Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Классный час «Судьбы детей в годы политических репрессий »
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] 2012-03-15, 10:02 PM
Классный час «Судьбы детей в годы политических репрессий »
Цели и задачи классного часа:
- познакомить учащихся с понятиями “ репрессировать», “репрессия”;
- раскрыть нравственный потенциал материала, его личностную значимость формировать умения анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение;
- воспитывать гуманное отношение к людям.
Оборудование: презентация.
Ход классного часа:
1.Учитель:
Здравствуй, солнце красное,
Здравствуй, утро ясное,
Здравствуйте, зверьки –
Мишки и волчки.
Девочки-белочки,
Зайчики-мальчики.
Все проснулись на земле,
Здравствуйте!

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о судьбах детей в годы политических репрессий. Чтобы понять лучше историю жизни людей и их судьбы, необходимо понять, что происходило вообще в стране в то время. Но сначала мы дадим толкование слов
«репрессия», « репрессировать».
Итак, «Репрессия» - (от лат. repression - подавление) –и, ж.р. Карательная мера, наказание со стороны государственных органов.
«Репрессировать» - подвергнуть (подвергать) репрессии.

2. Немного из истории: Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами политических репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Однако ряд исследователей считают сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. При этом подчеркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями. Ряд историков считают, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в объективных исторических условиях Гражданской войны, способствовавших ожесточению всех политических сил, что привело также и к белому террору. При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне. Политические репрессии продолжались и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, большинство дел о политических преступлениях были в действительности построены на фальсифицированных обвинениях.
С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х- начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина, репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937-1938- годы, когда только органами НКВД (без милиции) было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек. С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина марте 1953 года. В результате этих операций было направлено в лагеря около 19 тыс. человек, а еще около 87 тыс. человек были направлены на поселение.
Оценки масштабов репрессий сильно различаются главным образом из-за разного определения понятия «репрессии». К жертвам репрессий различные исследователи относят следующее:
• только осужденные за «контрреволюционные преступления» (58 статья);
• дополнительно включаются все осужденные органами госбезопасности, а также сосланные на спецпоселения раскулаченные крестьяне, репрессированные народы;
• дополнительно включаются жертвы неоправданно жестоких наказаний по некоторым уголовным статьям;
• подсчитывается общее число заключенных в лагерях, либо общее количество осужденных судами и утверждается, что получившиеся огромные величины характеризуют масштабы избыточно репрессивной политики государства.
Основным критерием для включения конкретной категории служит необоснованность примененных репрессий. В отличие от официальной статистики НКВД по осужденным по 58-й статье, надежные данные о численности остальных категорий отсутствуют, и исследователями приводятся различные оценки. Суммарные оценки по всем упомянутым категориям составляют 25-30 млн. человек, подвергшихся репрессиям в виде лишения или значительного ограничения свободы на более или менее длительные сроки, и свыше 40 млн. человек для менее суровых наказаний. В результате оценки варьируются от 3,8 млн.- 9,8 млн. «политических» репрессированных, и до многих десятков миллионов, включая понесших наказания по уголовным статьям.

3. Учитель: Узнав больше из истории репрессий, мы с вами обратимся к конкретным людям, и на примерах увидим судьбы детей в то время.

4. Выступления учеников.
1-й ученик: В годы сталинских репрессий среди миллионов репрессированных были тысячи женщин, и несовершеннолетних "врагов народа" т.е. простых детей.
Из воспоминаний внучки о бабушке. Моей бабушке тогда был всего один годик. Все годы семья Евгения Францевича вела переписку с прокуратурой Красноярска. Оттуда им отвечали, что их муж и отец осужден на 10 лет без права переписки и отбывает свой срок на Колыме. Они его очень ждали, надеялись, что он вернется. В 1959 году им пришло сообщение, что Евгений Францевич умер от гнойного плеврита, о чем есть ложный документ- свидетельство о смерти 1-ВА №064627 выданное 19 мая 1959 года. И только в августе 1959 года, семья моей бабушки Анжелины Евгеньевны получила справку о том, что моего прадедушку оправдали. В этой справке было сказано, что определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 30 июня 1958 года отменено Постановление Комиссии НКВД и Прокурора СССР от 02 февраля 1938 года в связи с прекращением дела за отсутствием в действиях моего прадеда состава преступления.
В 1994 году при получении документов о судьбе отца моя бабушка узнала настоящую правду. Ее отца арестовали в 1937 году, на самом деле на Колыме он не был, его расстреляли в феврале 1938 года г. Ачинске.
Моя бабушка отца своего не помнит, осталось только имя его, горечь и сожаление, что человек поплатился жизнью ни за что. У бабушки теперь лишь есть удостоверение пострадавшей от политических репрессий.
2-й ученик: Репрессиям по политическим мотивам подвергались школьники. Вот дикий случай осуждения в 1941 году несовершеннолетней ученицы 7 класса Подвинской семилетней школы Саралинского (ныне Орджоникидзевского) района З.В.Маметьевой.
10 апреля 1941 года в школе появились листовки антисоветского содержания и порочащие учителей школы, написанные на тетрадных листах печатными буквами. Агентурный и следственный аппарат сработал оперативно: через два была задержана ученица Маметьева, 14 апреля выносится постановление на ее арест:
Листовки подшиты в следственном деле. Они написаны на ученической тетради печатными буквами. Что же писала ученица 7 класса в своих крамольных листовках? «Долой советских учителей. Советские учителя – вредный элемент, вы не слушайте их», «Так ринемся же в бой и свергнем власть Советов, испортившую мир!!! Вперед!!! За капитализм!!! Быстрее и смелее!!!».
Через 4 месяца З.В.Маметьева предстала перед судом. Последнее слово подсудимой: «Простите граждане судьи, я прошу меня простить, я больше никогда делать так не буду. Следить буду за другими и разоблачать их».
Судебная коллегия по уголовным делам Хакасского областного суда 31 июля 1941 г. приговорила Маметьеву Зинаиду Васильевну по статье 58 пункт 10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительных колониях несовершеннолетних. Дополнительно – после отбытия наказания лишить избирательных прав сроком на 5 лет. 4 августа 1941 г. Маметьева написала ходатайство в Верховный суд РСФСР. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР 14.09.41 г. определила: «Приговор Хакасского областного суда оставить в силе, а жалобу Маметьевой оставить без удовлетворения».
Так была осуждена как «враг народа» ученица 7 класса. Сведений о дальнейшей судьбе З.В.Маметьевой в деле нет. Последний документ – Красноярская краевая прокуратура на основании статьи 3 пункт «а» и статьи 5 пункт «а» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» Маметьеву Зинаиду Васильевну реабилитировала 18.10.1991 г.
Не менее трагично сложилась судьба у Парасковьи Николаевны Токмашевой, 1911 года рождения. Она до ареста работала инструктором Таштыпского райисполкома по работе среди женщин. Летом 1934 года ОГПУ Западно-Сибирского края в Хакасии «раскрывает» крупную контрреволюционную националистическую организацию из числа национальной интеллигенции. В числе арестованных была П.Н.Токмашева. Всю группу обвинили в буржуазном национализме, в «попытке вместе с Горной Шорией и Ойротией образовать одну автономную социалистическую республику с двухпалатной системой управления. Цель этой организации поднять национальную культуру, внедрять глубже родной язык и усилить коренизацию хозяйственного аппарата...». (Из обвинительного заключения суда).
3-й ученик: – После ареста отца нас из квартиры выселили, – вспоминает Клара Романовна Кызласова, – маму уволили с работы, позже, когда опять восстановили ее в педучилище, за ней была установлена негласная слежка. Любое слово на уроке, понятое студентами превратно, могло для нее кончиться печально. Об этом ее заранее предупредили в НКВД. Дома у нее всегда был готов узелок с вещами... Я боялась за мать, и, просыпаясь по ночам, всегда ощупывала ее постель – здесь она или нет. Зимой, несмотря на мороз, мать пешком носила передачу отцу по реке в Минусинскую тюрьму. Часто возвращалась усталая, перемерзшая, с непринятой передачей...
При утверждении меня в комсомол в горкоме ВЛКСМ секретарь заявила: «Ты – дочь врага и недостойна быть в рядах Ленинского комсомола». И меня выставили за дверь...
Ее отец, Р.А.Кызласов, работал председателем Хакасского облпотребсоюза. 21 сентября 1938 года по постановлению Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян. Реабилитирован в 1958 году. И несмотря ни на что, К.Р.Кызласова выучилась, закончила мединститут и долгие годы работала главным врачом родильного дома Абакана. Сейчас она является заместителем председателя республиканского общества «Мемориал».
4-й ученик: Из воспоминаний Валентины Георгиевны Потаповой:
«Отца арестовали 6 ноября 1937 года. 9 ноября пришли три человека в милицейской форме и стали выбрасывать наши вещи на улицу, а мороз в то время был под 30-40 градусов. Три дня и три ночи мы жили под открытым небом. Соседи боялись предложить жилье. Все дни жгли книги из библиотеки отца. В нашу квартиру переехал жить начальник милиции Абакана. На четвертый день поселили нас в старый большой дом, который народ назвал «Домом врагов народа», «Домом троцкиста», где в большой скученности ютились несколько семей «врагов народа»...
Мать не брали на работу даже уборщицей, меня исключили из пионеров. В классе со мной за одной партой никто не стал сидеть. По утрам на крышке моей парты всегда было мелом написано: «Здесь сидит дочь врага народа».
Ее отец – Г.Г.Потапов – работал председателем Усть-Абаканского райисполкома (центр района располагался тогда в Абакане). В апреле 1941 года Г.Г.Потапов был приговорен к 20 годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах. В 1942 году Г.Г.Потапов умер на севере в Норильске. Посмертно реабилитирован.
Вот такая тяжкая доля досталась прекрасным женщинам 30-50 годов. Многие удивляются, как они могли это все перенести и вырастить достойных детей.

Заключение.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с судьбами детей в годы политических репрессий. И это только некоторые примеры жизни матерей, а главное детей, расстрелянных или приговоренных к ИТЛ, как «враги народа» или «изменники Родины». Их семьи стали изгоями общества. После ареста мужа семью немедленно выселяли, жен увольняли с прежней работы, детей не принимали учиться в учебные заведения. Десятилетиями за ними был негласный надзор органов госбезопасности. У многих до сих пор сохранился страх перед органами власти. Вот такая тяжкая доля досталась детям. Многие удивляются, как они могли это все перенести и вырасти достойными людьми.

Ученик:
Над миром бушует войны суховей,
Тревожа страну мою воем гнусавым,
Но мне, заключенному в каменный саван,
Не быть в этот миг средь ее сыновей…
Но я не корю тебя, Родина-мать,
Я знаю, что, только в сынах разуверясь,
Могла ты поверить в подобную ересь
И песню мою, как шпагу сломать.
…Шагай, моя песня, в знаменном строю,
Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.
Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли
Отчизна заметит ошибку свою.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Вожатая
Просмотров: 6798 | Загрузок: 749 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 10:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru