Главная » Статьи » Личности |
Невозможно себе представить XX век без творчества двух великих гениальных поэтесс – Фаризы Онгарсыновой и Беллы Ахмадулиной. Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Творчество двух замечательных женщин и больших поэтов оригинально и неповторимо, но есть созвучия, которые роднят чувства и переживания Фаризы Онгарсыновой и Ахмадулиной Беллы Ахатовны. Ранние стихи Фаризы Онгарсыновой – о Мангышлаке, о преображении пустынных земель Западного Казахстана, о проникновении жизни в самые заброшенные уголки обширной безводной степи, о людях, чья смелость и отвага не уступают их сердечности. В далекой жизни, что зовется детством, Все было новым: ветра поцелуй, песком сыпучих грозное соседство, шум дождевых, поящих землю струй. И горсть песка безводного Нарына, И первой строчки тонкий стебелек. Какие от судьбы нужны дары нам? – Вернуться б к чувствам самых первых строк. Вернуться б к Каспию, лежащему миражем средь берегов пологих, некрутых, чтоб с самодельных удочек неважных снимать волшебных рыбок золотых. Той цельной жизни острые осколки В моей душе засели глубоко. Идти! Идти! Идти! Пройду хоть сколько По жизни – детство все недалеко. Ахмадулина, Белла Ахатовна (10 апреля 1937 - 29 ноября 2010) — русская поэтесса, писательница и переводчик. Известна в России как «голос эпохи», Белла Ахмадулина является одним из ведущих поэтов столетия, ставшим известным в советское время. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее первое стихотворение «Родина»: На грядках зеленого огородика, Где тянется хмель к кривому крыльцу, Я неожиданно встретила Родину, С нею столкнувшись лицом к лицу. Она стояла, обнявшись с вишнею, В сиянии белых ее цветов, - Такая красивая и неслышная, С простою улыбкой, без громких слов. Дрогнула тонкая ветка смородины, На щеку мне бросив росинку одну. Тогда я впервые увидела в Родине Всю красоту ее и глубину. Как прекрасно звучат строчки, придавая по-настоящему весеннее настроение: …Обновленная земля, слушай песни журавля, будь спокойна! Будь прекрасна! Встала ясная весна, степь тюльпанами полна. Так природа на мгновенье Дарит нам отдохновенье. Встала ясная весна, степь тюльпанами полна. Так природа на мгновенье Дарит нам отдохновенье. «Апрель» Беллы Ахмадулиной: Вот девочки - им хочется любви. Вот мальчики - им хочется в походы. В апреле изменения погоды объединяют всех людей с людьми. О новый месяц, новый государь, так ищешь ты к себе расположенья, так ты бываешь щедр на одолженья, к амнистиям склоняя календарь. Да, выручишь ты реки из оков, приблизишь ты любое отдаленье, безумному даруешь просветленье и исцелишь недуги стариков. Горенье - таково впечатление от поэзии Фаризы Онгарсыновой. Горенье - это и свойство поэической натуры Фаризы, и ее программная установка. Поэзия должна разить, как алмазный клинок, а не услаждать слух. Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего мира. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей прису¬щими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комна¬та или заснеженный арбатский двор. Но главными особенностями их поэзии являются первоприродные начала в человеке: любовь и ненависть, мужество и трусость, добро и зло являются тем прочным основанием, на котором держатся стихи поэтесс. В основу многих произведений Фаризы Онгарсыновой лежит женская тема, она создает многогранный образ казахской женщины. Женщина в стихах поэтессы – мужественна, непреклонна, преданна и отважна. Она принимает житейские тяготы, печали, горести, неудачи с высоко поднятой головой. Непокорность, неподвластность чуждому уставу – воть суть характера самой Фаризы и ее неизменной лирической героини. Ее жестокость, сменяющаяся женственностью, возвращает мужчине мужественность и силу духа, женщине – нежность и пленящую власть любящего сердца. Свои стихи она посвящает кюйши Дине Нурпеисовой, певицам Бибигуль Тулегеновой, Розе Баглановой. Цикл стихов «Тындандар, тірі адамдар!» посвящен казахским девушкам, Героям Советского Союза Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой. Сен менің жанарыма жас тұндырып, Өзгеге көңіл кілтін аштың күліп. Ошаққа отырғызып кетті мені Әне бір ұзын бойлы ақ сұр жігіт. Мен қалдым шыр айналып қу далада, Жете алмай арман болған ну жағаға. Сезгендей сүлдерімнен бір сұмдықты, Көз алмай көп қарады туған ана. Жаншылдым, жанартаудай биік едім, Жоқ енді сүйенерім, сүйінерім. Мен үшін қызығы да, қайғысы да – бәрі бірдей секілді бұл дүниенің. Ну, а Белла Ахмадулина в своей лирике часто описывала грузинских женщин, посвящая им свои стихи: Там в море паруса плутали, и, непричастные жаре, медлительно цвели платаны и осыпались в ноябре. И лавочка в старинном парке бела вставала и нема, и смутно виноградом пахли грузинских женщин имена. Они переходили в лепет, который к морю выбегал и выплывал, как черный лебедь, и странно шею выгибал. Смеялась женщина Ламара, бежала по камням к воде, и каблучки по ним ломала, и губы красила в вине. И мокли волосы Медеи, вплетаясь утром в водопад, и капли сохли, и мелели, и загорались невпопад. И, заглушая олеандры, собравши все в одном цветке, витало имя Ариадны и растворялось вдалеке. Едва опершийся на сваи, там приникал к воде причал. "Цисана!" - из окошка звали. "Натэла!" - голос отвечал... Любовь для Фаризы Онгарсыновой и Беллы Ахмадулиной – это чувство сопереживания, нужности себя в мире, чувствования природы вещей и возможности прикоснуться к их тайнам. И если желание поделиться этим чувством, этими открытиями с другими вызывает у других радость и понимание, то это и есть любовь, которая граничит с таким философским понятием как радость бытия. Если ты и впрямь в меня влюблён, то не преклоняйся, будь силён: гордых, не склонивших головы, любит эта девушка, увы! Ты не раб и не рабыня я — у других угодливы мужья — ты закабаляться не спешишь, ты и так мне весь принадлежишь. Ты итак в моей душе, в крови — сердце моё отдано любви… Мне не надо золотых серёг, Мне не нужен дорогой платок. Мне противна сладенькая ложь. Если правда горькая — ну что ж? Будь во всём правдивым до конца — от беды не вороти лица. Шутим ли, смеёмся ли вдвоём, служишь ты опорою во всём. Ты река — я берег у реки, всё твоё — бери и береги. Любовная лирика Ахмадулиной полна изящества и своеобразной «высокопарности». Поэтесса умела говорить о чувствах, терзающих сердце и о простых радостях любви всегда витиевато. Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем. То ли будет, другое... Я и знать не хочу - разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу. Мне и страшно, и весело, как тому кораблю... Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю. В строках обеих женщин нет слезливости, это скорее философские размышления о мире, своем месте в нем, неустроенности быта и о вечных, непреходящих ценностях. Вчитываясь в стихи Фаризы Онгарсыновой и Беллы Ахмадулиной, с каждым стихотворением, четверостишием, строчкой, всё глубже понимаешь, что они достигли вершин поэзии. Дошедшему до вершины, всегда открывается новый огромный мир. И там на этих высотах, наверное, особенно важна перекличка между победителями, чтобы удержаться и позвать за собой других – туда, вверх, за словом… ЛИТЕРАТУРА: 1. http://ru.wiktionary.org 2. http://kk.wikipedia.org 3. http://kazakhadebieti.kz 4. http://www.zhensovet.kz 5. http://ikitap.kz 6. http://lib.ru 7. http://rupoem.ru 8. http://ahmadulina.ouc.ru/ 9. http://ru.wikipedia.org 10. http://to-name.ru 11. http://www.vsurikov.ru | |
Просмотров: 1032 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|