Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Система работы классного руководителя по формированию и сплочению ученического коллектива.
[ Скачать с сервера (21.6 Kb) ] 2013-09-25, 6:28 PM
Система работы классного руководителя по формированию и сплочению ученического коллектива.
Федотова Валентина Петровна, учитель средней школы № 7 г. Костаная.
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Я считаю, что основой воспитательной системы является личностно ориентированный подход.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания .Приоритетной во всей системе воспитательной работы классного руководителя выделяется главная задача по формированию и сплочению ученического коллектива.
Главная воспитательная цель классного руководителя — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь, в школе, его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Я вот уже более 30 лет работаю в школе. И каждый год — классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от 5 класса до 11.
В позапрошлом учебном году я взяла классное руководство в 7 А классе. И первым вопросом в работе с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам комфортно вместе?» Для меня они были совершенно чужие дети. Понимала, что предыдущий классный руководитель пользовался исключительным авторитетом как у детей, так и у родителей.
Вот и встал первый вопрос: « Как мне воспитывать их, ведь у ребят были другие учителя».
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный коллектив. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в классе.
Решить эти задачи могла только насыщенная жизнь класса интересными делами.
Чтобы узнать детей лучше, я провела несколько тестирований по вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе объединяет лишь формальность общего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий терпения.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
В первые дни нашей совместной работы все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждое полугодие происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала общая работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где взаимопонимание зависят от самих детей.
В классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, совместно с родителями я организовала поездку на природу «Давайте познакомимся», которая запомнилась ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.
Большую роль в формировании классного коллектива играют классные часы. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он оставлял след в их сознании ребят., влиял на их поведение. Такие классные часы, как: « Расскажу о себе», « Все мы чем-то похожи» , « Мои летние каникулы» надолго запомнятся детям. Эта же тема была продолжена в конкурсе сочинений: « Я хочу рассказать о своём друге».
Много интересных поездок было в драматический театр ,в музей, на концерт индийской музыки, на мероприятия в ГШДТ.
В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед
вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми , которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
Большую помощь в сплочении классного коллектива играют родители и бессменный председатель родительского комитета Соловьёва С. В.Совместно с родителями прошли огоньки, посвящённые 8 Марта, 9 мая, Новому году. На этих мероприятиях исполнялись номера художественной самодеятельности, звучали поздравления. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там: успешное обучение в музыкальной школе, занятия танцами, спортивные секции. В нашем классе учатся и талантливые футболисты, легкоатлеты , неоднократные победители различных соревнований.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
У моих учеников сейчас выбор профессии. Большая часть из них покинет школу, устроится в другие учебные заведения. И хочется верить в то, что они будут добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Задача эта очень сложная, способы её решения самые разные. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. И пусть законом нашей жизни станут удивительные слова Булата Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая.
Категория: Классному руководителю | Добавил: tin
Просмотров: 4911 | Загрузок: 426 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 7:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru