Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (65.0 Kb) ] | 2017-02-06, 8:09 PM |
Учитель: Кручинина Галина Леонидовна Класс: 7 б Предмет: Русская литература Дата: Тема урока: Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака». Цели урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют Л. Андреева; понять цель его творчества; попробовать разобраться в человеческих поступках. Задачи урока: - Развитие навыка анализа художественного текста; - формирование мыслительной деятельности учащихся; - воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле. Проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим». Ответственность за судьбу животного. Ключевые идеи: Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения. Ресурсы: учебники и тетради, раздаточный материал, видеоролик, презентация. Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика I.Организационный момент Настрой на урок Здравствуйте.. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому, что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее. приветствуют учителя, II. Стадия вызова Работа над новой темой ( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. ) Знакомит учеников с новым материалом. Слово учителя. Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Что такое притча? (Притча – это короткий поучительный рассказ). Слушайте внимательно. ( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. ) На какие размышления наводит эта притча. Что объединяет это произведение и рассказ Леонида Андреева «Кусака»? ( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. ) Слушают притчу, отвечают на вопросы. Приблизительные ответы: ( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. ) Актуализация знаний. Стратегия «Постер», трехязычье Тема нашего урока: « Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».» А слова гуманиста, философа, врача 20 века Альберта Швейцера: « Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», - прозвучат в качестве эпиграфа . Скажите, исходя из теми эпиграфа , чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите это слово? Давайте составим постер. Словарная работа. Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Гуманность- человеколюбие и отзывчивость. Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках. Именно эти слова будут часто звучать сегодня на уроке. Составляют постер на трех языках: русском, английском, казахском III.Стадия осмысления Работа по главам в группах Стратегия «Корзина идей» Проблемный вопрос Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Какой же смысл заключен в этих словах? Как вы понимаете сказанное? Все живое имеет душу, страдает. А сейчас вы поработайте в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы 1.Обсудите и выберите самое лучшее название главы из домашних записей 2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Пприл., сущ., гл., нареч.)Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы? 3.Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке? Вопрос : Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.) Работают в группах по главам 1 глава: Дают монологический ответ Название? «Она никому не принадлежала». Какая собака? Грязная , некрасивая, злая Ключевые слова? Одиночество, страх, злоба. Какой картиной заканчивается 1 глава? = кусака одинока – в природе все мрачно: холод, ночь описанием зимнего пейзажа, но есть надежда в этом описании? =да робкий луч. 2 глава Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены? Пришла весна и в жизнь Кусаки. Как изменился мир вокруг Кусаки? Как назвали? «У неё отняли непримиримую злобу» или «Встреча с добрыми людьми» Ключевые слова: любовь, ласка, имя. В её жизнь вошла любовь и ласка, тепло, добро, мир наполнился звуками, запахами А почему вздрагивала? (слишком долго она чувствовала холодную злобу людей, чтобы сразу оттаяло сердце) 3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?» Изменилась Кусака? Как? =Внешне и внутренне, Длинная шерсть … стала лосниться, как атлас, Ключевые слова: Ласковая, счастье, восторг, благодарность, любовь, принадлежала людям. А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы? она для них игрушка, вещь, забава 4 глава. «Смутно предчувствуя беду,,,» Какую беду предчувствовала Кусака? Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду. Для чего введен диалог Лели с мамой? Как вы оцениваете отношение Лели к собаке? (изменений пока нет, но развитие остановилось) =Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно, порода для неё ничего не значит. Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна 5 глава работаем вместе, зачитаем В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака? Какая стала Кусака? грязная, промокшая, одинокая, несчастная Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Ключевые слова : мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем. Читаю два последних абзаца под музыку Как озаглавим? Название: « Собака выла». Почему собака выла? (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему? Они нанесли ей удар больнее, раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека. Почему Андреев выбирает именно это слово? ( она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет. Каково лексическое значение этого слова. Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала» Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки Отвечают на проблемный вопрос (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.) Работа с цветовой гаммой Круги . душевное состояние собаки на трех этапах Найдите в тексте слова, которые создают этот образ. 1. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад». 2. Мир, окружающий собаку, изменился, стал шире. В нём появилось новое. Что в нем появилось? 3. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. ВЫВОД: «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной. Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям… Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей. – Рассмотрите таблицу и заполните этапы «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». Закрашивают. Объясняют. Заполнение таблицы ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ 1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ 2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ 3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ 1. ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ. 2. Отвечают на вопросы : Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста) 3. Почему дачники оставили Кусаку? -Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием? -Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели? -В чем причина отречения Лели от Кусаки? - К чему приводит этот безнравственный поступок дачников? Делают вывод: Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».) Стратегия «Диаграмма Венна» Каждой группе дается стихотворение о бездомной собаке. Нужно сравнить с текстом рассказа Заполняют круги Стратегии: Диаманта, Синквейн, толстые и тонкие вопросы, другая точка зрения, штрих Следит за выполнением задания Даймонд (диаманта) (от англ. бриллиант) -это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам. Семистрочный даймонд: 1. – собака 2. –бездомная, грязная 3. – боится, прячется, злится 4. – страх, ужас// доброта, ласка 5.Радуется, играет, сторожит 6. –красивая, счастливая 7. Кусака Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. Кусака 2-я строка. Бездомная, одинокая 3-я строка. Прирученная, подобревшая, брошенная 4-я строка. Надеется, ждет, страдает, воет 5-я строка. Несмело, верно , отчаянно, безнадежно 6-я строка. Люди совершили безнравственный поступок, благодаря которому Кусака потеряла веру в добро. Выполняют творческие работы Оценивание «Слова благодарности» оценивают друг друга , спикеры благодарят самого работающего ученика группы IV.Стадия Рефлексии Подведение итогов Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых. Так о чем хотел сказать нам автор? Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными., Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир. О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей, хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее. Как бы вы поступили на месте Лёли? - Можно ли изменить финал рассказа? (чтобы изменить финал, надо изменить самих людей, в данном случае Лёлю и маму. А может, включить в произведение новых персонажей?..) Придумайте свое завершение рассказа. отвечают на вопросы подводят итоги. Придумывают концовку рассказа Дом задание Составьте правила для людей, приручающих животных. записывают Д\з Рефлексия «Настроение » Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер? На заготовках в форме сердца (есть у каждого ученика) показать своё настроение после изучения рассказа (что на сердце у детей, что испытывают они?) Литература: 1. https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-lnandreeva-kusaka-446125.html 2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/05/urok-po-rasskazu-l-andreeva-kusaka 3. http://razrabotky.ru/load/5_klass/literatura/urok_po_rasskazu_l_andreeva_kusaka/16-1-0-603 4. http://pedportal.net/starshie-klassy/literatura/razrabotka-uroka-po-rasskazu-leonida-andreeva-quot-kusaka-quot-302550 5. | |
Просмотров: 1362 | Загрузок: 15 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|