Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
2017-02-12, 10:33 AM | |
Восстание на Мангистау в 1870 г. Цель: Углубить знания учащих о жизни батыров Иса- Досана. Задачи урока: Образовательная: Изучение особенности восстания, раскрыть роль личности в истории, показать актуальность знаний по данной теме; Воспитательная: Воспитание уважения к истории страны, культуры умственного труда, развитие чувства казахстанского патриотизма; Развивающая: Продолжить работу над привитием навыков поисково-исследователь ской работы, способствовать овладению технологией исследования на основе исторических источников, работать с дополнительной литературой, давать оценку в роли личности в истории. Тип урока: Урок обобщения и систематизации. Методы: словесный, наглядный, исследовательский. Межпредметные связи: Всемирная история, казахская литература. Оборудование: Хронологическая таблица: «Восстание 1870 г. на Мангистау», энциклопедия Мангистау, Карта Казахстана, схема «Положительные и отрицательные последствия реформы 1867-1868 гг.», Материалы периодической печати и Интернет-ресурсов, эпиграф, исторические понятия. Ход урока 1. Организационный момент «Мечта героя -служить народу. Цель героя -прославить народ!» 2. Вступительное слово учителя: Полуостров Мангышлак известен с незапамятных времен. О нем упоминается в рукописях, как любознательных древних греков, так и скрупулезных персидских историков, и неутомимых арабских путешественников. Немало было написано о местной природе и людях, населявших эти необычные края, и в более позднее времена в средневековой Европе. Но особый интерес в мире Мангышлак начал вызывать после того, как Средняя Азия стала колонией Российской империи. В отличие от других регионов Казахстана на полуострове Мангышлак фактическое введение «Временного положения» относится к 1870 г. Адаевцы- это древнейшие казахское племя, состоявшее из 27 отделений, из покон веков, населявших полуостров. Проведение среди них «Временного положения» означало ликвидацию последнего очага независимости казахского народа. В местности Бузачи под руководством Досана Тажи улы и Исы Тленбай улы собралась около 200 вооруженных казахов. Тема нашего урока: «Восстание на Мангистау в 1870 году» Прежде чем мы приступим к ее изучению, мы должны вспомнить положительные и отрицательные последствия реформы 1867-1868 года для казахского народа, выяснить, что послужило поводом и причиной восстания 60-70-х годов. Должны самостоятельно изучить вопрос и «Восстание на Мангистау в 1870г.» составим сравнительную таблицу, выясним особенности и сделаем вывод о роли этого восстания для казахского народа. 2. Повторение положительных и отрицательных последствий реформы. Положительные последствия: 1. Открылись благоприятные возможности для приобщения хозяйства казахов капиталистической экономике России. 2. Стали рушиться патриархально-средневековые порядки. 3. Между отдельными областями Казахстана налаживались экономические связи. 4. Расширялось товарное производство. 5. Началось развитие капиталистических отношений. Отрицательные последствия: 1. Усилился колониальный гнет народа. 2. Изымались земли кочевников. 3. Увеличились налоги. 4. Действие чиновников обостряли и без того тяжелое положение трудящихся. 5. Новые правила землепользования (земли были объявлены государственной собственностью. Это было чуждо веками сложившимся при представлении кочевников о земле. 6. Государственные земские сборы и повинности. 7. Ясачный сбор со скота. 8. Покибиточный сбор. 9. Билетный сбор. 10. Представления подвод войскам. 11. Бедные и богатые платили одинаково. 12. Харадж- 1/10 часть снятого урожая. 3. Изучение нового материала. Ребята, повторим с вами материал, я прошу найти в с.169 прочитать и записать вывод о том, что послужило поводом и причиной восстания в 1870 г, Выполняя это задание учитель проводит контроль и коррекцию знаний и формирует умение выделять у учащихся главное, делать выводы. Выводы: Реформа 1867-1868 гг, на Мангистау, царизм рассчитывало ускорить колонизацию и освоение Казахстана в интересных растущей промышленности империи. 4. Самостоятельная работа. - Казахский народ выступил против усиления колониального гнета царизма. Первыми выступившие крестьяне Уральска и Тургайской области и 1870 г. восстание началось на Мангистау. Задание 1. Прочитайте с167 - 170, оформить краткую запись материала в виде сравнительной таблицы восстаний (контроль и коррекция знаний умение выделять ключевые слова и понятие, делать сравнение и вывод). Вывод (на таблице): Восстание казахских крестьян Тургайской, Уральской области и на Мангышлаке нашли антифеодальный антиколониальный характер. Они способствовали пробуждению классового самосознания народа. Хотя восстание носило локальный характер, однако его географические рамки были весьма широки – почти весь Западный, часть северного Казахстана были охвачены выступлениями казахских крестьян, усложнившими или осуществление «Временного положения» Задание 2. Составьте хронологию развития события, связанных с восстаниями 1868 -1869 годов, проследить, что явилось основной причиной поражения восставших. Хронологическая таблица восстания 1868 – 1869 годов. 1868г. – начало восстания 1869г. – восставшие контролировали всю территорию на севере и юге 6 мая 1869 г –атаковали отряд фон Штемпели и одержали победу, вторая часть восставших преследовала отряд майора Приорова и вынудила его отступить. С марта по июнь 1869 г – нападают на аулы султанов, баев и т.д. 10 июня 1869 г – министр Милютин велел положить конец восстанию и направил войска на подавление восстания. В 20-х числах июня 1869 г – часть восставших отделилась от основных сил и пришла с повинной. 1869г – восставшие отступили в безводную пустыню; восстание было подавленно. Хронологическая таблица восстания 1870г . 1870 г – начало восстания. 2 марта 1870 г – Рукин с отрядом едет в степь, чтобы остановить перекочевку адаевцев. 22 марта – восставшие окружили отряд Рукина. 24 марта – остатки отряда сдались, Рукин застрелился. 5 апреля – восставшие атаковали Николаевскую станицу и Александровский форт. Конец мая – с Кавказа в Мангышлак были переброшены значительные военные силы, восстание было жестоко подавленно. 1873 г – вспыхнуло новое 3 восстание адаевцев. Вывод: Царизм жестоко расправился с участниками восстания. Кавказская военная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тысяч кибиток. Кибиточную подать и разные сборы на сумму 57901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов. Сравнительная таблица восстаний Восстания 1868 – 1869. восстание в Тургайсой и Уральской области. Сиал Туркебайулы, Беркин Оспанулы Восстание в 1870 г. в Мангистау Досан Тажиулы, Иса Тленбайулы. Схожие черты Отличительные черты Причины, повод Выезд комиссии для введения в жизнь положения. Усиление колониальной политики и ухудшение жизни кочевников. Угрозы пристава Рукина. Усиление колониального гнета. Усиление колониального гнета. Ухудшение жизни кочевников. Цели. Избавиться от податей. Сохранить свободу перекочевок. Отменить продажу земли. Не назначать уездных начальников Цели те же, что и у восставших в Уральской и Тургайской областях. Подати. Свобода перекочевок. Отмена продажи земли. В Мангистау антифеодальные требования отсутствовали. Движущие силы Казахские шаруа. Казахские шаруа, казахские наемные рабочие. Шаруа. Впервые в Мангистау наемные рабочие. Причины поражения. Историческое значение. Плохо вооружены и разобщены. Большая численность войск- 1700 человек. Наличие пушек. Участие губернатора. Предательство среди восставших. Отступление в пустыню. Большая численность войска царских войск. (вооружены, плохое вооружение. Отступление в пустыню) В первом восстании предательство среди восставших. Было национально – освободительным. Сливалось с освободительной борьбой русского народа. И было направлено против колониализма и социального угнетения. Сообщение учащегося «Иса – батыр» и «особенности восстания на Мангышлаке». Чтение стихотворения Т. Медетбекова «Досан батыр аштығы» VI. Применение знаний. Обсуждение заданий на доске. 1. Дать оценку деятельности Иса- Досан батыра 2. какой характер носило восстание под руководством Иса – Досана? VII. Иса – Досан батыры остались в памяти народа, как выдающиеся личности своего времени. В условиях колониального гнета им удалось объединить и поднять свой род против произвола царизма. Гибель героев и поражения восстания не сломили свободный дух жителей полуострова. А обрели ее окончательно 16 декабря 1991 года, когда был принят «Закон о независимости РК» VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащегося. IX. домашнее задание: вопросы, документальный материал | |
Просмотров: 1879 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|