Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
2015-02-11, 6:21 PM | |
ВКО, г.Семей КГУ «СОШ №31» Зарипова Гульфира Абдулгаязовна Интеллектуальная игра «Познай Чокана Валиханова» Цели: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Чокана Валиханова - приобщить учащихся к культурному наследию - расширить кругозор - расширить знания по истории родной земли -стимулировать интерес к истории культуры, науки и образования - воспитывать любовь к родине Оборудование: портрет Ч. Валиханова, слайды через интерактивную доску, отражающие жизнь и быт того времени, места пребывания Ч. Валиханова, книжная выставка. 1. Место рождения Ч. Валиханова (крепость Кушмурун, Северо – Казахстанской области) 2. Дата рождения Ч. Валиханова (ноябрь 1835 года) 3. Какое образование он получил до поступления в кадетский корпус? (Учился в Кушмурунской школе, построенной его отцом. Учитель – мулла дал ему начальные знания) 4. Назовите город, который сыграл большую роль в начале его жизненного пути (Омск) 5. Сколько лет было ему при поступлении в кадетский корпус? (12) 6. Назовите язык обучения в кадетском корпусе (Русский). Знал ли его он до поступления? (Нет). 7. Знал ли Чокан Чингисович Валиханов другие языки? ( Да, родной казахский, восемь восточных языков, русский, французский, немецкий ) 8. Каким занятиям он уделял больше времени? (изучению истории, географии, этнографии) 9. Что оказало большое влияние на его развитие? (Общение с передовыми образованными людьми ) 10. Назовите причину, по которой он был произведен в корнеты и был направлен на службу в Сибирское казачье войско (Успешное окончание кадетского корпуса) 11. Назовите причину, по которой генерал – губернатор Западной Сибири Гасфорт часто направлял Чокана Валиханова в командировки в пограничные районы с Китаем (Знание языков, обычаев и истории Востока) 12. В каких целях использовал свои поездки он, выполняя поручения генерал – губернатора? ( Для научных целей исследований, которые он ставил перед собой, по собственной инициативе) 13. Кто повлиял на формирование общественно – политических взглядов Валиханова? (Петрашевцы – С. Ф. Дуров и Ф. М. Достоевский ) 14. Как долго продолжалось знакомство петрашевцев и Валиханова? ( До конца его жизни) 15. Весной 1856 года в Семипалатинске Валиханов познакомился с известным географом и путешественником Петром Петровичем Семеновым Тян – Шанским. Кто из них произвел на другого большее впечатление, чем он сам? ( На Семенова Тян – Шан -ского большое впечатление оказали всесторонние знания и одаренность Валиханова. Весной 1856 года он принял участие в экспедиции полковника Хоментовского в район озера Иссык – Куль. Где он собрал богатейший географический, этнографический и фольклорный материал ) 16. Как повлияла на дальнейшую жизнь Валиханова эта встреча? (Он решил оставить военную службу, чтобы продолжить свое образование в Петербурге) 17. Какие душевные качества, стремления его получили поддержку у друзей и у Ф.М. Достоевского, П.П. Семенова на его решение продолжить образование? (Служить своей Родине, знакомить русских людей с бытом и жизнью своего народа, писать о казахах, обогатить свои знания) 18. В феврале 1857 года он был принят в члены Русского географического общества. Удалось ли Валиханову осуществить свои планы? ( Нет. Ему было предложено ехать в Кашгарию, где развернулось движение против властей Китая и появилось пристальное внимание русского правительства, которое не могло равнодушно относиться попыткам английских колонизаторов укрепиться в Кашгарии ). 19. Что было предпринято по этому поводу Валихановым? ( Он решил отправиться в трудное и опасное путешествие под видом купца в составе торгового каравана.) 20. Что являлось целью этой поездки? (Сведения о политическом положении этой страны) 21. Известно, что Валиханову пришлось надолго задержаться в Верном (Алматы) в связи с тем, что горные перевалы оказались непроходимыми из – за глубокого снега. Организация каравана затянулась и в ожидании его Валиханову пришлось около месяца скитаться по степи, скрываясь от населения, чтобы не выдать истинных целей своего путешествия. Ему удалось присоединиться к каравану 28 июня 1858 года. Из какого города и под видом кого? (Из Семипалатинска, под именем Алимбай – сыном купца, когда- то, еще ребенком выехавшего из Кашгара ). 22. Что дало это путешествие Валиханову? (Это путешествие позволило гораздо шире познакомиться с внутренними частями Тянь – Шаньской горной системы, строение его цепей и природные условия районов лежащих значительно южнее маршрутов Семенова. Валиханов был первым, кто смог проникнуть в эту, в то время, неведомую страну Он собрал интереснейшие сведения по географии, социально – экономическим отношениям, истории и этнографии края, добыл редчайшие рукописи ) 23. По возвращении из Кашгарии Валиханов был вызван в Петербург. Что ему было предложено делать? (Принять участие в составлении карты Средней Азии). 24. Продолжил ли свое образование Валиханов в Петербургском университете? (Прожив год в Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана учиться на восточном факультете университета. Он предпочел записаться лишь на некоторые университетские лекции ). 25. Петербургский климат вредно отразился на здоровье Валиханова и он вынужден был весной 1861 года вернуться на родину. Чему решил посвятить себя Валиханов? (Он решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа ) 26. Его не утвердили в должности «султана». Имея демократические устремления , он не стал на путь революционера. Почему? ( Выслушать мнение учащихся. Ответ: Валиханов оставался просветителем, а возможность социальных преобразований видел лишь в реформах , проводимых сверху.) 27. Валиханов продолжает свои научные работы. Зимой 1864 года его приглашают в Омск для помощи в подготовке реформы. Какой? (В подготовке судебной реформы. Им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев ). Заключение. Жизнь необычайно одаренного, талантливого исследователя, отважного путешественника, ученого, просветителя, горячо любящего свою Родину, свой народ оборвалась безвременной кончиной в 30 лет. Как мало прожито, но как много сделано ! | |
Просмотров: 2061 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|