; и наконец, целого ряда памятников, входящих комплекс с мавзолея – мечети Ахмеда Ясави в г. Туркестане (XII – XVII вв.) [2, с. 203] Мавзолей мечеть Ахмета Ясави. Северный портал XIV – XV вв. Не должно быть сомнений в том, что зодчие этих городов, архитектурных памятников отлично владели не только строительными приемами, складывавшимися на протяжении многих столетий, но и сложной теорией архитектуры. Возьмем, к примеру, конструкции мавзолея Айша – Биби – выдающегося памятника архитектуры XI – XII вв. Он имеет кубическое основание, стены, соразмерные одной четвертой диагонали исходного квадрата, по четырем углам которых возвышаются изящные колоны, облицованные, как и стены, резной терракотой. Система небольших ниш, колон, сводов, стрельчатых арок клинчатой кладки придают памятнику законченный вид, создавая впечатление гармонии, внутреннего совершенства и согласованности. [1, с.53] Мавзолей Айша – Биби особо ценен для нас еще и тем, что в узорах его резной терракоты воплотились в различных сочетаниях почти все мотивы казахского народного орнамента, отдельные из которых восходят к временам древних саков. Архитектор Т.К. Басенов назвал Мавзолей Айша – Биби «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана», содержащий ключ к пониманию их форм, интерпретаций. В силу известных обстоятельств на территории Казахстана сохранились, главным образом, памятники культовой архитектуры, которые почти без исключения являются купольными, а форма «форма купола в известной мере подражает форме переносного жилища», т.е. юрты. Пример в этом дает конструкция известной на Мангышлаке подземной мечети Шакпак – Ата, сооруженной еще в X веке. Эти и другие примеры позволяют нам предположить, что конструкция казахской юрты нашла воплощение в последующей архитектурно – строительной практике. [7, с.175] Миновали годы, века. Изменились материалы, вяжущие растворы, усложнились формы, конструкции строений. В XIV – XV веках в облицовке дворцовых помещений, мечетей, бань, мавзолеев феодальной знати, наряду с фигурной кладкой, дававшей возможность выделять кирпичную фактуру, резной терракотой, создававшей единое художественное целое на поверхности стен, стали широко применятся глазурованные полихромные плитки. Одним из выдающихся памятников этой эпохи является комплекс мавзолея Ахмеда Ясави в городе Туркестане. [7. с.210] ИСТОРИЯ АСТАНЫ Маленький провинциальный городок 90 – х годов всего за несколько лет превратился в ультрасовременную столицу независимого Казахстана. История основания и развития Астаны тесно связана с историей всего государства. В 1831 году северные районы современного Казахстана вошли в подданство сильнейшей в то время Российской Империи. А уже в 1832 году на правом берегу реки Ишим, в местности Караоткел было возведено военное укрепление Акмолинск. Крепость прекрасно справлялась со своими задачами, и со временем военное укрепление разрослось до масштабов города. Позже его название было перенесено на всю область, и Акмолинск стал областным центром. Город рос и развивался. Хотя сейчас ему нет и двухсот лет, он поменял несколько имен: Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана. Если Акмолинск связан с Российской Империей, то Целиноград - с советским периодом. Название означает «город целинных земель», которые начали осваивать в 50 – е годы. Выполнение грандиозной по своим масштабам программы привело к тому, что здесь была построена железнодорожная станция, через которую была проложена железнодорожная ветка. В 1992 году было решено восстановить историческое название города – Акмола. Очередное имя город приобрел в 1998 году, когда сюда была перенесена столица из Алматы. Сегодня Астана – самая молодая столица в мире. Основной идеей застройки Астаны является воплощение в архитектуре сочетания рациональности Запада и изысканности Востока, грандиозности Европы и оригинальности Азии. В строительстве города, в изменении его облика применялись самые передовые технологии и инновационные методы искусства градостроительства XXI века. Всемирно известные архитекторы воплощали здесь в реальность свои лучшие проекты. Международная организация ЮНЕСКО присвоила Астане звание «Города Мира». В 2001 году Астану посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В мировом сообществе это было оценено как дань уважения вкладу Казахстана в решение религиозных проблем. [4, с.44] 2. ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ И ГОСТЕЙ СТОЛИЦЫ К ОБЛИКУ ГОРОДА Вопрос об архитектуре в национальном стиле вызвал со стороны жителей и гостей столицы достаточно живой эмоциональный отклик, но однозначного отношения к этому вопросу нет. Положительно в любом случае к архитектуре в национальном стиле отнеслись 36% жителей и гостей столицы, и 44% нравиться нынешний облик города, они отмечают его современность. Отрицательно, в любом случае, к этому отнеслось 11% жителей и гостей столицы, так как считают, что строительство города должно идти в ногу со временем, город должен иметь ультрасовременный облик, как например в Америке, и 2,5% восприняли отрицательно, на это есть ряд причин. Таблица 1. Отношение жителей и гостей столицы к архитектуре в национальном стиле в разрезе возраста: Возраст Как Вы относитесь к архитектуре в национальном стиле? Положительно, в любом случае Положительно, если... Отрицатель но, в любом случае Отрицатель но, если Мне все равно 1 10 - 15 лет 17 42 25 7 9 2 15 - 25 22 56 19 1 4 3 25 - 35 44 48 5 2 3 4 35 - 45 64 26 4 2 5 5 45 - 65 34 48 5 2 11 Среднее 36 44 11 2 6 И так в разрезе возрастов более благосклонно к архитектуре в национальном стиле относится поколение в возрасте 35 – 45 лет, так 50% из них отметило, что отнесутся положительно к архитектуре в национальном стиле, потому что она будет самобытна и неповторима. Ниже приведены отзывы жителей и гостей столицы, высказанные относительно современного облика столицы: • Астана – символ молодости, силы, целеустремленности, пусть она растет на радость; • Мой город, гордая, прекрасная столица; • Он словно гордо реющая птица, парит в степи, храня покой своей страны; • У города есть своё лицо, отличительный цвет зданий в основном бежевый и синий; • Разнообразный стиль, несколько вариантов, здания не одинаковые; • Есть здания и сооружения из разряда самых – самых, как бы здания из будущего; • Архитектура по – своему поразительна и красива; • Город Астана похожа на молодую девушку, она юная и пока степная и поэтому, немного дикая; • Астана интересна как город для крупных проектов; • Астана площадка для мирных переговоров; • Красивые здания и ансамбли, гармонично вписываются в окружающую природу; • Много простора, очень светлый степной город; • Астана - город молодой, он только строится и у этого города все впереди; • Архитектура чем - то похожа на японскую; • Архитектура Астаны чем – то похожа на архитектуру г. Дубая; • Надо объявить конкурс среди одаренных архитекторов на самое самобытное здание; • Астане нужны индивидуальные построения; • Архитектура разнообразная, не похожая на другие города Казахстана; Таким образом, при решении вопроса о строительстве зданий в национальном стиле украшенных орнаментами необходимо учитывать, что большая часть жителей готовы принять это, но для них важно, что будут учтены конструктивные особенности зданий, они гармонично сольются с природой степи и создадут неповторимый облик. Так же нельзя игнорировать долю людей, которые настроены отрицательно в любом случае, и уделить внимание поиску компромиссных решений. Я спросила у взрослых: - «Кто же в Астане строит здания?». Мне ответили, что всемирно известные архитекторы воплощали здесь в реальность свои лучшие проекты. Плацдармом для этого стал левый берег реки Есиль, который до недавнего времени пустовал. На совершенно необжитой территории, где раньше колосилась высокая степная трава, стали возводить великолепные здания новой столицы. Я стала изучать национальный казахский орнамент и поразилась его красотой и разнообразием. 3. ЯЗЫК ОРНАМЕНТА В АРХИТЕКТУРНОМ АНСАМБЛЕ Национальный орнамент является культурным достоянием казахского народа. Истоки его уходят в далекую древность. Он ярок, самобытен и уникален. Казахский орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями, являлся сильнейшим выразительным средством раскрытия внутреннего мира народа. Термин орнамент обозначает (от латинского ornamentum - украшение) узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В орнаментике Казахстана, как и в системе, четко выделяются четыре крупных групп орнаментов, каждая из которых характеризуется определенными приемами формообразования элементов и мотивов, устойчивым их набором, повторяемостью на протяжении длительных отрезков времени и связана с определенными материалами и предметами. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные, зооморфные, космогонические, которые применялись на протяжении XVII - начала XX вв. Из сочетания основных узоров образовалась масса производных. Первый из орнаментальных типов (геометрический), наиболее древний по происхождению, он относится примерно ко второму тысячелетию до нашей эры. Геометрический орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по камню и кости, в тиснении по коже и т.д. Он отличается простотой геометрического построения элементов и мотивов, состоит из прямых и ломаных линий, простейших фигур и несложных их комбинаций. К этому орнаментальному типу относятся также полосы, пояса из вертикальных и косых параллельных полосок, треугольников, ромбов, квадратов; шевроны, меандры, кресты и т.д. Простота их форм и многозначность символики позволяет применить их в архитектуре. [9, с.86] Соборная мечеть является одним из красивейших архитектурных сооружений столицы и олицетворяет духовное богатство казахстанского народа. Отделка купола переплетающиеся линии, ромбы, параллельные полосы, пропорциональное деление форм и равновесие между отдельными элементами. Крупнейшая в Центральной Азии мечеть во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек. Проект мечети выполнен, в классическом исламском стиле, с применением традиционных казахских орнаментов и декоративных элементов. Здание состоит из трех этажей, на первом этаже располагаются зал бракосочетания и другие вспомогательные помещения. На втором этаже находится мужской молельный зал на 4 тысячи человек. Третий этаж включает в себя женский молельный зал на тысячу человек. На благоустроенной территории мечети предусмотрены 5 фонтанов, декоративная подсветка фасадов и общее освещение. Комплекс мечети включает открытую автостоянку на 745 автомобилей, а его расположение обеспечивает возможность подъездов для автомобилей с нескольких сторон. Расположение новой мечети «Хазрет Султан» рядом с Дворцом мира и согласия, Дворцом Независимости, монументом «Қазақ Елі» формирует единый градостроительный ансамбль столицы. диаметром 22 метра. [4, с.38] В облике недавно построенного «Дворца школьника» мы тоже видим красоты и гармонию геометрического орнамента, обрамление свода напоминает нам решетчатые стены кии зуй – кереге и верхний обруч – шанырак. Узоры на стенах дворца выполнены как в стиле резьбы по дереву «Кыр оюы» и «Кырма», заимсвованы с мавзолея – мечети Ахмета Ясави XII – XVII вв. Этот узор мы видели на иллюстрации, на верхнем углу двери этого мавзолея. Дворец школьника Фасады домов по улице «Республика» создают целую вереницу домов в национальном колорите, одна из самых красивых улиц старой черты города. Мы наблюдаем тоже древние геометрические узоры. Второй орнаментальный тип казахского декоративного искусства складывался на протяжении более чем тысячелетия. Выделен это тип по формальным признакам, в котором преобладают криволинейные формы. Это в основном мир органических форм – растительных и зооморфных орнаментов. Эта группа включает мотивы, характерные для кочевников евразийских степей средневековья. Растительные узоры казахского орнамента, подобно другим его группам, делятся на основные и производные. К основным относятся узоры дерево – ағаш гүл, яблоко – алма гүл, колос – масақ гүл, использующийся в вышивке, вьющиеся стебли – сақық гүл, образующий арабесковую вязь, тополь – торанғы гүл, использующийся в резьбе и ковровых изделиях, восемь фисташек – сегіз пісте – узор для розеток, полевые цветы – бәйшешек гүл, сходные сним узоры тюльпан сбутончиками – қызғалдақ гүл и миндаль – гүл бабам, горошина – бұршақ гүл, восемь цветков – сегіз гүл, вилообразный стебель с двойными зубьями – бағана гүл часто встречались в вышивке настеных ковров, одежды, подзоров для кровати. Узоры лозы – тал барқы, стебель с мелкими цветками в колосьях – балдана сабақ. [9, с.86] Расматривая колоны и свод новой мечети я восхитилась красотой растительного орнамента, действительно величественная красота и также заимствона из древней архитектуры. Зооморфные узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основе их лежит стилизация образов древнего «звериного стиля»: барана, лошади, верблюда, волка, орла, грифона, сокола, а также воспроизведение отдельных частей их тела: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и прочие, условно представляющие целое. Так возникли орнаментальные мотивы бараний рог – қошқар мүйіз, олений рог – бұғы муйіз, голова лошади – ат бас, кость – жіліншік, позвоночник – омыртқа, которые являются основными в орнаментальном искусстве у кочевых народов. У казахов существуют несколько вариантов жтих узоров. Основной из них пара рогов – қос муйіз, производный төрт мүйіз – четыре рога. Из распространенных зоомоморфных узоров, наряду с қошқар мүйіз, встречаются шея горного барана – құлжа мойын, олений рог – бұгы мүйіз. К древним относится узор верблюжий след – түйе табан. Серцевидные узоры жүрекше. К зооморфным орнаментам также относятсяузоры волчьи уши – бөрі құлақ, собачий хвост – ит құйрық. В казахском орнаменте многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок. [9, с.111] Стелла при въезде в Астану, крылатые кони символичны, высокая стелла украшена зооморфными узорами: қошқар мүйіз. Дворец «Астана жұлдызы» Ансамбль Независимости Казахстана Космогонические узоры также относятся к одним из древнейших узоров. Этот орнаментальный тип включает в себя ряд геометрических мотивов сложной конструкции – многоугольники, ступенчатые ромбы, звездообразные фигуры, розетки усложненной формы. Они объединены в одну группу по принадлежности их к солярным и астральным знакам. Солярному кругу поклонялись древние скотоводы, а впоследствии, и казахи. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманами, оберегами. К космогоническим узорам относятся и вихревые розетки, которые являются символом солнца. Солярные круги и вихревые розетки, иногда в сочетании с роговыми узорами встречались в вышивке халатов, хранящихся в Эрмитаже, полотенец, платков, в резьбе по дереву, в резьбе по дереву, в теснении по коже, в орнаментации настенных ковров, пряжек, мужских поясов, оружие. Эти узоры встречаются и на керамике, и в архитектурном декоре, например, на фасаде мавзолея Бабаджихатун, расположенного в окрестностях Тараза, фризе мавзолея Алашахана в Центральном Казахстане. [9, с.18] С космогонически узорами тесно связаны символические изображения природы. Земля и вода – главные стихии скотовода, им поклонялись как священным. У казахов волнистые кривые линии, зигзаги, которые называются су, обозначали воду, реку, течение. Эти мотивы служили обрамлением узоров и интервалов. [1, с.113] Мнение архитекторов о новом облике Астаны: – «Каждое здание проектируется с учетом климата, культуры и образа жизни людей в той или иной местности. По этой причине мы уделяем очень большое количество времени и внимания на проведение исследования до того, как приступаем к дизайну проекта. Хан-Шатыр является ярким примером того, что наши проекты учитывают и климат, и национальные традиции. Он был разработан таким образом, чтобы в здании поддерживалась необходимая температура даже при сильном морозе. А дизайн здания был взят от такого древнего традиционного элемента, как шатер». – По вашему мнению, как Астана будет выглядеть в будущем? – Астана – это город ХХI века, который удовлетворяет потребности в бизнесе и развлечениях, это город красивых мест досуга, парков и великолепных фонтанов. Я абсолютно уверен в том, что столица будет продолжать расти быстрыми темпами. Я думаю, что в будущем в Астане можно будет наблюдать смешение разных архитектурных стилей. При проектировании зданий, конечно же, возьмется во внимание такой важный вопрос, как сохранение энергии и применение экологически чистых строительных материалов. – Как вы можете описать Астану в трех словах? – Динамичная, прогрессивная, прохладная! СИМВОЛИКА ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ Необходимое условие красоты здания – это гармония, согласованность, стройность в сочетании форм. Для создания цветовой гармонии здания важно не только знать, как сочетаются цвета, различать сочетаемые и не сочетаемые цвета, но и уметь скомпоновать элементы по цвету и цветовым пропорциям в единое целое. Как правило, у казахского народа преобладали теплые оттенки – красный, коричнево – красный, оранжевый, желтый. Всякий цвет имел свою символику: голубой - означал небо, белый – радость, истину, счастье, желтый – знание, мудрость, красный – огонь, солнце, зеленый – юность, весну, черный – землю. Сочетание белого с красным воспринимается как выражение праздника, сочетание белого с черным – привлекало возможность строгого графического решения, теплая цветовая гамма создавала мягкое энергетическое поле, темные, приглушенные тона символизировали тоску и печаль. Цвет тесно связан с материалом изделия и графикой узора. Посредством цвета выделяются центры композиций. Иногда цветовое решение контрастное, используется черный и белый цвет. Для казахского орнамента характерно сочетание черного и малинового, голубого с зеленым и т.д. Орнаментальный узор из голубого и желтого тонов называется алисур. Сочетание этих цветов создает минорное ощущение. Контрастная расцветка называется әзіре қызыл. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Орнаментальное искусство казахского народа является неотъемлемой частью его духовной жизни и культуры. Истоки его уходят в далекую древность, а материал тематика техника исполнения взаимосвязаны и очень часто зависели от особенностей ведения хозяйства, кочевого быта, религиозных представлений. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны, они сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на геометрические, растительные и зооморфные, космогонические. Перед началом исследования мы с учителем отправились в поездку по Астане, рассматривали разные здания и ансамбли, отмечали для себя стиль архитектуры, национальный колорит. Дальше поездка у нас была не одна, хорошо, что мы живем рядом со столицей, Брали интервью у специалистов, опрашивали жителей города и гостей столицы о новом облике Астаны. В результате я много узнала о казахском орнаменте и о стилях в архитектуре. Опрашивая молодежь, я выяснила, что молодежь особо не задумывается о внешнем вида зданий и ансамблей, как они говорят, что главное сооружение красивое. Я поставила себе задачи: • Раскрыть проблему связи орнаментального искусства с архитектурой; • Лучше узнать культуру казахского народа, сберечь и приумножить то, что оставили далекие предки; • Своим научным проектом хотела привлечь внимание к проблеме потери связи с национальными традициями в архитектуре; На основе этой работы сформировались следующие выводы: • Сберечь и приумножить то, что нам оставили далекие предки; • Архитектура должна быть не только красивой, но и своим обликом воспитывать патриотические чувства; • Облик архитектуры должен отражать принадлежность к Государству, к своей Родине. ЛИТЕРАТУРА 1. Басенов Т.К. Орнамент Казахстана АН Каз. ССР, 1957. 2. Джанибеков У. По следам легенды о золотой домбре. А.: Өнер, Эхо… Алма - Ата, 1990. 3. Ибраев М. Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала. Педагогический вестник. 2012. 4. Мектептегі технология в школе – ежемесячный республиканский журнал №2 2010 год, №3 2008 год, №4 2008 год. 5. Жумагулов Б. Реализация госпрограммы развития образования Республики казахстан, 2012. 6. Казахская ССР. Краткая энциклопедия Т. 4. Алма –Ата , 1991 7. Искусство Стран Востока. М.: Просвещение, 1986. 8. Қазақ халқының ұлттық киімдері – Алма – Ата «Өнер» 1990 ж. | |
Просмотров: 4548 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|