Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
2019-02-18, 12:39 PM | |
СОВЕСТЬ -У нас на занятии, сегодня гости, поздоровайтесь с ними. -Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На свои места сядут те у кого фамилия начинается на букву К, теперь садятся только девочки, а теперь присаживаются мальчики. Я вижу, все вы готовы к уроку. 1. Сегодня мы поговорим о очень важном и наверное самом главном качестве человека. О каком качестве пойдёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд. Отгадайте загадки…. • По чёрному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей – Чиста страница. (Школьная доска) • Бывает строгая, бывает прикольная. Военная, спортивная и школьная! (форма) • В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. (Дневник) • В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? ... (Мел) • Превращу лицо я в маску, В этом мне помогут... (краски) • Деревянный кораблик для двух моряков Несёт нас по школьному морю звонков. (парта) • По краям её — поля. В центре — белая земля. А на ней — сто путей Для старательных детей (тетрадь) -Прочитайте слово в выделенном столбике. (совесть) -Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или справа. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей. Я предлагаю провести 1. Эксперимент «Совесть» Сегодня каждому из вас я хочу подарить шоколадку, но с одним условием, если вы решите взять её сейчас, то это будет -1 шоколадка, а если вы потерпите до конца урока, то сможете взять сразу 2-себе и другу или братику, маме. Подумайте несколько секунд. Поднимите руки, кто берёт шоколадку сразу. (раздаю) Поднимите руки те, кто решил подождать. Вывод: те кто решил потерпеть, это ребята с сильно развитой совестью, а у тех кто взял сразу, совесть спит, они думают только о себе. Попытаемся ответить на вопрос -Так, что же такое совесть? Я бы ответила так. Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло. Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение. -Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь. -Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? 1. Игра. Я – против всех. Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО, если считает, что этого нужно стыдиться. • физические недостатки-людей инвалидов; • плохое поведение; • поношенная, но аккуратная одежда; • неряшливый, грязный вид; • не престижная работа родителей; • недостаток денег в семье; • невежество, необразованность, безграмотность; • вульгарная, вызывающая внешность; • грубое, бездушное отношение к людям; • бедность; • обещание, которое не сдержали. Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло. 1. Тренинг «Как не попасть в сети зла? Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то. - Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) -Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть) V. Ситуации выбора. «Голос совести». Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас. Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая. Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите? Дети высказываются по поводу ситуации Б) Ситуация вторая. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия? Дети высказываются по поводу ситуации. В) Ситуация третья. На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести? Дети высказываются по поводу ситуации. 1. Физкультминутка Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз. Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие. Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей. - Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо. 1. «Минута раскаяния» А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния». -Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает. Совесть мне запрещает Обманывать брать чужое лениться озоровать плохо учиться грубить переговариваться быть наглым обижать малышей 1. Притча Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, - ответил слепой. - Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка) - Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно) - Как вы думаете, когда у него появились муки совести? - Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет) - Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? - Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д) 1. Итог занятия Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам! Раздача шоколадок!!! | |
Просмотров: 379 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|