Главная » Статьи » Личности |
Не ошибусь, если скажу, что имя заслуженного работника народного образования РК Толеша Мукашевича Мажикеева известно всем без исключения педагогам области. В Алматинском областном институте профессионального развития кадров он работает 44 года. Имя нашего аксакала уже давно стало легендарным. И когда я узнала, что ему исполняется 70 лет, то немедленно пришла брать у него интервью. Застала его, как и предполагала, на рабочем месте, у доски. Он читал очередную лекцию для своих курсантов – директоров школ области. Еле дождалась конца занятий... – Толеш Мукашевич, с юбилеем вас! А так как интервью у нас с вами праздничное, начнем наверное, с вашей биографии. – Родом я из города Акмолинска – нынешней столицы. Родился в семье педагога, журналиста. Мой отец в 20-30-х годах работал в школе, был заведующим районо в Акмолинской губернии, с 1937 года работал журналистом в разных газетах, в том числе республиканских. Сейчас, когда я вместе с директорами школ выпускаю книжки, журналистские гены, наверное, сказываются. Детство мое прошло уже в Алма-Ате. Учился (с 1943 по 1953 годы) в знаменитой 25-й школе. Директором тогда у нас был Филипп Сергеевич Поляков – замечательный человек. Эта школа дала мне очень многое. До сих пор вспоминаю Елизавету Тихоновну Петрову, которая преподавала у нас русский язык и литературу. Она мне привила вкус к литературе, именно благодаря ей я увлекся поэзией Пушкина, Есенина, Блока, Маяковского. Также хорошо запомнил учительницу математики Веру Евгеньевну Чоботову. Она научила меня логически мыслить, уметь формулы понимать, а не зубрить. И хотя я математиком не стал, школьную математику помню до сих пор, на занятиях привожу кое-какие математические примеры. Кстати, с 25-й школой я сотрудничаю многие годы. Вожу туда своих курсантов, популяризирую их опыт. – Школа как-то повлияла на выбор вашей профессии? – Наверное, когда видишь интересных, творчески работающих людей, хочется им подражать. После школы я поступил в Институт иностранных языков на факультет английского языка, после его окончания 4 года работал на станции Тюлькубас в железнодорожной школе. Там я был классным руководителем, класс свой довел до выпускного. Это был мой единственный выпускной класс, и я до сих пор помню всех своих учеников, со многими долгое время переписывался. Потом у меня заболела мама, и меня перевели в 5-ю, тоже железнодорожную, школу г. Алма-Аты вожатым. Я уже привык к своей новой профессии, успешно там работал, активно занимался общественными делами, как вдруг мне предложили перейти в Алматинский областной институт усовершенствования учителей – методистом в кабинет английского языка. Тогда я не мог подозревать, что это – на всю жизнь. – От звонка до звонка, как говорится? – Нет, в 1976 году министр просвещения Кожахмет Балахметов настоял, чтобы я перешел работать к нему в министерство. Я многому у него научился, прошел хорошую школу управления, работы с документами. Кажахмет Балахметович очень умел ценить людей, которые хорошо работают, и я это качество у него перенял. Мы с ним, кстати, недавно встречались на совещании, посвященном памяти Э. А. Тер-Погосяна, которое проводила Ассамблея дружбы народов РК... Потом я работал заместителем директора Центрального института усовершенствования учителей, и когда меня пригласили вернуться в областной институт уже директором, я не мог отказаться. Институт уже был в моем сердце. 13 ноября 1983 года был подписан приказ о назначении меня директором института. – Я знаю, что через некоторое время после начала вашего директорствования институт стал добиваться больших успехов. В 1987 году на казахстанских педагогических чтениях в Кокчетаве вы, впервые в истории области, заняли первое место. – Действительно, тогда на педагогических чтениях Алма-Атинская область вышла на первое место по количеству призовых мест. Мы обогнали город Алма-Ату, который раньше для нас был недосягаемым. Произошло это, я думаю, потому, что мы сразу наладили связи со многими учеными Советского Союза – из России, Молдавии, Эстонии, Грузии. С некоторыми из них мы сотрудничаем до сегодняшнего дня. Об академике из Беларуси Владимире Трофимовиче Кабуше как-то вы писали в газете. Кабуш, как и Амонашвили, специализируется по гуманистической системе воспитания. Один другого дополняет. Когда Владимир Трофимович к нам приезжает, он привозит литературу, все довольны. Нас он приглашал на международные конференции, которые проходили в Беларуси. В 2000 году я выступал на одной из них с докладом «Пирамида космоса личности», и там его высоко оценили. Подобное сотрудничество помогает нам расти, видеть результаты работы. Общение с учеными всегда давало нам уверенность, что мы идем по правильному пути. Наши директора проходили курсы в Челябинске, в Казани. Учителя мировой художественной культуры ездили на курсы в Санкт-Петербург. Одно время у нас работала прекрасный методист Ирина Григорьевна Любимова. Она хоро¬шо разбиралась в музыке, живописи. Мы отправляли ее на учебу в Эрмитаж. А взять Николая Ивановича Мельникова – директора нашей первой частной гимназии! Он два раза ездил на учебу в Челябинск, многое взял у российских педагогов и в результате создал хорошую гимназию. В общей сложности мы приглашали к себе более 50 ведущих ученых СССР. С Амонашвили я познакомил¬ся в Грузии, много лет мы с ним переписывались. – А как дела в этом плане обстоят сегодня? – Кого можем, зовем к себе, к сожалению, некоторые извест¬ные педагоги сегодня стали жить по принципам рыночной экономики, за свои визиты просят как эстрадные звезды, и институт такие деньги платить им не в состоянии. Приглашаем таких, что нас уважают и не ущемляют, как я говорил, того же Кабуша. – А если говорить об учениках... – Их очень много. Я всегда помогал своим сотрудникам расти и радовался их успехам. Емельян Ашимович Ушуров 26 лет работал в министерстве, пережил несколько министров, только недавно ушел на пенсию. А ведь он начинал свою карьеру завучем в Авате, когда я уговорил его прийти к нам институт. Раиса Петровна Шер у нас в институте начинала методистом немецкого языка. Сейчас у нее уже есть опыт работы депутатом сената, в настоящее время она – начальник управления воспитательной работы Министерства образования. Многие, кто ушли на повы¬шение из нашего кабинета менеджмента, стали директорами школ. – На вашем занятии я обратила внимание на то, как оригинально вы расшифровали слово «дума»: «Давай умно мыслить, айналайын!» – Всем нравится. И обратите внимание, «айналайын» здесь вставлено не для красного словца. Ведь во главу угла всех своих знаний я ставлю гуманистический характер образования. – Помню, как Шалва Александрович Амонашвили, выступая на курсах, говорил, что районо, облоно, различные инспектора от образования – прослойка, которая только мешает творческим учителям. Не дает им увидеть звезды. Думаю, вы – то редкое исключение, когда методист помогает учителю. – Для меня другой альтернативы просто нет. Я всю жизнь придерживался принципа «Уважай, помогай, поддерживай», ведь тогда люди будут к тебе тянуться. Мне даже слово «контроль» не нравится. Я его заменяю словами «изучение», «мониторинг отслеживания»... Мне не нравится слово «недостатки». Я говорю: отклонение от принятых норм, упущение, дидактические затруднения. В позапрошлом году я написал две статьи в одной газете, где покритиковал наш областной департамент. Писал, что директорам и учителям школ надо помогать, а не зачеркивать их работу. Ведь сегодня нет фронтально-комплексного контроля, а есть - государственная аттестация. Недавно написал инициативное письмо начальнику областного департамента образования Т. Естенову, в котором прошу дать мне право изучить работу и уровень профессиональной компетентности всех заведующих районными отделами образования и директоров школ. Пока он молчит, а ведь Токкожа Естенов – тоже мой ученик, в свое время был хорошим инспектором, методистом... Недавно меня включили в одну из проверочных бригад, так он увидел меня в списке и говорит: «Зачем пенсио¬нера трогать? Пусть отдыхает!» Я – прямой, открытый. Я помогаю, а не критикую, никому ничего не навязываю, ничьи права не ущемляю. Говорю директорам: «Умейте себя защищать!» Здесь мне хочется подкрепить свою мысль цитатой. Чистейший благородный камень лежит в морской тиши, Чистейшее благородное слово лежит в глубине души. Чистейший благородный камень выносит морская волна, Чистейшее благородное слово выносит мысль со дна. Это Асан Кайгы – наш казахстанский философ. Если бы именно этим руководствовались нашим инспектора!.. – Я вижу у вас на столе много блокнотов с разными цитатами, которые вы используете во время своих лекций. Какая из них на сегодняшний день вам ближе всего? - «А творчество, коль разобраться строго, всегда прыжок в незримое ничто, дух творчества насилия не терпит, он – воплощенье радости самой, а радость там, где царствует свобода!» Валентин Сидоров – малоизвестный российский поэт. «Огни Алатау», 17 февраля, 2005 г. | |
Просмотров: 2617 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|