Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

«Урок – память жертвам политических репрессий».
2012-07-23, 1:19 PM
«Урок – память жертвам политических репрессий».

Остапенко Александр Сергеевич, преподаватель – организатор НВП
Витченко Людмила Николаевна, учитель истории.

Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Цель урока:
• Проанализировать причины и раскрыть суть политических репрессий как основной составляющей тоталитарного режима.
• Способствовать более глубокому осознанию учащимися важнейших теоретических проблем, совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышению познавательного интереса через невольное погружение в изучаемое время, чтобы лучше понять чувства, переживания, стремления и поступки людей того времени.
• Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувства сострадания и сопереживания к исторической судьбе казахского народа.

Оборудование: подборка материалов периодической печати, учебно-методическая и художественная литература, документы, таблички с надписями государственных деятелей и представителей прессы, ТСО.
Тип урока: внеклассное мероприятие.

Ход урока.
Своеобразным прологом к уроку служат строки
из поэмы Н. Коржавина «Начальник творчества».
… Вспоминая это время,
Как смерч, как гром, как правды крах,
Я только вижу страх над всеми…
Оркестры, митинги и страх.

Учитель: Вторая половина 30-х годов знаменуется резкой активизацией миграционных потоков, которые не просто стимулируются тоталитарным государством, но и прямо организуются и направляются им вплоть до депортации целых народов на территорию Казахстана. Со второй половины 30-х годов стала проводиться политика насильственного переселения людей по этническому признаку.
Учитель: Сегодня наш урок пройдет, как урок воспоминаний, тех страшных событий, которые происходили в СССР. Как вы все знаете, 31 мая отмечается День памяти жертв политических репрессий, эта дата стала особенной в семьях тысяч поляков, немцев, корейцев, ингушей, чеченцев и других народов, насильственно переселенных в Казахстан.

Ученик:
Посвящение.
Шел эшелон, чернело небо гарью,
А в эшелоне немец и поляк
Чечен, ингуш, кореец и татарин,
И русский мужичок, клейменный как кулак.
Везли всех под конвоем строгим,
Не за вину, а просто так.
И не понятно было многим:
Куда? Зачем? За что и как?
Шел первым эшелон поляков
(еще с царем поляк был не в ладу).
Убрали от границ от всяких
И «ссылали» в степи, где кочевал казах.
Степь! А в степи зеленые палатки.
Ни деревца. Кругом цветет ковыль
Ни вихри черные до неба поднимают
Горько полынную, сиреневую пыль.
Назавтра к коменданту. Он прикажет
Землянки строить. Строить до зимы:
Три месяца здесь лето, снег ляжет –
Все вымрете, замерзнете с детьми.
Материал - земля, вода, солома.
Кирпич, что называется саман,
Вручную все – копать, месить и строить
Все 29 сел, вгрызаясь в котлован.
Строения из непросохшего самана
И крыша из необрезной доски,
А на ее положена солома,
Землей присыпана, чтоб вихри не снесли.
И в этот «особняк» - две половины –
Туда вселяли душ по двадцати.
Пол земляной и люди понимали, что им отсюда некуда уйти.
А через год поляки принимали
В замлянку тесную, где было много душ.
И первым гостем был кореец и татарин,
Чечен и осетин, эстонец и ингуш…
Голодные и голые скулили дети,
Не ведая чужого языка.
И каждый на своем просили крошку хлеба
И каплю, хоть для соски молока.
С Кавказа, Крыма, Уссури, Поволжья,
Из теплых благодатных мест
Раздетые, больные, в бездорожье

Все шли зимой и падали окрест.
Европу Сталин с Гитлером делили
И запад Украины нашим стал,
А там поляки есть: убрать с Волыни,
Галиции, Карпат и – в Казахстан.
И в те землянки, где не провернуться
Селили их голодных и больных,
Хотя нам нечем было поделиться
Мы тихо, молча приняли и их.
Чем мог, нам помогал народ казахский,
Хотя и сами были голодны –
Пияла чая, кучка курта, слово ласки –
Ценнее золота все было в эти дни.
И выжили! Быть может половина,
А может меньше, - кто тогда считал?
В стране считали уголь, древесину,
Заводы, фабрики и плавили металл.
А люди? Ну, подумаешь, поляки
Или другие – пусть себе живут
Где им приказано! Они – враги народа,
Вот и на фронт пока их не берут.
Для них – трудармия, колхоз, и слезы
Голодных и оборванных детей, и круглосуточно – тяжелая работа
От горя почерневших матерей.
Начальство – комендант,
Он – царь и бог над этими людьми,
И 20 лет ходили на отметки
По пропускам в село другое шли.
И сами мы здесь 70 уж лет,
И правнуки у нас, но боль не утихает
На фоне прошлых, памятных побед.

Учитель: Сегодня очень редко приводятся статистические данные о переселенцах. Большинство из них уже считают своей родиной Казахстан. Здесь живет уже третье поколение тех, кто был депортирован в 30-е годы прошлого века. Но молодежь должна знать и помнить, что в отношении очень многих народов был проявлен геноцид и что именно на древней казахской земле обрели свою вторую родину миллионы людей, десятилетия жившие с клеймом «враг народа».
На территории села Большой Изюм проживают дети реабилитированных, которым исполнилось уже далеко за 60 лет.
Бахмат(Аберле) Елена Ивановна (3.02.43)
Белокур Франя Куприяновна(16.07.26)
Бель Иван Иванович(1.1.32)
Дорошенко Елена Антоновна(25.12.26)
Кознова (Савицкая) Полина Иосифовн(01.01.45)а
Кошеленко Лидия Карловна((18.01.35)
Кристич (Лабенская) Елена Борисовна(01.12.39)
Майер Григорий Григорьевич(13.07.47)
Нальгиев Исмаил Исаевич(19.01.36)
Панченко Лидия Францевна(24.1.40)
Радишевская (Рудницкая) Франя Цезаровна(07.12.45)
Радишевсий Федор Иосифович(19.05.41)
Резниченко Валентина Францевна(10.10.46)
Трекоз (Лабенская) Евгения Борисовна(27.08.45)
Рыбакова (Пяскорская) Валентина Францовна(12.02.47)
Цой Андрей Матвеевич(11.11.37)
Цхе Любовь Васильевна(11.05.42)
Шаманский Франц Матвеевич(15.02.27)

Семья Аберле


Аберле Иван Андреевич- отец

справа третья Аберле Екатерина Корнеевна-мать ,
вторая справа Бахмат (Аберле ) Елена Ивановна- дочь.

Аберле Герберт Иванович- сын

Ученик: из воспоминаний Бахмат (Аберле) Елены Ивановны. Во времена тоталитарного режима советской власти господствовали командно-административные методы управления во всех сферах общественной жизни. Все члены общества – от рядового колхозника до народного комиссара – оказались беззащитными перед государственным террором.
Мои родители спецпереселенцы Аберле Иван Андреевич и Екатерина Корнеевна также оказались жертвами массовых политических репрессий 30-ых- 50-ых годов.
Зимой 1941 года семья Аберле с двумя детьми была выслана в Казахстан. На сборы было дано 24 часа. В Крыму, в родном селе Барак, осталось все годами нажитое имущество: дом, вещи, хозяйство. С собой взяли только одежду и продукты, ведь тогда им было обещано скорое возвращение на Родину.
В Казахстан уже прибыли с одним сыном – Гербертом. По дороге в холодном товарном вагоне заболел и умер второй ребенок. По прибытии были распределены в село Молотовка, ныне село Северное Большеизюмовского округа.
Семья Нос Павла Григорьевича и Марии Константиновны приняли чужаков, как родных. Жили одной дружной семьей, ели за одним столом. По началу не торопились обживаться на новом месте, не садили огород, не обзаводились жильем и хозяйством, надеясь на возвращение. Но время шло, надежда угасала. Один за другим стали появляться в семье дети. Встал вопрос о жилье. Отец стал работать скотником, мама в детских яслях. Вскоре приобрели землянку тут же, неподалеку и стали обзаводиться хозяйством.
Шестерых детей воспитывали супруги Аберле на новой родине. Жили бок о бок по-соседству с людьми, давшими им приют и тепло.
Родными дедушкой и бабушкой стали для нас семья Нос. Давно уже нет их в живых, умерли и мои родители. Но до сих пор мы дружны с Тамарой Полтавец, внучкой семьи Нос, считаем друг друга сестрами.
Я, Бахмат Елена Ивановна, благодарна судьбе за то, что на жизненном пути моих родителей встретились такие прекрасные люди, давшие нам тепло и уют своего дома.
(слайд 5-7)

Семья Савицких.


Савицкие Иосиф Антонович и Нина Иосифовна

Савицкий Иосиф Антонович

Ученик: из воспоминаний Козновой (Савицкой) Полины Иосифовны.
Мои родители отец Савицкий Иосиф Антонович- 15.06.1920 года рождения, мать Савицкая (Кашинская) Нина Иосифовна 16.07.1924 года рождения проживали на Украине в Житомерской области, Емельчинский район, село Полоница.
Где-то в 1936 году под покровом ночи их вывезли в товарных вагонах насильно в Казахстан. Выгрузили в степь, домов не было из земли строили землянки. Каждый день ходили на отметку в комендатуру и отмечались, чтоб не сбежали обратно. Топили бурьяном, навозом.

Родителей поселили на вторую точку. После образовалось село «Донецкое». Был казахский аул Сауле, переселенцы ходили в этот аул работать, зерно сеять. Отец работал комбайнером, а потом шофером. Мать работала в больнице. Давно уже нет их в живых, но память о них жива.(слайд 8-9)

Семья Пяскорских. (слайд 10-11)



Пяскорский Франц Петрович и Пяскорская (Шевченко) Евдокия Афанасьевна – родители Рыбаковой (Пяскорской) Валентины Францевны.

на снимке первая справа: Пяскорская
Анна Павловна (1882-1962) – мать Пяскорского Франца Петровича

Ученик: Из воспоминаний Рыбаковой(Пяскорской) Валентины Францевны.
В 1936 году со слов отца, семью выселили с Украины в Казахстан. В июне месяце погрузили на станции в товарный поезд, в котором находились и другие люди. Верхние нары для детей, нижние для взрослых. По пути следования поезд останавливался для того, чтобы приобрести продукты, воду. Если рядом речка, ходили помыться.
В первых числах июля добрались до станции Таинча, Кокчетавской области. Самой станции, как таковой не было, стоял один домик деревянный
и все. Кто пешком, а кто с имуществом на тракторе (который находился на станции) отправились на будущее место жительства. Когда приехали увидели
много палаток и столбик с обозначением точки №4.. После дали название
селу «Подольск». Условия жизни были тяжелые, но духом не падали поддерживали друг друга, строили землянки. Необходимо было ходить на станцию в комендатуру и 1 раз в месяц отмечаться и так было до 1957 года. К конце 60-х годов переехали в село Берлиновку. Трудностей хватало, но жили, работали, растили детей и воспитывали их.

Ученик: из воспоминаний Радишевской Франи Цезаревны.
Я, Радишевская Франя Цезаревна, описываю жизнь своих родителей, которые были высланы по политическим мотивам, родители как и многие высланные, были простыми колхозниками. Их выслали в 1936 году, привезли их в Казахстан в село Красная Поляна. Мои родители не имели права пойти в другое село без разрешения коменданта. Мы дети также страдали, чтобы меня отвезти в гости к моей тете, которая жила в селе Келлерова надо было брать разрешение у коменданта, а когда меня привозили домой, отец отводил меня к коменданту, чтобы отметить, что я уже дома.
Моих родителей реабилитировали в 1956 году, но их тяжелая жизнь была искалечена.
Мне очень не хочется чтобы это когда-нибудь повторилось, чтобы не страдали ничем не повинные люди.

Ученик: 1937 –1938 гг. – это период самых кровавых акций. Массовые
расстрелы по своим масштабам не имели даже отдаленных аналогов в последующей советской истории.
«Большому террору» предшествовало несколько событий: в августе 1936 г. прошел открытый судебный процесс по делу так называемого объединения «троцкистско-зиновьевского центра», на котором были приговорены к расстрелу Г. Зиновьев и Л. Каменев.
23 – 30 января 1937 года в Москве был проведен второй «большой процесс» по делу так называемого «параллельного антисоветского троцкистского центра». К расстрелу были приговорены Ю.Пятаков, Г. Сокольников, Л. Серебряков и др.
В конце февраля – в начале марта 1937 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором рассматривалось дело бывших лидеров «правого уклона» Н. Бухарина и А. Рыкова. После пленума они были арестованы, а в марте 1938 года – расстреляны. 29 марта 1937 года Политбюро приняло решение об увольнении из рядов РККА и отправке на работу в хозяйственные наркоматы всех лиц командно-начальственного состава, которые были исключены из партии по политическим мотивам. Но это было только начало.
Июнь 1937г. состоялся суд по делу «антисоветской троцкистской военной организации», то есть расстрел большой группы высокопоставленных военных во главе с заместителем наркома обороны М. Тухачевским. (слайд 9-12)

ТУХАЧЕВСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИч

(1893—1937)
Маршал Советского Союза. В Советской Армии с 1918 г. Участник первой мировой и граждан¬ской войн. В гражданскую войну военный ко¬миссар обороны Московского района, коман¬дующий рядом армий, войсками ряда фронтов. Участник подавления Кронштадтского мятежа и ликвидации антоновщины. После гражданской войны командующий фронтом, начальник Шта¬ба РККА, командующий войсками ряда военных округов, заместитель наркома по военным и морским делам, начальник вооружений РККА. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.(слайд 12)_

Вместе с ним смертный приговор был вынесен семи другим виднейшим военным деятелям, в том числе Шорину, Уборевичу, Корку и др.. За два последующих Года чистки армии исчезло 1 1 заместителей наркома обороны. 7 5 Из 80 членов Высшего военного совета, восемь адмиралов, двое (Егоров и Блюхер) из четырех остававшихся к этому времени мар¬шалов, 14 из 16 генералов армии, 90% корпусных армейских ге-нералов, 35 тыс. из 80 тыс. офицеров.

Шорин Василий Иванович
(1871—1938)

В Советской Армии с 1918 г. Участник русско-японской 1904—1905 гг., первой мировой и гражданской войн. В гражданскую войну коман¬дующий армией, войсками ряда фронтов, по¬мощник главнокомандующего Вооруженными Силами Республики по Сибири. После граждан¬ской войны инспектор Главного управления военно-учебных заведений и командующий войсками военного округа. Был незаконно ре¬прессирован. Реабилитирован посмертно.

(слайд 13)

Уборевич Иероним Петрович

(1896—1937)
Командарм 1 ранга. В Советской Армии с 1918 г. Участник первой мировой и граждан-ской войн. В гражданскую войну командир батареи, бригады, начальник стрелковой диви¬зии, командующий рядом армий. После граж¬данской войны командующий армией и войска¬ми ряда военных округов, военный министр Дальневосточной Республики, начальник воору¬жений РККА. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

(слайд 14)

Корк Август Иванович

(
(1887—1937)
Командарм 2 ранга. В Советской Армии с 1918 г. Участник первой мировой и граждан-ской войн. В гражданскую воину начальник оперативного отдела штаба армии, командую¬щий рядом армий. После гражданской войны помощник командующего вооруженными сила¬ми Украины и Крыма, командующий фронтом, армией, войсками ряда военных округов, на¬чальник Управления снабжения РККА, начальник Военной академии имени М. В. Фрунзе. Был незаконно репрессирован в период культа лич¬ности Сталина. Реабилитирован посмертно.
(слайд 15)

Эти события стали исходной точкой многочисленных арестов военных по всей стране.
Если бы репрессии ограничились партийно-государственной и военной
номенклатурой, можно было бы их считать своеобразной «кадровой революцией», уничтожавшей не вполне лояльных по отношению к Сталину

лиц. Однако большую часть жертв террора составили рядовые граждане. Под подозрение попала значительная часть населения страны.

Ученик: Это была самая значительная акция периода «большого террора», которая вместе с «национальными» операциями явилась ядром массовых репрессий 1937 – 1938 годов, этой акции предписывалось начать операцию с 5-15 августа 1937года и завершить её в течение 4 месяцев. Определились «контингенты», подлежащие репрессиям.
Все репрессированные разбивались на 2 категории: 1) подлежащие немедленному аресту и расстрелу; 2) подлежащие заключению в лагеря или тюрьмы сроком от 8 до 10 лет.
Данная акция, была направлена против немцев живших в СССР, польских «диверсионно-шпионских групп», но репрессии обрушились на румын, латышей, эстонцев, финнов, греков, афганцев, иранцев, китайцев, болгар, македонцев, работников КВЖД и других национальностей.
Все эти категории воспринимались сталинским руководством как питательная среда для шпионажа.
Еще одной «потенциально опасной» категорией считались члены семей «врагов народа». В соответствии с приказом наркома внутренних дел № 00486 от 15 августа 1937 года аресту и заключению в лагеря на срок от 5 до 8 лет подлежали жены «изменников Родины», а дети старше 15 лет направлялись в лагеря, ИТК или в детские дома особого режима. Все эти акции проводились до ноября 1938 года.
Расстрелы и аресты, произведенные в 1937 году, приобрели столь значительный размах, что, казалось, карательные операции должны были на этом прекратиться. Однако 31 декабря 1938 года Политбюро приняло решение, предопределяющее новую волну террора: продолжать до 15
апреля 1939г. операцию по разгрому «национальных контингентов» .
Учитель: Мне хотелось привести вам факты, которые в свое время потрясли всех : вынужденные отказы детей от своих родителей, равнодушие к судьбам семей «врагов народа», которое проявляли вчерашние друзья и знакомые. Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в
песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не
подошел, не накормил и не дал приют. Ученый – историк А.В. Антонов-Овсеенко, сын деятеля большевистской партии писал: «с 1917 по 1924 годы людьми руководили убеждения, периоды 1924 по 1934 годы убеждения и страха, а с 1935 года – только страх». Ощущение безысходного страха можно
прочесть на страницах книги «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына.
Ученик:
Вся история большевиков в России - история истребления инакомыслия. Ссылки, высылки, депортации, запреты на проживание, лишение жилья и конфискация имущества – средства борьбы с инакомыслием и репрессии.
. В начале 20–х г. были созданы первые концентрационные лагеря. В первую очередь репрессиям была подвергнута интеллектуальная элита России.
В конце 20-х – начале 30-х гг. на страну надвинулась новая беда: коллективизация, раскулачивание.
Пик арестов приходится на 1930 – 1933 гг. - более 600 тыс. человек, из них более 50 тыс. приговорены к высшей мере наказания.

Ученик: К 1937 году тюрьмы и следственные изоляторы не справляются с потоком арестованных. Необходимо было придумать технологию, которая могла бы разгрузить тюрьмы, ускорила этапировку осужденных в лагеря, упростила процедуру расстрела. Июль 1937 год. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло Постановление «Об антисоветских элементах». Было принято решение о создании троек с широкими полномочиями при республиканских региональных управлениях НКВД. По создаваемым спискам людей, обвиняемых в политических преступлениях, к расстрелу приговаривались от 70 до 100 % обвиняемых.
По обнародованным данным Коллегии Комитета госбезопасности СССР в начале 90-х годов 20 века за 1937 -1938 года осуждено было 1,3 млн. человек, расстреляно более 600 тыс. человек.
Общество не ужаснулось масштабам репрессий, зная о предыдущих гонениях на «врагов народа».


Учитель:
Первая послевоенная волна террора обрушилась на репатриированных граждан. В результате около двух миллионов человек оказались в лагерях.
Затем, из Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Украины с 1947-1953 гг., по обвинению в пособничестве оккупантам, в участии антисоветской деятельности были высланы и направлены в лагеря около 280 тыс., человек ( вернулось по реабилитации около 65 тыс. человек).
Многих выдающихся военноначальников прошедших ВОв обвинили в злоупотреблении служебным положением. Многие из них были арестованы.
Было инспирировано так называемое «ленинградское дело».

Большинство руководителей ленинградской партийной организации арестовали, а с восстановлением в 1950 году смертной казни – расстреляли.
Одновременно с «ленинградским делом» развивалась кампания борьбы с космополитами.
Были закрыты все культурные еврейские центры (газеты, школы, театры), арестованы многие лидеры еврейской общины, в том числе и внесшие большой вклад в борьбу с фашизмом. В рамках кампании антисемитизма многие ранее выдвинутые И.В. Сталиным люди лишились своих постов. Пострадали и их семьи.
Сфабриковали и так называемое «дело врачей»,в котором группу врачей обвинили во вредительстве и «неправильном» лечении партии и правительства. Под пытками люди оговаривали себя.
Аресты затронули и ближайшее окружение И.В. Сталина, в частности его секретаря и помощника А.Н. Поскребышева, начальника его личной охраны Н.С. Власика.
В последние годы жизни И.В. Сталина нормы внутрипартийной демократии перестали соблюдаться даже формально.
Учитель: Расхождение Сталина с сущностью социализма были настолько глубокими, что на всем протяжении его правления не затихала борьба за реализацию завещания Ленина. Ее вели все новые и новые поколения коммунистов и беспартийных советских людей. Те, кто начинал эту борьбу позже, порой не знали о ленинском завещании ничего. Но тем примечательнее их поступки: на борьбу поднимала их никогда не умиравшая в партии ленинская принципиальность.
Широкое сопротивление сталинщине характерно для всех слоев советского народа. Особенно проявилось это в борьбе с насильственной коллективизацией. Волна сопротивления крестьян, местных партийных работников, специалистов сельского хозяйства заставила сторонников нажима временно отступить, и это спасло страну от глубочайшего политического кризиса.
Не могли примириться с утверждавшимся режимом выдающиеся деятели советской культуры и науки. Они не были политиками, не вели общих идеологических дискуссий. Но мертвящая атмосфера грубого
политиканства и некомпетентного вмешательства в тонкую область творческой работы была пагубна для культуры. Поэтому такие деятели, как Н.И.Вавилов, М.Е.Кольцов, и другие, каждый в своей области героически отстаивали свои убеждения. И погибли в застенках.
В ходе необоснованных репрессий погибло около 20 тысяч советских чекистов. Они внесли огромный вклад в борьбу с реальными действиями зарубежных разведок. В партии нарастало сопротивление рвавшемуся к единоличной власти Сталину.
Учитель;Почему же эта борьба не увенчалась успехом? Дело не только в большой репрессивной силе сталинщины. Многое связано с тем, что выступления против Сталина были разобщены, не организованны. Вместе с тем их политическое и нравственное значение велико. Они сохраняли честь
партии, передавали от поколения к поколению преданность подлинным
идеалам социализма, самоотверженную готовность устранить связанные со сталинщиной деформации, искажения социализма.
Учитель:

Десятки лет прошли с тех пор, как репрессии тяжелым катком прокатились от Москвы до самых окраин, а родственники пострадавших по сей день продолжают искать хоть какие-то сведения о своих ставших без вины виноватыми близких. Даже рассекреченные архивы службы госбезопасности не всегда позволяют получить полную информацию о жертвах политических репрессий.
С годами таких обращений не становиться меньше, в том числе и от граждан в надежде узнать, чем на момент ареста занимался близкий им человек, в чем его обвинили, за что осудили, сколько был в заключении, когда приговор приведен в исполнение и, главное, где похоронен. Найти ответы на эти вопросы удается далеко не всегда.
В годы большого террора 2024 жителя области попали в списки «врагов народа» и репрессированы. На расстрел отправляли зачастую без суда и следствия. Ну не назовешь же таковым два листа тончайшей папиросной бумаги, на которых изложены все прегрешения обвиняемого. Тоненькая папочка вмещает в себя все документы от допроса до акта о приведении приговора в исполнение.
Пик политических репрессий в Южном Казахстане пришелся на 1937 год. Уже в июне начались массовые аресты руководителей партийных советский органов, директоров крупных предприятий.
Ученик: Первыми жертвами беззакония и произвола стали известные казахские ученые и писатели: А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов, М.Жумабаев, и др. так началась первая волна репрессий в Казахстане.

Волна репрессий охватила всю страну. Из партийно-советских деятелей Казахстана были арестованы как «враги народа» Л.И.Мирзоян, У.Исаев, У.Кулумбетов, С.Мендешев, Н.Нурмаков, Т.Рыскулов, из писателей и поэтов – С.Сейфулин, Б.Майлин, И.Джансугуров, Г.Токжанов, А.жКоныратбаев, многие другие, представители науки, культуры и искусства. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тыс. человек, из них 22 тыс. были расстреляны.
Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа.
В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тыс. жертв сталинского террора. Возвращено народу доброе имя А.Байтурсынова, М.Жумабаева, А.Букейханова, М.Дулатова, и других деятелей Казахстана.

О Сакене Сейфулине и Мендешев Сейтгалий

Учитель;
Репрессии, волнами распространявшиеся от изначально небольшого числа подозреваемых, перекатываясь с одного человека на другого, захлестнули в итоге огромное количество простых людей. Их поддерживала культивируемая в стране атмосфера разоблачений и доносительства, а также служебное рвение сотрудников НКВД.
Учитель:
Давайте вместе с вами просмотрим памятники жертвам политических репрессий, расположенные на территории Казахстана и России.
(слайд 13-27)

Подведение итогов :
Наш урок мы посвятили очень важной теме. Попытались разобраться в истоках репрессии, в их истинных причинах. Проанализировали их страшные последствия. Подвести итог её работы нам хотелось бы словами историка Роя Медведева: «Я считаю, что к жертвам репрессии нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе, жертвами репрессии был весь народ».
Ведь людей, высланных с родных мест в Казахстан, официально признали жертвами политических репрессий только в 1993 году.
Таким образом, в 20-30 х г. Тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его проявления в Казахстане приняли особенно уродливые формы, сопровождались трагическими событиями периода насильственной коллективизации и политических репрессий 1937-38гг.

Минута молчания.

Словарь урока.
ВЧК- Всероссийская Чрезвычайная Комиссия для «борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией» - первый карательный орган советской власти.

ГУЛАГ – главное управление лагерей.

НКВД –Народный Комитет Внутренних Дел, в последствии именуемый Министерством Внутренних Дел (МВД)

Репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов.

КВЖД – китайская – восточная железная дорога.

ИКТ – исправительная- трудовая колония.

РККА- рабочая крестьянская красная армия.

Список использованной литературы.
• «Почетным оружием награжденные». В.А.Евланов, С.Д.Петров, посвящение 1988г.

• Н. Верт «История советского государства 1900-1991», Москва 1992г.

• «Страницы истории советского общества» ,политиздат 1989г.

• Чингиз Айматов «И дольше века длиться день», Алматы «Самат» 1998г.

• Р.Н.Кошенова «Возвращенные имена»,Алматы «Рауан» 1996

• Курс лекций (История Казахстана с древнейших времен до наших дней), Петропавловск 1997

• Казахстанская правда, 2010г.

• Тайыншинские вести,2006

• Страна и мир,№7,2006

• рассказы, воспоминания Аберле, Савицкой, Рыбаковой, Радишевской.

• Фильм «Подарок Сталину».
Категория: История | Добавил: zai
Просмотров: 4820 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-30, 9:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru