Цель урока: 1. Повторение и обобщение знаний, полученных учащимися в ходе предыдущих уроков, начиная с республики и империи в Риме, заканчивая расцветом римской культуры и искусства, а также падением империи и рабовладельческого строя. 2. Развивать у учащихся навыки публичного выступления, умения анализировать и систематизировать учебный материал. Способствовать воспитанию интереса к истории древнего мира в целом. 3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности, коллективизма. Различный уровень заданий должен способствовать самореализации и повышению самооценки каждого, даже самого слабого ученика. Форма урока: устный журнал. Тип урока: повторительно-обобщающий. Оборудование: страницы исторического журнала, плакат с архитектурными строениями древних римлян, кластер «Говорящие слова», карточки для словарной работы, карточки для самостоятельной работы, Карта Древнего Рима. Ход урока: I. Организационный этап: настрой учащихся на активную работу для повторения изученного материала. Сегодня мы завершаем изучение раздела по истории одного из великих и могущественных государств древнего мира – это Древний Рим. На уроке мы закрепим полученные ранее знания, всё, что узнали о Древнем Риме ранее. Это и образование республики в Риме, становление империи, искусство и культура Древнего Рима, а также повторим, почему и как такая великая империя пришла в упадок, и как это отразилось на мировом ходе истории. Сегодняшний урок я предлагаю нам провести в виде устного журнала, который называется: «По страницам Древнего Рима». Он состоит из различных страниц и рубрик, некоторые из которых включают в себя задания разных видов, которые нам предстоит выполнить. II. Основной этап: 1-я страница: нашего журнала называется : «Рим в эпоху республики». На этой страничке вас ждёт рубрика «Блиц- опрос». (Фронтальный опрос). 1.С чьим именем связывают образование Рима? (Ромул и Рем, легенда). 2.С какого года берёт своё начало город Рим? (753 г. до н. э.) 3.Как называется период от Ромула до Тарквиния? (Царский - 753-509 г. до н. э.; легенда о Тарквинии). 4.Годы существования Римской республики? (509-27 г. до н. э.). 5.В чём отличие республики от царского правления? (В республике органы власти выборные, в империи передаются по наследству). 6.Назови виды народных собраний? (Центуриаты, Курии, Собрание Трибы). 7.Как называется главный орган власти в Римской Республике? (Сенат 300 лет). 8.Какой была внешняя политика Рима? (Агрессивной). 9.»Пиррова» победа? (Бессмысленная победа греков на территории Италии). 10.С кем велись пунические войны? (Карфаген). 11.Сколько пунических войн было? (3). 12.Чем закончились? (1- Сицилия; 2- Испания; 3- разрушен Карфаген). 13.как называлась родовая знать? (Аристократия). 14.Кто такие патриции? 15.Кто такие плебеи? 16.Где римляне брали рабов? (Военные походы). 17.Гладиаторы - ? ( Рабы, сражающиеся на арене перед зрителями). 18.74-71 г. до н. э.? (Восстание Спартака). 2-я страница нашего журнала называется «Рим в эпоху империи» с рубрикой « Слова и их значения». Я поднимаю карточку со словом, а вы отвечаете, что это слово означает. 1.Гай Юлий Цезарь – с его именем связан распад Римской республики. 2.Принцепс – титул первого гражданина. (Октавиан Август). 3.Диоклетиан – император Рима, у которого появились помощники. 4.Августейшие – помощники императора. 5.Цезари – наследники престола, помощники Августейших – их 2. 6.Доминант – неограниченная власть в Риме. 7.Гражданство – особый статус, только для жителей г. Рима, для провинциалов только после 25 лет службы в римской армии. 8.Колоны – крестьяне- арендаторы земли. 9.Рабы – пленные, должники. 10.Константин I – император, поделивший империю между своими наследниками. 11. 397 г. – раздел Рима на Западный и Восточный. 3-я страница называется «Искусство древнего Рима» с рубрикой «Говорящие слова». На доске находится плакат под названием «Искусство Древнего Рима». Сейчас мы разделимся на мини-группы по 2 человека. Каждая группа получит задание с определённым названием и словами помощниками. С их помощью вы составляете мини- рассказ по данной теме и у доски рассказываете. Заполни кластер: 4-я страница нашего журнала называется «Культурная жизнь римлян» с рубрикой «Покажи и расскажи». О нарисованной карте показать и назвать архитектурные объекты их особенности Форум, Колизей, Арка, Термы, Пантеон, Скульптуры, Акведуки. 5-я и последняя страничка нашего исторического журнала называется «Падение Западно-Римской империи» с рубрикой «Замкнутый треугольник». Перед вами лежат карточки, на которых вы видите числа от одного до 13. Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и два варианта ответа а и б. ваша задача, поставить на число именно ту букву, вариант ответа, которого вы считаете верным. 1.Восстания в империи начались из-за недовольства рабов и колонов. Почему? А)они получали малый доход; Б)облагались большими налогами. 2.Восстания участились в ? а)Риме; б)Галии. 3.В каком веке участились бунты в армии? А)III в. Б)III в. до н. э. 4.Великое переселение народов связанно с походами? А)готов; б)гуннов. 5.Гунны состояли из? А)12 родов; б)24 родов. 6.Правителем гуннов был? А)Аларих; Б)Аттила. 7.Почему готы сумели захватить «вечный город»? а)на их сторону перешли рабы и колоны; Б)их армия была сильней римской. 8.Три дня грабили Рим в 410 году? А)готы; Б)гунны. 9.Германские племена, которые захватили Рим 455 году из Сев. Африки? А)Вандалы; Б)Готы. 10.Первого и последнего императора Римской империи звали? А)Юлий Цезарь; Б)Ромул. 11.Западно-Римская империя была разрушена? А)в 476 г.; Б)в 455 г. 12.После падения западно-Римской империи? А)разрушен рабовладельческий строй; Б)разрушен античный мир. 13.Символы власти Римской империи плащ и диадема были переправлены в город? А)Константинополь; Б)Помпеи. III. Итог урока – выставление оценок: Итак, мы повторили все страницы нашего исторического журнала по Древнему Риму. Подведём итог наших знаний – какой след в истории оставила цивилизация Древнего Рима? - По римскому образцу в провинциях стали возводить города, во многих городах появились амфитеатры, цирки, театры, библиотеки. - Латинский язык распространился и в других странах, все учённые Западной Европы стали разговаривать и писать на латыни, многие годы латинский язык был языком науки и играл взаимосвязующую роль. названия болезней и лекарств тоже до сих пор пишутся на латинском языке. - Календарь, которым мы пользуемся до настоящего времени, был создан по указанию Юлия Цезаря (латинские названия месяцев: сентябрь, декабрь, июль, август используются в нашем языке до сих пор). - Великолепная архитектура и скульптура, которая является мировым достоянием сохранились до наших дней.(Колизей, пантеон, амфитеатры, акведуки). - Секрет их быстрого строительства, римляне первые изобрели цемент. - В Римской империи зародилась новая религия ставшей сегодня всемирной - это христианство. Одна из главнейших причин падения римской империи – это рабовладельческий строй и его разложение. С падением Рима пал и рабовладельческий строй (476 г) . Кроме того именно с V века, начинается история средневековья и зарождается феодальный строй основанный не на рабстве, а на землевладении и подчинении крестьян крупным собственникам. Это нам предстоит изучать в 7 классе.
|