Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
[ Скачать с сервера (1.09 Mb) ] | 2012-01-31, 4:31 PM |
Час общения Тема: « Душевность и бездушие» Цель: формировать представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта». Задачи: - познакомить с понятиями «душевность», « бездушие» - формировать осознанное стремление быть добрым; - развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации. - воспитывать внимательное отношение к окружающим. Ход занятия 1.Вступительная беседа - Что такое душевность? - Какого человека можно назвать душевным? Синонимы: внимательность, гуманность, добросердечие, добросердечность, духовность, душа, задушевность, искренность, неподдельность, непритворность, отзывчивость, родственность, сердечность, сострадательность, сочувственность, участливость, чуткость, доброта Основный признаки душевности человека- он пребывает в состоянии любви и гармонии к окружающему миру, природе, всегда доброжелательно относится ко всем людям, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Его поведение соответствует Золотому правилу: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе 2.Чтение и обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка» - Оцените поступок мальчика. Просто старушка По улице шли мальчик и девочка, а впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. - Подержи мои книги! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет, - ответил мальчик. - Мама? - удивилась подружка. - Нет! - Ну, тетя! Или знакомая? - Да нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка. 3. Вопросы по содержанию: - Что вы можете сказать о поступке мальчика? Каким он оказался человеком? - А что вы можете сказать о девочке? - Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? - Чему учит нас этот рассказ? 4. Чтение и обсуждение притчи Осколки доброты (Притча) Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Когда старушка проходила мимо этой семьи, она улыбнулась. Но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, старушка подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли поранить себе ноги. Когда семья узнала об этом... Комментируя выполненное детьми задание, следует подчеркнуть, что нельзя судить о человеке и его делах поверхностно. На доброе дело всегда надо отзываться добром. 5. Пословицы о доброте 1. Доброе слово человеку, как дождь в засуху. 2. Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. 3. Не одежда красит человека, а его добрые дела. • Как вы понимаете их смысл? • Какие еще пословицы о доброте вы знаете? 6. Чтение и обсуждение рассказа И.Дика «Красные яблоки» 7. Игра Учитель предлагает учащимся похлопать в ладоши, если речь идет о душевности человека, и потопать ногами, если речь идет о бездушии. • Покормить птиц зимой? • Поймать бабочку? • Сломать ветку на дереве? • Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки? • Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика? • Помочь библиотекарю подклеить старые книжки? • Побить младшего братишку за шалости? • Уступить место в автобусе пожилому человеку? Вывод: — В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко -доброта. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А доброта и помощь согревают, как солнце. Доброта нужна для того, чтобы всем нам было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Обобщение Совершать добрые поступки - это значит приносить пользу окружающим, делать людей и себя счастливыми. Душевность - это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее. Итог - Расскажите о самом добром человеке в своей жизни. - Расскажите, как ваша доброта помогла кому-нибудь. Использованная литература: Самопознание: Методическое пособие для учителя. 2 класс. Алматы: ННПООЦ «Бебек» - 2006. - 275 с. Чтение и обсуждение рассказа Красные яблоки. Иосиф Дик Валерка и Севка сидели на подоконнике и закаты¬вались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до бело¬го, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей — начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тете встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног. — А давай так, — вдруг предложил Валерка, — будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт — выиграл! — Давай, — согласился Севка и сказал: — Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется? — Брякнется, — усмехнулся Валерка. — А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! — ответил Севка. И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг — и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко. Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место. — Э-э, хитрая старушенция попалась! — сказал Валерка. — Один — ноль в твою пользу. А теперь во- он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь — сейчас поцелуется! — А я говорю, не поцелуется! — засмеялся Севка. Но «выиграл» Валерка. Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше. — Молодец! Вот это физкультурник! Один — один, ничья! — сказал Валерка. — А теперь видишь вот ту, в красной шапочке? Упадёт или не упадёт? — Хо, а это не твоя ли мамаша? — Моя мама?! — встрепенулся Валерка. — Да, — Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: — Нет, не твоя. Твоя повыше! И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, зава¬лилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа. Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-авто¬мата. Потом эту женщину занесли в парадное. Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо, но он так и не смог — загораживали прохожие. Но вот приехала «скорая помощь» — и женщину увезли. Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку а её нет! — Ну, давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли-она носом или нет? — как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. а у тебя голова, честное слово, трухой набита! — вдруг сердито сказал Валерка.. -Ты чего это разъярился? - Ничего!. Думай, что говоришь! — — Да и думаю! А не хочешь играть — я пошёл! — и Севка, обиженный ушёл. «Ну куда же мама задевалась? — думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. — Она это была или нет? И почему я не выскочил на улицу?» И вдруг в коридоре раздался звонок. Валерка под¬бежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама — румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился-к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал! - Почему Валерка, когда пришла мама, «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда этого не делал»? - Как вы думаете, почему рассказ называется «Красные яблоки»? - Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы? | |
Просмотров: 7040 | Загрузок: 678 | Комментарии: 13 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|