Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Фортепианные циклы Ахмета Жубанова
Преподаватель высшего уровня квалификации первой категории Потякина В.В.
Преподаватель сольфеджио и фортепиано школы искусств «Мерей» с. Бишкуль.

Фортепианные циклы Ахмета Жубанова
В творчестве композиторов 20 века получила интенсивное развитие камерно – инструментальная музыка, в том числе и фортепианная. В казахском профессиональном искусстве ведущее место в создании камерно – инструментальной музыки принадлежит академику Ахмету Жубанову.
Труды А.Жубанова посвященные проблемам музыкознания составляют теоретическую основу для изучения отечественного инструментального искусства. Как известно, параллельно с обширной общественной, организаторской деятельностью, А. Жубанов занимался композицией: делал обработки, создавал оригинальные фортепианные пьесы.
Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве А.Жубанова. Широко известны его «Десять таджикских танцев», «Восемь казахских танцев» и «5 пьес для кобыза или скрипки».
Не случайно, для многих композиторов именно жанр миниатюры становится своеобразной творческой лабораторией, в которой идут интенсивные поиски новых тем, смелые эксперименты в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.
В фортепианном творчестве А.Жубанова господствующее место занимает жанр, связанный с образами движения – танец. Подобное жанровое пристрастие создает в искусстве композиторов особую атмосферу жизнерадостности. Ясность конструктивной формы, продуманность драматургии сообщают двум фортепианным циклам особую привлекательность.
«Таджикские танцы» и «Казахские танцы», которые не являются танцами в собственном смысле слова, а скорее жанровыми музыкальными картинами. Следуя по стопам А.В.Затаевича, еще в 20х годах ,создавшего несколько серий фортепианных миниатюр на кахахские темы, автор, однако, не копирует уже найденные приемы. Он настойчиво ищет свои особые формы фортепианного изложения, каждый раз по новому преломляя отдельные элементы вокальной и инструментальной мелодики. Так, например, в четвертом «Казахском танце» в балладно – повествовательном плане он использует драматические интонации из домбровой пьесы Курмангазы «Кызыл кайын»(«Красная береза»).
Что же касается «Таджикских танцев» , то танцевальное начало в них проявляется гораздо более ярко благодаря тому, что композитор весьма удачно использует имитацию восточного ударного инструмента - бубна, на фоне которого звучат томные и изящные танцевальные мелодии, отдаленно напоминающие народные песни – танцы Средней Азии.
Спецификой музыки танцевального жанра является строгая метрическая и ритмическая организация материала. Общеизвестно: ритм в танце выступает гласным элементом, определяющим характер танца. Поражает чеканность ритма, его устремленный характер. У восточных народов (узбеков, таджиков, туркмен и др) в качестве аккомпанирующего пласта выступает народный инструмент - дойра. Работая в филармонии ,А. Жубанов непосредственно общался с представителями разных национальных культур и был знаком с особенностями этого жанра народного творчества. Именно это обстоятельство послужило тому, что таджикские танцы композитора пронизаны характерной ритмической формулой, определяющей динамику движения музыки. В большинстве пьес ритмо - формула заявлялась уже во вступлении и на ряду ,с ладо – тональной настройкой имела характерный ритмический заряд.
Другим важным фактором в формообразовании танцев являются периодичность тем, четкие структурные деления частей формы, ярко выраженная репризность. Небольшие связки в пьесах призваны оттенять контраст (ладовый, регистровый или фоктурный) и подготавливают новые тематические построения.
Интонационную основу «Таджикских танцев» составили некоторые мелодии из сборника «Таджикские народные мелодии». Поэтому песенная форма и приемы мелодического развития повлияли на построение тем.
Значительную роль во внутреннем единстве танцев играют органные пункты. Они представлены не только в виде неподвижного баса, но также в виде вычленений мелодической фигурации, на фоне которой излагается тема.
Фортепианный цикл «Восемь казахских танцев» является классикой детской профессиональной музыки Казахстана. В отличии, от «Таджикских танцев» в данном цикле все пьесы имеют название, то есть программный замысел – заголовок. Например ,«Аксак кулан» («Хромой саврасый»), «Жайлау» («Летовка»_, Кыз Акжелен» («Девичий Акжелен»), Кызыл кайын» («Красная береза»), «Керуен» («Караван»), «Саранжап», «Акжелен», Би куйи» («Танцевальный кюй»).
Каждая из них содержит свое образное состояние и пронизана единым настроением. В отдельно взятой пьесе отсутствует так таковое развитие, в ней преобладает одно избранное состояние. Все они отличаются своеобразным колоритом, тембровой красочностью, связанной с регистровыми сопоставлениями различных мотивов.
Композитор не только использовал народные темы, но тесно связал свое творчество с народно – песенными инструментальными истоками музыкального языка. В казахских танцах мы видим прозрачность гармонии и ясность фортепианной фактуры, благодаря чему казахские народные темы обогащаются своеобразными гармоническими красками и не теряют подлинного народного звучания.
В тематическом и интонационном отношении они близки к казахской инструментальной музыке, в особенности к кюям. Это находит отражение, прежде всего, в фактурной подаче мелодии, в ее 2х -голосном изложении, с характерными кварто – квинтовыми интонациями. Ассоциативные связи с кюем возникают за счет особенности формообразования. Танцы построены по принципу рондообразности или вариационности с различными изменениями тем. Следует отметить , что в основе некоторых танцев взяты темы известных кюев, в частности «Саранжап» и «Кыз Акжелен». Танец «Би Кюй» фактически является переложением кюя для фортепиано. Ввиду того , что изложение музыкального материала приближается к инструментальным кюям, тема в «Казахских танцах» вырастает из небольшой интонации – ячейки. Нередко при помощи секвентного проведения начальной интонации(«Саранжап»), путем вариантных преобразований («Жайлау») или тематического развертывания(«Акжелен»). В пьесе «Аксак кулан» все внимание сосредоточено на одном ритмическом рисунке, выраженном пунктирно. Погружение в одно эмоциональное состояние создает особую напряженную статику музыкального процесса.
Особую целостность циклу «Восемь казахских танцев» сообщает связь между пьесами, прослеживаемая на разных уровнях. Большинство танцев объединяют токкатная жанровость, а также наличие общих форм движения по горизонтали (различные связки , переходы).
Возможно, в связи с тем обстоятельством, что А. Жубанов озаглавил данный цикл танцами, он стремился облечь пьесы в 3х частную форму или рондообразную, но с элементами вариационного метода развития.
В данном цикле А.Жубанову удалось тонко передать жанровые и стилистические особенности казахского фольклора.
Оба фортепианных цикла А.Жубанова по яркости мелодии, динамики движения, контрастности сопоставления танцев, особой музыкальной выразительности вполне вопоставимы со «Славянскими танцами « А.Дворжака, в основу которых также положены исконно народные мелодии. Все они близки по приципам развития и строению форм пьес.
Пять пьес для кобыза, скрипки и виолончели с фортепиано, написанные А.Жубановым в разное время, как: №Весна», «Ария», «Романс», «Жес кийк», «Вальс» вошли в репертуар исполнителей на смычковых инструментах. Часть этих пьес звучит в камерном, эстрадном оркестрах, не говоря о массовых и сольных танцах, поставленных и часто исполняемых с эстрады и по телевизору.
Несмотря на то, что с момента появления обоих циклов прошло достаточно времени, они по прежнему привлекают к себе внимание как исполнителей, так и слушателей.
Фортепианные пьесы А.Жубанова составили основу дальнейшего развития фортепианного искусства в Казахстане. Творческий поиск Жубанова в вопросах создания национальной фортепианной фактуры, адекватных форм звучания в специфически фортепианном изложении во многом облегчил задачи следующим поколениям композиторов республики Казахстан.

Список использованной литературы

1. Аравин П.В. Ахмет Жубанов «Очерк творческой жизни». Алма-Ата, «Жазушы», 1966. – 80с.
2. Гизатов Б. Академик Ахмет Жубанов. Очерк творческой жизни. Алма-Ата, «Жазушы», 1972. – 268с.
3. Жұбанов А. (Құрастырғандар Н.С. Кетегенова, А.Қ. Омарова). – Алматы: «Өнер» баспасы, 2006. 200 бет + 16 бет жапсырма.
Категория: Личности | Добавил: bukirova (2012-01-12) | Автор: Потякина Виктория Викторовна E
Просмотров: 5352 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru