Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] | 2012-03-15, 10:02 PM |
Классный час «Судьбы детей в годы политических репрессий » Цели и задачи классного часа: - познакомить учащихся с понятиями “ репрессировать», “репрессия”; - раскрыть нравственный потенциал материала, его личностную значимость формировать умения анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение; - воспитывать гуманное отношение к людям. Оборудование: презентация. Ход классного часа: 1.Учитель: Здравствуй, солнце красное, Здравствуй, утро ясное, Здравствуйте, зверьки – Мишки и волчки. Девочки-белочки, Зайчики-мальчики. Все проснулись на земле, Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о судьбах детей в годы политических репрессий. Чтобы понять лучше историю жизни людей и их судьбы, необходимо понять, что происходило вообще в стране в то время. Но сначала мы дадим толкование слов «репрессия», « репрессировать». Итак, «Репрессия» - (от лат. repression - подавление) –и, ж.р. Карательная мера, наказание со стороны государственных органов. «Репрессировать» - подвергнуть (подвергать) репрессии. 2. Немного из истории: Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами политических репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Однако ряд исследователей считают сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. При этом подчеркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями. Ряд историков считают, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в объективных исторических условиях Гражданской войны, способствовавших ожесточению всех политических сил, что привело также и к белому террору. При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне. Политические репрессии продолжались и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, большинство дел о политических преступлениях были в действительности построены на фальсифицированных обвинениях. С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х- начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина, репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937-1938- годы, когда только органами НКВД (без милиции) было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек. С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина марте 1953 года. В результате этих операций было направлено в лагеря около 19 тыс. человек, а еще около 87 тыс. человек были направлены на поселение. Оценки масштабов репрессий сильно различаются главным образом из-за разного определения понятия «репрессии». К жертвам репрессий различные исследователи относят следующее: • только осужденные за «контрреволюционные преступления» (58 статья); • дополнительно включаются все осужденные органами госбезопасности, а также сосланные на спецпоселения раскулаченные крестьяне, репрессированные народы; • дополнительно включаются жертвы неоправданно жестоких наказаний по некоторым уголовным статьям; • подсчитывается общее число заключенных в лагерях, либо общее количество осужденных судами и утверждается, что получившиеся огромные величины характеризуют масштабы избыточно репрессивной политики государства. Основным критерием для включения конкретной категории служит необоснованность примененных репрессий. В отличие от официальной статистики НКВД по осужденным по 58-й статье, надежные данные о численности остальных категорий отсутствуют, и исследователями приводятся различные оценки. Суммарные оценки по всем упомянутым категориям составляют 25-30 млн. человек, подвергшихся репрессиям в виде лишения или значительного ограничения свободы на более или менее длительные сроки, и свыше 40 млн. человек для менее суровых наказаний. В результате оценки варьируются от 3,8 млн.- 9,8 млн. «политических» репрессированных, и до многих десятков миллионов, включая понесших наказания по уголовным статьям. 3. Учитель: Узнав больше из истории репрессий, мы с вами обратимся к конкретным людям, и на примерах увидим судьбы детей в то время. 4. Выступления учеников. 1-й ученик: В годы сталинских репрессий среди миллионов репрессированных были тысячи женщин, и несовершеннолетних "врагов народа" т.е. простых детей. Из воспоминаний внучки о бабушке. Моей бабушке тогда был всего один годик. Все годы семья Евгения Францевича вела переписку с прокуратурой Красноярска. Оттуда им отвечали, что их муж и отец осужден на 10 лет без права переписки и отбывает свой срок на Колыме. Они его очень ждали, надеялись, что он вернется. В 1959 году им пришло сообщение, что Евгений Францевич умер от гнойного плеврита, о чем есть ложный документ- свидетельство о смерти 1-ВА №064627 выданное 19 мая 1959 года. И только в августе 1959 года, семья моей бабушки Анжелины Евгеньевны получила справку о том, что моего прадедушку оправдали. В этой справке было сказано, что определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 30 июня 1958 года отменено Постановление Комиссии НКВД и Прокурора СССР от 02 февраля 1938 года в связи с прекращением дела за отсутствием в действиях моего прадеда состава преступления. В 1994 году при получении документов о судьбе отца моя бабушка узнала настоящую правду. Ее отца арестовали в 1937 году, на самом деле на Колыме он не был, его расстреляли в феврале 1938 года г. Ачинске. Моя бабушка отца своего не помнит, осталось только имя его, горечь и сожаление, что человек поплатился жизнью ни за что. У бабушки теперь лишь есть удостоверение пострадавшей от политических репрессий. 2-й ученик: Репрессиям по политическим мотивам подвергались школьники. Вот дикий случай осуждения в 1941 году несовершеннолетней ученицы 7 класса Подвинской семилетней школы Саралинского (ныне Орджоникидзевского) района З.В.Маметьевой. 10 апреля 1941 года в школе появились листовки антисоветского содержания и порочащие учителей школы, написанные на тетрадных листах печатными буквами. Агентурный и следственный аппарат сработал оперативно: через два была задержана ученица Маметьева, 14 апреля выносится постановление на ее арест: Листовки подшиты в следственном деле. Они написаны на ученической тетради печатными буквами. Что же писала ученица 7 класса в своих крамольных листовках? «Долой советских учителей. Советские учителя – вредный элемент, вы не слушайте их», «Так ринемся же в бой и свергнем власть Советов, испортившую мир!!! Вперед!!! За капитализм!!! Быстрее и смелее!!!». Через 4 месяца З.В.Маметьева предстала перед судом. Последнее слово подсудимой: «Простите граждане судьи, я прошу меня простить, я больше никогда делать так не буду. Следить буду за другими и разоблачать их». Судебная коллегия по уголовным делам Хакасского областного суда 31 июля 1941 г. приговорила Маметьеву Зинаиду Васильевну по статье 58 пункт 10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительных колониях несовершеннолетних. Дополнительно – после отбытия наказания лишить избирательных прав сроком на 5 лет. 4 августа 1941 г. Маметьева написала ходатайство в Верховный суд РСФСР. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР 14.09.41 г. определила: «Приговор Хакасского областного суда оставить в силе, а жалобу Маметьевой оставить без удовлетворения». Так была осуждена как «враг народа» ученица 7 класса. Сведений о дальнейшей судьбе З.В.Маметьевой в деле нет. Последний документ – Красноярская краевая прокуратура на основании статьи 3 пункт «а» и статьи 5 пункт «а» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» Маметьеву Зинаиду Васильевну реабилитировала 18.10.1991 г. Не менее трагично сложилась судьба у Парасковьи Николаевны Токмашевой, 1911 года рождения. Она до ареста работала инструктором Таштыпского райисполкома по работе среди женщин. Летом 1934 года ОГПУ Западно-Сибирского края в Хакасии «раскрывает» крупную контрреволюционную националистическую организацию из числа национальной интеллигенции. В числе арестованных была П.Н.Токмашева. Всю группу обвинили в буржуазном национализме, в «попытке вместе с Горной Шорией и Ойротией образовать одну автономную социалистическую республику с двухпалатной системой управления. Цель этой организации поднять национальную культуру, внедрять глубже родной язык и усилить коренизацию хозяйственного аппарата...». (Из обвинительного заключения суда). 3-й ученик: – После ареста отца нас из квартиры выселили, – вспоминает Клара Романовна Кызласова, – маму уволили с работы, позже, когда опять восстановили ее в педучилище, за ней была установлена негласная слежка. Любое слово на уроке, понятое студентами превратно, могло для нее кончиться печально. Об этом ее заранее предупредили в НКВД. Дома у нее всегда был готов узелок с вещами... Я боялась за мать, и, просыпаясь по ночам, всегда ощупывала ее постель – здесь она или нет. Зимой, несмотря на мороз, мать пешком носила передачу отцу по реке в Минусинскую тюрьму. Часто возвращалась усталая, перемерзшая, с непринятой передачей... При утверждении меня в комсомол в горкоме ВЛКСМ секретарь заявила: «Ты – дочь врага и недостойна быть в рядах Ленинского комсомола». И меня выставили за дверь... Ее отец, Р.А.Кызласов, работал председателем Хакасского облпотребсоюза. 21 сентября 1938 года по постановлению Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян. Реабилитирован в 1958 году. И несмотря ни на что, К.Р.Кызласова выучилась, закончила мединститут и долгие годы работала главным врачом родильного дома Абакана. Сейчас она является заместителем председателя республиканского общества «Мемориал». 4-й ученик: Из воспоминаний Валентины Георгиевны Потаповой: «Отца арестовали 6 ноября 1937 года. 9 ноября пришли три человека в милицейской форме и стали выбрасывать наши вещи на улицу, а мороз в то время был под 30-40 градусов. Три дня и три ночи мы жили под открытым небом. Соседи боялись предложить жилье. Все дни жгли книги из библиотеки отца. В нашу квартиру переехал жить начальник милиции Абакана. На четвертый день поселили нас в старый большой дом, который народ назвал «Домом врагов народа», «Домом троцкиста», где в большой скученности ютились несколько семей «врагов народа»... Мать не брали на работу даже уборщицей, меня исключили из пионеров. В классе со мной за одной партой никто не стал сидеть. По утрам на крышке моей парты всегда было мелом написано: «Здесь сидит дочь врага народа». Ее отец – Г.Г.Потапов – работал председателем Усть-Абаканского райисполкома (центр района располагался тогда в Абакане). В апреле 1941 года Г.Г.Потапов был приговорен к 20 годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах. В 1942 году Г.Г.Потапов умер на севере в Норильске. Посмертно реабилитирован. Вот такая тяжкая доля досталась прекрасным женщинам 30-50 годов. Многие удивляются, как они могли это все перенести и вырастить достойных детей. Заключение. Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с судьбами детей в годы политических репрессий. И это только некоторые примеры жизни матерей, а главное детей, расстрелянных или приговоренных к ИТЛ, как «враги народа» или «изменники Родины». Их семьи стали изгоями общества. После ареста мужа семью немедленно выселяли, жен увольняли с прежней работы, детей не принимали учиться в учебные заведения. Десятилетиями за ними был негласный надзор органов госбезопасности. У многих до сих пор сохранился страх перед органами власти. Вот такая тяжкая доля досталась детям. Многие удивляются, как они могли это все перенести и вырасти достойными людьми. Ученик: Над миром бушует войны суховей, Тревожа страну мою воем гнусавым, Но мне, заключенному в каменный саван, Не быть в этот миг средь ее сыновей… Но я не корю тебя, Родина-мать, Я знаю, что, только в сынах разуверясь, Могла ты поверить в подобную ересь И песню мою, как шпагу сломать. …Шагай, моя песня, в знаменном строю, Не плачь, что так мало с тобой мы пожили. Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли Отчизна заметит ошибку свою. | |
Просмотров: 6798 | Загрузок: 749 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|