Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Человек из прошлого, человек из будущего

С Галимжаном Гиреевичем Тамендаровым мы знакомы уже много лет. Бессменно – несколько десятков лет – он работает в Алматинской областной школе-интернате им. И. Нусупбаева учителем музыки и пения, руководит детским хором. Думаю, что воспитанникам школы-интерната очень повезло. Не в каждой школе музыку и пение преподает композитор, лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель образования и культуры… Хотя, дело даже не в званиях и наградах – как известно, они сегодня существенно обесценились. Дело – в жизненном призвании этого человека, в состоянии души, если хотите…

Начинал учиться музыке сельский паренек Галимжан с обыкновенной гармошки. Рос в деревне Мамлютка Северо-Казахстанской области. В то время свои певцы и музыканты были на каждой деревенской улице. Хорошо пел отец Галимжана – обычный рабочий. Уже в 3 года мальчик взял в руки кусок доски и попытался на нем что-то «сыграть». В 5 лет аккомпанировал отцу на свадьбах, подбирал мелодию на слух.

– Бытует мнение, что подбирать мелодию на слух вредно, – говорит Галимжан Гиреевич. – Ерунда все это! В нарушение всех правил я играл именно так и у меня развился гармонический слух. С тех пор я могу любую музыку с ходу подобрать. Игрой на гармошке в 5 лет я заработал свои первые деньги и очень гордился большими бумажками с портретами Ленина и Сталина…

Когда отец Галимжана в 1973 году приехал в Алма-Ату, его послушал сам Ибрагим Нусупбаев. Композитор восхитился пением самородка и предложил записать его голос на пленку. Гирей-ага засмущался: «Что вы, я – человек в возрасте, надо мной люди смеяться будут. Скажут: на старости лет в артисты подался…»

Ну а Галимжану народная музыка, гармошка попали, так сказать, в кровь… Уже в юности он не мыслил без них свою жизнь. С 15 лет стал работать музыкальным работником в пионерских лагерях, окончил музыкальное училище, музыкальное отделение Талды-Курганского педагогического института.

В казахской школе-интернате имени своего учителя Ибрагима Нусупбаева Галимжан Гиреевич работает с 1969 года, более 35 лет.

Пост хормейстера школы ему достался в наследство не только от Нусупбаева, но и от композиторов Б. Байкадамова и Н. Тлендиева. В школе-интернате № 12 в свое время учились Куляш Байсеитова, Нургиса Тлендиев, Асет Бейсеуов, многие другие знаменитые сегодня люди.

Школа меняла свои названия, один за другим приходили и уходили ее директора, лишь учитель музыки и пения, руководитель знаменитого школьного хора бессменно оставался на своем посту.

После окончания женского педагогического института к Тамендарову на практику пришла Мадина Ералиева. Учитель учил ее играть на баяне, отправлял на первый конкурс. Кое-кто тогда сомневался в певческих способностях девушки, но Тамендаров поверил в талант Мадины и не ошибся. В 1973 году во время участия в телевизионной передаче «Курдастар» аккомпанировал маленькой девочке Макпал Жунусовой.

Обе певицы пели его песни.

…Я присутствовала на репетициях большого школьного хора и вокальной группы, которые вел Галимжан Гиреевич. – Мне очень нравится петь, – сказал четвероклассник Мирас. – В хор я хожу с первого класса. Песни пою на казахском, русском, английском, татарском, эстонском языках. Мечтаю стать певцом.

Актоты нравится петь романсы, в хоре она уже запевает целых два года. Девочка говорит, что петь она очень любит и совсем не волнуется, когда выходит на сцену.

К сожалению, у меня музыкальный слух отсутствует, медведь, как говорится, на ухо наступил, о чем я и рассказала Тамендарову.

– Просто вам в детстве музыкальный слух не развили, – сказал он. – Совершенно немузыкальных людей нет. Некоторые говорят: чтобы петь, нужны способности. Ничего подобного! Нужно просто с детьми работать и все. Солистом человек не будет, но слух у него постепенно проявится. Ребенок иногда даже звук не интонирует, а я чувствую, что в нем есть что-то особое. Еще надо знать диапазон голоса. Я делю голоса на первые и на вторые. Одна моя ученица сейчас в консерватории учится, другая – училище заканчивает по классу вокала. А вначале даже звук не брала, как будто у нее вообще слуха не было.

Учитель берет в свой хор всех желающих, а петь в интернате желают все дети. Таким образом, из 360 воспитанников школы 200 с лишним человек поют. Не участвуют в хоре лишь ребята, у которых проходит мутация голоса. Чаще этому явлению подвержены мальчики. Говорим мы и о том, какое замечательное влияние оказывает хор на воспитание детей. Развивает чувство коллективизма, благодатно влияет на нервную систему, лечит…

 – Обратили внимание, как громко у меня ребята поют? Это называется открытый звук. Я его не гашу. Лечебный массаж получается. Правда, когда идем на концерт, приходится их «утихомиривать».

Помимо интерната учитель работает в детском санатории «Алатау». Занимается упражнениями с детьми, у которых больные легкие. За 20 дней готовит с отдыхающими концерт.

– Дети, с которыми я работаю, никогда не заболевают астмой…

В интернате им. И. Нусупбаева учатся дети из многодетных, малообеспеченных семей, есть дети-сироты. Некоторым, особенно малышам, бывает трудно адаптироваться в незнакомом коллективе. Они скучают по родителям, родственникам. Педагог от природы, Галимжан-ага для них – родная душа. Каждую свободную минутку они прибегают в его маленький кабинет.

– Дети у нас хорошие. Дверь в моем кабинете всегда нараспашку, и сколько лет работаю, никогда ничего из него не пропадало.

Когда Галимжан Гиреевич заходит с баяном в группу самоподготовки, ребята в восторге! Песни попоют, расслабятся, потренируются, текст заодно повторят – и вновь принимаются «грызть гранит науки».

Сам учитель считает себя народником.

– Мне больше народные песни нравятся – русские, казахские, татарские. Наши ребята поют песни на немецком, эстонском, да на всех языках мира… Я – мелодист, мне очень важна в песне мелодия. Если ее нет, считайте, ничего нет. Мелодия должна за душу хватать, быть красивой. А что сейчас? Певцы безголосые, вместо песни – скороговорка, на компьютере голоса делают. А ведь традиции хоров идут еще от царской России.

– Совсем эстраду не признаете?

– Что вы, я люблю хорошую эстраду, обожаю джаз. В 1967 году мне даже попало за это. Исполнили русскую народную песню «Ах ты, душечка» в джазовом стиле, и за это нас раскритиковала газета «Ленинская смена». Статья называлась «Фарс с апломбом». Написали, что мы опошляем народную музыку. Но ведь когда импровизируешь, раскрепощаешься, чувствуешь себя хозяином эстрады. Я исполнял на баяне музыкальные произведения Баха, Генделя, Чайкина, делал собственные обработки. В 1981 году играл свою концертную пьесу на русскую народную песню «Коробейники».

Помимо работы в школе Галимжан Гиреевич руководит татарским ансамблем «Булбул-Сарман». За пропаганду татарской музыки ему было присвоено звание заслуженного деятеля культуры Татарстана.

С одним из выступлений ансамбля связана любопытная история. В Казахстан приехала делегация из Австралии, и в ней была немолодая руководительница австралийской общины татар. После концерта ансамбля «Булбул-Сарман» бабуля подошла к Тамендарову.

– Переезжайте всем ансамблем к нам, в Австралию. Всех ваших бабушек и дедушек пенсиями обеспечим. Единственное условие: чтобы ваши парни женились на наших девушках, а ваши девушки выходили замуж за наших местных парней. В Австралии живет не так много татар, нужна свежая кровь…

– И вы отказались?

– Шел 1989 год, мы все еще жили в СССР, были патриотами своей Родины, и это предложение нам тогда показалось просто диким…

– А сейчас поехали бы?

– Что говорит пословица? Где родился, там и сгодился. Я свою родину ни на что не поменяю, хоть озолоти меня. Я вообще к месту привыкаю. Даже когда в Алма-Ату из Петропавловска приехал, никак привыкнуть не мог...

В своей жизни Галимжану Гиреевичу приходилось работать, встречаться со многими выдающимися людьми. Прошу рассказать о некоторых наиболее интересных встречах.

– Я общался с Нургисой Тлендиевым, часто был у него дома. Как приду, он сразу Кунаеву звонит: «Ко мне пришел ваш родственник». Это потому, что я татарин, а у Кунаева жена была татарка. С Димашем Ахмедовичем я, к сожалению, не общался. Правда, однажды мы всем ансамблем «Сарман» с гармошкой к нему на день рождения пришли. Это было уже в последние его годы. Стол накрыт, а гостей нет. Мы девочек из ансамбля рядом с Димашем Ахмедовичем посадили, старику было приятно. – - В этом интернате, я слышала, вы оказались благодаря Саттару Нурмашевичу Имашеву?

 – Это целая история. В 70-х годах наша школа оказалась на грани закрытия. Музыкальным руководителем в ней работал Ибрагим Нусупбаев. По субботам-воскресеньям мы тогда, если кто помнит, вели передачу «Курдастар». Чтобы как-то изменить ситуацию, в прямом эфире обратились к телезрителям-казахам: «Где ваше самолюбие? Почему детей в казахскую школу не отдаете?» И тут такое началось! Нас обвинили в национализме, меня сразу же лишили совместительства в этой школе. На Нусупбаева завели дело. Он тогда в нескольких местах работал, а это не разрешалось.

Когда дело попало в руки Имашева, оно уже до КГБ дошло. Саттар Нурмашевич его изучил и сделал вывод: «Ничего страшного тут нет». Нусупбаева на работе восстановили, а меня нет. Я стал работать в 9-й музыкальной школе в районе аэропорта, а в этой школе – бесплатно.

Но вот наш школьный хор пригласили выступить на очередном правительственном концерте. Имашев принимал концерт и поинтересовался у Нусупбаева, почему он один, без помощника, есть ли у него на примете музыкальные кадры, которые могли бы работать в казахской школе. «Есть один, – ответил он, не вдаваясь в подробности, – в музыкальной школе № 9 работает». За мной сразу же отправили машину и перевели «автоматом» в эту школу. Тогда же с легкой руки Саттара Нурмашевича нашим хористам сшили замечательные костюмы. Потом нас с Нусупбаевым стали приглашать работать во многие казахские школы, хотя органы образования старались держаться с нами «на расстоянии». Сам Имашев им помогает! Денег по тем временам стали зарабатывать много.

– Ты что, сынок, деньги воруешь? – как-то спросил меня отец.

– Нет, папа, я просто работаю во многих местах, – отвечал я.

– Интересно, в те времена такой большой человек, как председатель Совета министров, вникал в такую, казалось, мелочь, как детский хор в интернате...

– Имашев вообще был простой, доступный человек. Хотите хохму расскажу? Как-то принимал он у нас выступление на правительственном концерте. Сначала оркестр Курмангазы играл какую-то народную песню. Музыканты слышат: примитив, а вслух боятся сказать. И тут Саттар Нурмашевич говорит: «Извините, может, я в музыке плохо разбираюсь, но мне кажется, в ней чего-то не хватает». И здесь все сразу хором заговорили: «Да-да, аранжировка плохая».

Или еще интересный случай. На 60-летие Казахстана в Алма-Ату должен был приехать Брежнев и наш хор по традиции открывал правительственный концерт. Или все дети будут в сборе, сказали нам, или – партбилеты на стол. А дело происходило в августе, ребята были у себя в отдаленных селах на каникулах. Как их собрать? Так вот мы вместе с директором школы и министром народного просвещения Балахметовым сидели на телефонах и обзванивали все районные комитеты партии. Правительственный концерт открыли вполне благополучно.

– Как известно, композитор Асет Бейсеуов учился тоже в этом интернате, был учеником Ибрагима Нусупбаева?

– Да, мы с ним очень тесно работали. Это был человек незаурядный, широкой души, и в то же время простодушный, никого не обижал. В юности хотел стать певцом, но Нусупбаев ему сказал: «Ты будешь композитором». Асет рассказывал, что тогда целые сутки проплакал.

Как-то мы с ним ехали в Нарынкол и по дороге у Асета песня родилась – «Агаларым». Под рукой бумаги не оказалось, пришлось обертку с колбасы снять и на этой бумаге записывать ноты. Я сразу сказал: все будут эту песню петь! Правда, песня эта сразу не пошла, ее уже после смерти композитора стали петь.

А как-то приехали мы в один совхоз под Усть-Каменогорском. Директор Асету говорит: «Что-то вы сильно изменились по сравнению с прошлым разом». Асет ему в ответ: «Да я в первый раз здесь у вас!» Оказалось, какой-то мошенник ездил по колхозам и совхозам и выдавал себя за Бейсеуова. Нам оставалось только посмеяться. Дети лейтенанта Шмидта живучи.

Конечно, во время разговора с Галимжаном Гиреевичем мы не могли не сравнивать «век нынешний и век минувший». Несомненно, в советские времена музыкальному развитию, образованию детей уделялось гораздо больше внимания, тем сейчас. Гораздо больше детей, чем сегодня, посещали музыкальную школу, ее филиалы были открыты даже в деревнях. Галимжан Гиреевич со своим хором побывал в Москве, Стамбуле, Берлине, Китае, в Риге, Таллине, Набережных Челнах, не говоря о городах Казахстана. Отовсюду привозил звания лауреатов, награды…

Сегодня выступление в Национальной библиотеке на вечере памяти Мусы Джалиля – уже событие.

Конечно, в те времена уделялось внимание не только музыкальному воспитанию школьников. Дети занимались спортом, трудились. Каждый ребенок мог проверить свои способности, занимаясь в многочисленных кружках домов пионеров.

Галимжан Гиреевич вспомнил, какой прекрасной была школа-интернат во времена директора Зайтуны Хамидулловны Аскаровой. Свой большой приусадебный участок, свои овощи, фрукты, ягоды… С тех пор, увы, территория школы сжималась как шагренева кожа, покупалась и перепродавалась… Сначала лишилась статуса республиканской, потом из алма-атинской городской стала областной…

– Я недоволен системой преподавания, – говорит Галимжан Гиреевич. – Старую развалили, новую не создали. Да, у нас раньше компьютеров не было, но знания у детей были гораздо лучше. Наша школа-интернат всегда занимала первые места по всем предметам в республиканском соревновании школ.

– А если говорить о самой больной проблеме?

– Упал статус преподавателя. Учитель сегодня получает нищенскую зарплату и должен заниматься в школе, например, уборкой, мытьем полов. А ведь главное для педагога – методические проблемы, постоянное совершенствование. Взять воспитателей интерната. Нагрузка у них огромная. Я как-то заменял воспитателя во время самоподготовки. Признаюсь, это нелегко. Ребята задают вопросы, скажем, по математике, за 10-11 класс. И чтобы не упасть в грязь лицом, надо на них отвечать! Надо дать воспитателям нормальную зарплату, а потом требовать с них по большому счету. Мы – предметники и воспитатели – в одной упряжке. Это наш родной дом. На месте руководства я обязательно бы дал в школы-интернаты ставку хормейстера-концертмейстера. Для детей, которые живут вне дома, такой человек, организующий их досуг, крайне необходим. Сейчас же директорам интернатов, которые понимают важность этой работы с детьми, приходится как-то хитрить, изворачиваться, чтобы труд музыканта оплачивать.

Что касается музыки… Когда-то, старшее и среднее поколение помнит, в Союзе активно внедрялась система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского. Галимжан Гиреевич говорит, что система эта замечательная, но до многих ее элементов они с Ибрагим-ага додумались гораздо раньше, чем система эта стала широко пропагандироваться.

– В чем ее суть? Музыка должна сопровождать ребенка весь школьный день. Под музыку ребенок входит в класс, музыку включают на обычных уроках, например, на математике… Хорошая мелодия плодотворно действует на организм человека, вдохновляет его.

– Думаете, мы придем к этому?

– Обязательно придем!

Век уже на дворе другой, предприимчивость вроде приветствуется, а проблемы в наших школах, увы, остаются. И энтузиасты, подобные Галимжану Гиреевичу, сегодня – на вес золота, бесценный фонд, который надо холить и лелеять, у которых надо учиться…

Пока сегодня в высоких начальственных кабинетах чиновники пишут планы и рассуждают о том, какой быть школе будущего, Учитель берет в руки свой драгоценный баян и идет к детям, к своим хористам.

Спасибо, Галимжан Гиреевич, за то, что вы есть.

Людмила МАНАННИКОВА.

Категория: Личности | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 3154 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru