Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
[ Скачать с сервера (87.4 Kb) ] | 2015-08-04, 5:30 PM |
План работы классного руководителя по коррекции поведения учащихся классного коллектива Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися. Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе моральных норм. В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности, страдающих таким серьезным нарушением, как ассоциативное, девиантное поведение, межличностная агрессия, гиперактивность. Наличие таких дефектов существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Таким детям нужна педагогическая помощь в воспитании духовных, нравственных качеств личности ребенка и формировании чувства долга и ответственности за свое поведение, в воспитании гуманного отношения к окружающим, законопослушности, выработке коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Таким образом, проведение мероприятий программы коррекции поведения учащихся в классном коллективе является объективной необходимостью. Цели программы по коррекции поведения учащихся классного коллектива: • воспитание социально-ориентированного школьника; • воспитание духовно-нравственного развития ребёнка (воспитывать такие нравственные качества, как доброта, забота, милосердие, уважение); • воспитание личности с позитивным отношением к жизни, толерантным мировоззрением (воспитывать в детях уважение друг к другу, чувство любви к ближнему, сформировать представление о человечности); • развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений (прививать культуру поведения, культуру общения, культуру чувств; учить культуре общения, пользоваться полученными сведениями в любой жизненной ситуации); • создание психологического климата класса, способствующего развитию добрых межличностных отношений школьников; • формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Задачи программы: • создание «социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности; • изучение личности каждого ребенка, индивидуальных особенностей и способностей; • сплочение классного коллектива путем формирования социально-активной позиции каждого ученика; • формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности; воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; • формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения; • защита, сохранение физического и психологического здоровья ребёнка; • профилактика асоциального поведения учащихся; • реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением, коррекция их межличностного общения; • воспитание нравственной личности, социально адаптированной к современному обществу; • оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности ребёнка, создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель – ученик»; • психолого–педагогическое просвещение родителей. Реализация программы коррекции поведения учащихся осуществляется через планирование работы классным руководителем, ее проведение и базируется на таких основных принципах воспитания: • принцип ценностно- смыслового равенства воспитанника и воспитателя (воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия, разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает»); • принцип индивидуализации воспитания; • принцип демократизации воспитательной системы (Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни); • принцип гуманистической ориентации воспитания, толерантности (принципы требуют вдумчивого отношения к людям, уважения к каждому человеку в отдельности); • принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха); • принцип создания воспитывающей среды (создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса); • принцип целостности педагогических процессов (надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального). Принципы жизнедеятельности и законы жизни классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя. Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг. Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает. Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро. Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия. Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!! Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива 6 – А класса В классе 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек). Классный коллектив сформирован на базе единого коллектива. Дети в классе подвижные, шумные, активные. Несколько учащихся класса имеют задатки лидера, умеют владеть собой, всегда проявляют положительные личностные качества. Но не все учащиеся класса обладают навыками саморегуляции. Часть учащихся класса имеет завышенную самооценку и не умеет относиться к себе критически. Одни учащихся обладает высокой культурой межличностных отношений, другие ученики склонны выяснять отношения с помощью физической силы. По итогам психолого-педагогических наблюдений за учащимися класса в прошлом году было выявлено, что в классе серьёзную проблему представляет межличностное общение. Практически половина учащихся класса тем или иным образом проявляла агрессию в межличностных отношениях. В этом детском коллективе учатся дети, относящиеся ко всем типам агрессивных детей: склонным к физической агрессии, к вербальной агрессии, к проявлению косвенной агрессии, дети-негативисты. Часть учащихся класса попала в ситуацию аномии (состояние запутанности и дезорганизации во время социальных катаклизмов, перемен), из которой возможен выход благодаря слаженности деятельности педагогов, психологической службы школы, родителей. Двигательная активность учащихся, не всегда адекватное восприятие ситуации порой создавали впечатление неуважительного отношения к окружающим. В учебном процессе большая часть учащихся класса была активна на уроках, показывала знания достаточного и среднего уровней учебных компетенций, умела учиться. Несколько учащихся учились с удовольствием. Они стали лидерами учебного процесса, научились практически применять полученные учебные навыки и умения. Однако ряд учеников на уроках рассредоточены, легко отвлекаются, не могут сконцентрировать своё внимание на предложенном задании, испытывают трудности в учебной работе как на уроках, так и в выполнении домашних заданий. В классе есть учащиеся с начальным уровнем учебных достижений. Ниже своих возможностей учатся ребята с девиантным поведением. Для работы с такими детьми в данном направлении применяется метод коучинга личной эффективности. Учащиеся класса охотно участвуют во внеклассной работе, умеют быть ответственными, учатся выполнять общественные поручения. Умеют быть сплоченными, объединяются общим делом, но не всегда проявляют самостоятельность в выполнении поручений. Инициатива и самостоятельность детей находится на уровне становления. Инициативность детей стимулирует активное участие родителей в организации и проведении классных мероприятий. Многие учащиеся класса воспитываются в неполных семьях (воспитывает ребенка одна мама). В классе есть учащиеся, требующие особого внимания и индивидуального подхода со стороны учителей, систематического контроля со стороны родителей. Это конфликтно-ситуативные дети с позитивно направленностью. Истекший учебный год показал наличие в классе конфликтных ситуаций в процессе общения учеников между собой и конфликтных ситуаций «ученик - учитель», выявил межличностные неприязненные отношения отдельных групп учащихся. С учащимися класса проводились занятия факультатива практической психологии «Умей общаться», но результативность их была низкой. Участники конфликтов не хотели, а порой и не умели выходить из конфликтной ситуации путем её решения. В воспитательном процессе неоднократно требовалась консультативная помощь психолога и социального педагога. К этой помощи обращались как учителя-предметники, так и родители гиперактивных детей. Поэтому воспитательный процесс в классе проводился как социально-педагогическая профилактика и превентивная помощь и коррекция. Работа в этом направлении будет продолжена и в новом учебном году. Цель воспитательной работы в 2015-2016 учебном году - создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся, их успешной реализации в классном коллективе, социализации в обществе. Исходя из этого, в 2015-2016 учебном году в классном коллективе будут решаться следующие задачи: • формирование нравственно-смысловых и духовных ориентиров учащихся; национально–патриотический подход в формировании личности ребенка; • создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования личности, самоутверждения каждого ученика, сохранения его неповторимости и развитие его индивидуальных способностей; • воспитание коллективизма, сплоченности детей в классном коллективе; • воспитание толерантности в каждом учащемся; • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности классного коллектива, воспитание ответственности за порученное дело; • превентивное воспитание личности; привитие навыков культуры поведения, корректных межличностных отношений; •гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками; коррекция межличностных отношений учащихся класса и их поведения; •организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся; •формирование навыков учебно-познавательной работы; развитие учебных умений и компетентностей учащихся; •защита прав и интересов учащихся; •формирование здорового образа жизни. Циклограмма работы классного руководителя Ежедневно: контроль посещаемости; работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях, контроль внешнего вида; организация дежурства по классу; индивидуальная работа с учащимися, работа с классным журналом; организация питания. Еженедельно: проведение классных часов, проверка дневников; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса, работа с родителями по ситуации, встреча с медработником школы по справкам о болезни учеников. Ежемесячно: посещение уроков в своем классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; составление отчета о посещаемости, совместный анализ выполнения плана работы. В конце каждого семестра: подведение итогов семестра; оформление итогов успеваемости учащихся в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости. В конце учебного года: сбор статистических данных о классе, проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета. Действия классного руководителя по коррекции поведения учащихся классного коллектива: Коллективные формы работы Диагностика: определение уровня воспитанности учащихся; нравственные приоритеты школьников. Анкетирование: «Я и мой класс», «Будем знакомы», «Мои представления о себе», «Мои убеждения», «Общение в классе», «Считаешь ли ты себя дисциплинированным человеком», «Мои успехи в этом учебном году». Тестирование «Какой вы друг?», тест на выявление акцентуированных черт личности, тест на определение уровня воспитанности учащихся; опросник «Склонности и интересы учащихся средних классов», Беседы с классом: «Дисциплина и дисциплинированность», «Ты да я, да мы с тобой», «Общение в классе», «Способности к общению», «Наш класс. Законы жизни», «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?», «Как научиться управлять собой», «Мой идеальный друг», «Кто я? Какой я?», «Что значит любить родителей?», «Как преодолеть в себе злость?», «как расположить к себе окружающих». Классные часы: «Кто я», «Уроки добра и красоты», «О единстве слова и дела», «Культура речи», «Доброта в отношении к людям», «Твое место в коллективе», «Сотвори себя сам», «О ложном товариществе и круговых поруках», «Мои права и обязанности», «Золотые правила этики», «Конфликты в нашей жизни пути их решения», «Мораль сей басни такова…», «Всегда ли мы поступаем правильно?». Школа самовоспитания: «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», «Быть Человеком», «Роскошь человеческого общения», «Мои привычки», «Как работать над собой», «Типы темпераментов», «Самооценка», «Так чем же ценен человек?». Уроки нравственности: «По каким правилам мы живём?», «Человек – сам себе враг?», «Мои духовные ценности», «Нет уз святее товарищества» (практикум), «Человек среди людей», «Что такое культурный человек?», «Сам себя воспитать должен», «Мир эмоций и чувств», «Жизнь прекрасна без гнева». Тренинги «Я – это интересно», «Моё настроение» Деловые игры: «Если друг оказался вдруг…», «Умеем ли мы общаться?», «Я - они. Я глазами других», «Рецепты хорошего делового тона», «В поисках дружбы», «Моё место в моём классе», «Как стать интересным?». Диспуты и дискуссии: «Быть, как все, и не быть, как все», «Я имею право на…»; устные журналы: «Познай себя», «Человек и закон», «Комфортная школа»; конкурс рисунков «Ударим юмором по вредным привычкам». Посещение уроков класса классным руководителем, наблюдение за поведением учащихся на уроке. Индивидуальные консультации классного руководителя с учителями-предметниками. Индивидуальная работа с учащимися Индивидуальные беседы с учащимися по возникшим конкретным ситуациям; с учащимися, нарушающими дисциплину на уроке. Свободный разговор «Познай самого себя», «Вредные привычки», «Учимся договариваться». Посещение гиперактивных учащихся, учащихся, склонных к девиантному поведению на дому, составление актов обследования их жилищных условий. Ведение классным руководителем дневника наблюдений за поведением учащихся класса. Работа с родителями Проведение занятий (лекторий) “Школа для родителей”: «Школа общения с ребенком: общение родителей и детей», «Семья и мир потребностей», «Детская агрессивность». Родительские собрания вместе с детьми по вопросам культуры общения, семейных традиций; с приглашением медицинских работников, психологической службы школы; «Роль и возможности семьи», «Формирование у детей успешного жизненного сценария», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Умеем ли мы дружить со своим ребёнком?», «Он – мы. Требовательность разумная и излишняя», «Учимся договариваться». Круглые столы «Вечер трудных вопросов», «Дисциплина и наказание» (родители – классный руководитель – учителя – предметники - психолог). Индивидуальные беседы с родителями по проблемам воспитания детей, по проблемам, возникающим с учащимися в школе. Индивидуальные консультации для родителей гиперактивных учащихся. Тестирование «Ваш ребенок», «Какие мы родители?» Анкетирование: «Искусство жить с детьми», «Нравственные законы нашей семьи». Родительский тренинг «Искусство быть родителями», «Детские проблемы и помощь взрослых», «Конфликты и их разрешение». Индивидуальные консультации с учителями-предметниками для родителей. Индивидуальные консультации для родителей, отсутствовавших на родительском собрании. Посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину на уроке. Психолого-педагогическое сопровождение коррекции поведения учащихся классного коллектива Психологическая служба школы представлена практическим психологом и социальным педагогом. Практический психолог: отвечает за психологический компонент занятий, родительский лекторий, входную и итоговую психодиагностическую работу по выявлению уровня готовности к погружению в школьный социум (октябрь-май); проводит психологические тренинги, коррекционные игры, мониторинг результата; проводит занятия с учениками, имеющими девиантное поведение, склонными к дезадаптивному поведению, направленные на облегчение адаптации к школьной жизни («Школа и школьные правила» (сентябрь); выступает на родительских собраниях в рамках психологического просвещения родителей учащихся по темам: «Возрастные особенности младшего подростка», «Школьная адаптация и связанные с ней трудности», «Как распознать дезадаптированного ребенка?» (сентябрь-ноябрь); проводит ряд диагностических процедур с целью выявления дезадаптированных учеников и детей с неполной адаптацией (средний уровень) (октябрь, декабрь); диагностирует степень и типы агрессивности, уровень девиантности, ассоциальности поведения проблемных учащихся и применяет для их корректировки необходимые приёмы и методы; обучает детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, агрессивных детей - способам выражения гнева в приемлемой форме; отрабатывает навыки общения в различных конфликтных ситуациях; составляет рекомендации для учителей и родителей по общению с проблемными детьми. Для этого используют следующие методы и методики: психолого-педагогическое наблюдение во время уроков и во внеурочное время; проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой; правила экстренного вмешательства при агрессивных проявлениях; анкета для родителей. Социальный педагог школы оказывает помощь: в выявлении трудностей и проблем учащегося, отклонений в его поведении, уровне социальной защищённости и адаптированности к социальной среде; своевременном оказании социальной помощи и поддержки учащимся и родителям; принятии мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности; содействии созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, учащихся, обучающихся в школе, в семье, в окружающей социальной среде; повышении уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; профилактике асоциального поведения и правонарушений; обеспечении профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета (“группа риска”, ВШК); координации взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся. Оказание социальной помощи осуществляется через: помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школі; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.; организацию превентивно-профилактической работы с учащимися “группы риска”; выявление запросов, потребностей детей и разработку мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; пропаганду и разъяснение прав детей, семьи, педагогов. По результатам проведенных психологом и социальным педагогом исследований: (октябрь-январь): проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей детей с дезадаптированным поведением; профилактические и коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия с детьми; даются адресные рекомендации родителям и педагогам по оптимизации дальнейшего взаимодействия с детьми, у которых выявлены проявления школьной и/или социальной дезадаптации. Полный текст плана классного руководителя в прикрепленном файле. | |
Просмотров: 3056 | Загрузок: 167 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|