Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Возьмемся за руки друзья
«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Б.Ш. Окуджаве


Цель: познакомить учащихся с жанром авторской песни, вызвать интерес к поэзии Булата Шалвовича Окуджавы.
Оборудование: портрет Б. Окуджавы, сборники его прозы и поэзии, плакаты с цитатами, ставшими «крылатыми сло¬вами», магнитофонные записи песен в исполнении автора.
Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца. Лучи их бегут сквозь столетья и дали. Полночной порою к нам свет их несется, Который при жизни они расплескали.
Ю.Озга-Михальский


В конце 50 — начале 60-х годов XX века в I русской литературе произошёл поэтичес¬кий бум, «бесконвойный» выход поэзии на эстраду, возобновление лирики как голоса эпохи. «Громкими» лириками стали такие поэты, как Ев¬гений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, русская поэзия вырвалась на площади, в залы, на стадионы, она была ориенти¬рована на ломку старого, в ней звучали «антикультовские» мотивы, критиковались ритуалы и обы¬чаи советской эпохи, помпезность, лакировка.
Как альтернатива эстрадной поэзии появи¬лось новое параллельное русло — авторская песня. Её создали «поющие поэты» — авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся од¬новременно их исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары. Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в узком кругу. Со временем эти авторы начали выступать с публичными концертами, их песни распространялись с помощью магнитофонных записей. Поющих поэтов стали слушать — и петь их песни — тысячи людей.
Начались споры о том, как назвать новое об¬щественно-художественное явление: самодея¬тельная песня,— бардовская — авторская. По¬следнее понятие дожило до нашего времени вошло в справочники. Один человек выступает| трех лицах: автор стихов и музыки, исполнитель- вот признак этого культурного феномена. А доминантой в авторской песне является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, манера исполнения. И оценивается автор песня в зависимости от качества стихотворного текста. Авторская песня явилась одной из противостояния мыслящей части общества существующему режиму. Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта об обществе, в котором нормой станут права личности, свобода слова. Именно эти черты авторской песни вызывали неудовольствие у представителей тоталитарного государства, они ненавидели автора, который без спроса и без разрешения «сверху» делится с другими людьми своими мыслями.
С конца 60-х годов авторская песня вынуждена перейти на полулегальное положение. Её вытеснили из эфира, почти не пускали на телеэкран Проповедовать авторскую песню было небезопасно, это требовало определенного гражданского мужества, но творчество поэтов-бардов не умирало, напротив, всё новые люди вставали в их ряды.
Авторская песня доперестроечного времени выдержало проверку «по гамбургскому счету» и во много спасло честь русской поэзии. Благодаря творчеству бардов годы «застоя» не превратилась для поэзии в целом в мировую полосу.
Оказалось на поверку, что людям нужнее ин¬тонация задушевного общения, беседы, не ло¬зунги, а мысли о единственности и неповтори¬мости каждой человеческой жизни, нужна ситу¬ация диалога, сопереживания.




Патриархом авторской песни по праву стал Булат Шалвович Окуджава.
Окуджава — один из оригинальных поэтов XX века. Он родился 9 мая 1924 года в Москве, на улице Большая Молчановка. До 1940 года жил на Арбате. Арбат в лирической системе поэта стал символом мира, добра, человечности, благо¬родства, культуры, исторической памяти — всего, что противостоит войне, жестокости и насилию.
(Звучит песня «Ах, Арбат, мой Арбат...»)
В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован, а потом расстрелян.
Мать была сослана в карагандинский лагерь, а Булату едва удалось избежать отправки в детс¬кий дом в качестве «сына врага народа».
Стоит задремать немного,
сразу вижу Самого.
Рядом, по ранжиру строго,
собутыльнички его.
Сталин трубочку раскурит —
станут листья опадать.
Сталин бровь свою нахмурит —
трем народам не бывать.
<...>
Вот эпоха всем эпохам!
Это ж надо — день ко дню,
пусть не сразу, пусть по крохам,
Обучала нас вранью.
И летел усатый сокол,
целый мир вгоняя в дрожь.
Он народ ценил высоко,
да людей не ставил в грош.
<...>
Чем история богата,
тем и весь народ богат...
Нет, вы знаете, ребята,
Сталин очень виноват.
1961
В 1942 году Окуджава ушёл на войну добро¬вольцем, был минометчиком, пулемётчиком, связистом. Вот как с присущей ему иронией на¬писал он позднее об этом времени в стихотво¬рении «Душевный разговор с сыном»:
Когда на земле бушевала война
и были убийства в цене,
он раной одной откупился сполна
от смерти на этой войне.
Когда погорельцы брели на восток
и участь была их горька,
он в тёплом окопе пристроиться смог
на тёплую должность стрелка.
1974
После демобилизации в 1945 году Окуджава оканчивает школу и поступает на филологичес¬кий факультет Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня:
Неистов и упрям, гори, огонь, гори. На смену декабрям приходят январи. Нам все дано сполна — и горести, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех....
1946

Вот как вспоминал об этом сам поэт: «Первая песня появилась у меня почти случайно...Я ре¬шил написать студенческую песню, т.к. писал стихи. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам. Получилась песенка. Друзья её подхватили».
(Звучит «Песенка о ночной Москве»). А вот ещё одна «Песенка» (чтец):
Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек.
После окончания университета Окуджава ра¬ботает учителем русского языка в Калужской области.
В 1956 году в Калуге выходит в свет его пер¬вый сборник «Лирика», он переезжает в Москву, куда после реабилитации вернулась мать. Поэт работает в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете».
Вскоре в кругу московских литераторов при¬обрели известность многие песни Окуджавы, с 1959 года он стал исполнять их публично*. Песни записывались на магнитофоны — их пела вся страна.
Успех пришел к Окуджаве потому, что он об¬ращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.
«Война всё время со мной: попал на неё в мо¬лодое, самое восприимчивое время, и она вош¬ла в меня очень глубоко...», — писал Окуджава.
В 1957 году он написал «Песенку о Лёньке Королеве», воссоздав в ней образ людей своего поколения, защитников Родины, и обессмертив своих героев-ровесников.
(Звучит «Песенка о Леньке Королеве».) А вот какова предыстория этой песни: «У нас на Арбате жил Ленька Гаврилов, рыжий, очень милый парень. Он совсем не был "королем", но мне было ужасно жалко, когда он погиб. Его смерть казалась обидной, нелепой, и я дал его имя герою моей песни». Ленька Королев при всей своей достоверности — не реальное лицо, а художественный образ, достаточно далеко отстоящий от жизненного прототипа.
Замечательно, что в песне соединены разго¬ворность и напевность — ив этом проявилось новаторство Окуджавы. Он ввел в поэзию сти¬листику и интонацию диалогической речи, вир¬туозно использовал обыденно-прозаические обращения и вводные слова (уж извините, вино¬ват). Случайные оговорки, неуместные, каза¬лось бы, в трагическом контексте бытовые под¬робности (по делам или так, погулять) контраст¬но оттеняют звучащую в песне боль и становятся в тексте эмоциональными кульмина¬циями. А напевность гармонизирует все словес¬ные сдвиги и контрасты и создает эффект прос¬ветления, катарсиса.
«Война — это тяжелая, кровавая работа», — утверждал поэт, принадлежавший к поколению тех, кто «видел собственную кровь на поле боя». И автор, и Ленька Гаврилов, и Ленька Королев честно выполнили с оружием в руках свой долг перед Отчизной. Но поэт знал, что человек при¬ходит на эту землю не чтобы воевать, а чтобы жить. И Окуджава — вслед за Львом Толстым — сделал точкой отсчета мир, мирную жизнью. Не случайно в песне 1958 года «До свидания, маль¬чики» война удостаивается весьма нелестного эпитета — «подлая». В молодежи военного поко-ления часто подчеркивались «овзросленность» и жертвенность, писатели и поэты часто не заду¬мывались, сколь молоды были многие участники войны, как рано оборвались тысячи юных жиз¬ней. И поэтому песенный рефрен Окуджавы «До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад!» прозвучал с поразительной человечностью и поэтической новизной.
С годами поэзия Окуджавы становилась бо¬лее философичной. Он продолжил путь в глуби¬ну поэтического слова, находя новые связи между своими ключевыми образами, такими как «душа», «любовь», «надежда», «дорога», «вера», «судьба», «женщина», «музыка».
Окуджаве в высокой степени присуще умение подать слово крупным планом, развернуть в сти¬хотворении весь смысловой и эмоциональный спектр оттенков значения этого слова. Рассмот¬рим в качестве примера художественную роль слов «Любовь» и «Надежда» в текстах Окуджавы.
— Чем интересны эти имена существительные с точки зрения лексического значения, смысла?
(У них имеются «двойники» — имена собственные — женские имена).
Окуджава извлек из этой двойственности пронзительный и многозначный лирический эф¬фект. В «Песенке об Арбате» звучит «От любови твоей вовсе не излечишься...»
— Вы чувствуете нарушение лингвистичес¬кой нормы? Просклоняйте слово «любовь» и имя «Любовь»!


(Учащийся склоняет)
Лингвистическая норма требует у существи¬тельного нарицательного в родительном паде¬же «Любви», но у Окуджавы склонение сущест¬вительного нарицательного совпадает со скло¬нением существительного собственного. Это солецизм, т.е. нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка без ущерба для значения данного слова или вы¬ражения. В «Песенке кавалергарда», звучащей в фильме «Звезда пленительного счастья», вновь встречаем «Не обещайте деве юной лю-бови вечной на земле». Значит, это художест¬венно значимое, а не случайное отклонение от нормы. Это неправильный языковой оборот как элемент стиля, присущий авторской песне, од¬на из жанровых особенностей. Но существует и историческая традиция этого солецизма:
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои... А. Блок. «К Музе»
Это говорит о прочной укоренённости Окуд¬жавы в русской поэзии, и о том, что его поэти¬ческие вольности прочно опираются на муд¬рость самого русского языка.
С кем идет диалог в песне «Три сестры» — с женщиной? Или с верой, надеждой, любовью в значении существительных нарицательных? С конкретным образом или символом? Логичес¬кая раздвоенность создает мощный эмоцио¬нальный эффект:
Опустите, пожалуйста, синие шторы. Медсестра, всяких снадобий мне не готовь. Вот стоят у постели моей кредиторы молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.
Раскошелиться б сыну недолгого века, да пусты кошельки упадают с руки... Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, — остаются ещё у тебя должники!
И ещё я скажу и бессильно и нежно, две руки виновато губами ловя:
— Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, — есть еще на земле у тебя сыновья!
Протяну я Любови ладони пустые, покаянный услышу я голос её:
— Не грусти, не печалуйся, память не стынет, я себя раздарила во имя твоё.
Но какие бы руки тебя не ласкали, как бы пламень тебя не сжигал неземной, в троекратном размере болтливость людская за тебя расплатилась... Ты чист предо мной!
Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных, перед самым рождением нового дня... Три сестры, три жены, три судьи милосердных открывают последний кредит для меня.
1959
В 1963 году написана была «Песенка о ноч¬ной Москве», где встречаются вновь слова «на¬дежда» и «любовь», там создают они новый сим¬волический сюжет.
И вечно в сговоре с людьми
Надежды маленький оркестрик
под управлением любви — это выражение стало фактом русского языка, неощутимой сде¬лалась граница между словами «надежда» и «любовь» и суховатым сочетанием «под управ¬лением».
В 1963 году Окуджава написал «Молитву». Поначалу его стихотворение-песня имело заг¬лавие «Молитва Франсуа Вийона», т.к. в 60-е го¬ды советским поэтам обращаться к Богу катего¬рически запрещалось, и для публикации прихо-дилось использовать маску легендарного французского поэта.
(Ученик читает «Молитву». Звучит песня)
Как тонко сочетает Окуджава веру в справед¬ливость мироустройства и тревожное сомнение в этой справедливости:
...как верит солдат убитый, что он проживает в раю.
Пафос «Молитвы» — в утверждении уникаль¬ной ценности каждого, любого человека. А реф¬рен «И не забудь про меня» — никого не оставля¬ет равнодушным, потому что лирическое «Я» под¬разумевает и автора, и читающего, и любого собеседника. Лирическое «Я» у Окуджавы не эго¬центрично, не утверждается за счет других, и иде¬ал человеческой общности у него не толпа, не ста¬до, а союз, братство свободных людей. Послуша¬ем «Старинную студенческую песню» 1967 года!
(Ученик читает)
Слова «Возьмемся за руки, друзья» стали крылатыми, нередко звучат они в устной и га¬зетной полемике как призыв к единству, к соли¬дарности. Эта песня Окуджавы стала своеоб¬разным гимном российской интеллигенции 2-й половины XX века. Она сохраняет актуальность и доныне, в духовно-политической ситуации XXI века. Стоит отметить, что призыв «Возьмемся за руки, друзья!» с каждой строфой становится все более глубоким; для современников Окуджавы

опасность «пропасть поодиночке» в 60-е годы была вполне реальной.
В песне звучит мысль о том, что человек при любых обстоятельствах должен сохранить неза¬пятнанной свою честь — «перья белые свои по¬чистим». Каждый человек должен «жить не по лжи», достойно пройти свой жизненный путь, хранить верность традиционным идеалам гума¬нистической культуры.
В 1975 году родилась отнюдь не приторная, отнюдь не слащавая «песенка» под названием «Пожелание друзьям», в котором поэт щедро делится своей мудростью со всеми нами.
(Ученик читает «Пожелание друзьям».)
Лирический герой Булата Окуджавы — всег¬да романтик, в чьи бы уста ни были вложены его слова — убеленного ли сединами фронтовика, не знающего ли жизни юноши.
(Звучит песня «Капли Датского короля»).
Голос Булата Окуджавы не умел фальшивить, он умел подарить людям надежду:
В земные страсти вовлеченный, я знаю, что из тьмы на свет однажды выйдет ангел черный и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый, прекрасный, как благая весть, идущий следом ангел белый прошепчет, что надежда есть.
Вы, ребята, наверное, держали в руках сло¬варь «Крылатые слова» под редакцией Ашукиных. Что это за словарь? Почему он так называется?
(Ответы ребят)
«Крылатыми» слова становятся не потому, что попадают в словари, а потому, что перелета¬ют от одного сердца к другому, обладают смыс¬ловой насыщенностью, афористическим блес¬ком, содержат сердечный жар.
А какие строки Булата Окуджавы достойны занять место в этом словаре?
Ответы ребят:
• «Мы за ценой не постоим».
• «И, значит, нам нужна одна победа».
• «Возьмемся за руки, друзья».
• «До свидания, мальчики».
• «Давайте говорить друг другу комплименты».
• «Не оставляйте стараний, маэстро».
• «Каждый пишет, как он дышит».
• «Надежды маленький оркестрик».• «Будь здоров, школяр».
• «Ваше Величество Женщина».
• «Что-то дождичек удач падает нечасто».
• «Чем ближе к небесам, тем ненаглядней твердь».
Окуджава — автор многих песен, звучащих в кинофильмах. Вспомните фильм «Белое солн¬це пустыни» и песенку из него («Ваше благоро¬дие...» Это песенка Окуджавы! Даже в фильме, созданном в 2003 году, «Спас под березами» звучит песня Окуджавы «Песенка о пехоте», на¬писанная в далеком теперь уже 1962 году.
Русский поэт Булат Шалвович Окуджава не был проповедником агрессивности, он проти¬востоял оскудению, огрублению человеческой души. Он всегда настраивал своё сердце на лю¬бовь.
(Тихо, постепенно нарастая, начинает звучать «Грузинская песня». 1967г.).
(Ведущий говорит на фоне музыки):
Земная тропа Булата Шалвовича Окуджавы оборвалась 1 июня 1997 года.
Золото поэзии Булата Окуджавы остается с нами.
У поэта соперников нету ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит, жизнь и силы по капле губя. Догорает, прощения просит: это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела и душа отлетает во тьму... Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша, то ли адский огонь, то ли храм... Всё, что было его, нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Булат Окуджава. Избранное. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Булат Окуджава. Посвящается вам. — М.: Советс¬кий писатель, 1988.
Авторская песня. — М.: АСТ Олимп, 1997.
Категория: Личности | Добавил: degtyarevaira-ikar (2015-02-10) | Автор: Возьмемся за руки друзья E
Просмотров: 900 | Теги: ira_ikar@mail.ru | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-06-19, 11:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru