Главная » Статьи » Диспут-клуб |
Средняя специализированная школа № 25 с углубленным изучением английского языка г. Актобе Библиотекарь Мыц Галина Владимировна БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чём главное дело. К.Д.Ушинский Библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно – библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.) бережно обращаться с произведениями печати. Доступность обучения реализуется в изложении материала. Общий признак выделяемых в ней методов – источник знаний. Таких источников три: Практика, Наглядность, Слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился ещё один – книга, а в последние десятилетия всё сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Практический метод Наглядный метод Словесный метод Работа с книгой Видеоматериал Опыт, упражнения, производительный Труд. Иллюстрация, демонстрация наблюдений учащихся Объяснение, разъяснения, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут Чтение, изучение, реферирование Беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспекти-рование Просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного учителя». *Традиционный урок направлен на формирование знаний, умений и навыков на информирование учащихся *Нетрадиционные формы урока нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала.( 4) Основная роль в проведении библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должен воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно- библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребёнка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определённые требования: - принцип системного подхода - принцип преемственности; - ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы. Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закрепления. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д. Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приёмов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объём материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в начальной школе. Класс Тема занятия 1 классы Первое посещение библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой. Посвящение в читатели. 2 классы Знакомство с библиотекой (экскурсия) Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. 3классы Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. Первые словари. 4 классы Книга и её создатели. Справочная литература. Библиотечные уроки: копила коллективного опыта Одной из важных задач работы библиотекаря с детьми 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса к книге в условиях несовершенства техники чтения. Библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность. Читателей- второклассников отличает интерес к книгам о природе и стремление к самостоятельности. Здесь рекомендуемые виды уроков: урок- объяснение, урок- беседа, урок- ролевая игра. В третьем классе отрабатываются основные привычки читательского поведения:умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями, без помощи взрослого обнаружить недостаточность имеющихся знаний и найти нужную книгу в библиотеке. Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в среднем звене Классы Тема занятий Ответсвенные 5 классы Как построена книга. Систематический каталог. Актив библиотеки Библиотекарь 6классы Библиографические указатели. Справочная литература Актив библиотеки 7классы Книга и её создатели, Периодические издания для младших подростков. Библиотекарь 8классы Справочно – библиографический аппарат библиотеки. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Библиотекарь 9классы Методы самостоятельной работы с литературой. Периодические издания для старших подростков. Библиотекарь Ведущим мотивом чтения пятиклассников становится познавательный, и книга для них – уже не только источник удовольствия, но и реальных, необходимых знаний. Это время усваивать разницу между художественным и познавательным текстом. У шестиклассников уже начинает исчезать неопределённость познавательных интересов, растёт доверие к собственному опыту, они осознают не только познавательную, но и воспитательную функцию чтения. Современные семиклассники склонны читать приключенческую литературу, детективы. К 8-9 классам формирование ребёнка – читателя подходит к завершению.. В целом, у подростков есть познавательный интерес к чтению и книге, хотя приоритетным занятием чтение они не считают. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки. Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней вызывают а, следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами – предметниками, и равным образом предполагает наличие трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного. Познавательный аспект *Формирование у учащихся знания видов и жанров публицистики. *Изучение специфики жанра очерковой литературы. *Применение полученных знаний и умений для создания портретного очерка. Развивающий аспект *Развитие мышления, речи(обогащения и усложнение словарного запаса, усвоение содержания понятий, используемых в публицистической литературе: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, обзор и др.) *Развитие навыков работы с текстом с применением технологий развития критического мышления. *Развитие восприятия специфики жанра «очерк», с опорой на публицистические приёмы, публицистические интонации, документальность и язык изложения. Воспитательный аспект *Воспитание информационной культуры (культура чтения, культура обращения с книгой, культура самообразования) *Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. *Воспитание культуры общения. *Формирование навыков работы в команде.(2) Класс Тема занятия Ответственный 10 классы Техника интеллектуального труда 2 часа Учитель,Библиотекарь 11 классы Информационные технологии 1 час Учитель, Библиотекарь Задачи библиотеки – всеми способами стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы, обучать их алгоритмам самостоятельного творческого поиска и использования литературы, как можно шире раскрывать перед подростками круг библиографических источников, знакомить со справочным аппаратом библиотеки, с прикнижными списками литературы. Для воплощения этих подходов рекомендуется использовать самые разнообразные формы библиотечных уроков: библиомаркетинг, библиопутешествие, КВН, игру – путешествие, библиосериал, инфокомпас ….. Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения форм сотрудничества педагогов и школьного библиотекаря на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки. Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса. Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнёра педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных(умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности), Организаторских ( умение организовывать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных( умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь), Проектировочных( умение планировать педагогическую деятельность, учитывать её, использовать дидактические материалы), гностические( умение вести самообразование, самосовершествование)(3) Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании. Школьная библиотека – участник педагогического процесса, так как совместно с учителями предметниками применяет различные методические приёмы, педагогические и информационные технологии. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. В.А. Сухомлинский ещё в середине XX века писал, что «Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения» В работе библиотекаря интерактивные методы используются при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность.(1) Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации, формируют библиотечно- библиографическую грамотность. В этом случае огромную помощь оказывают и учителя предметники. Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя. Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса. Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.(2) Литература: 1. Стародубова, Г.А, Библиотечный урок/ Основы информационной культуры: сборник мет. Материалов/ 1999. 2. Невежина,Т.В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки// Школьная библиотека. -2008 - №1. 3. Жук, О.Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников// Школьная библиотека.-2009.-№1 4. Попова, Т. Школьная библиотека и её роль в системе воспитательной работы школы// Школьная библиотека.2001.-№2. | |
Просмотров: 3179 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|