Главная » Статьи » Личности |
[size=12] Выдающийся деятель музыкальной культуры Казахстана, академик Академии наук Казахской ССР, доктор искусствоведения, профессор, народный артист республики Ахмет Куанович Жубанов – национальная [size=14]гордость нашего народа. Его имя тесно связано с зарождением, развитием и расцветом казахской профессиональной музыки, письменной традиции. Нельзя представить себе рост музыкальной культуры Казахстана без имени Ахмета Жубанова. Среди современников можно найти равных ему по научному таланту, но едва ли можно назвать ученого, чье дарование раскрылось столь многогранно. Ахмет Куанович Жубанов был организатором, первым дирижером и художественным руководителем ныне заслуженного коллектива республики – Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Под его руководством и при участии народных кюйши были реконструированы домбра и кобыз, в результате чего созданы их оркестровые виды, темперирован звукоряд, стабилизирован строй и улучшен звук. Все это стало предпосылкой для создания оркестра народных инструментов, позволило исполнять не только казахские мелодии, но и музыку разных народов и произведения мировой музыкальной классики. Идеей создания вначале ансамбля, а затем и оркестра казахских народных инструментов стало серьезное изучение Ахметом Жубановым творческого опыта «Великорусского оркестра» В.В. Андреева, который в то время пользовался огромной популярностью не только в России, но и далеко за ее пределами. Это словно открыло глаза Ахмету Жубанову на те, скрытые возможности ансамблевого исполнения, которые были заложены так же и в казахских народных инструментах. И не смотря на то, что эти инструменты, будь то домбра или кобыз, были еще во многом несовершенные, - ведь такими же «неконцертными» были и русская балалайка, и русская домра до того, как они попали в руки Василия Васильевича Андреева. Однако путем умелой и обдуманной реконструкции удалось создать целое семейство оркестровых балалаек и домр, к которым так удачно были присоединены и другие народные инструменты. Что наглядным способом убеждало А.К. Жубанова в том, что творческий опыт оркестра русских народных инструментов может быть использован для исполнения казахских песен и кюев, а с помощью рациональной реконструкции казахских народных инструментов можно будет составить современный оркестровый коллектив. Получив образование в Ленинградской консерватории, Ахмет Куанович Жубанов возвращается на родину в Казахстан и приступает к проведению в жизнь тех смелых творческих начинаний, которые родились у него под влиянием знакомства с «Великорусским оркестром» В.В. Андреева. Прежде всего, А.К. Жубанов и кабинет по изучению казахской музыки под его руководством приступили к усовершенствованию народных музыкальных инструментов с таким расчетом, чтобы они были способны составить многоголосный национальный оркестр. Уже первые результаты по реконструкции народной домбры превзошли все ожидания – новые усовершенствованные инструменты неожиданно зазвучали «полным голосом», сохраняя в то же время присущие народным домбрам мягкий нежный тембр и красочную, переливчатую звуковую шкалу. Как говорил А.К. Жубанов: «Мы приступили к организации целого оркестра домбр. Смутить нас было почти невозможно, так как с самого начала нашей затеи у нас была наивная уверенность в успехе, которая, впрочем, основывалась скорее на энтузиазме молодости, чем на научном расчете». Энтузиастами нового дела были верные помощники и друзья А.К. Жубанова это – Сагир Камалов, Махамбет Букейханов, Ганбар Медетов и Лукпан Мухитов. Вместе со своим руководителем они отобрали из студентов драматического отделения техникума девять человек, умевших немного играть на домбре, разучили с ними несколько простых кюев и песен, а затем свели их в один стройный ансамбль. Наряду с освоением целой серии новых инструментов. Научные сотрудники кабинета придирчиво проверяли их выразительные качества, обращая особое внимание на чистоту строя, красоту и силу звука, а так же на технические возможности каждого усовершенствованного инструмента. К весне ансамбль насчитывал в своем составе 17 человек. В это время в качестве кантиленного голоса, заменяющего кобыз, был введен европейский инструмент – скрипка, а вместо сыбызгы – флейта. Ансамбль исполнял народные песни и кюи в унисон без нотной записи, гармонизации и специальной инструментовки. Несмотря на свою простоту и даже примитивность, ансамбль стал ядром казахского национального оркестра, получившего широкое общественное признание на первом Всеказахстанском слете деятелей народного искусства в 1934 году. Опыт работы домбрового ансамбля, руководимого А.К. Жубановым, оказался настолько убедительным, что Президиум КазЦИКа дал указание Наркомпросу Республики организовать первый национальный оркестр имени КазЦИКа при музыкально – драматическом техникуме. Художественным руководителем и дирижером национального оркестра Наркомпрос утвердил А.К. Жубанова. В это время в состав оркестра вошли замечательные мастера и знатоки народного музыкального творчества: домбристы – Лукпан Мухитов, Махамбет Букейханов, Кали Жантлеуов, Уахап Кабигожин, Науша Букейханов, Габдильман Матов, Ганбар Медетов. Сыбызгист – Исхак Валиев, Жаппас Каламбаев, студенты техникума, а также лучшие участники Республиканского слета деятелей народного искусства, образовавшие основное ядро первого казахского национального оркестра. Они приносили с собой новые кюи и песни, которые значительно обогатили и расширили репертуар оркестра. Так закладывалась основа Казахского государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы – одного из лучших музыкальных коллективов Казахстана. В первые годы работы оркестру пришлось преодолеть ряд серьезных трудностей, особенно в области ансамблевого исполнения казахских песен и кюев. Надо было создать гибкий, живой концертный ансамбль, осторожно и умело направлять музыкантов, ранее исполнявших произведения перед зрителями только сольно, на новый путь коллективного творчества и оркестрового исполнения. Домбристы и кобызисты, привыкшие к свободному, а иногда и импровизационному исполнению кюев и песен, не могли сразу привыкнуть к оркестру, к единому ансамблю, к общей нюансировке. Трудно было добиться исполнения единой редакции того или иного кюя или песни. На первых порах Ахмету Куановичу приходилось заниматься «черновой» работой, подлинный объем которой сейчас трудно определить. Это была вначале «воздушная оркестровка» т.е. воображаемая партитура, отдельные голоса которой сохранялись в памяти дирижера и разучивались по его письменным указаниям, затем, после перехода оркестра на нотную грамоту – инструментовка и, наконец, обработка народных песен и кюев с учетом исполнительских возможностей национального оркестра. Не менее важное значение имела также работа Ахмета Куановича по созданию репертуара казахского оркестра, основой которого в течение первых лет были народные песни и кюи различных областей Казахстана. Так благодаря А.К. Жубанову в репертуар оркестра вошли лучшие образцы казахского музыкального фольклора: «Кеңес», «Қарабас», «Қарлығаш», «Балқүрай», кюи Курмангазы - «Адай», «Сарыарқа», «Көбік шашқан», «Балбырауын», «Серпер», «Қайран шешем», кюи Даулеткерея – «Қосалқа», «Топан» и «Қыз Ақжелең» и ряд других замечательных образцов народной инструментальной музыки XIX века. Также в репертуар оркестра вошли оркестровые редакции популярных песен написанные А.К. Жубановым: «Қараторғай», «Елимай», «Зауреш», «Жанбота», «Майра», «Айдидай», «Айтжан» и др., инструментует и вводит ряд песенных обработок Е. Брусиловского, Л. Хамиди, А. Зильберга, перекладывает на оркестр массовые песни Д. Покрасса, М. Коваля, А Ревуцкого, И. Дзержинского. Пятичастная оркестровая сюита «Абай», написанная Ахметом Куановичем совместно с Л. Хамиди является первым крупным симфоническим произведением написанным специально для казахского оркестра. Особую инициативу Ахмет Куанович проявляет и в пропаганде русской музыкальной классики с помощью национального оркестра: интермеццо из оперы «Царская невеста» Римского – Корсакова, Романс Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Музыкальный момент» Шуберта в его инструментовке открыли дорогу для целого ряда классических произведений, многие из которых раскрыли новые, тончайшие грани исполнительского искусства национального оркестра. С тех пор «Вальс - фантазия» и «Камаринская» Глинки, «Рондо» Моцарта, «Концертный вальс» Глазунова, «Серенада для струнного оркестра» Чайковского, наряду с произведениями композиторов Казахстана, являются украшением концертного репертуара оркестра, ставшего не только законным наследником великого Курмангазы, но и убежденным пропагандистом лучших произведений классической и советской музыки. В 1938 году А.К. Жубанов перешел на творческую работу, не теряя постоянной связи с казахским оркестром народных инструментов. После него дирижером оркестра работали Латыф Абдулхаевич Хамиди и Малик Жаппасбаев. В 1944 году, в дни празднования десятилетия Оркестра казахских народных инструментов ему было присвоено имя Курмагазы. Многие артисты получили награды, а Ахмету Жубанову было присвоено звание Народного артиста Казахской ССР. В настоящее время государственный оркестр имени Курмангазы – это большой профессиональный коллектив в составе, которого 70 человек, инструменты – домбра, кобыз, сазген, сырнай сыбызгы, жетыген и другие. В репертуаре оркестра около 3000 произведений отечественных и зарубежных композиторов – классиков – Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины, Л. Хамиди, Г. Жубановой, Е. Брусиловского, Ф. Шуберта, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Брамса, А. Моцарта, К. Сен-Санса и многих других. В разное время оркестром дирижировали композиторы Мукан Толебаев, Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев. С разнообразным репертуаром оркестр объездил десятки стран мира. Он является обладателем первой премии и звания лауреата IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953г.). Ему присвоены почетные звания "Заслуженный коллектив республики" (1967г.), "Академический" (1978г.), а 29 ноября 1984 года награжден орденом Дружбы народов. Сегодня главный дирижер оркестра, заслуженный деятель Казахстана, профессор Айткали Жайымов. Словом, достойным отзвуком всего огромного наследия, оставленного А.К. Жубановым национальной культуре, является широкое празднование 105-летнего юбилея академика, которое проходит в знаменательное время, когда музыкальная культура Независимого Казахстана осваивает новые рубежи развития и восхождения, а так же празднует 20-летие Независимости Республики Казахстан. Список использованной литературы 1. Аравин П.В. Ахмет Жубанов «Очерк творческой жизни». Алма-Ата, «Жазушы», 1966. – 80с. | |
Просмотров: 9583 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|