Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Давайте умно мыслить, айналайын!
Не ошибусь, если скажу, что имя заслуженного работника народного образования РК Толеша Мукашевича Мажикеева известно всем без исключения педагогам области. В Алматинском областном институте профессионального развития кадров он работает 44 года. Имя нашего аксакала уже давно стало легендарным.  И когда я узнала, что ему исполняется 70 лет, то немедленно пришла брать у него интервью. Застала его, как и предполагала, на рабочем месте, у доски. Он читал очередную лекцию для своих курсантов  –  директоров школ области. Еле дождалась конца занятий...             
  –  Толеш Мукашевич,   с юбилеем вас! А так как интервью у нас с  вами   праздничное,  начнем наверное, с вашей биографии.
–   Родом я из города Акмолинска  –  нынешней столицы. Родился в семье педагога, журналиста. Мой отец в 20-30-х годах работал в школе, был заведующим районо в Акмолинской губернии, с 1937 года работал журналистом в разных газетах, в том числе республиканских. Сейчас, когда я вместе с директорами школ выпускаю книжки, журналистские    гены, наверное, сказываются.
Детство мое прошло уже в Алма-Ате. Учился (с 1943 по 1953 годы) в знаменитой 25-й школе. Директором тогда у нас был Филипп Сергеевич Поляков  –  замечательный человек. Эта школа дала мне очень многое. До сих пор вспоминаю Елизавету Тихоновну Петрову, которая преподавала у нас русский язык и литературу. Она мне привила вкус к литературе, именно благодаря ей я увлекся поэзией Пушкина, Есенина, Блока, Маяковского. Также хорошо запомнил учительницу математики Веру Евгеньевну Чоботову. Она научила меня логически мыслить, уметь формулы понимать, а не зубрить. И хотя я математиком не стал, школьную математику помню до сих пор, на занятиях привожу кое-какие математические примеры. Кстати, с 25-й школой я сотрудничаю многие годы. Вожу туда своих курсантов, популяризирую их опыт.
–   Школа как-то повлияла на выбор вашей профессии?
–  Наверное, когда видишь интересных, творчески работающих людей, хочется им подражать. После школы я поступил в Институт иностранных языков на факультет английского языка, после его окончания 4 года работал на станции Тюлькубас в железнодорожной школе. Там я был классным руководителем, класс свой довел до выпускного. Это был мой единственный выпускной класс, и я до сих пор помню всех своих учеников, со многими долгое время переписывался. Потом у меня заболела мама, и меня перевели в 5-ю, тоже железнодорожную, школу г. Алма-Аты вожатым. Я уже привык к своей новой профессии, успешно там работал, активно занимался общественными делами, как вдруг мне предложили перейти в Алматинский областной институт усовершенствования учителей – методистом в кабинет английского языка. Тогда я не мог подозревать, что это – на всю жизнь.
–  От звонка до звонка, как говорится?
–  Нет, в 1976 году министр просвещения Кожахмет Балахметов настоял, чтобы я перешел работать к нему в министерство. Я многому у него научился, прошел хорошую школу управления, работы с документами. Кажахмет Балахметович очень умел ценить людей, которые хорошо работают, и я это качество у него перенял. Мы с ним, кстати, недавно встречались на совещании, посвященном памяти Э. А. Тер-Погосяна, которое проводила Ассамблея дружбы народов РК... Потом я работал заместителем директора Центрального института усовершенствования учителей, и когда меня пригласили вернуться в областной институт уже директором, я не мог отказаться. Институт уже был в моем сердце. 13 ноября 1983 года был подписан приказ о назначении меня директором института.
–  Я знаю, что через некоторое время после начала вашего директорствования институт стал добиваться больших успехов. В 1987 году на казахстанских педагогических чтениях в Кокчетаве вы, впервые в истории области, заняли первое место.
– Действительно, тогда на педагогических чтениях Алма-Атинская область вышла на первое место по количеству призовых мест. Мы обогнали город Алма-Ату, который раньше для нас был недосягаемым. Произошло это, я думаю, потому, что мы сразу наладили связи со многими учеными Советского Союза  –  из России, Молдавии, Эстонии, Грузии.  С некоторыми из них  мы сотрудничаем до сегодняшнего дня. Об академике из Беларуси Владимире Трофимовиче Кабуше как-то вы писали в газете.  Кабуш, как и Амонашвили, специализируется по гуманистической системе  воспитания. Один другого дополняет. Когда Владимир Трофимович к нам приезжает, он привозит литературу, все довольны. Нас он приглашал на международные конференции, которые проходили в Беларуси. В 2000 году я выступал на одной из них с докладом «Пирамида космоса личности», и там его высоко оценили. Подобное сотрудничество помогает нам расти, видеть результаты работы.
Общение с учеными всегда давало нам уверенность, что мы идем по правильному пути. Наши директора проходили курсы в Челябинске, в Казани. Учителя мировой художественной культуры ездили на курсы в Санкт-Петербург. Одно время у нас работала прекрасный методист Ирина Григорьевна Любимова. Она хоро¬шо разбиралась в музыке, живописи.  Мы отправляли ее на учебу в Эрмитаж. А взять Николая Ивановича Мельникова  –  директора нашей первой частной гимназии! Он два раза ездил на учебу в Челябинск, многое взял у российских педагогов и в результате создал хорошую гимназию. В общей сложности мы приглашали к себе более 50 ведущих ученых СССР. С Амонашвили я познакомил¬ся в Грузии, много лет мы с   ним   переписывались.
–   А как дела в этом плане обстоят сегодня?
–   Кого можем, зовем к себе, к сожалению, некоторые извест¬ные педагоги сегодня стали жить по принципам рыночной экономики, за свои визиты просят как эстрадные звезды, и институт такие деньги платить им не в состоянии. Приглашаем таких, что нас уважают и не ущемляют,  как я говорил, того же Кабуша.
–   А если говорить об учениках...
–   Их очень много. Я всегда помогал своим сотрудникам расти и радовался их успехам. Емельян Ашимович Ушуров 26 лет работал в министерстве, пережил несколько министров, только недавно ушел на пенсию. А ведь он начинал свою карьеру завучем в Авате, когда я уговорил его прийти к нам институт. Раиса Петровна Шер у нас в институте начинала методистом немецкого языка. Сейчас у нее уже есть опыт работы депутатом сената, в настоящее время она  –  начальник управления воспитательной работы Министерства образования. Многие, кто ушли на повы¬шение из нашего кабинета менеджмента, стали директорами школ.
–  На вашем занятии я обратила внимание на то, как оригинально вы расшифровали слово «дума»: «Давай умно мыслить, айналайын!»
–  Всем нравится. И обратите внимание, «айналайын» здесь вставлено не для красного словца. Ведь во главу угла всех своих знаний я ставлю гуманистический характер образования.
–    Помню, как Шалва Александрович Амонашвили, выступая на курсах, говорил, что районо, облоно, различные инспектора от образования  –  прослойка, которая только мешает творческим учителям. Не дает им увидеть звезды. Думаю, вы  –  то редкое исключение, когда методист помогает учителю.
–   Для меня другой альтернативы просто нет. Я всю жизнь придерживался принципа «Уважай, помогай, поддерживай», ведь тогда люди будут к тебе тянуться. Мне даже слово «контроль» не нравится. Я его заменяю словами «изучение», «мониторинг отслеживания»... Мне не нравится слово «недостатки». Я говорю: отклонение от принятых норм, упущение, дидактические затруднения. В позапрошлом году я написал две статьи в одной газете, где покритиковал наш областной департамент. Писал, что директорам и учителям школ надо помогать, а не зачеркивать их работу. Ведь сегодня нет фронтально-комплексного контроля, а есть - государственная аттестация. Недавно написал инициативное письмо начальнику областного департамента образования Т. Естенову, в котором прошу дать мне право изучить работу и уровень профессиональной компетентности всех заведующих районными отделами образования и директоров школ.  Пока он молчит, а ведь Токкожа Естенов  –  тоже мой ученик, в свое время был хорошим инспектором, методистом... Недавно меня включили в одну из проверочных бригад, так он увидел меня в списке и говорит: «Зачем пенсио¬нера трогать? Пусть отдыхает!» Я – прямой, открытый. Я помогаю, а не критикую, никому ничего не навязываю, ничьи права не ущемляю. Говорю директорам: «Умейте себя  защищать!»
Здесь мне хочется подкрепить свою мысль цитатой.
Чистейший благородный камень лежит в морской тиши,
Чистейшее благородное слово  лежит  в глубине души.
Чистейший благородный камень выносит морская волна,
Чистейшее благородное слово выносит мысль со дна.
Это Асан Кайгы  –  наш казахстанский философ. Если бы именно этим руководствовались нашим инспектора!..
–   Я вижу у вас на столе много блокнотов с разными цитатами, которые вы используете во время своих лекций. Какая из них на сегодняшний день вам ближе всего?
- «А творчество, коль разобраться строго, всегда прыжок в незримое ничто, дух творчества насилия не терпит, он  –  воплощенье радости самой, а радость там, где царствует свобода!» Валентин Сидоров  –  малоизвестный российский поэт.

«Огни Алатау», 17 февраля, 2005 г.
Категория: Личности | Добавил: collegy (2010-11-22)
Просмотров: 2622 | Теги: Толеш Мажикеев | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru