Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Тема:Гражданская война и ее отражение в новеллах И.Бабеля «Конармия»
[ Скачать с сервера (1.38 Mb) ] 2012-11-07, 1:00 PM
Интегрированный урок истории Казахстана и литературы .Класс 11
Учитель истории Дубогрей Н.Г.,
учитель русского языка и литературы Таженова Р. Т.
г. Костанай, средняя школа № 7
Тема:Гражданская война и ее отражение в новеллах И.Бабеля «Конармия»
Знать:
основные исторические события гражданской войны;
факты биографии И.Бабеля, проблематику его творчества;
Уметь:
анализировать, сопоставлять, определять причинно- следственные связи
определять тему, идею, выделять главное, анализировать, сопоставлять
Задачи:
Обучающая: определить причины, цель, движущие силы войны, описать основные очаги гражданской войны;
Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих "Гражданскую войну."
Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.
Тип урока - усвоение новых знаний
Вид урока - интегрированный (история и литература)
Оборудование:
Флипчарт, карта "Гражданская война.", портреты полководцев , эпиграф. Тексты новелл И.Бабеля, план анализа (на партах)
Основные методы обучения и формы организации учебной деятельности: интегрированный урок история Казахстана + литература
Литература:
1. Учебник М.Козыбаев, К.Нурпеис, К.Жукешев "История Казахстана" 9 класс,
2. Учебник М.К.Козыбаев, И.М.Козыбаев "История Казахстана" 10 класс, А.Кузембайулы, Е.Абиль "История Казахстана".
3. Энциклопедия Википедия.
Интернет ресурсы:
1.derzava.ru/foto/grazdwar/image001.html
2.www.ng.ru/culture/2001-03-17/7_placat.html
3.cwar.holdgold.ru/page.php?id=140
4. rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=poster
5. 2. Сайты глобальной сети Интернет:
6. www.yandex.ru
7. www.bankreferatov.ru
Основные понятия и термины: Гражданская война ,интервенция, красные , белые
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о "Гражданской войне» знакомятся с причинами, поводом, ходом, итогом и историческим значением.
Приемы деятельности учителя: конспективное повествование с опорой на страницы флипчарта.
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание
II .Обращение к эпиграфу.
Как вы понимаете слова С. Есенина? О какой эпохе идет речь? Что вы о ней знаете?
III. Актуализация знаний.
Слово учителю истории (страница 3-.
Было время
Безумных действий,
Время диких
Стихийных сил.
(Сергей Есенин)
Учитель знакомит с целями урока.
Цели:
познакомить учащихся с исторической обстановкой, отраженной в произведении И.Бабеля.
Разбираются понятия: гражданская война, интервенция; причины и следствия гражданской и советско-польской войн; сведения о Первой конной армии Буденного, знакомство с фактами жизни и ролью С.М.Буденного.
Учитель.
Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки.
Тема нашего сегодняшнего урока - " Гражданская война и ее отражение в новеллах И.Бабеля «Конармия»". На сегодняшнем уроке мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события.
Учащимся представлен план изучения нового материала. Страница 4
Учитель задает проблемный вопрос:
Дайте определения понятиям: Гражданская война ,интервенция
Страница5-6 Учитель задает проблемный вопрос:
Каковы были причины Гражданской войны?
Выберите наиболее подходящие определения и объясните их:
1.Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим.
2.Гражданская война – закономерное продолжение революции.
3.Гражданская война – порождение веками копившейся в обществе злобы, раздражения.
4.Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам.
5.Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты.
6.Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием.
7.Гражданской войны можно было избежать, если бы не политика большевиков 1917 – начала 1918 г.
8.Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившейся вернуть власть, собственность.
Учитель Причины
Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной историографии принято выделять сохранявшиеся в России и после Февральской революции социальные, политические и национально-этнические противоречия. Прежде всего, к октябрю 1917 года оставались нерешёнными такие насущные вопросы, как вопрос окончания войны и аграрный вопрос
Учитель
Охарактеризуйте политическую обстановку в Казахстане в годы Первой Мировой войны.
Для этого используем подборку документов, подготовленных для самостоятельной работы. Время работы 3 мин.
(Выполнение работы.)
Подведение итога учителем.. Просмотр
Гражда́нская война́ в Росси́и (1917—1922/1923) — цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи, последовавших за Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.
Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны велась между РККА большевиков и вооружёнными силами Белого движения, что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта «красными» и «белыми
Дальнейшие цели провозглашались следующие: со стороны красных — построение бесклассового коммунистического общества, как в России, так и в Европе путём активной поддержки «мировой революции» со стороны белых — созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его усмотрение решения вопроса о политическом устройстве России
Гражданская война разворачивалась в условиях иностранной военной интервенции и сопровождалась боевыми действиями на территории России как войск стран Четверного союза, так и войск стран Антанты
Итогом Гражданской войны стал захват большевиками власти на основной части территории бывшей Российской империи, признание независимости Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии, а также создание на подконтрольной большевикам территории Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской советских республик, 30 декабря 1922 года подписавших договор об образовании СССР. Около 2 млн человек, не разделявших взглядов новой власти, предпочло покинуть страну .
Учитель Страница 7Предлагаем учащимся по схеме и тексту дать краткую характеристику «красным» .
«Красные»:
Лозунги: «Да здравствует мировая революция»
«Смерть мировому капиталу»
«Мир хижинам, война дворцам»
«Социалистическое Отечество в опасности»
Состав: пролетариат, бедное крестьянство,
солдаты,часть интеллигенции и офицерства
Цели: -мировая революция
-создание республики советов и пролетариата
Особенности: 1. Единый лидер – Ленин
2. Наличие более чёткой программы,
ориентированной на интересы большевизма
3. Более однородный состав
Страница 8
Работа с таблицей 1-ая Конная Армия сопровождается ответами учащихся.

1-я Конная армия
Войска: сухопутные

Род войск: конница

Формирование: 17.11 1919
май 1921
В составе фронтов: Южный
Юго-Западный

Командующие
С.М. Будённый

Боевые операции
Воронежско-Касторненская операция (1919)
Донбасская операция (1919)
Егорлыкская операция (1920)
Советско-польская война (1919—1921)
Киевская операция (1920)
Новоград–Волынская операция (1920)

Учитель. Страница9-13
Ярким пятном в истории гражданской войны являются личности. Это - М.Н.Тухачевский К.Е.Ворошилов, А.И.Егоров, С.М.Буденный, В.К.Блюхер революционеры, вышедший из гущи народа, патриоты, горячо любившие свой народ, свою Родину.
Буденный- Маршал Советского Союза (1935), трижды Герой Советского союза. Создал конный корпус,который разгромил белых в Воронежско - Касторненской операции 1919.
Учитель Страница 14-17 Краткая информация о Советско-польской войне 1919—1921 гг
25 апреля 1920 года польская армия, снаряжённая на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства Ю. Пилсудский вынашивал план создания конфедеративного государства «от моря до моря», которое включало бы территории Польши, Украины, Белоруссии, Литвы. Однако, этому плану не суждено было осуществиться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного (командующий А. И. Егоров). В середине июля они подошли к рубежам Польши.
Ни одна из сторон в ходе войны не достигла поставленных целей: Белоруссия и Украина были разделены между Польшей и республиками, в 1922 году вошедшими в Советский Союз. Территория Литвы была поделена между Польшей и независимым Литовским государством. РСФСР со своей стороны признала независимость Польши и легитимность правительства Пилсудского, временно отказалась от планов «мировой революции» и ликвидации Версальской системы. Несмотря на подписание мирного договора, отношения между двумя странами оставались напряжёнными на протяжении последующих двадцати лет, что в конечном счёте привело к участию СССР в разделе Польши в 1939 году.
Разногласия между странами Антанты, возникшие в 1920 году по вопросу о военно-финансовой поддержке Польши, привели к постепенному прекращению поддержки этими странами Белого движения и антибольшевистских сил в целом, последующему международному признанию Советского Союза.
IV. Усвоение нового материала.

Цели :
познакомить с фактами биографии И.Бабеля, его мировоззрением, отражением событий гражданской войны в цикле новелл «Конармия», закрепить знания о литературоведческих терминах,
развивать навыки анализа, эмоционально-чувственную сферу; умение работать с текстом, сопоставлять , выделять главное.
1.Проблемный вопрос (страница18-19):

Какая из оценок гражданской войны, на ваш взгляд, наиболее верна: Это трагедия народа или героическая страница истории?

Только ли дикие нравы, царившие в действующих войсках, превращали жизнь Лютова в цепь ужасных страданий? Можно ли обвинять героя в «мягкотелости» и «чистоплюйстве», не вписывающемся в атмосферу, пропитанную жестокостью и насилием?

Задание:
записать вехи пути Бабеля,
оценочную лексику для характеристики героев;
тезисы ответа на вопрос: «Как решается проблема гуманизма в «Конармии» Бабеля?

2.Знакомство с фактами биографии И. Бабеля, тематикой его творчества ( сообщения учащихся).
Обращение к цитате из дневника писателя (страница 20).

Почему у меня непроходящая тоска?
Потому что далёк от дома, потому что разрушаем.
Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые,
разлетается жизнь, я на большой
непрекращающейся панихиде

из дневника И.Бабеля
3.Работа над литературоведческими терминами (страница 22-24).

Новелла-малый жанр, сопоставимый с рассказами, но отличающийся острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным. Композиционная стройность, отсутствие описательности

Тема- то, о чем говорится в произведении
жанр - новелла
проблематика - гуманизм, поведение человека в экстремальной ситуации
рассказчик - Лютов
сказ - повествование с установкой на разговорную речь

композиция:
Завязка- приход Лютова в Первую конную
Основа сюжета - попытки героя стать своим
Кульминация - « я устал в нашей армии»
Развязка - признание бойцов

4. Слово учителя (страница 25):
«Красное казачество" Буденного устроило беспредел на оккупированной польской земле. Погромы, массовые убийства поляков и евреев начинались сразу же после каждого захвата польского местечка. Этот факт долго и тщательно замалчивался официальной советской пропагандой. Бабель без прикрас отразил "красный террор" в своих рассказах. За это и поплатился. По свидетельству Шкловского, в Конной армии комиссара политпросвета Кирилла Лютова жестоко избили бойцы. Били, по словам Бабеля, долго. И "чуть не убили.

5.Анализ новелл (страница 26-33). Беседа по вопросам.
План.
1.Тема, идея, сюжет.
2.Проблематика.
3.Герои: внешность, поведение, нравы.
4.Мотивы, впечатление от чтения.
5.Как различаются представления о жизни и смерти Лютова и «конармейцев»?
6. Как можно охарактеризовать мировосприятие Лютова и его позицию? Что общего в характерах «конармейцев»
а) «Переход через Збруч»:
Как пейзаж подготавливает дальнейшие события, настроение, атмосферу произведения?
Какие цвета и звуки помогают определить позицию рассказчика? От чьего имени ведется повествование? Что мы узнаем о героях? Как пейзаж подготавливает дальнейшие события, настроение, атмосферу произведения? Каков финал рассказа и его связь с экспозицией?
Как соединяются высокое и низкое, патетика и трагизм, крупные события и судьба индивидуального
человека?
Докажите, что автор противоречиво воспринимает действительность.
Соотнесите идею рассказа с данной иллюстрацией.
б)«Гедали»:

Гедали — в переводе с иврита означает “большой”. В чем противоречивость образа героя?
Каков взгляд на революцию? Какова функция этого образа?
Сопоставьте взгляды Гедали и Лютова
“Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди”.
Прокомментируйте эти слова.
В )«Мой первый гусь»:
Почему Лютову так тяжело стать своим?
«Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло”.
Чем вызвана такая концовка?
г) «Смерть Долгушова»
Опишите звуковой и цветовой фон, состояние героев
Можно ли прийти к добру, не причиняя зла?
д) «Вечер»:
Прокомментируйте диалог:
-…я болен, мне, видно, конец пришел,
и я устал жить в нашей Конармии…
-Вы слюнтяй, - ответил Галин.- Мы чистим для вас ядро от скорлупы. Пройдет немного времени, вы…воспоете новую жизнь необыкновенной прозой, а пока сидите тихо, слюнтяй, и не скулите нам под руку.
V. Возвращение к проблемному вопрос у.
Учитель.Страница 35
Какая из оценок гражданской войны, на ваш взгляд, наиболее верна?
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Это трагедия народа или Это героическая страница истории
Учитель.Страница 36 Последствия войны с точки зрения истории и литературы
История
1.Глубокий социально-экономический кризис
2.Разрушено хозяйство страны
3.Гибель людей (12 млн человек)
4.Нарушение социально-экономических связей
5.Территориальные потери
6.Детская беспризорность
7. Общий ущерб от войны составил
8.39 млрд рублей золотом
Литература
1.8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2.2 млн. человек эмигрировали из России.
3.Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
4.Сельское хозяйство сократилось вдвое.
5.Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей
Последствия войны (история и литература)
Учитель.Страница37
- Теперь подведем итоги и обозначим историческое значение войны.
1.промышленное производство уменьшилось в 7 раз ;
2.в полнейшем упадке был транспорт ;
3.добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века;
4.резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня.
5.Народ был измучен. Не хватало одежды, обуви, медикаментов.
6.Весной и летом 1921г. в Поволжье разразился страшный голод, погибло более 5 млн. человек.
7.В феврале 1921 г. Остановились 64 завода. Рабочие оказались на улице.
8.Резко возросла детская беспризорность.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА – это наша история, которую необходимо знать, чтобы на её уроках строить будущее России.
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание: литература- написать эссе «Трагедия войны в новеллах Бабеля».
История- оставить тесты по теме «Итоги и последствия гражданской войны».

Приложение1.
1-я Конная армия
Пе́рвая ко́нная а́рмия (Кона́рмия) — высшее оперативное объединение кавалерии РККА, созданное во время Гражданской войны в России 1918−1920 годов. Являлось основным мощным и маневренным средством в руках фронтового и Главного командования для решения оперативно-стратегических задач.
Создание.По предложению члена РВС Южного фронта И. В. Сталина Реввоенсовет Советской Республики 17 ноября 1919 года принял решение о создании Первой конной армии под командованием С. М. Будённого. Армия была образована на базе трёх дивизий (4-й, 6-й и 11-й) 1-го конного корпуса Будённого по приказу РВС Южного фронта от 19 ноября 1919 года. В апреле 1920 года к ним присоединились 14-я и 2-я имени Блинова кавказская дивизии, Отдельная кавказская бригада особого назначения, автобронеотряд имени Я. М. Свердлова, несколько бронепоездов, авиагруппа и другие части, общей численностью 16-17 тыс. человек. В ряде операций в подчинение Первой конной армии поступали 2-3 стрелковые дивизии.
Боевой путь.Командиры Первой конной армии в Полевом штабе РККА:
сидят Каменев С. С., Гусев С. И., Егоров А. И., Ворошилов К. Е., стоят Лебедев П. П., Петин Н. Н., Будённый С. М., Шапошников Б. М.
• В ноябре-декабре 1919 г. Первая конная вместе с 9-й и 12-й стрелковыми дивизиями 8-й армии командарма Г. Я. Сокольникова, начштаба Г. С. Горчакова, составляла одну из ударных групп Южного фронта. В Воронежско-Касторненской операции 1919 г. нанесла тяжёлые поражения белогвардейской коннице, а затем сыграла решающую роль в Донбасской операции 1919 г.
• В январе 1920 г. Первая конная армия совместно с войсками 8-й стрелковой армии заняла г. Таганрог и г. Ростов-на-Дону. В конце января 1920 г., серьёзно вымотанная длительным наступлением, потерпела тяжёлое поражение от конных корпусов генералов Павлова и Топоркова и с большими потерями отступила за Дон.
• В феврале 1920 г. совместно с тремя приданными ей стрелковыми дивизиями участвовала в Егорлыкской операции, в ходе которой были разгромлены 1-й Кубанский пехотный корпус белых генерала Крыжановского, конная группа генерала Павлова и конная группа генерала Денисова.
• В апреле-мае 1920 г. в связи с нападением Польши на Советскую Россию Первая конная армия была переброшена с Северного Кавказа на Украину и включена в состав Юго-Западного фронта. В ходе марш-броска занималась подавлением махновских антибольшевистских выступлений. После сосредоточения у Умани она приняла участие в Киевской операции 1920 г. против польских войск.
• 5 июня 1920 г. прорвала фронт поляков на участке Самгородок, Снежна, а 7 июня овладела в глубоком тылу врага Житомиром и Бердичевым, вызвав поспешный отход всех сил 2-й и 3-й польских армий.
• 27 июня заняла Новоград-Волынский, а 10 июля — Ровно.
«Вступайте в красную конницу!». Плакат УССР, 1920.
• В конце июля — начале августа 1920 г. вела тяжёлые бои под Львовом, накануне взятия города получила приказ отступить в связи с ухудшением общего положения Западного фронта. Во время изматывающего отступления бойцами 1-й Конной армии были совершены отдельные еврейские погромы, за что зачинщики были расстреляны по принципу "децимации"(каждый десятый)[5]. Армия была сначала выведена в резерв, а затем направлена на Южный фронт для действий против белогвардейских войск генерала Врангеля.
• Осенью 1920 г. во взаимодействии с другими войсками Южного фронта провела успешное наступление с Каховского плацдарма в направлении Аскания-Нова, Громовка. В ходе операции в Северной Таврии совместно с 2-й конной армией под командованием Ф. Миронова группировке врангелевских войск было нанесено крупное поражение, после которого остатки этой группировки ценой больших потерь в живой силе и технике прорвались в Крым.
• Зимой 1920—1921 гг. вела бои с частями махновцев на Левобережной Украине, а затем уничтожила белогвардейскую повстанческую армию генерала Пржевальского на Северном Кавказе.
• В мае 1921 г. была расформирована, но штаб армии сохранялся до октября 1923 г.
• В июне 1938 года Ерёменко, Андрей Иванович стал командиром 6-го кавалерийского корпуса, сформированного из частей Первой Конной армии и дислоцированного в Белорусском военном округе
Командный состав 1-й Конной армии
Командующий
• Буденный Семён Михайлович — с 17 ноября 1919 года по 26 октября 1923 года
Члены РВС
• Ворошилов Климент Ефремович — с 17 ноября 1919 года по 7 мая 1921 года
• Щаденко Ефим Афанасьевич — с 17 ноября 1919 года по 5 июля 1920 года
• Минин Сергей Константинович — с 14 июля 1920 года по 6 мая 1921 года
• Горбунов Павел Петрович — с 10 октября 1920 года по 27 мая 1921 года
• Бубнов Андрей Сергеевич — с 29 апреля 1921 года по 27 мая 1921 года
Начальники штаба
• Погребов Виктор Андреевич, врид — с 17 ноября 1919 года по 1 января 1920 года
• Щёлоков Николай Кононович — с 1 января 1920 года по 19 июня 1920 года, с 16 февраля 1921 года по 26 октября 1923 года
• Клюев Леонид Лаврович — с 20 июня 1920 года по 16 февраля 1921 года
Выдающиеся военачальники
В рядах Первой конной армии служили многие командиры, ставшие впоследствии видными советскими военачальниками: С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, Г. И. Кулик, А. В. Хрулёв, И. В. Тюленев, О. И. Городовиков, К. С. Москаленко, П. С. Рыбалко, П. Л. Романенко Д. Д. Лелюшенко, И. Р. Апанасенко, К. А. Мерецков, А. И. Ерёменко, А. И. Лопатин Д. И. Рябышев, П. Я. Стрепухов, Ф. В. Камков, А. А. Гречко, С. М. Кривошеин, П. Ф. Жигарев, А. И. Леонов, Я. Н. Федоренко, А. С. Жадов, П. А. Белов, В. В. Крюков, Т. Т. Шапкин, В. И. Книга и другие. После расформирования армии в её частях служили Г. К. Жуков, Л. Г. Петровский, И. Н. Музыченко, Ф. К. Корженевич, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. П. Константинов, А. Т. Стученко, и другие известные военачальники

Первые маршалы Советского Союза.
Сидят (слава направо): М.Н.Тухачевский, К.Е.Ворошилов, А.И.Егоров.
Стоят: С.М.Буденный и В.К.Блюхер. 1935 г.
Приложение2
Хронология жизни и деятельности С.Буденного
13 (25) апреля 1883 родился Семен Михайлович на хуторе Козюрин Сальского округа Донской области в семье батрака.
1903 году Начал службу в армии в казачьем полку.
1904–1905 гг.) Участвовал в русско-японской войне (в Маньчжурии.
1914–1918),Храбро сражался на фронтах Первой мировой войны
Участвовал в обороне Царицына (1918 год).
В 1919 году Буденный во главе кавкорпуса разгромил в верховьях Дона основные силы армии Врангеля.
В сентябре 1919 года Первая Конная Буденного разбила генералов К. К. Мамонтова и А. Г. Шкуро под Воронежем и Касторной.
8.01.1920 Первая Конная армия победоносно прошла через Донбасс, ворвалась в Ростов и сражением под Егорлыкской завершила разгром армии А. И. Деникина.
8.01.1920 совершив переход от Майкопа до Умани, конармия прорвала у Сквиры польский фронт (июнь 1920), ринулась на Житомир, Киев и далее на Львов.
Вернувшись с польского фронта, конница Буденного громила «белых» под Каховкой и Отрадой и совместно с другими армиями завершает разгром армии барона П. Н. Врангеля в Крыму.
В Гражданскую войну С. М. Буденный был трижды ранен, награжден 2 орденами Красного Знамени, Золотой шашкой с этим орденом и надписью: «Народному герою», маузером с орденом Красного Знамени.
В 1932 году С. М. Буденный окончил Военную академию им. Фрунзе
в ноябре 1935 года стал Маршалом Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны \был членом Ставки Верховного Главнокомандования.
К 90-м годам своей жизни С. М. Буденный стал Кавалером трех Золотых Звезд Героя Советского Союза.
Похоронен он на Красной площади в Москве.

Приложение3
Краткая информация о Советско-польской войне 1919—1921 годов
25 апреля 1920 года польская армия, снаряжённая на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства Ю. Пилсудский вынашивал план создания конфедеративного государства «от моря до моря», которое включало бы территории Польши, Украины, Белоруссии, Литвы. Однако, этому плану не суждено было осуществиться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного (командующий А. И. Егоров). В середине июля они подошли к рубежам Польши.
Политбюро ЦК РКП(б), явно переоценив свои силы и недооценив силы противника, поставило перед командованием Красной Армии новую стратегическую задачу: с боями войти на территорию Польши, взять её столицу и создать условия для провозглашения в стране Советской власти. Троцкий, знавший состояние Красной армии, в своих мемуарах писал:
«Были горячие надежды на восстание польских рабочих… У Ленина сложился твёрдый план: довести дело до конца, то есть вступить в Варшаву, чтобы помочь польским рабочим массам опрокинуть правительство Пилсудского и захватить власть… Я застал в центре очень твёрдое настроение в пользу доведения войны „до конца“. Я решительно воспротивился этому. Поляки уже просили мира. Я считал, что мы достигли кульминационного пункта успехов, и если, не рассчитав сил, пройдём дальше, то можем пройти мимо уже одержанной победы — к поражению. После колоссального напряжения, которое позволило 4-й армии в пять недель пройти 650 километров, она могла двигаться вперёд уже только силой инерции. Всё висело на нервах, а это слишком тонкие нити. Одного крепкого толчка было достаточно, чтоб потрясти наш фронт и превратить совершенно неслыханный и беспримерный… наступательный порыв в катастрофическое отступление».
Несмотря на мнение Троцкого Ленин и почти все члены Политбюро отклонили предложение Троцкого о немедленном заключении мира с Польшей. Наступление на Варшаву вверялось Западному фронту, а на Львов Юго-Западному, возглавляемому Александром Егоровым.
По заявлениям большевистских вождей, в целом это была попытка продвинуть «красный штык» вглубь Европы и тем самым «расшевелить западноевропейский пролетариат», подтолкнуть его на поддержку мировой революции.
«Мы решили использовать наши военные силы, чтобы помочь советизации Польши. Отсюда вытекала и дальнейшая общая политика. Мы сформулировали это не в официальной резолюции, записанной в протоколе ЦК и представляющей собой закон для партии до нового съезда. Но между собой мы говорили, что мы должны штыками прощупать, не созрела ли социальная революция пролетариата в Польше». (из текста выступления Ленина на IX Всероссийской конференции РКП(б) 22 сентября 1920 г.)
приказ Тухачевского войскам Западного фронта № 1423 от 2 июля 1920 г.
«На Западе решается судьба мировой революции. Через труп белопанской Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье трудящемуся человечеству!». (Из приказа, озаглавленного «На Запад!»)

26 мая советские войска начали наступление на Украине (генерал А.И. Егоров), 5 июня конная армия С.М. Будённого прорвала польскую оборону под Самохородкем и угрожала окружением польских частей в Киеве.
Попытка эта закончилась катастрофой. Учитывая критическое положение на Западном фронте, главком Каменев 14 августа приказал передать 12-ю и 1-ю Конную армии в состав Западного фронта для его существенного усиления. Однако, руководство Юго-Западного фронта, осаждавшего Львов, проигнорировало этот приказ. Только 20 августа, после резкого требования центрального руководства, 1-я конная армия начала движение на север. К моменту начала выступления 1-й конной армии из под Львова, войска Западного фронта уже начали неорганизованное отступление на восток. 19 августа поляки заняли Брест, 23 августа - Белосток. В тот же день 4-я армия и 3-й конный корпус Гая Гая и две дивизии из состава 15-й армии (всего около 40 тысяч человек) перешли германскую границу и были интернированы. В конце августа через Сокаль 1-я Конная армия ударила в направлении Замостья и Грубешова, чтобы затем, через Люблин выйти в тыл наступающей на север польской ударной группировке. Однако поляки выдвинули навстречу 1-й Конной резервы Генштаба. 31 августа 1920 года под Комаровом произошло крупное конное сражение. 1-я Конная армия Буденного вступила в бой с 1-й польской дивизией кавалерии Руммеля. Несмотря на превосходство в численности (7000 сабель против 2000 сабель) измотанная в боях за Львов армия Буденного потерпела поражение, потеряв убитыми более 4000 человек. У Руммеля потери составили около 500 бойцов. Армия Будённого, а за ней и войска Юго-Западного фронта, были вынуждены отступить от Львова и перейти к обороне.
Войска Западного фронта в августе 1920 г. были наголову разбиты под Варшавой (т. н. «Чудо на Висле»), и откатились назад. В ходе сражения из пяти армий Западного фронта уцелела только третья, которая успела отступить. Остальные армии были уничтожены: Четвёртая армия и часть Пятнадцатой бежали в Восточную Пруссию и были интернированы, Мозырская группа, Пятнадцатая, Шестнадцатая армии были окружены или разбиты. В плен попало более 120 тысяч красноармейцев (до 200 тысяч), по большей части пленённых в ходе сражения под Варшавой, и ещё 40 тысяч бойцов находились в Восточной Пруссии в лагерях интернированных. Это поражение Красной армии является наиболее катастрофичным в истории Гражданской войны. Согласно российским источникам, в дальнейшем около 80 тысяч красноармейцев из общего числа попавших в польский плен, погибли от голода, болезней, пыток, издевательств и казне Достоверно известно о количестве вернувшихся военнопленных — 75 699 человек и о количестве красноармейцев, умерших в польских лагерях от эпидемий, голода и тяжелых условий содержания — 16-20 тысяч человек.В оценках общей численности военнопленных российская и польские стороны расходятся — от 85 до 157 тыс. человек.
Ни одна из сторон в ходе войны не достигла поставленных целей: Белоруссия и Украина были разделены между Польшей и республиками, в 1922 году вошедшими в Советский Союз. Территория Литвы была поделена между Польшей и независимым Литовским государством. РСФСР со своей стороны признала независимость Польши и легитимность правительства Пилсудского, временно отказалась от планов «мировой революции» и ликвидации Версальской системы. Несмотря на подписание мирного договора, отношения между двумя странами оставались напряжёнными на протяжении последующих двадцати лет, что в конечном счёте привело к участию СССР в разделе Польши в 1939 году.
Разногласия между странами Антанты, возникшие в 1920 году по вопросу о военно-финансовой поддержке Польши, привели к постепенному прекращению поддержки этими странами Белого движения и антибольшевистских сил в целом, последующему международному признанию Советского Союза.
Категория: История | Добавил: tazrai
Просмотров: 3947 | Загрузок: 247 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-07-23, 11:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru