Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
[ Скачать с сервера (168.1 Kb) ] | 2016-05-10, 10:45 PM |
Анализ опыта работы учителей истории, а также собственный педагогический опыт показывает, что наиболее эффективны один-два нетрадиционных урока в рамках одного тематического блока (модуля), на разных этапах его изучения. Например, в рамках изучения темы «Советский союз во Второй мировой войне (1939-1945 гг.)» в курсе истории России XX века (9 класс) урок по внешней политике СССР накануне второй мировой войны «Начало Второй мировой войны. Советско-германские отношения» можно провести в форме интервью: специально подготовленным учащимся аудитория задает заранее подготовленные вопросы о событиях того времени с точки зрения специализации тех СМИ, которые они «представляют»: ежедневной новостной газеты, таблоид, региональный журнал, журнал-хроника, молодежная газета, альманах и т.п. Урок по теме «Советский тыл в Великой Отечественной войне» в рамках изучения параграфа «Все для фронта, все для победы» целесообразно, на наш взгляд, провести в форме урока-лекции или урока-взаимообучения (работа в малых группах). В рамках урока-взаимообучения мы предлагаем следующие виды работы и способы ее организации на уроке. Подготовительный этап: 1. Учитель подготавливает тексты для изучения, представляющие собой сокращенный адаптированный материал учебника, ресурсов сети Интернет, исторических документов и др. по определенному вопросу. 2. Разрабатываются задания к текстам, выполнение которых поможет учащимся выделить ключевую информацию, сконцентрироваться на важном. 3. На каждого ученика подготавливаются бланки для работы во временных группах. Данные бланки содержат информационные пробелы, которые учащиеся заполняют на этапе взаимообучения. 4. Разработка вопросов экспресс-опросов, проводимых в начале и конце урока. 5. Учителю необходимо подготовить материалы для проведения рефлексии в виде самооценки и взаимооценки. Этап реализации урока: Мотивационный этап (Engage) включает в себя организационный момент, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, повторение и обобщение ранее полученных знаний с помощью выполнения экспресс-теста. Далее учителю необходимо подготовить учащихся к работе в группе: разделить на группы; объяснить план работы в группах, сменных группах; акцентировать внимание на том, что успех группы и оценки учащихся в группе будут зависеть от работы всех членов группы. На стадии Study учащимся предлагается разделиться на 5 групп (по количеству текстов для изучения). Для соблюдения объективности при разделении на группы, учитель не должен формировать группа сам, называя учащихся пофамильно, а с помощью «случайного выбора». Самым простым способом это сделать – попросить учащихся рассчитаться на 1-5 по порядку. Затем попросить объединиться учеников с одинаковым порядковым номером: первая группа – «единицы», вторая группа – «двойки» и т.д. Также возможно заранее подготовить фишки (бейджи) разного цвета по количеству учеников в классе, при этом количество фишек одного цвета должно быть равным, а количество цветов должно совпадать с количеством текстов для изучения. Перед уроком необходимо попросить учащихся выбрать одну фишку любого цвета, пояснив, что фишки необходимо сохранить до конца урока. На этапе разделения на группы следует попросить учащихся с фишками одинакового цвета объединиться в группы. Поскольку выбор фишек учащиеся сделали самостоятельно, это поможет избежать конфликтов типа «Я хочу быть с ней в одной группе, потому что она моя подруга» и т.д. Разделив учащихся на группы, учитель раздает каждой группе текст на изучение. В рамках изучения темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» мы предлагаем раскрыть следующие вопросы: – Экономика в годы ВОВ; – Наука и образование в годы войны; – Вклад науки в военное производство; – Сельское хозяйство в годы ВОВ; – Деятели культуры – фронту. Тексты учитель подготавливает заранее по материалам учебника и с использованием необходимой дополнительной литературы. Тексты должны быть короткими (max. 1 страница формата А4), но максимально информативными, что поможет учащимся быстро выделить важную информацию и сэкономить время урока. К тексту необходимо составить вопросы или подготовить таблицу, которую нужно заполнить в виде тезисов по ключевым моментам текста (даты, фамилии, основные понятия и др.). Важно сообщить ученикам, что у них будет определенное (ограниченное) количество времени на изучение текста и выполнение задания к нему. Учащиеся в группах работаю самостоятельно. Учителю необходимо следить за работой каждой группы, а также контролировать правильность выполнения заданий к текстам. Ошибки исправлять не следует, но указать на них необходимо. Итак, тексты проработаны, задания подготовлены. Далее учитель предлагает учащимся работать в новых группах (временных группах). Если группы были разделены методом расчета на первый – пятый, то учащимся нужно просто занять свои места, а потом объединиться в группы 1-5 с ближайшими к ним учениками. Если группы были сформированы с помощью разноцветных фишек, то разделение на новые группы целесообразнее провести учителю по своему усмотрению. Главное, чтобы в новой группе были учащиеся с фишками всех цветов. Схематично разделение на рабочие и временные группы представлено на рисунке 1. Полный текст во вложении. | |
Просмотров: 810 | Загрузок: 17 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|