Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю |
2016-04-28, 9:11 AM | |
Цели урока: 1. Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны. 2. Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады. 3. Анализируя рассказ Ю. Васильева, помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети и война. 4. Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений. Оборудование: • Компьютер • Проектор • Презентация “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!” • Выставка рисунков по рассказу Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова” Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается наше будущее… Память, не оставь нас! Ход урока 1. Слово учителя. Слайд 1 (М. Таривердиев. Воспоминания) Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу… (В.П. Астафьев). Слайды 2-3 27 января ….Это день, когда в 1944 году после долгих 900 дней была снята блокада Ленинграда. Слайд 4 Сегодня у нас урок памяти “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!”. Слайд 5 Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому что Не лечит время ран. Не лечит, – Они чем дальше, тем больней. (Т. Ляпин) Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать: Слайды 6-8 Опять война, Опять блокада, - А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: "Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне". И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда Не права! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна. (Юрий Воронов) Слайды 9-10 (Е. Дога. Чёрная вуаль) Тёплый, несколько душный от пряного запаха трав день 22 июня 1941 года. Чарующие звуки вальса заполнили школьные залы. В его ритме кружатся счастливые и беззаботные пары. Выпускной 1941 года… Под утро расходятся счастливые, полные радужных надежд бывшие ученики, строят планы на будущее. Слайд 11 (Позывные военного времени) Кто-то собирался на следующий день к морю, в отпуск. Кто-то должен был ехать к родным в Симферополь… Сладко посапывали в своих кроватках детки. Последние минуты мирной жизни… Слайд 12 (Левитан. Объявление о начале Великой Отечественной войны) Слайд 13 (Видеосюжет о военных действиях) Слайд 14 (Песня “Священная война”) Чтец Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну. Слайды 15-17 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская) Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и к праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов). Слайды 18-21 Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Слайды 22-23 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская) 20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население. Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Слайд 24 Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада. Слайд 25 (А. Вивальди. Зима) Чтец На печке и на стенах лёд. Молчит всё время репродуктор. Блокада. Сорок первый год. Сегодня выдача продуктов. Никак не выйти в магазин, Хотя он с нашим домом рядом. На улице совсем вблизи Ложатся снова артснаряды. Мороз опять сковал меня. Во что бы потеплей одеться? Живу на линии огня И не могу никак согреться… (Полина Каганова) Слайды 26-27 В конце ноября ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но сохранили парки и сады. Чтец Деревья,поклонитесь низко людям И сохраните память их потом. Они зимой сжигали все, что было: Шкафы и двери, стулья и столы, Но их рука деревьев не рубила. Сады не знали голоса пилы. Слайды 28-29 (Альбиони. Адажио соль-минор для органа со струнными) Но самым страшным испытанием стал голод… С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Слайды 29-31 Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. У вас на столе лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время… Чтец Птицы смерти в зените стоят, Кто идёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой ещё, он всё слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: “Хлеба!” - До седьмого доходят неба… Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть. (Анна Ахматова. Птицы смерти в зените стоят) Слайды 32-33 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром) Ведущий Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе. Слайды 34-36 Чтец Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести. Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь. Умирали – и говорили, – Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет! И листовки летели с неба На пороги замёрзших квартир: “Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..” “Будет мир! Вам не снится мир!” Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Слайд 37 (А. Вивальди. Зима) Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Пиши, Пиши в этой старой тетради дрожащие буквы нетвёрдой рукой. Прошу, Бога ради, пиши. Ведь каждое слово — удар, огласи приговор предпоследней строкой, Ведь каждое слово — оружие, значит — пиши!.. (Ю. Яковлев. Девочки с Васильевского острова) Слайды 38-40 (Саундтрек к фильму “Свой среди чужих, чужой среди своих) Чтец На берегу Невы, В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня. Он каждого пришедшего влечёт. Пред ним стоят сельчане, горожане. От старца – до наивного мальца. И письменная сущность содержанья Ошеломляет души и сердца. Это – всем живущим в назиданье, Чтоб каждый в суть явлений вник, – Время Возвышает Образ Тани И её доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. В каждом слове – ёмкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе… Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это – боль, которая клубится. Это – сердце, что летит сюда… Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой. Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей немыслимой судьбой! Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живёт, не ведая старенья, И гласит Про наши времена! (Сергей Смирнов. Таня Савичева) Сегодня я хотела бы говорить о рассказе Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”, посвящённом Тане Савичевой. Но прежде (так как этой книги к сожалению нет в библиотеке) я немного расскажу Вам об этой маленькой девочке и её семье. …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти. С детских лет вышивала и Таня – все цветы, цветы… Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Таня все чаще открывала свою записную книжку: “28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”. “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”. “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”. “Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”. “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942” 9 страничек. Страшные строчки. Нет запятых, только черные точки. Пусто и тихо в промерзшей квартире. Кажется, радости нет больше в мире. Если бы хлебушка всем по кусочку, Может, короче дневник был на строчку. “Маму и бабушку голод унес. Нет больше сил и нет больше слез. Умерли дядя, сестренка и брат Смертью голодной…” Пустел Ленинград. Умерли все. Что поделать. Блокада. Голод уносит людей Ленинграда. Тихо в квартире. В живых только Таня. В маленьком сердце столько страданья! Умерли все! Никого больше нет. Девочке Тане 11 лет… Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла. Слайд 41 В рассказе речь идёт о Вале Зайцевой – девочке, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Тане Савичевой – девочке, которая жила в блокадном Ленинграде. Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой. Слайд 42 • Вот что рассказывает Валя: “У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо... Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем!” Валя – решительная девочка, боевая, смелая, добивается своей цели. Она – верная подруга и никогда не бросит в беде. Рассказывая о Танином недостатке – заикании, Валя говорит: “Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого”. Она говорит Тане: “ Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?" Валя не раз пыталась поставить себя на место Тани Савичевой: “Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.… И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу…” Слайд 43 • Кто же такая Таня? “Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово… Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. "Дети, сегодня мы займемся с вами повторением..." И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого…” Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она “не сдавалась – жила” “в родном городе в самое трудное время”. • Что объединяет этих двух девочек? Эти девочки одногодки и соседки. “Мы одногодки. Обе с Васильевского острова… Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином… Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь… У нас все общее. И улица, и школа… У нас даже почерк одинаковый! У меня есть такая же книжка. За сорок копеек…”. Слайд 44 • Мы понимаем, что Тани нет давно на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. Это ощущается уже с первой фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о том, чем она любила заниматься, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. Мы слышим о Танином брате Лёке. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил. Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером”. Вместе с Валей мы держим в руках Танин дневник. А откуда Валя знает все эти подробности Таниной жизни? Несколько раз в рассказе звучат слова Вали: “Мне рассказывали”. Значит, она всё-таки слышала от кого-то. • А кто мог ей рассказать о Тане? Наверное, в школе на уроках истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами. Слайд 45-46 • Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни? А почему Валя решила отыскать её? Вале хотелось своими глазами увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного Ленинграда: “Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь”. Слайд 47 • Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать? Ей было очень трудно, тяжело. “Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: "Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.". Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти. Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать. – Давайте ваш бетон. Буду писать… Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно… Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова. У меня плохо получалось. В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово "умер" исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали: – Пиши, Валя Зайцева, пиши. И я снова написала – "умер". Я очень устала писать слово "умер". Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась. Я долго не решалась открыть страничку на букву "М". На этой страничке Таниной рукой было написано: "Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года". Таня не написала слово "умерла". У нее не хватило сил написать это слово. Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы. – Можешь еще писать? – Я допишу, – ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка”. • В детском сердце копится боль за погибшую подругу, гнев и горечь обвинения тем, кто стал причиной её смерти. Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград? Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”. • Что значит “остались в своём времени”? Почему Валя говорит о них как о живых? Остались в своём времени, значит, не выросли, не повзрослели, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для Вали все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине. – И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина. Она идёт. Переступая рвы, – Ей не нужны ни визы, ни прописки, В глазах – то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. Она идёт, Покинув свой уют, Не о себе – о мире беспокоясь И памятники честь ей отдают. И обелиски кланяются в пояс. (Е. Исаев “Суд памяти”) Слайд 48-49 Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой. – А говорили: всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны жива в народе И бродит, как в берёзе сок. (А. Селезнёв) Давайте почтим память этих мужественных детей блокадного Ленинграда минутой молчания под стук метронома, который звучал в страшные и трудные годы. Слайд 50 Слайд 51 Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. (А.Т. Твардовский) Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы должны помнить, чтобы никогда дети не плакали и не пугались страшных взрывов, чтобы никогда дети не боялись, что они не вырастут, потому что будет война… Слайд 52 – Снова дрались во дворе?.. – Ага! Мама, но я не плакала!.. Вырасту – выучусь на моряка. Я уже в ванне плавала!.. – Боже, не девочка, а – беда! Сил моих больше нету… – Мама, а вырасту я когда?.. – Вырастешь! Ешь котлету… – Мама, купим живого коня?.. – Коня?! Да что ж это делается!.. – Мама, а в лётчики примут меня?.. – Примут. Куда они денутся?! Ты же из каждого, сатана, Душу сумеешь вытрясти!.. – Мама, А правда, что будет война И я не успею вырасти? (Роберт Рождественский. Подслушанный разговор) Слайд 53 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром) Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война. Было время когда-то. Гремело, цвело... и прошло. И державам, и людям пора наступает исчезнуть. В непроглядной трясине лежит потонувшее Зло И герой, что ценой своей жизни увлек его в бездну. Что там было? Когда?.. По прошествии множества лет И болото, и память покрыла забвения тина. Только кажется людям, что Зло еще рвется на свет: До сих пор, говорят, пузырится ночами трясина. До сих пор, говорят, там, внизу, продолжается бой: Беспощадно сдавив ненасытную глотку вампира, До сих пор, говорят, кто-то платит посмертной судьбой За оставшихся жить, за спокойствие этого мира. (Мария Семёнова) Пусть вечный символ мира – голубь будет и символом нашей памяти о тех, кто спас наш хрупкий мир от фашизма. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! (учащиеся 5 класса вручают собравшимся на память символ мира и свободы – изображение голубя) Слайд 54 - 55 Подходит к завершению наш урок. Традиционно урок заканчивается обязательной оценкой работы. Но у нас урок не совсем обычный, урок памяти. Мы сегодня прикоснулись к священным страницам истории Великой Отечественной войны, пережили и прочувствовали боль и горечь утрат. Я думаю, что отличную оценку нам выставит жизнь за нашу память, за то, что мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо всем! | |
Просмотров: 981 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|