Главная » Статьи » Личности |
Сексенбаева Р.Б. заведующая библиотекой КГУ СОШ №40» Семей,ВКО Назипа Кулжанова – выдающийся педагог-просветитель XX века(1887–1934 гг.) Образцом служения родному народу является жизнь и судьба выдающейся казахской женщины, педагога-просветителя Кулжановой Назипы Сегизбайкызы. В 2012 педагогическая общественность Казахстана отметила 125-летие со дня рождения великой казахской просветительницы, педагога, журналистки, члена Русского Географического общества Кулжановой Назипы Сегизбайкызы. Назипа Кульжанова родилась в 1887 году в Торгае, где училась в русско-казахской школе, основанной Ибраем Алтынсариным. Затем продолжала обучение в Торгайской женской гимназии. Ей удается с отличием закончить учебу и получить диплом с отличием. За «благонравие и успехи», старательность и целеустремленность пятнадцатилетней гимназистки вручили именной подарок - сочинения русского поэта В. Жуковского. Назипа была первой женщиной-казашкой получившей русское образование. В 1902 году Назипа познакомилась с Нургали Кулжановым, учителем Чубарской волостной школы, за которого позже вышла замуж. В 1905 году они переехали в Семипалатинск. Здесь ее муж работает в открывшейся учительской Семинарии и ведет уроки русского языка и литературы. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» («Азамат серіктігі») Семипалатинского отделения Русского Географического общества. Работа в Семипалатинске позволила Назипе ближе познакомиться с семьей великого Абая, многими известными деятелями того времени, среди них были и ссыльные революционеры. Являясь членом-сотрудником Семипалатинского географического общества, она организует литературно-музыкальные и этнографические вечера, которые по ее мнению имеют огромное познавательное значение. Назипа Кульжанова являлась также первым пропагандистом поэтического творчества Абая среди казахского и русского народов. Она перевела на русский язык стихотворение Абая «О любви», «Желсиз тунде жарык ай» («Безветренная ночная луна»). Перевод последнего был напечатан в 1915 году в журнале «Сибирский студент». Вторым огромным культурным мероприятием, организованным Назипой Кулжановой, был литературно-музыкальный благотворительный вечер, который состоялся 13 февраля 1915 года. Данному событию посвятили свои заметки журнал «Айкап» и газета «Казах». Опыт Назипы в проведении литературно-музыкальных вечеров был использован в становлении национального театра. В своей деятельности она постоянно поднимала проблемы воспитания молодежи и культурного возрождения народа. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по де¬лам издательств. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах». В 1920–1922 года Н. Кулжанова работала учителем в Акмолинске (ныне Астана). В 1923–1925 годах — она работала в журнала «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан»), «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». В 1925–1929 году Н. Кулжанова — ответственный секретарь общественно-политического и литературно-художественного журнала «Әйел теңдігі». По ее просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». После смерти мужа, в течении двух лет, Назипа работает учительницей в г. Акмолинске. В 1923 году она переходит в журнал «Кызыл-Казахстан» и вплотную занимается журналистикой и литературно-переводческой деятельностью. Она переводит произведения русских писателей на казахский язык. В частности, ею переведены книги В.Г. Короленко и Б.А. Лавренева, и казахских - на русский (И. Алтынсарин «Весна»). Являясь одной из первых просвященных женщин Казахстана, она отдавала много сил развитию женского движения, поддерживала стремление женщин к активной позиции в обществе. Она была в числе организаторов Первого съезда женщин Востока. Назипа Кулжанова публиковала материалы во многих периодических изданиях Казахстана, занималась переводами. Были у нее и книги. Она автор «Дошкольного воспитания» («Мектептен бұрынғы тәрбие»), вышедшего в Оренбурге в 1923 году, и книги «Мать и дитя» («Ана мен бала»), изданной в 1927 году. Обе они актуальны и сегодня. Ее книга «Мать и дитя» посвящена проблемам материнства и педагогического образования женщины-казашки, сыграла важную роль в условиях, когда педагогическая литература на государственном языке отсутствовала. В работе «Дощкольное воспитание» раскрываются основные задачи дошкольного воспитания в казахской степи. Назипа Кульжанова умирает в возрасте сорока шести лет в 1934 году, оставив после себя небольшое, но значительное творческое наследие, статьи, книги, переводы. Н.С. Кулжанова внесла большой, неоценимый вклад в развитие казахской педагогики, принимала активное участие в организации дошкольных учреждений. Список использованной литературы: 1. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.К.Б. Жарикбаев.-Алматы:Рауан,1995-512с. 2. Кульжанова Назипа Сагызбаевна / Кашляк В. Семипалатинск: Их именами названы.- Семипалатинск, 2006.- С.297-29 | |
Просмотров: 7163 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|