Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Работа с родителями трудновоспитуемых детей
[ Скачать с сервера (209.6 Kb) ] 2013-03-16, 6:58 AM
Бежекенева Асия Касымкановна
Учитель математики
КГУ "Средняя школа №6"
г. Зыряновск
Восточно-Казахстанская область

Тема: "Работа с родителями трудновоспитуемого ребёнка"

Как ни велика роль школы,
но воспитывает растущего человека
не только она. Основы характера,
исходные жизненные установки -
всё это закладывается в семье.
И не жди добра, если школа
внушает одно, а семья другое.

В.А.Сухомлинский

Термин трудновоспитуемость вошёл в науку в 30-е годы прошлого столетия. Он означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. И как результат - трудные дети, с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Вероятно, вполне правомерно использовать понятие трудные дети без кавычек, как это делал в своих работах А.С. Макаренко, обосновано считая, что такая категория воспитанников действительно существует. Идентичным является понятие трудновоспитуемые школьники.
Трудновоспитуемость - проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рождённое из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт - естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. И тогда природа этого конфликта сама по себе не очень опасна, и конфликт может быть безболезненно устранён. Важно в этом случае понимание диалектического развития жизни. Положительное и отрицательное в мире существует всегда рядом: плохое и хорошее, злое и доброе и т.д. В их столкновении и борьбе развивается жизнь, совершенствуется общество, человек.
Как уже упоминалось, А.С.Макаренко занимался проблемой "трудных" детей в детских исправительных учреждениях, но состав "трудных" детей, характер и проявления, причины возникновения "трудности", тогда были совершенно другими, чем в наше время. Сегодня требования общества к характеру, содержанию и результатам поведения, учебной и трудовой деятельности детей возросли. Всеобщее обязательное среднее образование обязывает всех учеников учиться хорошо, продуктивно. Резко возрос объём знаний, которые дети должны усвоить. Но по ряду причин какая-то часть детей отстаёт от этих требований, они оказываются для них чрезмерными и непосильными. Тем не менее, используя опыт А.С.Макаренко, мы можем работать с трудновоспитуемыми.
Почему же дети становятся "трудными"? Почему возникает трудновоспитуемость? Причин существует множество. Я сегодня хочу остановиться на недостатках в семейном воспитании, которые, как правило, ведут к тому, что отдельные подростки выпадают из общей системы воспитания, не воспринимают в должной мере воспитательные воздействия педагогического коллектива, и как следствие отстают в своём интеллектуальном и нравственном развитии. Участие родителей в воспитательной работе школы имеет особое значение. Их совместная деятельность с учителями и школьниками не только раскрывает систему ценностных ориентаций семьи, но и предъявляет более высокие требования к родителям, побуждает к пересмотру педагогических взглядов и установок, к более внимательному изучению детей, вырабатывается единый стиль семейного и школьного воспитания. Родители приобретают возможность использовать систему ценностей классного коллектива в целях преодоления личностных недостатков своего ребёнка. Воздействуя на коллектив класса в целом, родители одновременно воздействуют на своего ребёнка, обеспечивая правильное восприятие нравственных позиций взрослых. Это стимулируется тем, что в связи с участием родителей в воспитании повышается статус их ребёнка в коллективе.
В 2002-2003 учебном году в мой 9-А класс прибыл трудновоспитуемый подросток. Почему я отнесла его к категории трудновоспитуемых? Основными признаками трудновоспитуемости следует считать: отрицательное отношение к учёбе и систематическое нарушение требований школ, дисциплины, дефицит позитивного общения, негативный характер использования свободного времени, не говоря уже о нарушениях норм морали и права. Суждение о нравственном развитии по одному из признаков не всегда достоверно. Зная основные признаки, нужно достаточно уверенно распознать её носителей. Что я для этого делала:
1. Постоянно следила за успеваемостью этого подростка и выявила, что он не успевает по 4 предметам.
2. Установила, что взаимоотношения этого ученика с некоторыми педагогами не складываются, а школьная практика и научные данные свидетельствуют о том, что большинство трудных школьников находятся в конфликтных отношениях с одним, двумя, а то и с несколькими педагогами. Выявила это путём опроса учителей и самого ребёнка.
3. Взаимоотношения трудновоспитуемого со сверстниками. Многие из них в классе находятся в изоляции, а некоторые являются активными дезорганизаторами и вожаками микрогрупп, состоящих из таких же трудных учеников. Несложные социометрические методики позволили мне точно определить, каково реальное положение ученика в системе межличностных отношений в классе: у подростка благополучно складывались отношения с одноклассниками, пользовался даже уважением некоторых детей.
4. Путём наблюдений и бесед с учеником, его товарищами, родителями, изучила характер использования им его свободного времени, выяснила, что подросток проводит свободное время вне дома, с друзьями в постоянной группе сомнительного поведения.
Неблагополучие по двум из четырёх показателей позволяет достаточно обоснованно зачислить его в число трудновоспитуемых. А в данном случае наблюдалось неблагополучие по 3 пунктам.
После выявления трудного ребёнка я установила причины отклонений в его поведении. Причины следующие:
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Причины и "механизм" отрицательного влияния семьи на нравственное формирование личности подростка неоднородны. В данном случае недостатком семейного воспитания является самоограничение родителями объёма своих обязанностей как воспитателей, это проявилось в виде безнадзорности, то есть отсутствия контроля над тем, как подросток использует своё свободное время, и над характером его дружеских связей.
Воспитание ребёнка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя жизнь подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту. Подросток, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию "полной свободы". Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения.
Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом возрасте. Для ученика моего класса уличная компания стала главным местом проведения свободного времени. Как правило, вне школы дети общаются с себе подобными. Общаясь друг с другом, трудные ребята получают то, чего не могут получить в семье и школе. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки; напротив, там их "понимают", одобряют и поддерживают. Между членами такой группы возникает чувство психологического единства, действует неписаный "кодекс" общегрупповых нравственных, правовых, эстетических и иных норм поведения. Группе, как установили учёные, присуще гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из её членов в отдельности.
Трудновоспитуемые подростки многое знают об отрицательных сторонах человеческих взаимоотношений. У многих уже имеется опыт совершения негативных поступков (выпивок, хулиганства). Они "обмениваются" знаниями и умениями такого рода, подражают старшим по возрасту членам группы. Члены подобных компаний играют в азартные игры, сквернословят, злоупотребляют спиртными напитками. Особенно опасно то, что всё большую роль в их жизни начинают играть алкоголь, токсикомания, наркомания. Подростки хулиганят, совершают мелкие кражи и другие правонарушения. Лишь от случая зависит, совершат ли они преступление.
После выявления трудновоспитуемого ребёнка и причин отклонений в его поведении, следует провести диагностику.
1. Выявить направленность личности, которая является первым и главным звеном диагностики. Это даёт те минимальные сведения, без которых никакие меры воздействия на трудного подростка не могут быть эффективными.
На основе изучения трудных подростков были выявлены 4 уровня направленности:
а) неустойчивая;
б) на себя;
в) направленность конфликтного характера;
г) направленность, которая носит резко отрицательный характер.
Выявление уровня направленности личности я осуществляла методом независимых характеристик. Характеристики составляли люди, окружающие подростка: учителя, сверстники, родители и сам ребёнок. Совпадение мнений помогло установить уровень направленности ученика.
Направленность неустойчивая (диаграмма): подросток не думает о будущем, ему важнее сегодняшний день, удовольствия в настоящий момент. Он часто обещает, но даже и не стремится выполнять свои обязательства, добрые намерения не осуществляет, неудачи долго не переживает, быстро находит утешение в различного рода развлечениях. Весьма легко поддаётся чужому влиянию, настроение поминутно меняется, критерии положительного и отрицательного не определены - считает хорошим то, что помогает получить удовольствие, а плохим - что мешает жить, как хочется. Мотивы ситуативны и противоречивы.
Второй объект диагностики - это отношение к людям, к себе, к среде и воспитанию (см. приложение).
Исходя из проведённых исследований, можно выделить 4 типа отношений трудновоспитуемых с окружающей социальной и педагогической средой:
а) инертный;
б) приспособленческий;
в) обострённо - противоречивый;
г) конфликтно - враждебный.
Ведущий тип отношений и определяет характер сопротивляемости воспитательным влияниям и неблагоприятным условиям. На этой основе можно установить уровень педагогической запущенности, который определяет степень податливости трудного подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере. Тип отношений в конкретном случае обострённо-противоречивый.
Обострённо - противоречивый тип: Трудные школьники из этой группы могут поступать то нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятельств и своего настроения. Проявляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие, употребление алкоголя). Эти подростки легко поддаются общему настроению, как положительному, так и отрицательному.
3. Оценка уровня личностного роста учащегося. Объективную картину по данным направлениям дали социометрические методики, наблюдения, сочинения, беседы с родителями, подростком, учениками класса и т.д.
Категория: Классному руководителю | Добавил: БКА
Просмотров: 2605 | Загрузок: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-11, 3:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru