Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

«Когда общение – роскошь о нравственных качествах человека, определяющих успешность общения»
[ Скачать с сервера (42.5 Kb) ] 2012-03-12, 1:27 PM
Разработка открытого классного часа
ТЕМА: «Когда общение – роскошь о нравственных качествах человека, определяющих успешность общения»

Подготовила преподаватель: Кенжина Бағлан Далелхановна.
2011-2012 учебный год
Цель классного часа:
- Целью классного часа является беседа с учащимися о нравственных качествах человека, определяющих внутренний мир человека.
Задача классного часа:
- Беседа с учащимися о человеческих ценностях, оцениваемых сточки зрения истины, добра и красоты.

«Когда общение – роскошь ( о нравственных качествах человека, определяющих успешность общения»
Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.
Аристотель

1. Добро, доброта, добрый
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей;
добро и зло соседствуют в ней.
О. Бальзак
ПОДУМАЙ:
1. Как бы ты определил смысл понятий, вынесенных в название урока? Приведи примеры из жизни.
2. Всегда ли добро и зло зависят от самого человека? В какой мере — от обстоятельств?
3. Всесильны ли добро и зло?
4. Как человек делает свой выбор между добром и злом?
5. Исчезнет ли зло, если все люди захотят стать добрыми и ста¬нут ими?
6. Может ли добрый человек совершить недоброе (злое) дело? Если да, то: когда? почему?
7. Как человек делает выбор между добром и злом? Что опреде¬ляет победу добра?
8. А если добрый человек встречается с хамством? Как выйти из такой ситуации?
9. Сможет ли в наших условия выжить абсолютно добрый человек, не способный даже на малейшее зло?

ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:
Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех страна» определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества и каждого человека. (Вольтер)
Всякий живой человек носит в себе семь добродетелей и еемь противоположных им смертных грехов: он высокомерен и робок обжорлив и воздержан, похотлив и целомудрен, гневен и терпе¬лив, завистлив и милосерден, скуп и щедр, ленив и прилежен. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба преступника и святого, Каина и Авеля. (Мигель де Унамуно)
Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят, во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, чего люди не любят во мне, — вот это и есть мои пороки (старый китайский афоризм)
Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображе¬нием и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что дру¬гой чувствует. (Я. Корчак)
Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Боуви)
Храбрость для защиты отечества — добродетель, но храбрость в разбойнике - злодейство. (А.А. Бестужев)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро -не наука, оно — действие. (Р. Роллан)
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов)

ТВОЙ ПРАКТИКУМ:
1. Назови однокоренные слова к словам «добро» и «зло». Про¬верь себя:

2 Составь «нравственный кодекс»: врача, учителя, продавца, ботника сферы обслуживания, инженера; матери, отца, хоро¬шего сына (дочери), внука (внучки); товарища, друга, единомышленника. Обсуди его со сверстниками и взрослыми.
3. Из словаря: хам (бранное) — грубый, наглый человек. Хамить — вести себя грубо, нагло, по-хамски.
Из советов учителя этики: как победить хамство? Надо: 1) Иметь свою позицию! 2) Проявить выдержку! 3) Быть предельно вежли¬вым 4) Постараться добиться своего «нехамскими» способами.
Попробуй использовать эти советы в повседневной жизни.
4. Тест «Добрый ли вы человек?»
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружа¬ющим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы под¬нять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совер¬шенно не интересует? Ч
8. Умеете ли вы на практике применять свои спосо Люсти?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать? -\
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слу¬шать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, Ю, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружаю¬щим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие от¬ношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не п°йдет. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Доб_ ры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей' Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь друж¬ба требует доброго отношения.

2. Гуманизм и гуманность

Не людей сотворили ради
тебя а тебя создали для людей.
Персидская мудрость

ПОДУ МАЙ:
1. Что такое гуманизм, в чем он проявляется?
2. Вспомни несколько пословиц и поговорок о любви к людям, к человеку.
3. Кого из исторических личностей или литературных героев можно назвать истинным гуманистом? Почему?
4. Чем гуманизм прошлых времен (античности, средневековья, советского периода нашей истории) отличается от гуманизма на¬шего времени?
5. Какие морально-этические понятия являются выражением антигуманизма? Что они обозначают?
6. Борьба против антигуманных явлений гуманна?
7. Приведи пример гуманного отношения к тебе окружающих людей (родителей, учителей, сверстников, посторонних).
8. Слово «гуманный» означает «человечный». Тогда почему гово¬рят «гуманное отношение к природе, животным, результатам тру¬да человека»?
ТАК ДУМАЮТ СВЕРСТНИКИ
«Гуманизм - это признание любого человека как личности»-(Т. Гусарова)
«Гуманизм — это когда на зло отвечаешь добром». (JI. Богомолова) «Все люди, считающие себя гуманными, просто обязаны бо¬роться против людей, обладающих такими качествами, как эго¬изм, черствость, жестокость и т. д.». (О. Исаченко)
«Пример гуманного человека — добрый хозяин, отпустивший рабов, но они не хотели уходить от него». (Г. Бичер-Стоу. «Хижин; дЯди Тома») (Р. Куман)
Из сочинения Владимира К., находящегося в ИТК усиленной режима для особо опасных преступников: «Самое главное — это доброта и любовь к людям. И если любишь человека, то поймешь почему он совершил преступление. Наверное, не без причины. А если поймешь, то и оправдаешь. Гуманизм — это милосердие. А тюрьма, лишение человека свободы, привычных условий жизни -это не гуманно, а жестоко. Гуманизм — это мягкое наказание з; наиболее тяжкие преступления».
ИЗ НАУКИ ЭТИКИ: гуманизм (от лат. «humanus») - принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, идея о праве человека на счастье, на удовлетворение его потребностей и интересов.
ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:
Природа вложила в человека потребность заботиться обо все: людях. (Марк Аврелий)
Любовь к людям ~ это ведь и есть те крылья, на которых чело век поднимается выше всего. (A.M. Горький)
Естественные стремления человечества, приведенные к самом; простому знаменателю, могут быть выражены в словах: «Чтобь всем было хорошо». (Н.А. Добролюбов)
Делая добро хорошему человеку, мы делает его еще лучше, н< злой от оказываемых ему благодеяний становится еще злее. (Мике льанджело)
Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость (В.А. Сухомлинский)
Только тот может горячо любить добро, кто способен от все! Души, непримиримо ненавидеть зло. (Ф.Шиллер)
• Пословицы и поговорки о гуманизме:
Нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь.
Дружба да братство дороже всякого богатства.
Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
В миру жить — добрым быть.
Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу.
Сам себя губит, но других любит.
ТВОЙ ПРАКТИКУМ: реши этические задачи.
1. В чем ошибочность понимания гуманизма преступником, на¬писавшим сочинение «Что такое гуманизм?»? Каковы истоки фор¬мирования такого представления?
2. Тонут два человека: профессор и дворник. Кого надо спасать первым?
3. К чему призывают колокола Хатыни, мрачные казематы Ос¬венцима, суровая торжественность Пискаревского кладбища?
4. Как следует понимать смысл слов «добрый» и «добренький»? Докажи примерами разницу этих понятий.
5. Приходилось ли тебе совершать негуманные поступки по от¬ношению к родным, близким, друзьям? Что ты испытал позже?
6. Какую позицию должен занять человек-гуманист, когда надо сказать неприятную правду в глаза другу?
7. Как ты понимаешь выражения «пассивная доброта», «актив¬ная доброта»?
8. Можно ли считать гуманными родителей, воспитывающих сво¬их детей по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, только бы не плакало»?
9. В чем ты видишь притягательность гуманного отношения к природе по сравнению с отношением потребительским?
10. Неожиданно при тебе друг оскорбил пожилого человека. Что ты предпримешь?
11. Нечаянно ты стал свидетелем того, что твой сверстник муча¬ет кошку. Твои действия?

3. Великодушие и равнодушие

Великодушие — это не что иное как
Сострадание благородного сердца.
Н. Шамфор
ПОДУМАЙ:
1. Как ты сам можешь определить, что такое великодушие? Какие нравственные качества с ним связаны?
2. Приведи примеры великодушия людей (из истории, литера¬туры, жизни). Назови их поступки, которые подтвердили бы это.
3. Какие тебе известны качества, которые можно считать про-тивоположными великодушию?
ТАК Д УМАЮТ СВЕРСТНИКИ
Ответы на вопрос: «Кого можно назвать великодушным челове-ком?»: понимает другого человека; принимает его таким, каков он есть; предполагает, что другой человек лучше, чем он есть на са¬мом деле; легко прощает другому человеку его промахи, оплошно¬сти, ошибки; гуманно относится к побежденному; творит добро «просто так»; не злопамятен; создает условия, чтобы другому было хорошо; способен на самопожертвование.
И на вопрос «В чем проявляется великодушие?»: в отношении матери к детям; в дружбе; в любви; в гуманном отношении к от¬ступившемуся человеку, преступнику, врагу; в некоторых профес¬сиях — особо (в профессии врача, учителя); у всякого воспитанно¬го человека — во всем.
ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:
Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окру¬жающим. (Ф. Ларошфуко)
Великодушное сердце — лучший вдохновитель разума. (А.А. Бес-стужев-Марлинский).
* * *
Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем...
Из песни Ю. Визбора

Надо подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Человек от этого расцветет. (А.С. Макаренко)
Люди с сильным и великодушным характером не меняют свое¬го настроения в зависимости от своего благополучия и своих не¬счастий. (Р. Декарт)
Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам. (Теофаст)
Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. Токвшь)
Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие — вот в чем существо бесчеловечности. (Б. Шоу)
Честно говоря, когда шла война, я был полон решимости воз¬дать сполна всем фашистам за их жестокость. Но когда, разгромив врага, наши войска вступили в пределы Германии, мы сдержали свой гнев. Наши идеологические убеждения и интернациональные чувства не позволили нам отдаться слепой мести. (Г.К. Жуков) * * *
Твори добро
Твори добро —
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны
Оружье сильных — доброта.
Татьяна Кузовлева
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Великодушие — положительное моральное качество; такая фор¬ма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
Сочувствие — одна из форм проявления человеколюбия, выража¬ется в понимании чувств и мыслей другого человека, оказание мо¬ральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению. Способность к сочувствию является одним из эле-ментарных и вместе с тем фундаментальных свойств человека1.
Альтруизм — нравственный принцип, в соответствии с кото¬рым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязатель¬но только к родным и близким), стремится оказать им помощь, переживает их горести, как свои, готов пожертвовать своим поко¬ем, достатком, временем, своими интересами ради них2.
равнодушный — безразличный, безучастный, лишенный интерв¬ал к чему-нибудь, а также выражающий безразличие, безучастие1.
ТВОЙ ПРАКТИКУМ
(попробуй разрешить данные ниже си¬туации с позиций великодушия, сочувствия, альтруизма. Старайся претворять их в собственную жизненную практику):
- Мама любит смотреть по телевизору художественные филь¬мы, а сегодня по другой программе — моя любимая передача...
- Впервые друг забыл поздравить меня с днем рождения. Ско¬ро приближается и его праздник...
- В день зарплаты мы с мамой пошли покупать давно обещан¬ную гитару. Но на витрине универмага увидели туфли, о которых давно мечтала мама...
- У меня болел палец на ноге. В автобусе было много народу. При сильном толчке незнакомый парень наступил мне на боль¬шой палец...
- Мы с друзьями собирались на воскресную прогулку за город. Все приготовили заранее: снаряжение, вкусную еду, продумали развлечения. Я даже ночью плохо спал, предвкушая радостный день. Но утром мама сказала, что плохо себя чувствует и ей тревожно оставаться одной...
- Мне очень хотелось пойти с товарищем вдвоем на концерт, но неожиданно приехал из другого города его двоюродный брат
- В трамвай вошла женщина с ребенком, который стал про¬ситься к окошку. А я как раз сидел(а) у окна.

4. Достоинство личности: гордость+скромность

Сознание своего достоинства делает
умного человека более скромным, но
вместе с тем и более стойким.
Д. Честерфильд
ПОД УМАЙ:
1. Как связаны между собой понятия: «достоинство», «честь», «гордость», «скромность»?
2. Есть суждение: «Гордый человек — это всегда скромный чело¬век». Так ли это?
3. Как связаны честь и достоинство с понятиями «честолюбие», «слава», «тщеславие»?
4. Как все эти качества влияют на характер и содержание обще ния, на его «роскошь» или «бедность»?
ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:
Признак хорошего воспитания - черта, особенно привлекатель¬ная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости. (Ж.-Ж. Руссо)
Сущность воспитанного человека в том, что он трезво оценива¬ет себя и никогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. (В.В. Бушелева «Пого¬ворим о воспитанности»)

Доброта
Доброта живет на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта — как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
М. Лукин
Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убежде¬ние в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому. (А. Шопенгауэр)
Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помол¬чать, не выдвигаться на первое место. (Д. С. Лихачев)
Человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком. Мало сознавать достоинство своей личности: надобно сверх того понимать, что с утратою его бытие становится ничтожно; надобно быть готовым испустить дух за свою истину ' тогда ее уважат, в этом нет сомнения. (А.И.Герцен)

Трагедия
Платок потерян и браслет,
Нет Дездемоны, Нины нет,
Сошел с ума Арбенин, и Отелло
Кинжалом острым грудь себе рассек.
Несовершенен человек,
Хоть Ум есть, и Душа, и Тело,
И есть Язык, и Слово есть,
И, к сожалению, возможно
Попрать Достоинство и Честь,
И Правду перепутать с Ложью.
В. И. Гафт
Легенда рассказывает, что некий мастер Нестор, закончив ра¬боту над церковью Преображения в Кижах, закинул в воду Онеж¬ского озера свой топор и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» Но вот имя свое запечатлеть он из скромности не пожелал.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Достоинство - понятие, выражающее представление о ценно¬сти человека как нравственной личности, а также потребность че¬ловека в самоуважении, в сознании своей высокой нравственной ценности.
Гордость — чувство, форма проявления самосознания челове¬ка; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяют ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе.
Скромность - моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружаю" 4 и самой себе и проявля¬ющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключи¬тельных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои соб¬ственные потребности соответственно существующим в данном об¬ществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его соб-I ственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам1.

5. Совесть, стыд — это «гнев, обращенный вовнутрь»
Столь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных
Утешитель
О совесть, наших дел закон и
Обвинитель,
Свидетель и судья!
В.Л. Жуковский
ПОДУМАЙ:
1. Что такое «совесть», в чем она проявляется и какую роль иг¬рает в совершенствовании человека?
2. Как человек сам может влиять на формирование у себя сове¬сти?
3. А что такое «стыд»? Зачем он человеку?
4. Кого можно и нельзя считать человеком бессовестным: ма¬ленького ребенка? малограмотного человека? умалишенного? пре¬ступника? старого, больного человека?
5. Выскажи свое суждение по поводу таких ситуаций и суждений о них:
— Адольф Гитлер в книге «Майн Кампф» провозглашал: «Я ос¬вобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью. Я хочу, чтобы молодежь обладала красотой молодых хищ¬ников Я не хочу никакого духовного воспитания. Знания только испортят молодежь».
— Расхожая шутка: «У меня чистая совесть — я ею не пользовал¬ся».
— «Бессовестному человеку на свете спокойнее (а значит — лег¬че) живется». Так ли это?
ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:
Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда. (Сократ)
Когда один вор, пойманный Демосфеном, сказал последнему: «Я не знал, что это твое», то Демосфен возразил: «Но ты же знал, что — не твое». (Демосфен)
Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства. (Г. Фильдинг)
Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (JI.H. Толстой)
Из письма в «Комсомольскую правду»:
«Это происходило в больнице. Со мной в палате лежала одна маленькая девчушка, гораздо младше меня. Так вот, я был с ней жесток. Как и всякий маленький ребенок, она ждала, когда ее придут навестить родители. Они приходили, как обычно, вечером после работы. А днем я говорил ей, указывая на окно: «Отец». Она влеза¬ла на койку и смотрела в окно, но там никого не было. Тогда она начинала плакать. Не знаю, почему я так поступал тогда. Много позже, когда я вспоминал этот случай из своей жизни, мне всегда было противно, эти воспоминания приносили мне мучения. Не¬ужели я мог быть таким жестоким?
Теперь уже прошло столько лет, я служу в армии, но не могу, как ни стараюсь, забыть этого. Не знаю, как искупить свою вину перед той девочкой. Может быть, она прочтет эти строки в газете и вспом¬нит меня. Я хочу через газету сказать ей: «Прости, если можешь».

* * *
Важный клапан в организме — стыд.
Все простят, а совесть не простит.
Все и думать навсегда забудут —
У бессонницы, как прежде, злой
Память не ослабевает.
По ночам приходит, убивает.
Пилит на куски тупой пилой.
Б. Слуцкий
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чув¬ство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждаю¬щее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная лю¬бовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степе¬ни развития1.
Стыд — одно из проявлений нравственного самосознания лич¬ности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Человек либо само¬стоятельно в эмоциональной форме осознает безнравственность их, либо сознается в этом самому себе под воздействием осуждения со стороны окружающих2.

6. А что еще?

В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее.
Л. Лавель
Разумеется, в предыдущих восьми уроках, посвященных нрав-ственным качествам, определяющим «богатство и роскошь» обще¬ния, мы рассмотрели малую толику качеств. Их гораздо больше. Достаточно назвать хотя бы такие, как: трудолюбие, бережливость, благородство, целеустремленность, увлеченность, чувство долга, ответственность, обязательность, самолюбие, самоуверенность, непосредственность, терпимость, воля, воспитанность, любозна¬тельность, инициативность, правдивость предательство. И еще многие и многие качества. И все они прямо или косвенно опреде¬ляют успешность (неуспешность) общения человека с другими людьми. Но сочетание их в каждом человеке — сугубо индивиду¬ально, неповторимо. И для каждого нашего читателя — они свои. Вот мы и предлагает вам, по аналогии с предыдущими уроками, рассмотреть те качества, которые в большей степени волнуют. Мы же лишь хотим предложить логику изучения качеств:
1. Я думаю, что — это...
2. Наука этика (философия, психология) считает: (выписки из словарей, книг)...
3. Чтобы быть таким человеком, надо... (собственные сообра¬жения).
Категория: Классному руководителю | Добавил: анарка
Просмотров: 2276 | Загрузок: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 10:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru