ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В поисках истины на вопрос о нравственном воспитании С.А. Назарбаева, автор проекта «Самопознание», писала: Ни на минуту не сомневаюсь, чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Надо возродить этику жизни взамен тех условностей цивилизованного этикета, которыми так долго обходились мы, беспамятные дети XX века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Какая наука сможет научить жить человека праведно, не нарушая норм морали? Еще акыны степи говорили о «науке совести». Ш. Кудайбердиев полагал, что три качества должны владеть человеком: труд, разум, сердце. Совесть - проявление духовно-нравственных ценностей. Проявление хорошего нрава, добрые гуманные поступки - главная сила человека. Настоящее образование должно заботиться об объединении ума, рук и сердца. Поэтому цель воспитания - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно - духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела. Мы, как воспитатели, можем помочь воспитаннику дать важный дар - способность найти в своем сердце вечные духовно-нравственные ценности, которые присущи каждому человеку. Стремление молодых людей к личному материальному обогащению, развитие интеллекта для того чтобы добиться высокого социального положения не являются признаками силы. Только проявление хорошего характера, доброты ума и сердца есть проявление силы человека. В наш меркантильный век моральные ценности сменились материальными, поэтому следует обратить внимание на приоритеты в образовании. Необходимо, чтобы аспекты образования: интеллектуальное и духовно- нравственное гармонировали друг с другом. Легко говорить о духовно- нравственном воспитании словами, но как процесс воспитания происходит на самом деле? Наши воспитанники - выпускники детских домов из регионов Казахстана, городов Астана и Алматы, которые имеют пробелы в образовании и воспитании. Обучаясь в КГУ «Профессионально- технический колледж» г. Астаны и проживая в общежитии колледжа, мои коллеги своим опытом стараются восполнить пробелы. Личность мастера- куратора-воспитателя в колледже имеет большое значение в воспитании и обучении подрастающего поколения. Любящий свою работу и воспитанников человек, умеющий создать позитивную атмосферу, пользуется авторитетом среди учащихся, ибо он придерживается принципа безусловного принятия и любви к своим подопечным. У хорошего педагога прослеживается единство мыслей, слов и поступков. Педагог прежде всего сам практикует духовные ценности. Мы и сами не поймем, что такое «добро» пока не совершим добрый поступок. Любящий и добрый учитель, который терпелив и полон скромности, сыграет положительную роль в формировании духовно- нравственной личности. Чистые и добрые учителя в силах воспитать целую нацию духовно обогащенных людей. Для педагогов существует только одно правило: Следуй тому, чему учишь. Педагог- гуманист Януш Корчак пожертвовал своей жизнью и вместе с детьми вошел в газовую камеру, хотя у него были шансы остаться живым. Корчак утверждал: Любите детей, только любовь способна самых отчаянных сорванцов превратить в высокодуховных людей. Этой идее вторит и Ш. Амонашвили: Не надо выдумывать новых методов воспитания, просто следуй Заповеди- возлюби ближнего своего. И тогда тебе откроются гармония, простор, свобода. Нравственно-духовное образование – это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе. А душа любого человека раскрывается только навстречу Любви. Вся атмосфера образовательного процесса в нашем колледже пронизана идеей служения обществу, стране.
|