Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
[ Скачать с сервера (782.0 Kb) ] | 2012-02-01, 9:02 PM |
Урок «Завоевание монголами Казахстана» Цель урока: познакомить учащихся с особенностями исторического развития, произошедшими на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; а также познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана. Задачи: 1.Сформировать у учащихся представления о процессе становления и развития империи Чингисхан; рассказать об основных направлениях и приоритетах завоевательной политики монголов. 2.Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы. 3.Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: опорные схемы, таблица, учебник, карта. План урока: 1. Организационный момент 2. Изучение нового материала 3. Закрепление и обобщение 4. Домашнее задание 5. Подведение итогов урока Ход урока: 1. Организационный момент Перекличка, психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку, постановка целей и задач урока, объявление темы урока. 2. Изучение нового материала ? - Что вы знаете из истории о монгольских племенах? Образование империи Чингисхана Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. ( электронная презентация «Чингисхан») В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов- борджигинов Есугей-бахадура - Темучин (1155-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая, и в 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингисханом. Столица - Каракорум. Таким образом, в начале XIII века в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство. Государственный строй ! Учитель на доске, учащиеся в тетрадях начинают чертить схему «Государственный строй империи». Государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 округа: 1. Правое крыло - барунгар; 2. Левое крыло - джунгар; 3. Центр - кул. Каждый округ состоял из нескольких «туменов» (каждый по 10 тыс.) – тумены делились на «тысячники», каждая тысяча на «сотники», далее сотники на - «десятники». Начальники округов и туменов были родственники Чингисхана. Армия отличалось железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Чингисхан выдвигал на видные командные должности смелых и решительных людей, независимо от их этнического и социального происхождения. У Чингисхана была личная гвардия из 10 тыс. отборных воинов - «кушук». Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы». ! Задание: прочитать пункт 2 параграфа стр. 104. Основное занятие населения – экстенсивное скотоводство.Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть - нойоны и зависимые скотоводы – араты. В китайских источниках население Монголии называлось «татарами», сам же Чингисхан свои племена называл монголами, а государство ~ монгольским. Этноним «татары» относился только к части восточно-монгольских племен. Со времени основания монгольское государство было основано на завоевательных походах. Основные причины монгольских походов: • Необходимость в расширении границ государства; • Необходимость в расширении пастбищных угодий; • Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн; • Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы. ! Учитель объясняет, а ученики начинают заполнять таблицу «Монгольское нашествие». _________________________________________________________________________ название государства территория ! годы ! последствия ! ! ! ! _________________________________________________________________________ В 1211-1215 Северный Китай китайской военной техникой. В 1218-1219 гг. Чингисханом были покорены народы Сибири (якуты, буряты). Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя. Следующая задача - покорение Казахстана, Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Закавказье и Восточной Европы. ! Задание: прочитать пункт 3 параграфа стр. 104 - 106. ! Проверка выполнения задания учащимися и его корректировка. Учитель дополняет (шыновский учебник стр.62-63) Таким образом, в 1219-1224 гг. в результате завоевательной политики монголов территория Казахстана вошла в состав монгольской империи. Хотя кочевые племена оказывали монголам сопротивление, но местная знать поступила на службу к монголам, а рядовые кочевники были использованы для формирования новых «сотен», «тысячников» монгольской армии. Монгольские улусы После завоевания, территорию Казахстана Чингисхан разделил на улусы между сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав трех объединений: ( электронная презентация «Чингисхан») При жизни Чингисхана земли отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, они оставались подчиненными главе империи. Чингисхан умер в 1227 г. в возрасте 72 лет. Покорил «Сотрясатель Вселенной» четыре пятых территорий Старого Света с населением свыше 1 млрд. человек. На ханской трон в монгольской империи, согласно воле Чингисхана был избран его третий сын Угедей (1228-1241). После смерти Чингисхана положение изменилось. Обширность монгольской державы, удаленность местопребывания улусных владетелей от общеимперского центра на Орхоне вели, к тому, что действительной властью стала только власть на местах. В 1241 г. после смерти Угедея, в монгольской империи начался смутный период 5-летнего междуцарствия. Только в 1246 г. на курултае Великим ханом провозглашен Гуюк, старший сын Угедея. Но вскоре после смерти Гуюка в 1248 г. началась борьба за власть между потомками Угедея и Тулуя. При поддержке Батыя в 1251 г. главой империи был провозглашен старший сын Тулуя Мунке (1251-1259). В 60-х гг. ХШ в. единству Монгольской империи был нанесен окончательный удар. В 1259 г. после смерти Мунке началась междоусобная война между братьями Мунке — Ариг-бугой и Хублаием, которые в 1260 г. одновременно были провозглашены великими ханами. Средневековый историк Рашид-ад Дин отмечал, что в 60-х гг. ХШ в. «войны Ариг-Буги до такой степени притесняли народ, что в Илийской долине наступил голод, от которого погибло много народа». В 1260 г. великая империя Чингисхана распалась на независимые улусы. 3. Закрепление и обобщение 4. Домашнее задание § 21 5. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок. | |
Просмотров: 7515 | Загрузок: 986 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|