Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2018-01-27, 2:08 PM | |
Урок по теме «Обособленные определения и приложения» Учитель: Сафарова Алмагуль Саваргалиевна Класс: 8 Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме. Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником. Ход урока 1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока) 2. Проверка домашнего задания: • Какие члены предложения называются обособленными? (Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например: Ветер, дувший со всех сторон, усиливался. • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.) • В каких случаях обособляются определения и приложения? (Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях: - Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например: Усталая, она пришла домой. - Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например: Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут. - Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например: - Ветер, холодный и колючий, подул с севера. Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика) 3. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях) • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи? (В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.) Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных. • Итак, записываем в тетрадях: Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет. (После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке) Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию. Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения». Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях. (Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор) (Комплексный анализ текста) 1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты. 2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью. 3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю! 1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать? (Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.) 2. В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1) 3. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение) 1) Данный текст принадлежит к художественному стилю речи. 2) Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли. 4. Определите тип текста (докажите свое мнение) Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , …………… 5. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину? Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.) сравнение: луга, пестрые, как ковер,… ? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста. 6. Найдите типы словосочетаний по способу связи: В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю. 7. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями 1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА. 8. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему. Физкультминутка. 5. Материал для закрепления • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК: - обособляется, если имеет оттенок причинности, например: Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики. - не обособляется, если имеет значение «в качестве», например: Все знают Семенова как хорошего футболиста - если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например: Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков 2. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно. (звучит легкая музыка) Первые две тетради проверяются, выставляются оценки. Музыка выключается. После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради Словарная работа. - Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА. Оно имеет два основных значения: • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор. • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента: пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище» Составьте и запишите предложения по схемам. 1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] . 2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] . распр.прил. 3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] . Итог урока - Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения» - Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения? Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях: • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению (Усталая, она пришла домой.) • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного (Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.) • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного (Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю) • если имеют обстоятельственное значение причины (Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой) уступки: Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя или отделены от определяемого существительного другим членом предложения - Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки: За работу в тетрадях – За работу по карточкам - За работу на интерактивной доске (анализ текста) - За работу у доски – Работали с учебником: Составляли предложения по схемам и получили оценки Домашнее задание: упражнение 323 (для всех) Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем; упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных) Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе; Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе | |
Просмотров: 1288 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|