Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
2011-06-18, 9:35 PM | |
Учитель: Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь». (Открываем первую страницу). Итак, первая страница нашего журнала называется «Учимся говорить». - С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам соловом за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает обладать речью. А к семи годам, как подсчитали ученые ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. - Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели и общественные деятели. Дети читают высказывания о русском языке. А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя — русского народа. Русский язык — настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьезный, где нужно- страстный, где нужно- бойкий и живой. Л. Н. Толстой. Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. Л. Н. Толстой. Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык. М.Горький. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». Учитель. А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке. Дети по очереди читают записанные в альбоме пословицы. Сначала подумай — потом говори. Не храбрись словом, а покажи делом. Меньше говори — больше дело твори. Добро слово человеку, что дождь в засуху. Слово - не воробей, вылетит — не поймаешь. До слова крепись, а давши слово – держись Учитель. Подрастая, человек учится говорить, а потом - читать и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно! (Дети читают хором слово мама, Родина, мир, труд, написанные на карточках и прикрепленные на классной доске.) Когда все вы научились, книги стали вашими большими друзьями. Каждый из вас теперь читатель. (Прослушивается грамзапись «Песни юных читателей» или «Чему учат в школе?») Вы растете. Все более сложные задачи стоят теперь перед нами на уроках русского языка. Давайте попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач. Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движения. Черепаха... Человек... Заяц... Автомобиль... Самолет... (Существительные написаны на доске. Дети подбирают к ним глаголы). - Почему вы использовали именно такие глаголы? (Они показывают, кто как движется.) Можно ли сказать по-другому? (Дети отвечают, пытаются поменять некоторые глаголы.) Учитель. Недавно мы с вами писали изложение рассказа «Помощник». В одном из изложений был такой отрывок: Сережа услышал гудок машин. Сережа быстро оделся и вышел из сторожки. Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (Повторяется слово Сережа.) Как можно бы избежать этого повторения? (Слово Сережа можно заменить словом он или мальчик.) Вспомните, как называются слова близкие по смыслу. (Синонимы.) Вот так и называется вторая страничка нашего устного журнала. Учитель (переворачивая страницу журнала, прикрепленного к классной доске). Когда мы пишем сочинение или изложение, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам: доктор — (врач) стужа — (мороз, холод) работа — (труд, дело) солдат — (воин, боец). - Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нем синонимы. Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! - Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила тишина. (Дети называют синонимы имеющиеся в этом стихотворении.) Учитель. Перевернем, ребята, еще одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните, рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале рассказа все и во всем отказывают Павлику? (Он был грубым, невежливым.) - Что ему помогло? (Слово пожалуйста.) - Почему слово пожалуйста мы называем «волшебным» словом? - Какие еще «волшебные» слова вы знаете? (Дети читаю на плакатах: спасибо, здравствуйте, извините, добрый день и т.д.) - Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» поэта В. Коркина. (Читает ученица). Солнышко ясное встало, - Доброе утро! – Сказало. - Доброе утро !- Кричу я прохожим, Веселым прохожим, На утро похожим... Но если проснешься- А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? - Доброе утро, Д рузья, все равно Придумано мудро: - Доброе утро! Учитель. Ребята, как еще мы приветствуем друг друга? (Добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти «волшебные» слова? (Спокойным, ровным голосом) - А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал как пользоваться «вежливыми» словами. Послушайте, что у него получилось. (Читает ученица) Обещал отцу Петрусь: - Я за вежливость возьмусь Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит- утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет : - С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок, -Убирайся, постреленок! Вот Петрусь догнал Яринку Да как дернет за косынку- Как невежлива девчонка... Нес вожатый стопку книг, А Петрусь с ограды- прыг! Чуть не сел ему на плечи: - Извините, добрый вечер! Ты, - вожатый закричал ,- И невежа, и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он? Учитель. Вежлив ли был Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное» слово. (Читает ученица.) Папа разбил И мама молчит, Драгоценную вазу. Улыбается даже. Бабушка с мамой - Мы купим другую, Нахмурились сразу. Есть лучше в продаже. Но папа нашелся, «Простите»- Взглянул им в глаза Казалось.бы, И робко, и тихо Что в нем такого? «Простите» сказал. А вот ведь какое Чудесное слово! Н. Юсупов. Учитель. Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните об этом слове? (Дети приводят примеры.) Далее детям предлагают практические задания - оценить ситуации. Ролевая игра «Н е з а м е т и л» Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит: «Извините, пожалуйста, я не заметил». (Дети дают оценку поведению мальчика.) «О п о з д а л» Учитель: - Ребята, кто у нас частенько опаздывает на урок? (Вова.) - Что ему приходится говорить, когда он опаздывает? ( «Извините, пожалуйста, за опоздание!») - А можно избежать этого? Как? (Нужно не опаздывать.) Учитель. А теперь переходим к следующей страничке журнала. Она называется «Слово о словах». (Учитель переворачивает страницу альбома, дети читают хором название.) - Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, мы не задумываемся над происхождением слов, над их особыми смысловыми оттенками. Почему мы так говорим: Самолет, пешеход, электростанция. (Дети объясняют.) - Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка Ряба». А какого цвета эта курочка? Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка! (Дети объясняют.) Верно. Можно проследить ряд: ряба -рябой -рябит. - Каждый день мы говорим слова ученик, дневник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются? (Дети объясняют значение знакомых слов.) У ч и т е л ь. И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (Без приставок.) А когда- положить9(С приставками.) (Дети приводят различные примеры употребления данных слов.) Старайтесь, ребята, не путать эти слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает вам песня «Игра» композитора В. Шаинского на слова Р. Рождественского. (Звучит грамзапись песни «Игра».) У ч и т е л ь. Последняя, пятая страница нашего журнала -занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов. Кроссворд «П е р е к р е с т о к» (изображен на альбомном листе). Сверху вниз: 1. Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец) 2. Занавеска на окне. (Штора.) Слева направо: 3. Рабочий стол ученика. (Парта.) 4. Дикая полосатая лошадь. (Зебра.) Ребусы (нарисованы на альбомных листах) Дети отгадывают загадки с буквами, говорят скороговорку сначала медленно, затем быстрее. У ч и т е л ь. Для того чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, соблюдать правильную интонацию, правильно ставить знаки препинания. (Ученица читает стихотворение С.Я. Маршака «Знаки препинания».) Учитель. О чем же мы с вами сегодня говорили? Наш разговор был в виде устного журнала. Как он назывался? Какие страницы были в нем? Чему мы учились? (Дети отвечают.) Я желаю всей вам, ребята, хорошо учится, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Суслова Майя Семеновна учитель начальных классов школа-гимназия № 14 г. Астана | |
Просмотров: 4275 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|