Бывая в учебных заведениях нашей республики, не перестаю удивляться: сколько у нас школ - хороших и разных, как говорится, "с лица не общим выраженьем..." Вот и сейчас я добралась до своей давней знакомой - директора средней школы № 7 поселка Энергетический Валентины Николаевны Масленко. Казалось бы, школа рядышком, а дороги все уводили в сторону... Школа Валентины Николаевны интересна тем, что она самая обычная, общеобразовательная. Здесь нет какого-то элитного Отбора детей. Надо учить всех - талантливых и середнячков, послушных и "хронических нарушителей"... А разговор наш начался необычно. Я спросила: есть ли у директора школы какое-то приоритетное направление, то, чему она уделяет самое большое внимание. И услышала неожиданное: основное направление школы - развить в ребенке человечность, понимание прекрасного... В самом деле, много лет почему-то считалось, что главная задача школы - готовить детей для поступления в вуз. По проценту поступления судили, хорошо ли работает школа. Говорят, на западе школы так и работают. Учитель там дает уроки и все. Воспитывает ребенка семья, дом. Но скажите, какое воспитание юному человеку сегодня могут дать сами растерявшиеся, зачастую безработные родители, озабоченные лишь добыванием куска хлеба насущного? - Вы знаете, - сказала Валентина Николаевна, - есть такой известный российский педагог Окунев, так вот он как-то сказал, что школа является "дьявольским учреждением". Бог сказал, что надо воспитывать людей на природе, а мы их загнали в многоэтажное здание. Он сказал: говори, что хочешь, а мы требуем говорить, то, что говорим мы... Возможно, известный педагог и сгустил краски, но толика истины в его утверждении есть. Увы, школа для детей становится нелюбимым учреждением, а педагоги 7-й школы очень хотят, чтобы все дети приходили к ним с радостью. "Мы стараемся переориентировать наш коллектив: дети в школе должны жить. За это время учебы - 11 лет - им надо научиться терпеть и уважать друг друга, быть миролюбивыми, прощать друг другу ошибки. И вот на этой концепции, как на фундаменте, кирпичик за кирпчиком - строит Валентина Николаевна свою школу - школу Радости, Добра, Человечности. На первом месте - работа с родителями. Работает родительский лекторий. Понятно, есть дисциплинарный совет, совет профилактики. В новом законе об образовании появился новый термин -дивиантное поведение (по-старому - трудные дети). В школе таких ребят достаточно, работать с ними трудно, но необходимо. Сережа (имя заменено) - был условно осужден за кражу. Его приняли в спортивную секцию. Он увлекся и стал одним из лучших школьных спортсменов. Сейчас даже тренирует двух маленьких мальчиков. Все это произошло не случайно. В школе работает много интересных спортивных секций, и трудных ребят стараются вовлекать именно туда. В поселке есть собственное туристическое бюро, и это теперь очень удобно. Ребятам дают по недорогой цене автобус, и они едут в театр. В основном, в ТЮЗ. Там уже ребят знают как постоянных зрителей, в учительской висит репертуар всех алматинских театров. Недавно в школе открылась своя театральная студия. Как только она станет на ноги, обещали пригласить на премьеру... Я - театралка "с опытом", мне нравятся спектакли Бориса Преображенского на Новой сцене, я знаю, что это искусство, как никакое другое, пробуждает самые лучшие устремления души. И очень рада за школу, которая выбрала именно такой путь духовного роста своих воспитанников. Ежегодно в апреле кружковцы отчитываются о своей работе, на отчет приглашаются родители. Юные швеи-модельеры демонстрируют новые модели одежды, юные артисты выступают с концертом, "полиглоты" показывают сценки на иностранных языках. Когда все отмечали 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина, ребята устроили вечер при свечах "Любимые женщины Пушкина". Директор говорит, что несколько дней ходила под впечатлением... Здесь, вопреки тенденции времени, многие ученики пишут стихи, и даже выпускают на компьютере свою собственную газету "Школьник". Понятно, любовь к родине начинается с того места, где ты живешь. В школе все это замечательно воплощают на практике. Здесь есть прекрасный школьный музей, рассказывать о котором на страницах газеты надо отдельно. Работает программа "Ремесла предков". Есть хороший кружок макраме, кружок фитокартин. Была даже одна девочка, (в прошлом году она закончила школу), которая стала призером республиканского смотра по фитокартинам. (Фитокар-тины, объяснили мне, составляют из различного природного материала -листьев, веточек...) Увы, 7-я школа, как и многие другие, не избежала социального расслоения учащихся. Директор приводит цифры: более двухсот семей учащихся - малообеспеченные, около 160 матерей воспитывают ребенка без мужа, у многих нет работы. На особом учебе находятся 50 семей - самых малоимущих. Им школа старается помогать в первую очередь. 5 детей питаются в столовой бесплатно. В школе учатся 5 сирот, но, к счастью, все они попали под опеку родителей, которые могут им помочь, решить вопросы с одеждой, с обувью. Школа зарабатывает деньги, в основном, «а счет услуг по производственному обучению. Есть кабинеты информатики, автодела, швейного дела. Наибольший доход приносит кабинет информатики с Пентиумами, в котором с удовольствием занимаются и взрослые. Меня интересовало, как готовят учителя ребят к будущей взрослой жизни. Понятно, каждого из них за порогом школы ждут серьезные испытания, а именно такого опыта наша советская педагогика с ее богатым опытом не имела. - Вы мне очень сложный вопрос задали, - призналась Валентина Николаевна. - Мы должны детей учить приспосабливаться к жизненной ситуации, а мы привыкли больше идти по накатанной коллее. "Учи урок, а не знаешь: два тебе..." Что ни говорите, а профессия учителя накладывает на нас отпечаток консерватизма. Иногда это хорошо, иногда плохо. Но у нас работает очень хороший психолог. В 9-11 классах мы проводим много анкет, у нас есть Диагностические карты. Стараемся выявить личность ребенка. Увы, сейчас, в этой жизни и многие взрослые растерялись. Может, надо тренинги какие-то устраивать, сначала на себе попробовать?.. Недавно в редакцию пришло письмо из одной из сельских школ, где рассказывалось, что директор одним росчерком пера освободилась сразу от всех учителей-пенсионеров. В 7-й школе считают: в школе, как и в жизни, необходимы и опытные, пожилые учителя, и молодежь. Именно тогда педагогический коллектив будет оптимальным. Из 100 человек здесь работают 8 пенсионеров, и это, считает директор, и так уж и много. Здесь собрали замечательных педагогов, настоящих звезд, и, что немаловажно, школе хороший педагогический климат. Галина Васильевна Гашкова - очень грамотный учитель русского языка и литературы. Математик Мария Александровна Врублевская замечательно работает с детьми индивидуально, ребята ее обожают. Заместитель директора по воспитательной работе Людмила Иосифовна Куцебо когда-то училась институте культуры, сама прекрасно пишет сценарии не только для школьных мероприятий, но и для районных. Заместитель директора по методической работе Бибинур Абеновна Сагаталиева рассказала мне, что их школа входит в ассоциацию инициативных школ республики. На ее базе организуются республиканские семинары. Здесь работает филиал Малой академии наук. В феврале состоится областная конференция Малой академии наук. «Надеюсь, что там наши дети выступят достойно". Кстати, несмотря на то, что директор неоднократно подчеркивала, что школа у них обычная, главное для них - сделать школу для каждого ребенка Домом радости, учебные показатели у них очень хорошие. По итогам районных предметных олимпиад школа заняла 6 первых мест. 28 из 52 выпускников прошлого года после тестирования получили государственные гранты и кредиты, скромно соощили мне. Хотя учебные успехи, на мой взгляд, обоснованно вытекают из концепции воспитательной учебной работы школы. У учителей, которые учат вдохновенно, не может быть плохих учеников. Дети которые ходят в школу с удовольствием, которым каждый день повторяют, что они умны и талантливы, будут талантливы. Закончила наш разговор Влентина Николаевна неожиданно: "Фронтальная проверка показала, что у нас много пока недостатков. Будем их устранять". Ну что ж, на то и проверяющие, чтобы находить ошибки. Да и директор далека самоуспокоенности. "Дел много, работы много, стоять на месте нельзя..." Вот такая школа. Такие учителя здесь работают, такие ученики здесь учатся. Станут ли когда-нибудь все наши школы Домами радости для своих учеников? Л. МАНАННИКОВА Из книги «Здесь мысли утонченный цвет…», изд. «Глобус», 2000 г. Послесловие автора: Время, к сожалению, не стоит на месте. Валентина Николаевна уже не директор школы, а просто учитель математики в СШ № 38 п. Энергетический. Тем не менее, она в творческом поиске, у нее много работы, идей. На месте она не сидит. Но может быть в этом как раз и заключаются вкус и цвет жизни…
|