Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
[ Скачать с сервера (38.3 Kb) ] | 2012-11-08, 7:36 AM |
Праздник Белых Журавлей - 22 октября Цели: • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования; • сохранение и развитие чувства гордости за героическое прошлое; • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности. Ход проведения: Вступительное слово библиотекаря: Праздник Белых Журавлей учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах. На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей, это объясняет такую композицию памятника. Увидев этих журавлей, народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее была написана песня «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…». Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство. 1 УЧЕНИК: Крик белых журавлей – он до сих пор нам слышен, Хоть и минуло уже много лет. Он с тех полей войны становится все ближе И вспомнить павших нас зовет в ответ. Песня «О журавлях» Библиотекарь: 67 лет прошло, как началась Великая Отечественная война... Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас? От Бреста до Москвы - 1 000 километров, от Москвы до Берлина - 1 600. 2 600 километров... поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа... Дорогами войны - четыре года! Четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей! Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать - 35 лет Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый». Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему: - Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача: - Василий Иванович, газете нужны стихи. - Когда? - Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра. - Будут… На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой. Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт. В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники. Библиотекарь: Интересна история создания другой песни «Темная ночь». В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь” вышла только со второй матрицы. Клип «Темная ночь» ). Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”. С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”. Исполняется песня “Катюша”. Но женщины не только ждали мужчин с войны, они тоже воевали, писали стихи. Следующий наш рассказ о женщинах на войне. Одним из самых знаменитых поэтов - женщин была Ольга Федоровна Берггольц (1910г. — 1975г.) Родилась Ольга Берггольц в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. Первое стихотворение поэтессы «Пионерам» было напечатано в газете «Ленинские искры» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук» В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города, голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда». Ольга Берггольц пережила все 900 дней блокады, все её тяготы вместе со своим любимым городом и его жителями, и вот что она писала: 1 учащийся: Так тихо, так тихо, что мысль о войне Как вопль, как рыдание в тишине. Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли, Здесь пенилась кровь на вершок от земли... Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек Сюда не придет ни один человек... В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942г.), «Ленинградскую поэму». 2 учащийся О да — и н а ч е н е м о г л и ни те бойцы, ни те шофёры, когда грузовики вели по озеру в голодный город. Холодный ровный свет луны, снега сияют исступлённо, и со стеклянной вышины врагу отчётливо видны внизу идущие колонны. И воет, воет небосвод, и свищет воздух, и скрежещет, под бомбами ломаясь, лёд, и озеро в воронки плещет. Но вражеской бомбёжки хуже, ещё мучительней и злей — сорокаградусная стужа, владычащая на земле. Казалось — солнце не взойдёт. Навеки ночь в застывших звёздах, навеки лунный снег, и лёд, и голубой свистящий воздух. Казалось, что конец земли... Но сквозь остывшую планету на Ленинград машины шли: он жив ещё. Он рядом где-то. 3 учащийся : На Ленинград, на Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, там матери под тёмным небом толпой у булочной стоят, и дрогнут, и молчат, и ждут, прислушиваются тревожно: «К заре, сказали, привезут...» «Гражданочки, держаться можно...» И было так: на всём ходу машина задняя осела. Шофёр вскочил, шофёр на льду. «Ну, так и есть — мотор заело. Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка эта — не угроза, да рук не разогнуть никак: их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь — опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб — две тонны? Он спасёт шестнадцать тысяч ленинградцев». 4 учащийся: И вот — в бензине руки он смочил, поджёг их от мотора, и быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофёра. Вперёд! Как ноют волдыри, примёрзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре — сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам. После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470.000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова: 5 учащийся: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Библиотекарь: Давайте вспомним другую поэтессу времен войны Ю.В. Друнина (10.05.192-21.11.1991) дважды ранена на войне, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В 1952 г. окончила Литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихов вышел в 1948 г. – «В солдатской шинели». Пережитое на великой войне стало отправной точкой в лирике Ю. Друниной и сквозной темой всех её стихотворений. Самой высокой «точкой отсчёта» для поэтессы стало рождённое на войне чувство солдатской дружбы. И она до последних дней своей жизни выступает «связной между теми, кто жив и кто отнят войной». Ю.В. Друнина с большими надеждами на лучшее будущее восприняла перестройку конца 80-х годов, стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в прессе не только со стихами, но и с публицистическими статьями. Трагически был воспринят поэтессой распад Советского Союза. Личные утраты (смерть любимого мужа и близких друзей) и крушение общественных идеалов послужило основной причиной для ухода из жизни Ю.Друниной. И ещё одна причина – в последнее время она действительно чувствовала бессилие своего поэтического и публицистического слова перед разрушительным ходом событий в нашей стране. Но она не захотела покорно смириться с этим. В добровольном уходе Юлии Владимировны из жизни следует видеть не человеческую слабость, а единственный оставшийся у неё в запасе способ протеста против совершающегося в новой России беспредела. Её гибель отозвалась глубокой скорбью в сознании многих сотен тысяч соотечественников. Судьба, опалённая войной… Эта война протянулась для Юлии на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей. 6 Чтец: Я родом не из детства – из войны. И потому, наверное, дороже, Чем ты, ценю и счастье тишины, И каждый новый день, что мною прожит. Я родом не из детства – из войны. Раз, пробиваясь партизанской тропкой, Я поняла навек, что мы должны Быть добрыми к любой травинке робкой… Я родом не из детства – из войны. Прости меня – в том нет моей вины… Библиотекарь: Мы понимаем, что это выстраданные строки. Но детство у Юлии Друниной всё-таки было. Из её воспоминаний: «Раннее детство. Темнота, изредка прорезанная всполохами памяти. Мне не было 5 лет. Конец 20-х годов. У нас, мелкоты, самым ругательным словом считается «буржуй». Буржуйством, между прочим, называлось и любое «украшательство» в одежде. А тут мать, по случаю прихода гостей, решила водрузить на мою голову огромный белый бант! Я упорно сдёргивала со своих коротких вихров это позорное украшение. На помощь был призван отец. Он укрепил бант таким хитроумным узлом, что сдёрнуть его я уже не могла. Покориться? Не тут-то было!.. Я схватила ножницы – и роскошный бант полетел на пол вместе с тощим хохолком… Я не дала водрузить неприятельский флаг!» Такой Юлия Друнина осталась на всю жизнь – упрямой, непокорной, непримиримой. Об этом позднее скажет и её первый муж, поэт Николай Старшинов: «Юля – человек очень последовательный. И если она что-то решила, переубедить её было, как правило, не только трудно, но и просто невозможно». Юлия Владимировна вспоминает: «Когда началась война, я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть не фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня». Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как в Великую Отечественную. Целые полки – зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских формированиях – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. Многие военные профессии стали тогда «женскими" Юлия Владимировна была человеком очень последовательным и отважным. Выросшая в городе, в интеллигентной семье (отец был директором школы, преподавал историю и литературу), в 1942 г. она девчонкой ушла на фронт. …Школьным вечером Хмурым летом, Бросив книги и карандаш, Встала девочка с парты этой И шагнула в сырой блиндаж. Поскольку в начале войны до совершеннолетия Юле не хватало целых двух лет, сначала ей пришлось работать в госпитале, а потом – рыть окопы. Юлия Владимировна вспоминала позже: «Уже через полчаса на руках моих образовались кровавые мозоли… Спали в холодных сараях…». Трудности её не остановили. Вместе с дивизией народного ополчения Юля ушла на фронт. «Шли всю ночь. На 10-минутных привалах засыпали молниеносно, некоторые ухитрялись «кемарить» даже на ходу. Главное, что меня мучило, - страшная усталость. Только прикорнёшь в окопчике, снова постылое: «Приготовиться к движению! Подъём! Вперёд!» 7 Чтец: Только что пришла с передовой, Мокрая, замёрзшая и злая. А в землянке нету никого, И дымится печка, затухая. Так устала – руки не поднять. Не до дров – согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью. Из землянки выбегаю в ночь, А навстречу мне рванулось пламя, Мне навстречу – те, кому помочь Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: «Молодец, сестра!» - Крикнут мне товарищи в награду. Да ещё сияющий комбат Руки мне протянет после боя: «Старшина, родная, как я рад, Что опять осталась ты живою». Библиотекарь: Дивизия, в которую попала Юля, оказалась в кольце…Только 23 человека, и Юля в том числе, вырвались из окружения. Тринадцать суток, тринадцать дней и ночей они выходили к своим. «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться». Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву, и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Это не просто слова. Цена им – жизнь. После тяжёлого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошёл в двух миллиметрах от неё – снова ушла на фронт, добровольцем. Под обстрел, в холод, в грязь. Ни на секунду не возникло у неё сомнение: «А нужно ли снова возвращаться в пекло, под пули?» Она знала – её место там, на передовой. Нет, это не заслуга, а удача – Стать девушке солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в день Победы было б стыдно мне! Настало время «больших перемен» - так называемой «перестройки» и «шоковой терапии». С каждым днём нарастала неуверенность в завтра, а боль в душе становилась всё острее! Можно только догадываться о тяжести тех переживаний, что накопились в сердце у Друниной. Не могла она оставаться равнодушной, когда в родном отечестве вдруг оказались поставленными под сомнение: величие нашей армии, подвиг народа в войне и сама Победа…В особое смятение повергло Юлию Владимировну утверждение, что воевали мы …зря! Конечно, обо всём наболевшем она писала в своих публицистических статьях, прямо и резко выступала на писательских съездах. А в доверительных беседах с друзьями всё чаще говорила, что ужасно устала душевно от всего, что происходит вокруг… Она не могла не видеть что стало со страной, не могла смотреть в глаза ветеранам, просящим в подземных переходах милостыню. Юлия Владимировна Друнина. Запомним эту удивительно светлую и красивую женщину, всю сотканную из солнца и воздуха, замечательного поэта и предельно честного, искреннего человека. Когда началась война, не только жители России встали на защиту Родины. Но и люди других национальностей. Среди защитников были и наши земляки. Пройдут года, сменятся поколения, но историческая память будет вновь и вновь возвращать нас к жизни и творчеству прославленного воина, ученого, писателя, педагога Бауыржана Момышұлы.. Один из великих сынов казахского народа, Герой Советского союза, «Халык Каһарманы» - Бауыржан Момышулы. Мудрость приходит с годами, а ценность всегда в человеке, говорят казахи. Эти слова можно в полной мере отнести к Б.Момышулы. Будущий герой родился в селе Кольбастау Жуалынского района Жамбылской области в семье скотовода. Закончил семилетку в Шымкенте, работал сельским учителем. В те времена профессия учителя была одной из уважаемых. Молодого, способного и трудолюбивого парня заметили. Уже тогда ему доверили должность секретаря райисполкома, начальника милиции. В 1932 году Б.Момышулы призвали в ряды Красной Армии. После армии Бауке, как его уважительно называют в народе, трудился в банковской сфере. Талантливый человек талантлив во всем. Именно в эти годы он показал, что может быть хорошим финансистом. Но судьба уверенно вела его к военной службе. В 1936 году Б.Момышулы, окончив курсы при Ленинградской финансовой академии, вернулся в Красную Армию. Командовал взводом, ротой, был помощником начальника штаба полка. В 1941 году стал инструктором Казахского военного комиссариата. С начала Великой Отечественной войны Бауке приложил много усилий для формирования 316-ой стрелковой дивизии, в составе которой он и ушел на фронт. Участвовал в боях под Москвой, командовал батальоном знаменитой 8-й гвардейской дивизии, был командиром полка, незадолго до окончания войны командовал гвардейской дивизией. Именно в годы войны Бауке проявил себя талантливым полководцем, замечательным стратегом и знатоком военного дела За боевые заслуги командованием дивизии товарищ Момышулы представлен к высшей правительственной награде – ордену Ленина… (Он не получит эту награду. По приказу командующего Калининским фронтом № 0196 от 6 июня 1942 года его первой боевой наградой станет орден Красного Знамени). Обладает хорошими организаторскими способностями и может умело руководить боевыми действиями подразделений полка. Должности заместителя командира полка соответствует и вполне достоин присвоения очереднего воинского звания «майор». С августа 1942 года Момышулы - командир в родной Панфиловской дивизии. Вот что вспоминает сам Бауржан об одном из эпизодов фронтовой биографии: «Поступило боевое распоряжение, приказ из штаба дивизии… занять оборону по западной окраине деревни, а на самом деле – станцию… Крюково. Цель была одна – не допустить врага к Москве… Циркулем измерил расстояние, мы находились в 30 километрах от Москвы… Сам собой напрашивался вопрос: удержимся ли мы в Крюково?.. Если не удержимся…, то остановка должна быть только в Москве. В этот момент Москва была под бомбежкой. … Нам удается остановить немцев в первый день. На второй день в Крюково идет шестичасовой уличный бой, на третий день – 12-часовой уличный бой уже в центре. Через день на восточной окраине ведутся жестокие уличные бои в течение 18 часов.… Мы станцию не сдали. 8 декабря 1941 года во взаимодействии с другими частями, которые действовали на правом и левом флангах 8-й гвардейской дивизии, имея 1073-полк в центре… мы переходим в контрнаступление и после сильной четырехчасовой артиллерийской подготовки выбиваем немцев со станции и из деревни Крюково, захватываем много трофеев. Только на участке 1073-го полка было захвачено 18 танков… Мы подошли к Истре. Другие части… стали преследовать противника до Волоколамска». В октябре 1942 года Б.Момышулы было присвоено звание подполковника, а восемь месяцев спустя – полковника. Ранение, полученное в боях за Крюково, давало о себе знать. Какое-то время он пробыл в госпитале. Прошел всю войну. После войны занимал ответственные военные должности Уволился из рядов Советской Армии в 1955 году по болезни. Его боевые награды: Ордена Красного Знамени и Отечественной войны І степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией». Благодаря настойчивости Президента Н.А.Назарбаева, в 1990 году, перед самым последним днем существования Союза, был подписан указ о присвоении Бауыржану Момышулы звания Героя Советского Союза посмертно. Бауыржан Момышулы вошел в литературу необычно. Впервые читатели познакомились с ним не как с создателем, а как с героем художественного произведения. Это была повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Главным действующим лицом этой повести был офицер-панфиловец, герой обороны Москвы Бауыржан Момышулы. Александр Бек создал эту книгу по его рассказам и воспоминаниям. Писал Б. Момыш-улы и стихи. 1 учащийся «Долг» Сильнее долга силы нет. Крепче долга брони нет. Нежнее долга чувства нет. Суровее долга судьи нет. Горячее долга страсти нет. Священнее долга святыни нет. Мудрее долга мудреца нет. Искуснее долга творца нет. Страшнее долга кары нет. Щедрее долга награды нет. Светлее долга света нет. Прямее долга дороги нет. Острее долга языка нет. 2 учащийся Стремительнее долга тулпара нет. Прозорлевее долга пророка нет. Прозрачнее долга чистоты нет. Выше долга вершины нет. Долг – дух души, сердце сердец. Долг-вершина мечты и славы. Долг-основание скромности. Долг- вдохновение любви. Долг- корень преданности. Долг-стержень верности. Долг-основание покорности. 3 учащийся: Долг-трамплин к дерзновению. Долг-дух мужества. Долг- сердце отваги. Долг-гроза трусости. Долг-фундамент совести. Долг-охрана чести. Долг- окрыляет бескрылых. Долг- воодушевляет бездушных. Долг- воскрешает мертвых. Долг- знает только жизнь. Долгу- смерть запретна 4 учащийся Не говори, это сделал я,- Это сделали тысячи… Не говори, это сделали тысячи,- Это сделали смелые… Не говори, это сделали смелые,- Это сделал народ! Если бы я не был из тысячи, А смелые из народа Кто бы это совершил?! *Звучит отрывок из песни И. Талькова «Памяти Виктора Цоя» («Поэты не рождаются случайно…»). Рефлексия. Зачем нужно сохранять память о войне? О подвиге людей?(ответы учащихся) Это нужно не мертвым, это нужно живым. | |
Просмотров: 1474 | Загрузок: 134 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|