Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Т.Цафт " Педагогическое наследие Ломоносова"
Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) -
первый русский академик - оказал громадное влияние на
развитие науки и культуры. России. Его гений вторгся во
все области человеческого знания: он был литератором,
поэтом, языковедом, историком, географом, геологом,
металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом.
Считая науку одним из главных факторов развития
общества, он стремился использовать её на благо
экономического и культурного процветания родины. Забота
о могуществе Российского государства обратила
Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам
подготовки молодой научной смены. Отличительными
принципами его учения о воспитании и образовании
молодёжи явились народность, демократизм, гуманизм.
Педагогические идеи учёного нашли яркое отражение в его
“Проекте регламента московских гимназий” и “Проекте
регламента академической гимназии” . В них были
изложены прогрессивные мысли об организации школьного
дела в стране, о задачах, формах и методах воспитания и
образования, о роли личности учителя.
Успешность педагогической деятельности
Ломоносов видел в единстве воспитания и образования при
обязательном учёте наследственности и индивидуальных
особенностей детей, условий их обучения.
Первые фундаментальные учебники по русскому
языку, риторике, оригинальные учебные руководства по
естественным и математическим дисциплинам, написанные
Ломоносовым, заложили основы методики преподавания
как науки.
Он подчёркивал, что должна существовать
преемственность между общим, средним и высшим
образованием. Большое внимание Ломоносов уделил
основам педагогики высшей школы, высказав мысль о
создании при Академии Наук специальных учебно-научных
центров, в которых можно было бы вести подготовку
высококвалифицированных специалистов. Он был
сторонником создания новой школы, в которой сочеталось
бы общеобразовательная и практическая подготовка
молодёжи. Именно Ломоносова считают автором “Проекта
об учреждении гимназий и школ в “больших” и “малых”
городах” (1760) .
Огромной заслугой учёного явилось основание
Московского университета. В нём функционировало три
факультета: философский, юридический, медицинский.
Обучение в университете велось преимущественно на
русском языке. Заслугой Ломоносова было то, что
университет не являлся привилегированным учебным
заведением, весь первый состав студентов состоял из
разночинцев. Университет был автономен, освобождён от
политического надзора, сборов, имел свой суд. Перед
университетом Ломоносов поставил несколько целей,
объединённых идеей служения на “пользу и славу
Отечества” : 1 - развитие науки (особенно в области
философии, истории, русской грамматики, права,
медицины) ; 2 - популяризации научных знаний (через
печаль, библиотеку, лекции, диспуты) ; 3 - решение
передовых задач (подготовка образованного молодого
поколения через университет и гимназии, контроль и
руководство учебно-воспитательным делом в учебных
заведениях) . Ломоносов был убеждён в том, что только
распространение наук и просвещения может способствовать
процветанию России.
Привлекая внимание общественности к
педагогическим проблемам, защищая интересы русского
народа, Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно
настроенных учёных, своих учеников. Уже в те годы начали
формироваться отличительные черты русского общественно
педагогического движения: опора на народную педагогику,
борьба против угнетения личности, стремление к
всенародному просвещению. Наиболее ярко они
проявились в педагогических воззрениях революционеров-
демократов. На протяжении двадцатилетней
педагогической деятельности он занимался организацией
учебного дела в стране, преобразовывал работу
академической гимназии и университета, внедряя классно-
урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы,
программы по предметам, фундаментальные методические
учебные пособия.
Ломоносов разработал оригинальную
педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке,
опорой на национальные традиции. Он не
противопоставил воспитательный опыт наций и
народностей, входивший в состав России, а предлагал
использовать прогрессивное в нём. Самобытность первого
русского академика как педагога состоит в том, что он смело
боролся со старыми представлениями в передовой области,
разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию
и образованию молодёжи. Ломоносовский период в
педагогике и просвещении назовут новым периодом
русской образованности.
Педагогическое наследие Ломоносова является
малоизвестным в широкой учительской и научной среде.
Перестройка высшего и среднего образования в стране
сегодня предполагает глубокий анализ и использование на
практике прогрессивных педагогических идей в истории
педагогики в России.
Категория: Личности | Добавил: tatyana_tsaft (2011-03-28)
Просмотров: 1588 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru