Главная » Статьи » Личности |
Сегодня никто не сомневается в необходимости изучать не только массовые движения и закономерности исторического процесса, но и деятельность конкретных людей, их образ мыслей, особенности воспитания, их устремления, идеалы и предрассудки. Все согласны с тем, что важно говорить на уроках об индивидуальных чертах исторических деятелей. Актуальность темы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. Главное при изучение исторической личности, всесторонняя оценка ее деятельности, ее роли в истории. Разногласия возникают тогда, когда речь заходит о способах и путях знакомства учащихся с ролью личности в истории. Я хочу рассказать об одном из подходов к характеристике исторической личности. Работа строится следующим образом. Учащиеся сначала записывают в тетрадях фактический материал – сведения о жизни исторического деятеля, о его поступках, особенностях характера и суждения о нем современников. При этом учитель обращает внимание на противоречивые черты характера, на непоследовательность его поведения в разных ситуациях. Ученики высказывают свою точку зрения на отмеченные противоречия. Завершается эта работа анализом сделанных учениками выводов на основе правил Дейла Карнеги. Разумеется, что применение правил Карнеги предполагает предварительное знакомство с ними в начале учебного года. Приведем пример работы с материалом, характеризующим историческую личность. На уроке в 8 классе по теме «Германия» речь идет об объединении Германии и о роли Отто фон Бисмарке (1815-1898). Учащиеся знакомятся с биографией германского канцлера: - В бурной юности увлекался охотой, спортом, обладал крепким здоровьем, любил обильную еду и вина. Провел 27 дуэлей на рапирах, за что получил прозвище «Дикий юнкер». - В славной зрелости – канцлер Пруссии Германской империи, блестящий дипломат, имя его вызывало трепет, страх и уважение. - В оскорбленной старости – алкоголик и наркоман. - Путем подделки документа нашел повод для войны с Францией. Унизил ее, провозгласив в Версале объединение Германии. Приступив к анализу жизни и деятельности Бисмарка, учащиеся сделали предварительный вывод: Бисмарк – неординарная и противоречивая личность. В нем есть то, что привлекало и отталкивало от него людей. Для дальнейшего психологического анализа используется правило Карнеги, заполняется таблица. Не было еще гения без некоторой доли безумия. Сенека Правило Карнеги Отто фон Бисмарк Если мы хотим завоевать друзей, давайте приложим все силы, чтобы сделать что-то для других Объединил Германию и этим покорил сердца многих немцев. Доказал, что «великие вопросы эпохи решаются железом и кровью». В большинство своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, завистью и гордыней. Не оценил истинного положения дел, считал, что после смерти императора Вильгельма 1 он останется фактически главой государства. Однако он ошибся и был вынужден был уйти, затаив обиду на монарха. Будь мудрее других, если сможешь, но не говори им об этом. Бисмарк так и сделал, не сказав никому о подделке документа. Поэтому поступил «мудро». У человека всегда бывает два мотива для всякого поступка: первый, который красиво выглядит, и второй – подлинный. Он обычно так и делал. Поэтому война с Францией, сочетавшая в себе элементы борьбы за национальное единство и захватнические цели, представала в официальной пропаганде, как справедливая. Завершив психологический и исторический анализ деятельности Бисмарка, учащиеся сопоставляют высказывания его современников: « Бисмарк сделал по – юнкерски, прогрессивное историческое дело», « 27 лет его правления навлекли на Германию ненависть всего мира». Анализ практики выявил затруднения учащихся и учителей в создании представления о личности, проявляющиеся в сложностях с отбором материала, нехваткой времени на уроке для всестороннего рассмотрения той или иной персоны. Строгое соблюдение программы не позволяет более подробно останавливаться на изучении жизни и деятельности личности, поэтому этот материал в основном выносится на самостоятельное изучение. Это повышает интерес учащихся к историческим личностям, к самому предмету и повышает качество знаний по истории. Список используемой литературы. 1 Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной педагогики на уроках отечественной истории.// Преподавание истории в школе. 1999-№5, с.55-62. 2. Гетра П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе, М., 1988. 3. Гринин Л.Е. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность. №2 2010. 4. Ерохина М. С. Историческая личность: современные методики. Преподавание истории в школе . –1996./№ 6.– С.50 – 52 5. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. | |
Просмотров: 3953 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|