Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
2013-01-04, 7:08 PM | |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ – КОМПОНЕНТОВ И ПРИЕМОВ РТВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ. ГУДИНА ИННА НИКОЛАЕВНА НУО «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» г.Астана Поэтому в настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место занимает технология Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в основе которой изначально лежит проблемно-поисковый метод. Направление ТРИЗ + «Музыкальное воспитание», развито недостаточно, что актуализирует данную проблему на сегодняшний день и открывает большое поле деятельности для её исследования и внедрения. Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Изучив теорию, приёмы и методы ТРИЗ я адаптировала, а затем использовала их в работе для развития музыкально-творческих способностей ребенка во всех разделах музыкального воспитания. В данной статье даются примеры использования методов и приемов ТРИЗ - РТВ технологии на уроках музыки. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Предложенная система работы будет интересна не только учителям музыки, но и учителям начальной школы, студентам учебных педагогических заведений. Вот несколько методов и приемов ТРИЗ и РТВ, которые на сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности: Модель “Морфологический ящик- копилка- корзинка” Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков, связей изучаемого явления. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них знаний, он позволяет выяснить всё что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Вот пример составление копилки слов на этапе актуализации знаний в ходе урока музыки. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собираться то, что все ученики знают вместе об изучаемой теме. Стадия вызова. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. Далее каждый по кругу, или по желанию называет какое-то одно сведение, или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.(состовляется список идей) В корзину идей можно «сбрасывать» факты, имена, даты, понятия, названия сочинений. Стадия осмысления Далее в ходе обсуждения эти разрозненые сведения нужно связать в логические цепочки и «красиво преподнести». Например: - Помогите собрать мне полную корзину знаний, фактов, имен событий связанных с темой прошлого урока «Национальное искусство танца».( танец, Ш.Жиенкулова, «Кара жорга», балет, Казахстан, ичиги, А.Александров, Г.Уланова, подражание,1934, «Утыс-би»... все ответы фиксируются на доске) - А теперь этот «урожай знаний» нужно красиво преподнести.(ученики, в опоре на записи, состовляют предложения, рассказ ) • Мы узнали, что в 1934 году в Казахстане была создана 1 балетная школа. • Шара Жиенкулова известный хореограф и танцовщица. Она создала первый фольклорный ансабль танца. • Александр Александров разработал балетный костюм для танцоров Казахстана. и т.д.... Круги Луллия. Это вид морфологического анализа. Раймондо Луллий (14 век н.э.) создал приспособление, которое предстовляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. На них прикрепляется стрелка. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. Они позволяют облегчить знакомство учащихся младших классов с инструментами симфонического оркестра на примере музыкальной сказки «Петя и волк». На основе пособия "Круги Луллия" строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств. Например в разделе слушания музыки («Петя и волк», или любое другое произведение) использую такой круг Луллия: первое кольцо - сказочные герои, второе кольцо - характер героев или настроение в виде символов , третье кольцо - музыкальные произведения. Раскрутив круги (после прослушивания музыки) ученик составляет верное сочетание под стрелкой (т.е. в одном секторе). Получилось: волк - валторны -злой . С помощью Кругов Луллия, используя приемы фантастического преобразования объектов, тоже возможно создание фантастических ситуаций с прогнозом результата таких изменений. Вот как можно это сделать например при закреплении и актуализации знаний Раскрутим круги и составим случайное сочетание (герой, инструмент, характер) из тех, которые попадут "под стрелочку". Получилось: кошка - фагот - решительный. - Расскажи как теперь будет звучать голос кошечки, как измениться её характер, походка, повадки? (Голос кошки, в исполнении фагота, стал грубый, низкий, сердитый. Теперь это не маленькая, а скорее большая дикая кошка, сильный, решительный хищник.) - Придумай, как может закончится эта сказка, если у кошки такой характер? (Она может сама съесть утку. Или волк, увидев её, не станет обижать друзей. Если она дрессированная, то может охранять домик дедушки, утку, Петю.) “Создай паспорт” Этот прием используется: • для систематизации, обобщения полученных знаний; • для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; • для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Обязательно создаем паспорт на композиторов, иструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта 1. Имя – Лакримоза; 2. Создатель – В.А.Моцарт; 3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»; 4. Где служит – в церкви, кастёле; 5. Особые приметы – траурное, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра. При закреплении знаний о казахских инструментах ребята составили такие паспорта: 1. Имя – кобыз; 2. Создатель – Коркыт; 3. Прописка – Казахстан; 4. Где служит – в старину служил шаманам,жырау. В наши дни в фольклорных ансамблях, в оркестре казахских народных инструментов; 5. Особые приметы – очень древний струнно-смычковый инструмент, сделан из дерева; 1. Имя – жетиген; 2. Создатель – неизвестный аксакал; 3. Прописка – Казахстан; 4. Где служит – в старину служил шаманам и баксы, в наши дни в фольклорных ансамблях, в оркестре казахских народных инструментов; 5. Особые приметы – семиструнный инструмент,сделан старцем в память о погибших сыновьях, настраивается с помощью асыков, современный жетыген имеет разное количество струн; Дихотомия. «Да-нетка» (методика Т.А. Сидорчук) Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал из проблемного поля. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации, для решения творческой задачи. Основной прием для сужения поля поиска – игра «Да-нет». Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы. Вот несколько примеров использования этого приёма. «Угадай имя композитора» - Я загадала имя композитора. Оно есть среди имён записанных на доске.(или среди портретов которые вы видите). Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске: Н.Паганини, Курмангазы, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ыхылас, И.С.Бах, Д.Нурпеисова, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, А.Жубанов. Возможные вопросы учащихся: - о месте где жил и работал композитор; - о музыкальных предпочтениях; - о любимых музыкальных инструментах; - о фактах из биографии; - о музыкальных сочинениях(не указывая названия). В другой раз можно поставить вопрос иначе: - Он совершил «кражу». И хотя все об этом узнали, он не был предан суду. (В.А.Моцарт) - Несмотря на свою старость, эта казахская красавица пленяет своим голосом и совершенством форм. (домбра) - Его лучшее детище обязано своим рождением чьей-то смерти.(Реквием. В.А.Моцарта) «Волшебная палочка» ( В.М. Букатов, А.П. Ершова) «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Это форма проведения опроса по правилам. Ученики сидят на своих местах, или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или учителем.Учитель начинает говорить фразу и предает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше. Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес». Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Например: Кобыз –струнно –смычковый; Орган – клавишно-духовой; Туяктас – ударный; Арфа – струнный; Саксофон - -духовой; Рояль – клавишный и т.д. Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения. “Слушание с остановками”. Этот приём особенно эффективен на этапе слушания музыки, при условии что музыкальное сочинение достаточно продолжительное, как например кюй-легенда «Аксак кулан», «Каскыр» - Ихлас, «Бозинген», мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», сказка С.Прокофьего «Петя и волк». Непременное условие для использования приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты в для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Рассмотрим фрагмент урока, построенный на данном методе. - Ребята сказка называется “Петя и волк” как вы предполагаете, какие ещё герои могут присутствовать в этой сказке? (медведь, лиса, охотники, фея, бабушка, дедушка и т.д.) - О чем будет, эта сказка и как будут развиваться события?Дети высказывают самые неожиданные предположения. Моменты остановок учитель выбирает по своему усмотрению. Заинтересованность детей: “А что произойдет дальше?” предполагает самые разнообразные, неожиданные и противоречивые варианты ответов. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. В своей работе я использую более 20 различных приемов и методов. И в результате их применения у детей проявляется в большей степени речевая активность: развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас. Наблюдается повышение собственной самооценки, преодоление психологического барьера, развиваются коммуникативные способности, в дальнейшем способствующие продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, в общении с взрослыми. | |
Просмотров: 4243 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|