Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Большое видится на расстоянии
Учитель русского языка и литературы
Тащегулова А.Б.

Большое видится на расстоянии

Цели: раскрыть своеобразие личности поэта, основные мотивы творчества, развивать умение логически излагать мысли, сравнивать, обобщать факты, воспитывать преклонение перед красотой поэтического образа, перед величием творческого духа.

Ход урока
( на доске записаны тема и эпиграф)

Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак

1. Чтецы (от лица студентов)
«Мы, студенты Литературного института им. Горького, выражаем свой гнев и возмущение предательским поступком Пастернака- злобного клеветника на нашу революцию, на нашу жизнь. Мы отвергаем всякую попытку наших врагов представить Пастернака советским писателем. Нет такого советского писателя! Не пора ли уехать за пределы нашей Родины ему в тот мир капитализма, который родственен ему по духу?»
«То, что сделал Пастернак,- оклеветал народ, среди которых он сам живет, передал свою фальшивку врагам нашим,- мог сделать только откровенный враг. У Пастернака и Живаго- одно и то же лицо. Лицо циника, предателя».
« Только ослепленный ненавистью, бесконечно далекий от народа человек может так клеветать на завоевание Великого Октября. Как смеет Пастернак обливать грязью все, что завоевано кровью и трудом миллионов людей?! Как смеет озлобленная шавка лаять на святые святых нашего народа?!»

2. Чтец. (от лица Б. Пастернака)
Стихотворение «Нобелевская премия», 1959 г.
Я пропал, как зверь в загоне…
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

3. Учитель
Горечь обиды, боль души вылились в стихи. Но в последних строках звучит надежда на пришествие новой эры- милосердия и справедливости. К сожалению, Пастернак мог об этом только мечтать в свое время. Мы же убеждаемся в том, насколько пророческими оказались последние строчки. В те трудные годы «силу подлости и злобы» помогла выдержать гордая и независимая позиция. Придавала силы и телеграмма, полученная от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, о присуждении Нобелевской премии 1958 г «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Его поздравляли близкие, соседи, приходили телеграммы, осаждали корреспонденты. Казалось, все невзгоды, притеснения позади. Нобелевская премия- это полная и абсолютная победа и признание, честь, оказанная литературе.
Хотя разговоры о присуждении Нобелевской премии Б. Пастернаку начались еще в первые послевоенные годы. Его кандидатура обсуждалась ежегодно, начиная с 1946 по 1950 год, снова появилась в 1957 году. Пастернак узнавал об этом косвенно- по усилению нападок отечественной критики.

А на следующее утро после присуждении премии к Б. Пастернаку пришел К. Федин и потребовал немедленного, демонстративного отказа от премии, угрожая при этом завтрашней травлей в газетах.

Чтец (от лица Б. Пастернака)
«Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному писателю, живущему в России, и, следовательно, советскому. Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в комитет защиты мира. Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не первый раз»

Учитель
И разыгралась история, не принесшая стране, литературе ничего, кроме срама.
Чтец.
Свою роль в ней сыграло вмешательство Хрущева и провокационные подсказки его идеологических советников. Потребовали выслать Пастернака из страны. Борис Леонидович послал Хрущеву письмо: «Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не применять по отношению ко мне этой крайней меры».
Кампанию против собрата по перу поддержали писатели. На своем собрании в Москве они исключили из Союза писателей Б. Пастернака, просили лишить советского гражданства. Это одна из самых позорных страниц в истории писательской организации. В этой расправе над инакомыслящим запятнали себя многие.
Учитель.
Уже наступали иные времена, не грозившие лагерями за независимое мнение. Но его не оказалось у большинства художников слова. Чтобы вытоптать его, понадобились годы, и уж тем более нужны новые годы, чтобы восстановить, вырастить заново.
Думая о судьбе близких ему людей, Пастернак вынужден был отказаться от премии. Высылка из страны последовала бы незамедлительно, если бы не телефонный разговор с Хрущевым Джавахарлару Неру, согласившегося возглавить комитет защиты Пастернака.
Через 3 десятилетия, 19 февраля 1987 г секретариат Союза писателей отменил решение об исключении из Союза писателей. А 1 декабря 1989 г. на выставку «Мир Пастернака» шведский посол привез диплом лауреата Нобелевской премии . Медаль вручили 9 декабря на приеме, устроенном Шведской академией и Нобелевским комитетом, в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР сыну поэта, Евгению Пастернаку.

Чтец. Стихотворения «Гамлет»:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси…

«Большое видится на расстоянии»- эту вещую строку С. Есенина можно отнести и к Пастернаку.

Чтец.
С середины 1932 г. положение Пастернака начинает меняться, что соответствовало общим процессам, происходящим в литературе и общественной жизни. Принимает активное участие в создании Союза писателей, выступает с речью на 1 съезде. Он член правления Союза писателей, участник общественно-литературных мероприятий. О нем много пишут, Пастернак надеется быть общественно полезным. Смело отвечает на критику, отстаивает свое мнение самостоятельного художника. Это резкое сближение с советской литературной системой не проходит безболезненно. Пиком сближения стали помещенные в «Известиях» стихи, посвященные Сталину. Сам Пастернак охарактеризовал их как «искреннюю, одну из сильнейших попытку жить думами времени и ему в тон»
С марта 1936 года начинается период «бунта» Пастернака.

Чтец (от имени Пастернака)
«Именно в 1936 г, когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть как ее предчувствие, в 1940 г.»

Учитель
Пастернак нашел в себе силы выпутаться из паутины, осмыслить случившееся, уйти со сцены, обречь себя на прижизненное забвение, на каторжный труд переводчика. Только жизнь честного человека дает возможность поэту сохранить независимость и достоинство, «внести гармонию во внешний мир». А ведь мы знаем, что стоила Пастернаку близость к власти- стоила жизни. А сколько художников было втянуто в эти гибельные отношения: и Горький, и Маяковский, и Булгаков, и Зощенко, и Мандельштам, и каждый по-своему был затащен стальными зубцами государственной машины в смертельный барабан.

Чтец. (от имени Пастернака)
Своей сестре, Ольге Фрейденбер, писал: «Не страдай за меня, пожалуйста, не думай, что я терплю несправедливость, что я недооценен. Удивительно, как я уцелел за те страшные годы. Уму непостижимо, что я себе позволял».

Учитель
Он не только ставил подписи под коллективными письмами, в частности, под письмом с призывов к смертной казни Тухачевского, Якира и др., но переписывался с поднадзорными, ссыльными, помогал Ахматовой. И при этом сам был, как «волк в загоне», затравлен и обложен.
Но продолжал работать. В 40-50 гг. главным жизненным его делом стала работа над романом «Доктор Живаго». И опять понадобилось 70 лет, чтобы мы смогли прочитать его.

Чтец.
Это произведение, в котором события 17-20-х годов увидены сквозь призму 30-х - нач. 50-х годов. После чтения не покидает чувство, что роман вышел из-под пера человека духовно раскрепощенного, отчитывающегося о своих делах поступках, помыслах перед совестью и могущего сказать о себе по-пушкински: «Ты сам свой высший суд». Состояние счастья и свободы не покидало его в часы написания «Доктора Живаго», что именно этим чувством продиктован текст, вплоть до самых последних строк:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетия поплывут из темноты.

Учитель
Создание романа- это и есть духовная история Б. Пастернака, представленная как история жизни другого лица, Живаго, лирическая исповедь самого Б. Пастернака Ю.А. Живаго – поэт, как и Пастернак. Его стихи приложены и к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго- стихи Пастернака, написанные от одного лица- у них один автор и один общий лирический герой.
Думаю, что не погрешим против истины, если предположим, что непосредственная реакция Пастернака на Октябрьскую революцию соответствует описанной им реакции Ю.А. Живаго : «Величие и вековечность минуты потрясли его, не давали опомниться… Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы!...
Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу. Оно начато не сначала, а с середины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое».
Пока революция виделась проявлением жизни, вырвавшимся против воли, пока социализм представлялся «морем жизни, морем самобытности, он принимал их, и даже восхищался, но как только насилие простерло гнет свой слепой над свободой и оригинальностью, разрушая основание, на которых зиждилась культура минувшего века, попирая личность с ее мнениями, убеждениями, мыслями, герой отворачивался от нее.
Таков путь немалой части интеллигенции, которая сначала идеализировала разбушевавшуюся стихию, а потом, ощутив беспощадные удары на себе, на самых безусловных ценностях, выношенных многими поколениями, ужаснулась и не приняла ее. В период работы над романом Пастернак ожидал, что рожденный войной за Отчество народный подъем найдет продолжение в переменах государственной политики, отказе от массовых репрессий, от подавления личности, ограничения свободы.

Чтец.
В 1956 г. Пастернак предложил журналу «Новый мир», издательству «Художественная литература» свой роман. Произведением заинтересовался итальянский издатель Дж. Фельтринелли, но Пастернак поставил условие, чтобы роман вышел в Италии после того, как будет опубликован у него на родине. Между тем ожидаемых перемен не произошло. Редакция журнала «Новый мир» с негодованием отвергла роман. Письмо было подписано К. Симоновым, Б. Лавреневым, К. Федин и др.. Видимо, гражданское и художественное сознание совершенно не было готово к восприятию романа. Не стала опубликовывать роман и «Художественная литература». Так получилось, что книга увидела свет не на родине, а за рубежом в конце 1957 г. и получила широкое признание в мире. Обращаются к Союзу писателей английские, югославские, бразильские, исландские писатели с просьбой не считать роман «Доктор Живаго» политическим документом.
Таким образом, роман, изданный за границей и переведенный на 24 языка, привлек внимание мировой общественности, но был принят критикой в СССР. Открытая травля закончилась исключением из Союза писателей.
Прошло много лет двусмысленного замалчивания романа, желания свести творчество к переводческой деятельности. Издан, наконец «Доктор Живаго», печатаются стихи, проза Пастернака. Много говорят, пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за 2 года до смерти (30 мая 1960 г).

Чтец.(от лица Пастернака)
«Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

Чтец. Стихотворение «Пронесшейся грозою полон воздух»

Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы
И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминание о полувеке
Пронесшейся грозой уходит вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

Учитель
Пастернак сознавал рискованность своего пути и об этом со всей определенностью заявил в стихотворение «О знал бы я, что так бывает»

Чтец.
О если бы я знал, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!..
Но старость- это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Учитель
В стихотворении Пастернак высказал свое отношение к поэзии как к искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба, «строчки с кровью».
У Б. Пастернака выработалась привычка к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведенного дня, когда б он не работал. Сам писатель считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. В доме Пастернаков Леонида Осиповича, художника, преподавателя Московского училища Живописи, Ваяния и Зодчества и Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман, талантливой профессиональной пианистки, частыми гостями были художники И. Репин, И. Врубель, Серов, Левитан, композиторы Рахманинов, Скрябин. Юный Пастернак находился под влиянием музыкальных и философских идей А.Н. Скрябина, который хотел силой искусства изменить жизнь мира, установить связь между звуком и цветом. Пастернак серьезно занялся музыкой и мечтал стать композитором.

Чтец.
«Раздаётся звонок. Голоса приближаются: Скрябин!
О, куда мне бежать от шагов моего божества?»
(«Девятьсот пятый год», 1925)

Учитель
Шесть лет отданы мечте, но не суждено ей осуществиться. Неожиданно для отца и матери оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Известно, что Скрябин отмечал его как талантливого ученика. А его собственные объяснения кажется неубедительным: отсутствие абсолютного слуха. Для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух, классический пример тому- П.И. Чайковский. Что же? Скорее всего, юноша услышал голос судьбы.
М. Цветаева, относя Пастернака к чистым лирикам, писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, ощущение «судьбы, т.е. себя».

Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет, дышит его лирическое «я»? Ранний Пастернак влюблен в природу, он захлебывается ею, как красотой женщины. М. Цветаева: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с 1 своего вздоха он вдохнул, втянул ее всю- и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Экспресс-анализ стихотворений Б. Пастернака.
Учащиеся демонстрируют выразительное чтение стихотворений, знакомят со своим отзывом на прочитанные произведения.

Учитель
В своих стихах Пастернак пишет и о природе, размышляет о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о вере в жизнь, в будущее.
Быть знаменитым некрасиво.
Но это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества- самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов…

Категория: Личности | Добавил: Новинка (2011-03-18) | Автор: Тащегулова Алма Балгабаевна E
Просмотров: 2371 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-06-20, 0:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru