Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Диспут-клуб

Мыц Г.В., библиотекарь ССШ № 25 г. Актобе
Средняя специализированная школа № 25
с углубленным изучением английского языка г. Актобе
Библиотекарь Мыц Галина Владимировна

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое-
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки.
Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно – библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.) бережно обращаться с произведениями печати.
Доступность обучения реализуется в изложении материала. Общий признак выделяемых в ней методов – источник знаний. Таких источников три:
Практика, Наглядность, Слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился ещё один – книга, а в последние десятилетия всё сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Практический метод Наглядный метод Словесный метод Работа с книгой Видеоматериал
Опыт, упражнения, производительный
Труд. Иллюстрация, демонстрация наблюдений учащихся Объяснение, разъяснения, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут
Чтение, изучение, реферирование
Беглый просмотр, цитирование,
изложение, составление плана, конспекти-рование Просмотр, обучение, упражнение под контролем
«электронного учителя».

*Традиционный урок направлен на формирование знаний, умений и навыков на информирование учащихся
*Нетрадиционные формы урока нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала.( 4)
Основная роль в проведении библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должен воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно- библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребёнка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определённые требования:
- принцип системного подхода
- принцип преемственности;
- ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закрепления. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приёмов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объём материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в начальной школе.
Класс Тема занятия
1 классы Первое посещение библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой. Посвящение в читатели.
2 классы Знакомство с библиотекой (экскурсия) Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей.
3классы Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги.
Первые словари.
4 классы Книга и её создатели. Справочная литература.
Библиотечные уроки: копила коллективного опыта
Одной из важных задач работы библиотекаря с детьми 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса к книге в условиях несовершенства техники чтения. Библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность. Читателей- второклассников отличает интерес к книгам о природе и стремление к самостоятельности. Здесь рекомендуемые виды уроков: урок- объяснение, урок- беседа, урок- ролевая игра.
В третьем классе отрабатываются основные привычки читательского поведения:умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями, без помощи взрослого обнаружить недостаточность имеющихся знаний и найти нужную книгу в библиотеке.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в среднем звене
Классы Тема занятий Ответсвенные
5 классы Как построена книга. Систематический каталог. Актив библиотеки
Библиотекарь
6классы Библиографические указатели. Справочная литература Актив библиотеки
7классы Книга и её создатели, Периодические издания для младших подростков. Библиотекарь
8классы Справочно – библиографический аппарат библиотеки. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Библиотекарь
9классы Методы самостоятельной работы с литературой. Периодические издания для старших подростков. Библиотекарь
Ведущим мотивом чтения пятиклассников становится познавательный, и книга для них – уже не только источник удовольствия, но и реальных, необходимых знаний. Это время усваивать разницу между художественным и познавательным текстом. У шестиклассников уже начинает исчезать неопределённость познавательных интересов, растёт доверие к собственному опыту, они осознают не только познавательную, но и воспитательную функцию чтения. Современные семиклассники склонны читать приключенческую литературу, детективы.
К 8-9 классам формирование ребёнка – читателя подходит к завершению.. В целом, у подростков есть познавательный интерес к чтению и книге, хотя приоритетным занятием чтение они не считают.
Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки.
Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней вызывают а, следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами – предметниками, и равным образом предполагает наличие трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Познавательный аспект
*Формирование у учащихся знания видов и жанров публицистики.
*Изучение специфики жанра очерковой литературы.
*Применение полученных знаний и умений для создания портретного очерка.
Развивающий аспект
*Развитие мышления, речи(обогащения и усложнение словарного запаса, усвоение содержания понятий, используемых в публицистической литературе: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, обзор и др.)
*Развитие навыков работы с текстом с применением технологий развития критического мышления.
*Развитие восприятия специфики жанра «очерк», с опорой на публицистические приёмы, публицистические интонации, документальность и язык изложения.
Воспитательный аспект
*Воспитание информационной культуры (культура чтения, культура обращения с книгой, культура самообразования)
*Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
*Воспитание культуры общения.
*Формирование навыков работы в команде.(2)
Класс Тема занятия Ответственный
10 классы Техника интеллектуального труда 2 часа Учитель,Библиотекарь
11 классы Информационные технологии 1 час Учитель, Библиотекарь
Задачи библиотеки – всеми способами стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы, обучать их алгоритмам самостоятельного творческого поиска и использования литературы, как можно шире раскрывать перед подростками круг библиографических источников, знакомить со справочным аппаратом библиотеки, с прикнижными списками литературы.
Для воплощения этих подходов рекомендуется использовать самые разнообразные формы библиотечных уроков: библиомаркетинг, библиопутешествие, КВН, игру – путешествие, библиосериал, инфокомпас …..
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения форм сотрудничества педагогов и школьного библиотекаря на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки. Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса. Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнёра педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных(умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
Организаторских ( умение организовывать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных( умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь),
Проектировочных( умение планировать педагогическую деятельность, учитывать её, использовать дидактические материалы), гностические( умение вести самообразование, самосовершествование)(3)
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании. Школьная библиотека – участник педагогического процесса, так как совместно с учителями предметниками применяет различные методические приёмы, педагогические и информационные технологии. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. В.А. Сухомлинский ещё в середине XX века писал, что «Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения»
В работе библиотекаря интерактивные методы используются при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность.(1)
Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации, формируют библиотечно- библиографическую грамотность. В этом случае огромную помощь оказывают и учителя предметники.
Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя.
Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса. Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей,
Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.(2)
Литература:
1. Стародубова, Г.А, Библиотечный урок/ Основы информационной культуры: сборник мет. Материалов/ 1999.
2. Невежина,Т.В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки// Школьная библиотека. -2008 - №1.
3. Жук, О.Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников// Школьная библиотека.-2009.-№1
4. Попова, Т. Школьная библиотека и её роль в системе воспитательной работы школы// Школьная библиотека.2001.-№2.
Категория: Диспут-клуб | Добавил: ирэн (2012-05-21) | Автор: Мыц Галина Владимировна E
Просмотров: 3179 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru