Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
2019-05-21, 8:22 AM | |
Интеллектуальная игра «Знатоки истории» Цель: - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре Казахстана; - развитие познавательной активности, внимания, памяти; - воспитание патриотизма, формирование активной жизненной позиции, стремления расширять свои знания. Ход: 1)Оргмомент, деление на команды 2) Вступительное слово учителя Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории» написал строки, актуальные и раскрывающие важность изучения истории своей страны. «Почему мы изучению истории придаем особое значение? Потому что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: «Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра? ». Потому что каждый гражданин должен понять, что история народа его страны не уступает любой другой. Потому что каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю. 3)Проведение игры. Каждая команда дает название своей команды. Условие игры. Каждая команда выбирает номер вопроса по предлагаемому блоку. Если команда не отвечает, то другая команда получает право ответить на вопрос и получить дополнительный балл. Эксперт (из числа учащихся) – помогает в определении правильности ответа и подсчете баллов. 1 тур Блиц - турнир 1.Древний родовой знак казахов (Тамга) 2.Древний праздник кочевников (Наурыз) 3.Автор «Слов назидания» или «Книги слов». (Абай) 4.Состязание акынов. (Айтыс) 5.Наука, в которой прославился Аль-Фараби. (Математика) 6.Символ Наурыза. (Тюльпан) 7.Народный певец-импровизатор. (Акын) 8.Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави. (Туркестан) 9.Автор эпопеи «Путь Абая». (М.Ауэзов) 10.Автор свода законов «Жеты Жаргы». (Тауке-хан) 11.Хозяин знаменитой лошади по имени Тайбурыл (Кобланды батыр) 12.Северный, Восточный, Центральный Казахстан, территория, где расселялись представители одного из жузов, какого? (Среднего жуза) 13.Поэты XV-XVIII веков (Жырау) 14.Священная книга мусульман (Коран) 15.Знаменитые батыры (Богенбай, Кабанбай, Наурызбай) 16.Национальный напиток (Кумыс) 17.Казахский героический эпос (Алпамыс, Кобланды) 18.Национальные спортивные игры (Байга, кокпар) 19.Вереница верблюдов (Караван) 20.Правитель города Отрар (Каир-хан) 21.Национальный головной убор невесты (Саукеле) 22.Создатель кобыза, сказитель, композитор (Коркут) 23.Первый казахский историк, автор книги «Тарих-и-Рашиди» (Дулати) 24. К какому жанру литературы относится дастан? Поэма 2 тур: История 1. Эти слова принадлежат российскому послу, прибывшему в ставку хана: «Казахи, бог спаси вас ото зла, Царица русская, чья власть и слава Российские пределы перешла, Чтоб вас от войн кровавых, Желанью хана вашего вняла И ваш народ достойный приняла Под покровительство своей державы». Назовите имена исторических деятелей, о которых идет речь в стихотворении. Тевкелев, Анна Иоанновна, Абулхаир 2. Кем становится человек, потерявший Родину и забывший свои исторические корки. Манкурт 3. Какое название носит обычное право у казахов? Адат 4. Какую функцию в обществе выполнял бий? Судья 5. На сегодняшний день это единственный на территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики. Сохранились и останки 13 верховых снаряженных лошадей, сопровождавших погребенного человека в иной мир, и даже травы в их желудках. Берел 6. Одна из речек Карагандинской области носит название Калмаккырган. Дайте перевод её названия, с каким историческим событием связано её название? "где погибли калмыки" 3 тур: Быт и традиции 1. Как называется мусульманское летоисчисление? "хиджра"- переезд пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. 2. На какую часть света обычно была ориентирована дверь юрты? Почему её высота была небольшой? юг, непроизвольный поклон 3. Что предполагал обычай «тасаттык»? 4. Насильственный угон скота. (Барымта) 5.Женская лёгкая летняя шапочка из бархата или парчи (такия) 6. Что предполагает древний обряд аластау? очищение огнём 7. Какое животное изображалось на знаменах тюрков? волк 8. Что предполагал обычай асар? устанавливал для членов общины обязанность оказывать помощь родичу в сенокошении, рытье колодцев, и т.д. 4 тур: Личности 1. Султан Египта, родом из кипчакских степей Бейбарс 2 Этот человек внес огромный вклад в казахскую культуру, причем делал свою работу абсолютно бескорыстно. Его называют «искателем жемчуга». Как зовут этого человека? Затаевич 3. Он окончил Ленинградскую консерваторию. По распределению на два года получил направление в Казахстан, а остался жить здесь надолго. Один из авторов музыки Гимна РК. Кто он? Брусиловский 4 Он объединил феодально-раздробленные ханства под своей могучей рукой, жузы стали подчиняться центральной власти. Это было государственное образование, принципы которого нашли отражение в первой степной конституции, первой Хартии прав казахского народа, известного как «Семь установлений». Главная заслуга в том, что он дал казахам определенный правопорядок общественной жизни. Тауке 5. В Отраре он родился, А в Туркестане жил. В Дамаске он учился, Во многих странах был. Он свет науки людям Передавал в ночи. Пусть путь науки труден – Он к мирозданью судеб Его искал ключи. Аль - Фараби 6 «… В нем мудрость и сила – начало начал, Сплетались, сроднившись, как корни дерев, Он знал наизусть Фараби, Яссави, В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир. Любимец народа, с отвагой в крови, Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М. Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение? 7. Этот хан знаменит «политикой лавирования» между Россией и Китаем. Рано познал сиротство, детство и юность провёл в изгнании. В русских летописях его называли «царевичем сибирским» В детстве его называли «Сабалак» . У него было 12 жён, 40 дочерей и 30 сыновей. Абылай хан 8. С 16 лет он участвует в боевых походах и сражениях за престол Ак Орды. 2 Ханом Ак Орды он становится в 17 лет. Стремится вытеснить с политической арены своих противников. Царствовал в своём государстве 40 лет. Возглавлял Младший жуз принятии подданства России. Абулхаир хан 5 тур: Это интересно. Это нужно занть! 1)Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа. Охота с беркутом (искусство беркутши) 2)Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его. Аль-Фараби, 3)В древних храмах Египта неоднократно наблюдали «пение» . Каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки: то ли утреннее пение, то ли рыдание. Тайну «озвученной статуи» удалось раскрыть уже после того, как она навсегда умолкла. Но осталась идея озвученной статуи. По проекту алматинского архитектора Бека Ибраева выполнен памятник легендарному сказителю IХ-Х веков, чьё имя с давних пор носит местечко, где и стоит памятник. Он привлекателен тем, что «поёт» на ветру. Кому он посвящён? Коркыт ата 4) «Лигург степи», так его назвал историк Левшин. (Хан Тауке) 5) «Любовью наполнил творение зодчий, На куполе солнце сияет серьгой, И кажется, я прикасаюсь воочию К истории Родины робкой рукой». Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М. Айтхожина посвятила одному из историко- архитектурных памятников. Какому? Примеры ответов даются в изображениях Собора, Мавзолея, и Мазара. Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.) 6) Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта? Коркыт, 3) Подведение итогов игры. Оценивание. Поблагодарить за работу, активность | |
Просмотров: 532 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|